Эмоциональный интеллект, самооценка и коммуникативные проблемы студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

В психологии с самого начала ХХ в. велись поиски способностей, которые в отличие от традиционно выделяемого общего интеллекта, были бы связаны с социально-эмоциональной сферой психики. Ведущие специалисты в области психологии интеллекта, в том числе, социального интеллекта (Торндайк Э, Спирмен Ч., Векслер Д., Гилфорд Дж., Айзенк Г.) и другие утверждали, что люди различаются по способности понимать других людей и управлять ими, т.е. действовать разумным образом в человеческих отношениях [1].

Файлы: 1 файл

Глава 1.docx

— 911.15 Кб (Скачать)

Самооценка образует особое оценочное отношение к себе: конкретное, эмоционально-логическое отношение. «Самооценка на каждом конкретном этапе развития личности… отражает уровень развития эмоционально-ценностного отношения к себе» [18, С. 123]. Самооценка предстает как результат развития самоотношения и работы самопознания, как единство знания человеком самого себя и отношения к себе, как определенный вид или уровень развития самоотношения.

У большинства людей проявляется  тенденция оценивать себя чуть выше среднего. Это позволяет сделать  вывод, что человеку свойственна  потребность в достаточно высокой  самооценке, т. е. каждому хочется  уважать себя. Самоуважение — один из истоков психологической устойчивости, хорошего настроения. Допустим, человек совершил ошибку, сделал что-то не так. Если этот человек обладает достаточно высоким уровнем самооценки, он может успокоить себя: «Ничего страшного, ведь в целом я отнюдь не глупец и подобное для меня не характерно», т. е. срабатывает психологическая защита и человек успокаивается.

Какие же трудности общения  возникают у людей с завышенной самооценкой? Человек, считающий себя намного умнее других и тем более намеренно это подчеркивающий, неминуемо вызывает раздражение окружающих. Это естественно — ведь мысль «видите, какой я умный» подразумевает пренебрежительное отношение к окружающим. А кому приятно, чтобы его кто-то считал глупым? Неадекватное самомнение, подчеркивание своих достоинств, надменность, пренебрежение к другим — неиссякаемый источник негативизма окружающих. Человек с неадекватно высокой самооценкой потенциально конфликтен в ситуациях, когда речь заходит о вознаграждениях и поощрениях за труд. Несовпадение ожидаемой и реальной наград закономерно выливается в обиду и зависть, которые накапливаются и, наконец, прорываются резким обвинением в чей-либо адрес. [19]

С какими же трудностями  в общении сталкивается человек с заниженной самооценкой? Представления о себе как о менее способном, некрасивом, невезучем, несчастном, больном присущи, в основном, людям с тревожным, застревающим и педантичным типами акцентуации характера, они создают пониженный фон настроения, закрепляют «комплекс неполноценности».  Стойкая излишне низкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависимость от других, несамостоятельность и даже заискивание, появляются робость, замкнутость, даже искаженное восприятие окружающих. [19]

Трезвое и объективное  отношение к себе составляет основу нормальной самооценки. В нашем окружении  всегда будут люди, в чем-либо превосходящие  нас: более сильные, красивые, обаятельные, интеллигентные, удачливые или популярные. И точно так же всегда найдутся те, кто уступает нам в этом. [20]

Таким образом, подчеркивается, что  самооценка представляет собой особое образование самосознания, являющееся результатом развития самоотношения и работы самопознания, но в то же время ни к одному из этих компонентов не сводящееся.

1.3 Коммуникативные проблемы студентов и эмоциональный интеллект

В широком смысле слова и особенно в англоязычной культуре слова «общение» и «коммуникация» синонимичны.

Однако, Г. М. Андреева (1990) выделяет в общении три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, перцептивную и интерактивную. Коммуникативная сторона общения (коммуникация) состоит в обмене информацией между общающимися. Перцептивная сторона общения заключается в восприятии друг друга партнерами по общению и установлении на этой основе взаимопонимания. Интерактивная сторона – это организация взаимодействия между общающимися, т. е. обмен действиями. Помимо них существует и эмоциональная сторона общения. Общение – это и заражение эмоцией от партнера по общению, и вызов какой-либо эмоции у партнера.

