Эмпирическое исследование учебного стресса студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:48, курсовая работа

Краткое описание

Стрессы можно подразделить на:
эмоционально положительные и эмоционально отрицательные;
кратковременные и долгосрочные или, другими словами, острые и хронические;
физиологические и психологические. Последние, в свою очередь, подразделяются на информационные и эмоциональные

Файлы: 1 файл

реферат по психологии.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

Введение.          

□ Стрессу подвержен  любой человек вне зависимости  от занимаемой им должности, положения  в обществе и материального достатка. 

□ По статистике, в США (стране, которая первой осознала проблему стресса) 90% населения постоянно  находится в состоянии сильного стресса. Из них 60% испытывает стресс 1-2 раза в неделю, 30% - почти каждый день. 

□ По данным американских ученых 2/3 всех визитов к врачу  вызваны симптомами, в основе которых  лежит стресс. Многие крупные корпорации тратят сотни миллионов долларов на медицинские пособия, вызванные стрессом. В итоге экономические потери от стресса в США превышают 300 миллиардов долларов ежегодно.

□ В России, на сегодняшний день, нет столь точной статистики, но по приблизительным  оценкам примерно 70% россиян постоянно находятся в состоянии стресса, а треть всего населения - в состоянии сильного стресса.

□ Вследствие постоянных стрессов, почти 80% людей зарабатывают болезнь, называемую синдромом хронической  усталости. Симптомы этого заболевания  очень напоминают проявления СПИДа: быстрая утомляемость, слабость по утрам, «песок» в глазах, частые головные боли, бессонница, конфликтность, склонность к одиночеству

□ По данным ВЦИОМ (Всесоюзный центр исследования общественного  мнения) россияне избавляются от стресса следующим образом: 
- Телевизор - 46% 
- Музыка - 43% 
- Алкоголь - 19% 
- Еда - 16% 
- Медикаменты - 15%  
- Спорт - 12% 
- Секс - 9% 
- Йога, медитация - 2%

□ 40 млн. из 147 млн. рабочих в странах Европейского союза страдают от стрессов, что  ежегодно обходится обществу в 19 млрд. долларов США.

□ Многие жители стран "Большой Европы" страдают теми или иными последствиями  стрессовых ситуаций. Например - 13% сетуют на постоянную головную боль, 17% - на мышечные боли, еще 30% испытывают неприятные ощущения и боли в области спины.

□ По результатам  социологических опросов - стресс оказывается  сильное негативное влияние на сексуальную  жизнь 60% людей.  

  Определение стресса.          

