Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 15:34, контрольная работа
Сложные и необычные ситуации, острые конфликты, в ходе которых совершаются правонарушения, в ряде случаев способствуют развитию у человека таких психических состояний ( гнев, аффект, страх, растерянность и др. ), которые в юридическо психологии чаще становятся предметом научного анализа, чем в других областях психологии. Однако эти состояния так же как и устойчивые особенности характера личности правонарушителя, развиваются и протекают не иначе, как подчиняясь общепсихологическим и психофизическим законам.
Введение 3
1 Понятие об эмоциях 4
2 Чувства 8
3 Эмоциональные состояния (стресс, аффект, фрустрация) 13
4 Эмоциональные свойства личности 19
Заключение 24
Список использованной литературы 26
• на первой стадии резко дезорганизуется вся психическая деятельность, нарушается ориентировка в действительности;
• на второй - перевозбуждение сопровождается резкими, плохо контролируемыми действиями;
• на заключительной стадии спадает нервное напряжение, возникает состояние депрессии, слабости.
Субъективно аффект переживается как состояние, как бы навязанное человеку извне, помимо его воли. Однако усиленным волевым контролем в начальной стадии развития аффекта его можно не допустить. Важно сосредоточить сознание на крайне отрицательных последствиях аффективного поведения. К числу приемов преодоления аффекта относятся: произвольная задержка двигательных реакций, изменение обстановки, переключение на другую деятельность. Однако самое важное условие преодоления отрицательных аффектов - моральные качества личности, ее воспитание. Аффект возникает при дефиците адаптивных средств поведения. Люди с неуравновешенными процессами возбуждения и торможения более склонны к аффектам, однако эта склонность может быть преодолена путем самовоспитания. Аффект может возникать и в результате воспоминаний о травмирующем событии (следовой аффект), а также вследствие накопления чувств. Аффективные действия эмоционально - импульсивны, то есть побуждаются чувствами: они не имеют осознанного мотива. Сильное, захватывающее всю личность чувство само по себе и является побуждением к действию. Действия в состоянии аффекта отличаются отсутствием осознанных конкретных целей. Используемые при этом средства ограничиваются объектами, случайно попавшими в поле крайне суженного сознания. Общее направление хаотичных действий при аффекте - стремление устранить травмирующий раздражитель. Волевая регуляция поведения человека может проявиться лишь в стадии возникновения аффекта. В дальнейшем человек утрачивает волевой контроль. Достигаемый при аффекте результат создает лишь иллюзию предварительного осознания цели. И если в действии была осознанная цель, то именно по данному признаку его нельзя считать совершенным в состоянии аффекта.
4 Эмоциональные свойства личности
Индивидуальные различия между людьми особенно ярко обнаруживаются в эмоциональной сфере. Основные различия в эмоциональной сфере личности связаны с различиями в содержании человеческих чувств, в том, на что, на какие объекты они направлены, и какое отношение человека они выражают.
По С.Л. Рубинштейну, типичные различия в эмоциональных особенностях личности проявляются:
1) в сильной или слабой эмоциональной возбудимости;
2) в большей или меньшей
эмоциональной устойчивости. Эти
различия характеризуют
Далее С.Л. Рубинштейн различает:
3) силу или интенсивность чувства и
4) его глубину. Чувство,
сильное в смысле
Характерологически очень
существенными и глубокими
Сентиментальные натуры скорее созерцают свои чувства, «любуясь их переливами». Они созерцательны и чувствительны, но пассивны.
Натуры страстные живут своим чувством, воплощая его напряжение в действии. Страстные действенны. Их не удовлетворяет ни непосредственное переживание своего чувства, ни его созерцание. Для них чувство - это страстное стремление.
Е.П. Ильин, описывая эмоциональные типы личности, наряду с оптимистами-пессимистами и сентиментальными, выделяет и рассматривает застенчивых, обидчивых и мстительных, эмпатийных, тревожных, совестливых и любознательных.
Управление эмоциями
Наши эмоции могут быть и приятны, и неприятны, они могут способствовать эффективной деятельности и полностью дезорганизовать ее, эмоции могут спровоцировать преступление и воплотиться в гениальных стихах, т.е. мы постоянно сталкиваемся с самыми разнообразными проявлениями и последствиями эмоций, которые могут быть как желательны и уместны, так и неуместны и, соответственно, нежелательны. Последнее предполагает необходимость управления собственными эмоциями.
Важно, что отсутствие внешнего проявления эмоций не говорит о том, что человек их не испытывает. Как известно, он может скрывать свои переживания, загонять их внутрь. Такое сдерживание, о чем вы узнали выше, чревато очень серьезными последствиями, в частности, возникновением соматических (телесных) заболеваний и неврозов. Поэтому стремление подавлять или искоренять эмоции в корне неверно, но умение регулировать их проявления совершенно необходимо.