В. Н. Куницына отмечает, что  общение является потребностью и  условием жизни человека, как взаимодействие и взаимовлияние, как своеобразный обмен отношениями и сопереживание  друг другу, как взаимное познание и  деятельность. Но для построения успешных коммуникации необходимо уметь грамотно использовать эти стороны общения, в частности эмоциональную, т.к. именно эта сторона общения обеспечивает какое -позитивное или негативное -  отношение ты строишь. Контроль над эмоциями другого человека — тонкое искусство сохранения взаимоотношений — требует зрелости, а также двух других эмоциональных навыков — умения владеть собой и эмпатии.

На такой основе вызревают человеческие навыки, к  которым относятся социальные компетенции, способствующие более плодотворному общению с людьми; их дефицит имеет результатом потерю места в обществе или многократные разрывы межличностных отношений. В самом деле, ведь именно отсутствие этих навыков становится причиной того, что даже люди с блестящим умом оказываются неспособными наладить взаимоотношения с другими, проявляя себя бесцеремонными, вызывающими или бездушными. Обладая способностями к общению, человек сумеет придать нужный характер случайной встрече, мобилизовать и воодушевить, преуспеть в интимных отношениях, убедить и приобрести влияние, успокоить и ободрить других.

При каждой встрече  мы посылаем эмоциональные сигналы, которые оказывают влияние на тех, с кем мы сталкиваемся. Чем более искусными бываем мы с социальной точки зрения, тем лучше контролируем посылаемые нами сигналы. Сдержанность у воспитанных людей есть прежде всего способ обеспечения того, чтобы никакая вызывающая беспокойство утечка эмоций не испортила встречу (правило, о котором обычно забывают, переходя в сферу интимных отношений). В литературе отмечается, что у людей, плохо воспринимающих и передающих эмоции, обычно возникают проблемы с поддержанием межличностных отношений, поскольку окружающие, общаясь с ними, часто чувствуют себя некомфортно, хотя и не всегда могут объяснить, почему так происходит [21].

На основе этого  можно сделать вывод о том, что способности к межличностному общению основаны на аспектах эмоционального интеллекта: понимании и управлении своими и чужими эмоциями. Низкие показатели по этим четырем аспектам эмоционального интеллекта могут привести к следующим коммуникативным проблемам: непониманию своих эмоции, неумению управлять своими эмоциями, непониманию чужих эмоции и неумению управлять чужими эмоциями.

1.4 Выводы  по первой главе

В современной психологии эмоционального интеллекта выделяются несколько ведущих теорий: теория эмоционально-интеллектуальных способностей Майера Дж., Сэловея П., Карузо Д.; теория эмоциональной компетентности Гоулмена Д.; некогнитивная теория эмоционального интеллекта Бар-Она Р.; двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта Люсина Д. Содержательной характеристикой эмоционального интеллекта, которая объединяет перечисленные теории, является совокупность способностей к пониманию и управлению собственными эмоциями, пониманию и управлению эмоциями других людей. Анализ теоретических воззрений вышеуказанных авторов позволяет определить эмоциональный интеллект как совокупность эмоционально-когнитивных способностей к социально-психологической адаптации личности. Все структурные компоненты эмоционального интеллекта взаимосвязаны, и их тесная взаимозависимость способствует эффективному межличностному взаимодействию.

Люди с высоким уровнем  развития эмоционального интеллекта, с высокой самооценкой обладают выраженными способностями к  пониманию собственных эмоций и  эмоций других людей, могут управлять  своей эмоциональной сферой, что  обусловливает их более высокую  адаптивность и эффективность в  общении, они легче добиваются своих  целей во взаимодействии с окружающими. Коммуникативные же проблемы могут  быть следствием недостаточного развития основных подструктур эмоционального интеллекта (понимания и управления своими и чужими эмоциями) и заниженной (или завышенной) самооценкой. Неадекватная самооценка приводит к непониманию себя, вследствие чего и неправильной саморегуляции. Данный факт часто приводит к потере социальной компетенции и затруднению межличностных контактов. Но эмоциональный интеллект лежит в основе эмоциональной саморегуляции, поэтому управление эмоциями – это навык, который можно нарабатывать и развивать. И в конце нашей экспериментальной части мы постараемся дать несколько практических методов повышения уровня эмоционального интеллекта и способов формирования адекватной самооценки.