Слово "стресс" впервые ввел в обиход канадский  врач и биолог с мировым именем, директор института экспериментальной медицины и хирургии Ганс Селье. Он же обосновал свое учение о стрессе и дистрессе. Неверно понимать под стрессом только такое нервное напряжение, которое приводит к болезням, утверждает Селье. Он говорит, что стресс - это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Значит, стресс - это не только нервное напряжение. Любое непривычное для организма воздействие - чувство гнева, страха, ненависти, радости, любви, сильный холод или жара, инфекция, реакция на прием лекарств - все это может вызвать стресс. Стало быть стресс - это приспособление организма к любому воздействующему на него явлению, это его реакция на сильное чувство и ощущение. Избегнуть стрессовых ситуаций невозможно, считает Селье, да и не нужно, ибо стресс - это сама жизнь и отсутствие стресса означает смерть. Г. Селье также ввел понятие о дистрессе. Если стресс - это вообще напряжение, давление, нажим, то дистресс - это горе, несчастье. Поэтому человеку необходимо бороться с дистрессовыми ситуациями, стремиться быстрее выходить из них. Однако вреден и постоянно действующий стресс. Наш организм, сталкиваясь с необычным воздействием, вначале отвечает на него реакцией тревоги, вслед за ней возникает фаза сопротивления стрессорам (факторам, вызывающим стресс). Но если стрессоры продолжают свое воздействие на организм, то может наступить третья фаза - фаза истощения борьбы со стрессорами. Это происходит тогда, когда исчерпались ресурсы защитных сил, и организм заболевает. Итак, длительное психическое напряжение, вызывающее истощение защитных сил, может явиться и является причиной заболеваний, которые называют психогенными. Конечно, разные люди по-разному реагируют на одни и те же раздражители. Это знает каждый из своего личного опыта. Кто-то в крутой ситуации остается невозмутимым, а кто-то теряется. Кто-то даже по незначительному поводу может "взорваться", наговорить обидных слов, а кто-то объяснится совершенно спокойно. Все зависит от склада характера, от индивидуальности человека и от наличия приобретенных средств защиты в борьбе со стрессом. Таким видит стресс наука. А что же происходит на практике, в реальной жизни, которая нас окружает и зачастую создает вокруг нас множество стрессовых ситуаций? В современном лихорадочном мире много говорят о стрессе, связанным со сложными условиями труда, с загрязнением окружающей среды, военными конфликтами, с выходом на пенсию, семейными проблемами, смертью родственников и т.д. Словом, к понятию "стресс" все уже привыкли, но забыли, что оно означает не просто состояние постоянного психоэмоционального напряжения, а довольно серьезные изменения в организме и что, как это ни печально, иногда на работе умирают не только в переносном, но и в буквальном смысле слова. Во многих западных странах каждый пятый в тот или иной момент своей жизни вынужден обращаться за медицинской помощью в связи с нервными заболеваниями. Годами люди могут не обращать внимание на явные признаки стрессового состояния и постепенно "сгорают на работе". Окружающий нас мир имеет большое число раздражителей. Благодаря стресорам люди развиваются физически, интеллектуально и эмоционально. Каждое воздействие на человеческий организм, внутреннее и внешнее, предполагает какую-либо реакцию и может быть и хорошим, и плохим. Определенная часть стресса не только не устранима, но и необходима для выживания человека. Например, человек находится в комнате, где усиленно работает нагревательный прибор. Организм человека подвергается воздействию горячего воздуха, и он постарается отключить источник жары. Аналогично, во время принятия пищи наша пищеварительная система активизируется для того, чтобы выполнить свою функцию переваривания пищи. В обоих случаях, стресс может быть не только внутренним, внешним, но и продолжительным. Стоит уточнить, что стресс не является высоконапряженной работой, расстраивающими дорожными пробками, ворчливой тещей, низкой зарплатой или совокупностью данных факторов (или, естественно, любых других). Стресс является нашей реакцией на все эти события, тем, как мы справляемся с ним в нашей жизни. Как уже говорилось, люди не всегда сознательно реагируют на все виды стрессов, которым подвергаются. Они обычно замечают те стрессы, которые отрицательно на них сказываются. Фактически стресс является мотивацией для личностного изменения, роста. И лишь когда мы игнорируем предупредительные сигналы нашего организма, мы действительно позволяем стрессу становиться угрозой нашему здоровью и, следовательно, нашей жизни.            

Классификация стресса

Стрессы можно  подразделить на:

  • эмоционально положительные и эмоционально отрицательные;
  • кратковременные и долгосрочные или, другими словами, острые и хронические;
  • физиологические и психологические. Последние, в свою очередь, подразделяются на информационные и эмоциональные

Стрессы бывают эмоционально отрицательные и эмоционально положительные. Да-да, такие радостные события, как свадьба или выигрыш любимой команды, тоже по сути факторы стресса, вызывающие бурю эмоций и выброс адреналина. В случае эмоционально положительного стресса стрессовая ситуация непродолжительна и вы ее контролируете, обычно в этих случаях опасаться нечего: ваш организм сможет быстро отдохнуть и восстановиться после взрыва активности всех систем. Известны, правда, факты, когда сильные положительные эмоции у людей со слабым здоровьем приводили к серьезным последствиям, вплоть до инсультов и инфарктов, но это все-таки случаи уникальные и мы их обсуждать не станем. Говоря "борьба со стрессом", "последствия стресса", будем иметь в виду эмоционально отрицательный тип стресса.

