Эмоционально-психологические особенности делинквентных подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:26, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить влияние психологических и социальных факторов на формирование эмоционально-психологических особенностей делинквентного поведения у подростков в современных условиях.
Объектом исследования являются подростки с делинквентным поведением.
Предметом исследования: психологические и социальные факторы, влияющие на формирование эмоционально-психологических особенностей делинквентного поведения у подростков.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА1. Эмоционально-психологические особенности делинквентных подростков……………………………………….5

1.1 Понятие делинквентный подросток……………………………….5

1.2 Особенности делинквентных подростков…………………………9


ГЛАВА 2. Проведение исследования……………………………..14

2.1 Методики исследования…………………………………………...16

2.2 Результаты исследования………………………………………….18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИ1.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

              низкое значение         значение          значение       значение          высокое значение        

 

 

                                0                    11                 15                    4                      0

 

 

 

Анализ данных позволяет подтвердить то, что чем ближе ребенок приближается к подростковому возрасту, тем больше у него появляется потребность быть вместе с товарищами, начинают завязываться коллективные связи.

Младший подросток с нормальным психическим развитием чувствует себя хорошо среди людей и старается их найти, но у подростков с делинквентным поведением ярче выражена сильная потребность, быть принятым остальными и принадлежать к их обществу. Они болезненно переживают свою изоляцию в коллективе и обществе и стремятся разорвать блокировку межличностных отношений активными поисками связей в группах свободного общения, где попадают под отрицательное влияние стихийных разновозрастных объединений, оказываются под воздействием сильного потока асоциальной информации, активно воспринимая ее, стараются занять благополучное положение в системе общения и пытаются достичь желаемых результатов любым путем, в том числе и отрицательными поступками.

При рассмотрении тенденции подчиняться другим в общении заметна явная разница между подростками с нормальным психическим развитием, которые допускают, чтобы руководящая роль принадлежала другим и подростками с делинквентным поведением, которые стремятся общаться как в деловой обстановке, так и в свободное время лишь в условиях относительного равенства – при доминирующем контроле отношений с другими. Он чувствует себя личностью там, где за ним признается право играть ту роль, которая ему больше импонирует, стараясь брать на себя всю ответственность. У подростков с нормальным психическим развитием данные тенденции выражены значительно слабее.

Потребность в общении проявляется, прежде всего, в активном поиске «близкого друга», установлении с ним взаимной симпатии. Склонность устанавливать близкие отношения развита относительно в одинаковой степени, но наиболее требовательно к этому относятся подростки с негативными шаблонами поведения. При установлении близких отношений, от чего лучше будет их эмоциональное благополучие, подростки с делинквентным поведением очень осторожны, как и в выборе лиц, с которыми создает более глубокие эмоциональные отношения, так как общение с данной личностью вызывает у ребенка наиболее глубокие и устойчивые чувства, он стремится постоянно быть с этим человеком, готов при этом идти на определенные жертвы, способен разорвать отношения с теми людьми, которые мешают данному общению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Целью данной работы являлось исследование влияния психологических и социальных факторов на формирование эмоционально-психологических особенностей делинквентного поведения у подростков в современных условиях.

В процессе работы, в рамках решения поставленных задач были проанализированы литература, сущность и факторы возникновения и особенностей проявления делинквентного поведения подростков, выявление характеристик личностных особенностей подросткового возраста.

Было проведено эмпирическое исследование. При помощи методов психодиагностики, анкетного опроса. Согласно гипотезы предлагалось подтвердить влияние социальных и психологических факторов, оказывающих влияние на формирование эмоционально-психологических особенностей делинквентного поведения у подростков.

В ходе проведенного исследования предложенная гипотеза нашла свое подтверждение. Значение изученных проблем очевидно: делинквентное поведение как одна из форм девиантного поведения представляет собой социальное и психологическое явление, которое имеет некоторые отклонения от признанных норм и законов, а иногда связанное с определенным антиобщественным поведением людей.

Среди испытуемых с делинквентным поведением выявлено большое количество подростков с неустойчивым типом, эпилептоидным типом акцентуации характера, а также с истероидным типом акцентуации.

Потребность в общении – одна из главных социальных потребностей, особенно ярко проявляющаяся у подростков с делинквентным поведением.

Социально опасное общение, возникающее в результате неудовлетворенности подростка личными связями с окружающими, со значительными для него людьми (родителями, учителями, сверстниками) может способствовать возникновению различных «комплексов», замкнутости, стеснительности, агрессивности, появлению вредных привычек (курение, токсикомания, алкоголизм, наркомания), что, как правило, ведет к различным правонарушениям и активным поискам новых связей в других сферах общения.

