Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:06, курсовая работа
В психологии с самого начала ХХ в. велись поиски способностей, которые в отличие от традиционно выделяемого общего интеллекта, были бы связаны с социально-эмоциональной сферой психики. Ведущие специалисты в области психологии интеллекта, в том числе, социального интеллекта (Торндайк Э, Спирмен Ч., Векслер Д., Гилфорд Дж., Айзенк Г.) и другие утверждали, что люди различаются по способности понимать других людей и управлять ими, т.е. действовать разумным образом в человеческих отношениях [1].
Самооценка образует особое оценочное отношение к себе: конкретное, эмоционально-логическое отношение. «Самооценка на каждом конкретном этапе развития личности… отражает уровень развития эмоционально-ценностного отношения к себе» [18, С. 123]. Самооценка предстает как результат развития самоотношения и работы самопознания, как единство знания человеком самого себя и отношения к себе, как определенный вид или уровень развития самоотношения.
У большинства людей проявляется тенденция оценивать себя чуть выше среднего. Это позволяет сделать вывод, что человеку свойственна потребность в достаточно высокой самооценке, т. е. каждому хочется уважать себя. Самоуважение — один из истоков психологической устойчивости, хорошего настроения. Допустим, человек совершил ошибку, сделал что-то не так. Если этот человек обладает достаточно высоким уровнем самооценки, он может успокоить себя: «Ничего страшного, ведь в целом я отнюдь не глупец и подобное для меня не характерно», т. е. срабатывает психологическая защита и человек успокаивается.
Какие же трудности общения возникают у людей с завышенной самооценкой? Человек, считающий себя намного умнее других и тем более намеренно это подчеркивающий, неминуемо вызывает раздражение окружающих. Это естественно — ведь мысль «видите, какой я умный» подразумевает пренебрежительное отношение к окружающим. А кому приятно, чтобы его кто-то считал глупым? Неадекватное самомнение, подчеркивание своих достоинств, надменность, пренебрежение к другим — неиссякаемый источник негативизма окружающих. Человек с неадекватно высокой самооценкой потенциально конфликтен в ситуациях, когда речь заходит о вознаграждениях и поощрениях за труд. Несовпадение ожидаемой и реальной наград закономерно выливается в обиду и зависть, которые накапливаются и, наконец, прорываются резким обвинением в чей-либо адрес. [19]
С какими же трудностями в общении сталкивается человек с заниженной самооценкой? Представления о себе как о менее способном, некрасивом, невезучем, несчастном, больном присущи, в основном, людям с тревожным, застревающим и педантичным типами акцентуации характера, они создают пониженный фон настроения, закрепляют «комплекс неполноценности». Стойкая излишне низкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависимость от других, несамостоятельность и даже заискивание, появляются робость, замкнутость, даже искаженное восприятие окружающих. [19]
Трезвое и объективное отношение к себе составляет основу нормальной самооценки. В нашем окружении всегда будут люди, в чем-либо превосходящие нас: более сильные, красивые, обаятельные, интеллигентные, удачливые или популярные. И точно так же всегда найдутся те, кто уступает нам в этом. [20]
Таким образом, подчеркивается, что самооценка представляет собой особое образование самосознания, являющееся результатом развития самоотношения и работы самопознания, но в то же время ни к одному из этих компонентов не сводящееся.
1.3 Коммуникативные проблемы студентов и эмоциональный интеллект
В широком смысле слова и особенно в англоязычной культуре слова «общение» и «коммуникация» синонимичны.
Однако, Г. М. Андреева (1990) выделяет в общении три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, перцептивную и интерактивную. Коммуникативная сторона общения (коммуникация) состоит в обмене информацией между общающимися. Перцептивная сторона общения заключается в восприятии друг друга партнерами по общению и установлении на этой основе взаимопонимания. Интерактивная сторона – это организация взаимодействия между общающимися, т. е. обмен действиями. Помимо них существует и эмоциональная сторона общения. Общение – это и заражение эмоцией от партнера по общению, и вызов какой-либо эмоции у партнера.