Различают кратковременный (острый) и долговременный (хронический) стрессы. Они по-разному отражаются на здоровье. Долговременный несет более тяжелые последствия.

Для острого  стресса характерны быстрота и неожиданность, с которой он происходит. Крайняя  степень острого стресса - шок. В жизни каждого человека были шокирующие ситуации.

Шок, острый стресс почти всегда переходят в стресс хронический, долговременный. Шоковая  ситуация прошла, вы вроде бы оправились от потрясения, но воспоминания о пережитом  возвращаются снова и снова.

Долговременный  стресс не обязательно является следствием острого, он часто возникает из-за малозначительных, казалось бы, факторов, но постоянно действующих и многочисленных (например, неудовлетворенность работой, напряженые отношения с коллегами и родственниками и т.п.).

Физиологический стресс возникает в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов (боль, холод, жара, голод, жажда, физические перегрузки и т.п.)

Психологический стресс вызывают факторы, действующие своим сигнальным значением: обман, обида, угроза, опасность, информационная перегрузка и т.п.

Эмоциональный стресс имеет место в ситуациях, угрожающих безопасности человека (преступления, аварии, войны, тяжелые болезни и т.п.), его социальному статусу, экономическому благополучию, межличностным отношениям (потеря работы, семейные проблемы и т.п.).

Информационный  стресс возникает при информационных перегрузках, когда человек, несущий большую ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения. Очень часты информационные стрессы в работе диспетчеров, операторов технических систем управления.  

         Причины стресса.          

Сложно перечислить  все причины стрессовых расстройств, но ученые предлагают следующую систематизацию основных причин стресса:  
1. патологические наследственные факторы;  
2. особенности личности;  
3. возраст (юношеский, поздний);  
4. особые периоды жизни (беременность, послеродовый период, климактерическое состояние);  
5. тяжелые телесные заболевания;  
6. негативные потрясения, "удары судьбы" (смерть или тяжкая болезнь близких, развод, финансовый крах, потеря работы и т.д.);  
7. стихийные бедствия, катастрофы;  
8. неспособность или потеря доверительного общения со своим близким окружением;  
9. низкий уровень или отсутствие социальной поддержки;  
10. физические и эмоциональные перегрузки на работе.  
Не буду расшифровывать все вышеперечисленные факторы, поскольку все и так понятно и остановлюсь лишь на особенностях личности. В частности, одним из примеров постоянного воздействия этого внутреннего фактора на психическое состояние человека могут послужить гении. Многие из них страдали даже депрессией и меланхолией. Скорее всего, на это влияло их особое восприятие жизни или то, что мы, ориентируясь на общепринятые стереотипы, называем странностями, "заскоками". Хотя это всего-навсего лишь особенность характера.           

  Психология стресса. 
Поговорим о стрессе  

Эмоциональное - "Ой, у меня такой стресс" или рассудительное "Все мы живем в состоянии  стресса" - кто не слышал подобных реплик? То, что сейчас мы все переживаем стресс - аксиома. У одних суп жидкий, у других жемчуг мелкий - каждый по-своему несчастлив, полон несбывшихся ожиданий, с тревогой заглядывает в будущее.  
 
Что же это? Проклятие нашего времени? Цена, которую необходимо заплатить за блага цивилизации? И, как, наконец, жить с этим? Попробуем разобраться.  
 
В самом понятии стресса нет ничего отрицательного. Это не более чем состояние мобилизации организма, "готовность номер один" всех органов и систем. Негативные последствия возможны лишь тогда, когда происходит неправильная разрядка или это состояние становится хроническим. Наше время характеризуется необыкновенно интенсивным потоком информации, обрушивающимся на нас. Учеными подсчитано, что только за день городской житель получает столько информации, сколько крестьянин прошлого века за всю свою жизнь.  
 