Подростки с делинквентным поведением могут не пользоваться всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции, они чаще входят в число наименее популярных, так как очень часто такие дети крайне неуверенные в себе, замкнутые, малообщительные, или наоборот, слишком общительные, назойливые.

По данным, полученным в нашем анкетном опросе, самыми распространенными причинами постановки на учет является самовольный уход из дома, бродяжничество; кражи, разбой, грабеж, хищения; отсутствие на уроках без уважительной причины; употребление алкогольных напитков; антиобщественная деятельность. Подросток с делинквентным типом поведения обладает следующими чертами: агрессивен, конфликтен, подвержен внешнему влиянию, безответственен. Употребляет алкоголь, курит, в интимные отношения вступает в возрасте 15 лет в некоторых случаях даже раньше, живет в неполной семье со средним достатком, систематически уходит из дома и не посещает школу. В свободное время гуляет с друзьями, смотрит телевизор, играет в компьютер, искусством не увлекается. Больше всего беспокоится о своем материальном положении. В глазах окружающих хочет выглядеть лучше, чем он есть.

Таким образом, антисоциальное поведение несовершеннолетнего взаимообусловлено влиянием психологических и социальных факторов, учитывая которые, необходимо строить систему воспитания подростков.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1.      Андреева Г.М.Социальная психология / Г.М. Андреева. - Москва: Аспект Пресс, 2001. - 384 с

2.      Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития 3-е изд.-Казань.: Центр  инновационных  технологий, 2003-608 с.

3.      Арефьев А.Л. Девиантные явления в среде учащейся молодежи // Народное образование. - 2003. - №7. - С.193-200.

4.      Белкин А.С. Алкоголь: скрытая угроза/ Нравственность. Здоровье. Семья.- Екатеренбург.-2001.- Т.1.-123 с.

5.      Василькова Ю.В. Работа социального педагога с трудными подростками // Методика и опыт работы социального педагога. - М.: Академия, 2001. - С. 91-121.

6.      Вульфов Б.З., Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю., Селезнева Е.В. Интересы и потребности современных детей и подростков. – СПб.: Каро, 2007. – 144 с.1.

7.      Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.1. Вопросы теории и истории психологии. М.:Педагогика, 2008. – 488с.

8.      Гаврилова Г.П. Личностные трудности и проблемы подростков / Психологическая наука и образование №3, 2000. – С. 51-56.)

9.      Зиядова Д. Почему подросток совершает преступление? // Воспитание школьников. - 2002. - №8. - С.17-21.

10. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения) / Е.В. Змановская. – Москва: Издательский центр «Академия», 2003. – 288с.

11. Зотов М.В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция. – СПб.: Речь, 2006. – 144 с.

12. Кириленко И.Н. Влияние семейных отношений на развитие агрессии в подростковом возрасте: Автореф. Дис. Канд. Психол. Наук. – Ставрополь, 2007. – 25 с.

13. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. - М: Сфера, 2001. - 160 с.

14. Косарецкая С.В., Косарецкий С.Г., Синягина Н.Ю. Неформальные объединения молодежи. Профилактика асоциального поведения. – СПб.: Каро, 2006. – 400 с.

15. Колесникова Г.И. Девиантное поведение: Учеб. пособие./ Г. И. Колесникова, Е. А. Байер, М.В. Харагезян. – Ростов н/Д: Феникс,2007. – 218с.

16. Косарецкая С.В., Косарецкий С.Г., Синягина Н.Ю. Неформальные объединения молодежи. Профилактика асоциального поведения. – СПб.: Каро, 2006. – 400 с.

17. Майсак Н.В. Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2001. - 213 c.

18. Малышев К. Профилактика и коррекция девиантного поведения // ОБЖ. - 2003. - №2. - С.52-53.

19. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. – СПб.: Речь, 2007. – 368 с.

20. Подростки "группы риска" // Практическая психология образования: Уч. пос. для вузов / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003. - С.376-401.

21. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов.- М.:ТЦ Сфера, 2003. – 160с.

22. Психология отклоняющегося поведения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 288 с.)

23. Психология трудных школьников Степанов В. Г. Учеб. пособие для

     студ. высш. пед. учеб, заведений. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:

     Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.

24. Садков, Е.Б. Маргинальность и преступность / Е.Б. Садков // СОЦИС. - 2000. - № 4. - С.43-48.).

25. Селиванова О.А. Личностно-значимые условия реинтеграции "уличного" подростка в социум // Педагогика. - 2004. - №1. - С.56-61.

26. Степанов В. Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.

27. Фромм Э. Характер и социальный процесс // психология личности. Тексты. М., 1982., 56с.).

 

31

 



Информация о работе Эмоционально-психологические особенности делинквентных подростков