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Робертс, Р.Д., Мэттьюс, Дж., Зайднер, М. Люсин, Д.В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике. // Психология: Журнал Высшей Школы Экономики. 2004. Т. 1. № 4. С. 3–24.
  2. Выготский, Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1982 504 с.
  3. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. 416 с.
  4. Леонтьев, А.Н. Деятельность и сознание // Вопросы философии. 1972. № 12. С. 137–140.
  5. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78-86.
  6. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2004. С. 29–36.
  7. Bar-On R. The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESI). // Psicothema. 2006. Vol. 18, supl., pp. 13-25. Oviedo (Spain); http://www.psicothema.com/pdf/ 3271.pdf
  8. Яковлева, Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 20-27.
  9. The Four Branch Model of Emotional Intelligence: Background. // Emotional Intelligence Information; John D. Mayer. – LA, 2008. – Mode of access: http://www.unh.edu/emotional_intelligence/ei%20What%20is%20EI/ei%20fourbranch.htm
  10. Mayer, J. D., Salovey, P., Caruso, D. R. Models of emotional intelligence. In R. J. Sternberg (Ed.). // Handbook of Intelligence. – Cambridge, England: Cambridge University Press, 2000. Pp. 396-420; http: //www. unh.edu/emotional_intelligence / EI%20Assets/Reprints... EI%20Proper /EI2000 Models Sternberg. pdf (сохранено 27.10. 2008 г.).
  11. Mayer J.D., Salovey P. What is Emotional Intelligence? // Emotional Development and Emotional Intelligence; P. Salovey & D.J. Sluyter (Eds.). New York: Basic Books. 1997. P. 3-31. – Emotional Intelligence Information; John D. Mayer. – LA, 2008; http://www.unh.edu/emotional_intelligence/EI%20Assets/
  12. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Emotional Intelligence: Theory, Findings, and Implications // Psichological Inquiry. 2004, Vol. 15, No. 3, 197-215; http:// www. unh.edu/ emotional_intelligence/ EI%20Assets/Reprints...EI%20Proper/ EI2004MayerSalovey Carusotarget. pdf (сохранено 31.01. 2009 г.).
  13. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Даниэл Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. – М.: АСТ: АСТ Москва: Хранитель, 2008. 478 с.
  14. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Гоулман Дэниел, Бояцис Ричард, Макки Энни. Пер с агл. – 3 изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 301 с.
  15. Relation of the Models to the Popularizations. // Emotional Intelligence Information; John D. Mayer. – Los Angeles, 2008; http://www.unh.edu/ emotional_intelligence/ei%20What%20is%20EI/ei%20fourbranch.htm
  16. Rosenberg M.  Society and the Adoles - cent Self-image.  N.J., 1965.
  17. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  18. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. — М.: Наука, 1977. С. 89
  19. Столяренко Л. Д. , Самыгин С. И.  “ Психология и педагогика в вопросах и ответах “ – Ростов – на Дону ;      “ Феникс “ , 1999. – 576 с. 
  20. Фолкэн Чак Т. “ Психология – это просто “ , пер. с англ.  Р. Муртазина – М.; ФАИР – ПРЕСС , 2000. – 640 с. 
  21. Гоулман, Д. Г      Эмоциональный интеллект / Дэниел Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. -  М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. – 478с., с. 193.
  22. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4.  С. 3 – 23.
  23. Козлов В.В. Интегративная психология. Пути духовного поиска, или освящение повседневности. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2007. – 528 с.
  24. Козлов В.В. Трансперсональная психология. М.: Изд-во АСТ, 2010. – 512 с.
  25. Козлов В.В. Работа с кризисной личностью. Методическое пособие. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. – 302 с.Козлов В.В.

26.Этюды о трансперсональной  парадигме психологии. Проблемы  психологии и эргономики, N1. –  Тверь – Ярославль, 1999.

27.Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания. Личностный рост. Методы и техники. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.

28.Козлов В.В. Трансперсональный проект в культуре: интегративная психология/ Революция сознания: трансперсональные открытия, которые меняют мир. Материалы 17 Всемирный Трансперсональный Конгресс, 23 – 27 июня, 2010 г.// Сост. и ред. В.В.Козлов, В.В.Майков, В.Ф.Петренко – М.: МТА, МАПН, 2010 C. 365-392

 

 

 

 


Информация о работе Эмоциональный интеллект, самооценка и коммуникативные проблемы студентов