Каждый информационный выстрел в нашу сторону вызывает ответную реакцию организма. Итак, чтобы справляться со стрессом, необходимо должным образом настроить свой организм. Общие принципы "настройки" могут быть следующими:  
 
1) Управляйте льющимся потоком информации. Откажитесь от детского девиза "хочу все знать". Лучше вспомните мудрое библейское "Во многих знаниях многие печали". Включая телевизор или раскрывая газету, спросите себя - что меня здесь интересует? Не откусывайте больше, чем вы сможете прожевать.  
 
2) Приняв решение, подумайте о последствиях. Задайте себе вопрос - "Как изменится моя жизнь, если я узнаю свежую политическую новость или результаты футбольного матча?" Попытайтесь представить себе свою реакцию - радость, огорчение, озабоченность, тревога - которая может овладеть вами после получения информации.  
 
3) Чаще вступайте в диалог с самим собой. Получая информацию, вдумывайтесь - а что она значит лично для меня, как изменилась моя жизнь теперь, когда я знаю это. Стоит ли мне действовать, или время выждать. Стремитесь к осмысленности - пусть для вас станет ясно как наилучшим образом вести себя в данной ситуации, иными словами, к какому ответу призывает вас Судьба. Видный американский психолог и священник А. ван Каам говорит: "Задумывайтесь не только о том, что вы хотите от жизни, но и о том, что Жизнь хочет от вас".  
 
4) Не становитесь "заземлителем". Вы не должны быть последним звеном информационного канала. Рассказывайте о том, что видели и слышали. При этом не становитесь "ретранслятором". Сопровождайте рассказ свободно выражаемыми чувствами и суждениями. Если же информация которая вы передаете другим не вызывает интереса, задумайтесь, так ли уж она была нужна вам самим.  
 
5) Устанавливайте приоритеты. Нормальная последовательность значимости - я сам, потом моя семья и близкие мне люди. Песня "Раньше думай о Родине, а потом о себе" нынче не актуальна. После того как вам станет ясна ценность информации для вас лично и вашего непосредственного окружения, можно, уже не со столь выраженной эмоциональной вовлеченностью решить - что это значит для моей страны и планеты в целом.  
 
6) Рассчитывайте свои силы. Не стоит огорчаться тем, чего вы не сможете изменить при всем своем желании. Если объективно вы не можете на что-либо повлиять, но это вас беспокоит, дайте выход чувствам в молитве. Здесь вы не проиграете - если Бог есть, Он вас услышит, если нет - вы сможете вывести наружу переполняющие вас эмоции.  
 
7) Отслеживайте перемены в себе. Замечайте, как меняется ваше состояние. Иногда для того, чтобы предотвратить срыв или паническую реакцию, достаточно сказать себе - "Сейчас я испытываю раздражение" или "Сейчас я боюсь". Прежде чем действовать разберитесь, что вызвало ваше стрессовое состояние. Ставьте между вашим настроением и вашими действиями барьер осмысленности. Предусматривайте последствия ваших реакций. Золотое правило здесь - первое побуждение не всегда самое верное.  
 
8) Учитесь говорить себе "Стоп". Это относится не только к действиям, но и к мыслям и чувствам. У англичан есть замечательная поговорка "Остановись и понюхай розы". Пытайтесь любому огорчению противопоставить приятное воспоминание. На свете есть множество хороших вещей. Несомненно, в вашей жизни было больше светлого, а когда сгущаются тучи, вы можете попробовать принцип Скарлетт О`Хара: когда ее обступали заботы, она говорила - "Об этом я подумаю завтра".  
 
9) Поймав себя на готовности к страху или грусти, спросите себя - а стоит ли предаваться унынию. Так ли уж глупа лиса из басни, которая, не достав виноград, не позволила себе расстроиться, а нашла выход поддерживающий ее самоценность и приказала себе подумать, что он еще не вполне спел?  
 
10) "Всякое дело, которое вы делаете, есть одна восьмая часть искомого, а сохранить свое внутреннее устроение, если и случится не исполнить дела есть семь восьмых". Так писал древний христианский подвижник авва Дорофей. Прислушаемся к мудрости, проверенной столетиями. Разве слаженно работающий организм, не пригодится нам для более важных дел и свершений в будущем.  
 