Контроль в выражении эмоций проявляется в трех основных формах:
1) «подавлении» (сокрытии
переживаемого эмоционального
2) «маскировке» (замене переживаемого
эмоционального состояния
3) «симуляции» (выражении
не переживаемой эмоции). Ситуативно
использование данных способов
контроля над эмоциональными
проявлениями может быть
Итак, нужно найти эффективные способы устранения нежелательных эмоциональных состояний, не приводящие к неврозу или сбросу напряжения на телесный уровень, а также, способы вызова желательных эмоций, которые могут способствовать оптимизации настроения и творческой деятельности.
Регуляция эмоциональных состояний (устранение нежелательных эмоций) возможна либо при воздействии извне (другого человека, музыки, цвета, природного ландшафта), либо в результате саморегуляции.
В настоящее время разработано много различных способов саморегуляции: релаксационная тренировка, аутогенная тренировка, десенсибилизация, реактивная релаксация, медитация и др. Овладение любым из названных способов саморегуляции для начала лучше осуществлять под руководством специалиста. И не забывайте, что овладение своими эмоциями потребует длительного времени.
Непосредственно снять у себя эмоциональное напряжение помогут:
· Отключение (отвлечение). Умение думать о чем угодно, только не о том, что огорчает или тревожит. Отвлечение использовалось еще в русских лечебных заговорах как способ устранения нежелательных эмоций. Отвлечение требует немалого волевого усилия, именно оно в итоге определит успешность отвлечения;
· Переключение. Связано с направленностью сознания на какое-нибудь интересное дело (чтение увлекательной книги, просмотр фильма и т.п.) или на деловую сторону предстоящей деятельности;
· Снижение значимости предстоящей деятельности. Осуществляется путем придания событию меньшей ценности или вообще переоценке значимости ситуации по типу «не очень-то и хотелось», «это не трагедия» и т.п.;
· Разработка запасной отступной стратегии достижения цели на случай неудачи (например, если не поступлю в этот институт, то пойду в другой);
· Получение дополнительной информации, снимающей неопределенность ситуации;
· Откладывание на время достижение цели в случае осознания невозможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т.п.;
· Физическая разрядка (как говорил И.П.Павлов, нужно «страсть вогнать в мышцы»). Для этого можно совершить длительную прогулку, заняться какой-нибудь полезной физической работой и т.п.
Для актуализации желательной эмоции можно использовать свое воображение. Человек вспоминает ситуацию из своей жизни, которая сопровождалась сильными позитивными переживаниями. Очень скоро прошлая радость или гордость за себя, пережитая ранее, начнут «работать» в настоящем, меняя актуальное состояние. Для вызова желательных эмоций можно использовать музыку. Музыка является настоящей властительницей чувств и настроений человека. В одном случае она способна ослабить излишнее возбуждение, в другом - изменить грустное настроение на веселое, в третьем - придать бодрость и снять усталость.
Заключение
Подводя итог можно сказать, что в процессе удовлетворения своих потребностей у человека может возникнуть как положительное, так и отрицательное (например, в результате совершения правонарушения) отношение к реальной действительности. Субъективно это выражается в особых состояниях удовольствия или неудовольствия. Психические процессы, отражающие удовлетворение или неудовлетворение жизненых потребностей человека и получающие выражение в переживаниях удовлетворения и неудовлетворения, называются чувствами или эмоциями.
Характерным признаком эмоций является резкое внешнее их выражение в физических и физиологических изменениях, которые происходят в организме. Можно выделить следующие разновидности эмоций (чувств):
- по содержанию - более простые (гнев, страх, радость, горе и т.д.)
иболее сложные (нпрравственное чувство, эстетическое чувство и т.п.);
- по форме протекания - настроения, собственно эиоциональные состояния, аффекты, страсть и т.д. Остановимся на них.
Настроение - длительное и сравнительно слабо выраженные эмоциональные состояния, которые возникают в результате столь же длительно и постоянно действующих на человека благоприятных и неблагоприятных факторов.
Собственно эмоциональные состояния возникают время от времени под влиянием создавшихся конкретных условий и обычно носят ярко и определённо выраженный, в отличие от настроений, характер (страх, гнев, радость, ненависть).
Аффекты - эмоциональные состояния, которые протекают чрезвычайно бурно и интенсивно и могут быть связаны с потерей контроля сознания над поведением человека.
Страсть - чрезвычайно длительное и интенсивное эмоциональное состояние, которое накладывает неизгладимый отпечаток на всё поведение человека.
Список использованной литературы
1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии./ М.В. Гамезо -М., 2007.
2.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций./Ю.Б. Гиппенрейтер - М., 2008.
3. Годфруа Ж. Что такое психология/Ж. Годфруа - М., 2007.
4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология/ В.Н. Дружинин - М., 2009.
5. Иващенко Ф.И. Задачи по общей, возрастной и педагогической психологии/Ф.И. Иващенко - Мн., 2009.
6. Куницына В.Н. Межличностное общение/В.Н. Куницины - М., 2007. (Серия «Учебник нового века»).