В. Н. Куницына отмечает, что
общение является потребностью и
условием жизни человека, как взаимодействие
и взаимовлияние, как своеобразный
обмен отношениями и
На такой основе вызревают человеческие навыки, к которым относятся социальные компетенции, способствующие более плодотворному общению с людьми; их дефицит имеет результатом потерю места в обществе или многократные разрывы межличностных отношений. В самом деле, ведь именно отсутствие этих навыков становится причиной того, что даже люди с блестящим умом оказываются неспособными наладить взаимоотношения с другими, проявляя себя бесцеремонными, вызывающими или бездушными. Обладая способностями к общению, человек сумеет придать нужный характер случайной встрече, мобилизовать и воодушевить, преуспеть в интимных отношениях, убедить и приобрести влияние, успокоить и ободрить других.
При каждой встрече мы посылаем эмоциональные сигналы, которые оказывают влияние на тех, с кем мы сталкиваемся. Чем более искусными бываем мы с социальной точки зрения, тем лучше контролируем посылаемые нами сигналы. Сдержанность у воспитанных людей есть прежде всего способ обеспечения того, чтобы никакая вызывающая беспокойство утечка эмоций не испортила встречу (правило, о котором обычно забывают, переходя в сферу интимных отношений). В литературе отмечается, что у людей, плохо воспринимающих и передающих эмоции, обычно возникают проблемы с поддержанием межличностных отношений, поскольку окружающие, общаясь с ними, часто чувствуют себя некомфортно, хотя и не всегда могут объяснить, почему так происходит [21].
На основе этого можно сделать вывод о том, что способности к межличностному общению основаны на аспектах эмоционального интеллекта: понимании и управлении своими и чужими эмоциями. Низкие показатели по этим четырем аспектам эмоционального интеллекта могут привести к следующим коммуникативным проблемам: непониманию своих эмоции, неумению управлять своими эмоциями, непониманию чужих эмоции и неумению управлять чужими эмоциями.
1.4 Выводы по первой главе
В современной психологии эмоционального интеллекта выделяются несколько ведущих теорий: теория эмоционально-интеллектуальных способностей Майера Дж., Сэловея П., Карузо Д.; теория эмоциональной компетентности Гоулмена Д.; некогнитивная теория эмоционального интеллекта Бар-Она Р.; двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта Люсина Д. Содержательной характеристикой эмоционального интеллекта, которая объединяет перечисленные теории, является совокупность способностей к пониманию и управлению собственными эмоциями, пониманию и управлению эмоциями других людей. Анализ теоретических воззрений вышеуказанных авторов позволяет определить эмоциональный интеллект как совокупность эмоционально-когнитивных способностей к социально-психологической адаптации личности. Все структурные компоненты эмоционального интеллекта взаимосвязаны, и их тесная взаимозависимость способствует эффективному межличностному взаимодействию.
Люди с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта, с высокой самооценкой обладают выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, могут управлять своей эмоциональной сферой, что обусловливает их более высокую адаптивность и эффективность в общении, они легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими. Коммуникативные же проблемы могут быть следствием недостаточного развития основных подструктур эмоционального интеллекта (понимания и управления своими и чужими эмоциями) и заниженной (или завышенной) самооценкой. Неадекватная самооценка приводит к непониманию себя, вследствие чего и неправильной саморегуляции. Данный факт часто приводит к потере социальной компетенции и затруднению межличностных контактов. Но эмоциональный интеллект лежит в основе эмоциональной саморегуляции, поэтому управление эмоциями – это навык, который можно нарабатывать и развивать. И в конце нашей экспериментальной части мы постараемся дать несколько практических методов повышения уровня эмоционального интеллекта и способов формирования адекватной самооценки.
Список использованной литературы
26.Этюды о трансперсональной парадигме психологии. Проблемы психологии и эргономики, N1. – Тверь – Ярославль, 1999.
27.Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания. Личностный рост. Методы и техники. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.
28.Козлов В.В.
Информация о работе Эмоциональный интеллект, самооценка и коммуникативные проблемы студентов