Практикуя эти правила в своей жизни, вы обнаружите, что стресс из соперника и угнетателя становится вашим союзником и даже помощником. "Обузданный" стресс есть великолепный ресурс энергии. Смелее запрягайте его в повозку вашей судьбы.
  

  Заключение.           Отдельные стрессы помогают человеку бороться с комплексами (страх общения, страх говорить перед большой аудиторией и т.д.), дают возможность понять, как себя вести в той или иной ситуации. Да и вообще, жизнь сама по себе - это большой стресс, состоящий из огромного числа более маленьких. И те люди, которые не убегают от своих проблем, а решают их, в последствии учатся лавировать в большом объеме всевозможных стрессовых ситуаций. В наше трудное время, когда мы, люди, живущее в ногу с прогрессом, получаем из СМИ огромный поток негативной информации, когда нас волнуют проблемы, связанные с социально-экономическими трудностями в стране, проблемы в отношениях с близкими, друзьями и коллегами, просто необходимо знать, что такое стресс и каково его воздействие на психику. Умение справляться со стрессовыми ситуация поможет избежать нам многих заболеваний, продлит жизнь и поможет избежать проблем с психикой у будущих поколений. Конечно, очень важную роль в оздоровлении нации должно сыграть и правительство, стремясь к улучшению экономической, социальной, военно-политической ситуаций в стране. Но так или иначе сейчас очень многое (если не все) зависит только от самих нас: наша реакция на происходящее, наши последующие действия и соответственно сложившееся эмоциональное состояние. Как уже говорилось, безвыходных положений не бывает. Бывают только люди, которые не хотят изменить себя, свое отношение к жизни и не хотят решать свои проблемы.

Глава II. Эмпирическое исследование учебного стресса  студентов

2.1 Описание методик,  используемых в  диагностике учебного  стресса студентов

Исследование  учебного стресса мы проводили среди студентов 481 группы факультета подготовки УНК. Возраст участников - 20-21 год, пол - женский. В диагностике участвовало 15 студентов.

Для исследования мы выбрали 2 методики:

Тест  на учебный стресс, разработанный Ю.В. Щербатых. Данный тест позволяет определить основные причины учебного стресса; выявить, в чем проявляется стресс; определить основные приемы снятия стресса студентами.

Студентам предлагалось ответить на 7 вопросов различного содержания. В 1, 3 и 5 вопросах данного теста нужно оценить свои ответы по 10-и балльной шкале, где 1 балл - минимум, 10 баллов максимум.2, 4 и 6 вопросы предполагали выбор подходящего ответа. Вопрос 7 - открытый, студенты вписывали свои варианты ответа на данный вопрос.

2.2 Диагностика учебного стресса у студентов

Результаты  проведенных методик  мы предоставили в  форме таблиц и  анализа полученных результатов.

Таблица 1 - Причины стресса  студентов.

Причина стресса Результаты,

max = 10 б. 

1 Большая учебная  нагрузка 5,4
2 Страх перед  будущим 4,9
3 Нежелание учится или разочарование в профессии 4,7
4 Непонятные, скучные  учебники 4,7
5 Неумение правильно  распорядиться ограниченными финансами 4,5
6 Строгие преподаватели 4,3
7 Проблемы в  личной жизни 4,1
8 Нерегулярное  питание 4,1
9 Неумение правильно организовать свой режим дня 4,1
10 Стеснительность, застенчивость 3,6
11 Излишнее серьезное  отношение к учебе 3,2
12 Отсутствие  учебников 2,5
13 Жизнь вдали  от родителей 2,3
14 Конфликт в  группе 1,9
15 Проблемы совместного  проживания с другими студентами 1,5
16 Иное - маленькая  стипендия  
     

Итак, основными  причинами возникновения стресса  у студентов являются большая  учебная нагрузка и страх перед  будущим. Меньше всего студентов  волнует проблема совместного проживания с другими студентами, конфликт в группе (можно сделать вывод о том, что группа дружная).

Информация о работе Эмпирическое исследование учебного стресса студентов