Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:26, контрольная работа
Цель исследования: изучить влияние психологических и социальных факторов на формирование эмоционально-психологических особенностей делинквентного поведения у подростков в современных условиях.
Объектом исследования являются подростки с делинквентным поведением.
Предметом исследования: психологические и социальные факторы, влияющие на формирование эмоционально-психологических особенностей делинквентного поведения у подростков.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1. Эмоционально-психологические особенности делинквентных подростков……………………………………….5
1.1 Понятие делинквентный подросток……………………………….5
1.2 Особенности делинквентных подростков…………………………9
ГЛАВА 2. Проведение исследования……………………………..14
2.1 Методики исследования…………………………………………...16
2.2 Результаты исследования………………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………
низкое значение значение значение значение высокое значение
0 11 15 4 0
Анализ данных позволяет подтвердить то, что чем ближе ребенок приближается к подростковому возрасту, тем больше у него появляется потребность быть вместе с товарищами, начинают завязываться коллективные связи.
Младший подросток с нормальным психическим развитием чувствует себя хорошо среди людей и старается их найти, но у подростков с делинквентным поведением ярче выражена сильная потребность, быть принятым остальными и принадлежать к их обществу. Они болезненно переживают свою изоляцию в коллективе и обществе и стремятся разорвать блокировку межличностных отношений активными поисками связей в группах свободного общения, где попадают под отрицательное влияние стихийных разновозрастных объединений, оказываются под воздействием сильного потока асоциальной информации, активно воспринимая ее, стараются занять благополучное положение в системе общения и пытаются достичь желаемых результатов любым путем, в том числе и отрицательными поступками.
При рассмотрении тенденции подчиняться другим в общении заметна явная разница между подростками с нормальным психическим развитием, которые допускают, чтобы руководящая роль принадлежала другим и подростками с делинквентным поведением, которые стремятся общаться как в деловой обстановке, так и в свободное время лишь в условиях относительного равенства – при доминирующем контроле отношений с другими. Он чувствует себя личностью там, где за ним признается право играть ту роль, которая ему больше импонирует, стараясь брать на себя всю ответственность. У подростков с нормальным психическим развитием данные тенденции выражены значительно слабее.
Потребность в общении проявляется, прежде всего, в активном поиске «близкого друга», установлении с ним взаимной симпатии. Склонность устанавливать близкие отношения развита относительно в одинаковой степени, но наиболее требовательно к этому относятся подростки с негативными шаблонами поведения. При установлении близких отношений, от чего лучше будет их эмоциональное благополучие, подростки с делинквентным поведением очень осторожны, как и в выборе лиц, с которыми создает более глубокие эмоциональные отношения, так как общение с данной личностью вызывает у ребенка наиболее глубокие и устойчивые чувства, он стремится постоянно быть с этим человеком, готов при этом идти на определенные жертвы, способен разорвать отношения с теми людьми, которые мешают данному общению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной работы являлось исследование влияния психологических и социальных факторов на формирование эмоционально-психологических особенностей делинквентного поведения у подростков в современных условиях.
В процессе работы, в рамках решения поставленных задач были проанализированы литература, сущность и факторы возникновения и особенностей проявления делинквентного поведения подростков, выявление характеристик личностных особенностей подросткового возраста.
Было проведено эмпирическое исследование. При помощи методов психодиагностики, анкетного опроса. Согласно гипотезы предлагалось подтвердить влияние социальных и психологических факторов, оказывающих влияние на формирование эмоционально-психологических особенностей делинквентного поведения у подростков.
В ходе проведенного исследования предложенная гипотеза нашла свое подтверждение. Значение изученных проблем очевидно: делинквентное поведение как одна из форм девиантного поведения представляет собой социальное и психологическое явление, которое имеет некоторые отклонения от признанных норм и законов, а иногда связанное с определенным антиобщественным поведением людей.
Среди испытуемых с делинквентным поведением выявлено большое количество подростков с неустойчивым типом, эпилептоидным типом акцентуации характера, а также с истероидным типом акцентуации.
Потребность в общении – одна из главных социальных потребностей, особенно ярко проявляющаяся у подростков с делинквентным поведением.
Социально опасное общение, возникающее в результате неудовлетворенности подростка личными связями с окружающими, со значительными для него людьми (родителями, учителями, сверстниками) может способствовать возникновению различных «комплексов», замкнутости, стеснительности, агрессивности, появлению вредных привычек (курение, токсикомания, алкоголизм, наркомания), что, как правило, ведет к различным правонарушениям и активным поискам новых связей в других сферах общения.
Подростки с делинквентным поведением могут не пользоваться всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции, они чаще входят в число наименее популярных, так как очень часто такие дети крайне неуверенные в себе, замкнутые, малообщительные, или наоборот, слишком общительные, назойливые.
По данным, полученным в нашем анкетном опросе, самыми распространенными причинами постановки на учет является самовольный уход из дома, бродяжничество; кражи, разбой, грабеж, хищения; отсутствие на уроках без уважительной причины; употребление алкогольных напитков; антиобщественная деятельность. Подросток с делинквентным типом поведения обладает следующими чертами: агрессивен, конфликтен, подвержен внешнему влиянию, безответственен. Употребляет алкоголь, курит, в интимные отношения вступает в возрасте 15 лет в некоторых случаях даже раньше, живет в неполной семье со средним достатком, систематически уходит из дома и не посещает школу. В свободное время гуляет с друзьями, смотрит телевизор, играет в компьютер, искусством не увлекается. Больше всего беспокоится о своем материальном положении. В глазах окружающих хочет выглядеть лучше, чем он есть.
Таким образом, антисоциальное поведение несовершеннолетнего взаимообусловлено влиянием психологических и социальных факторов, учитывая которые, необходимо строить систему воспитания подростков.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Г.М.Социальная психология / Г.М. Андреева. - Москва: Аспект Пресс, 2001. - 384 с
2. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития 3-е изд.-Казань.: Центр инновационных технологий, 2003-608 с.
3. Арефьев А.Л. Девиантные явления в среде учащейся молодежи // Народное образование. - 2003. - №7. - С.193-200.
4. Белкин А.С. Алкоголь: скрытая угроза/ Нравственность. Здоровье. Семья.- Екатеренбург.-2001.- Т.1.-123 с.
5. Василькова Ю.В. Работа социального педагога с трудными подростками // Методика и опыт работы социального педагога. - М.: Академия, 2001. - С. 91-121.
6. Вульфов Б.З., Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю., Селезнева Е.В. Интересы и потребности современных детей и подростков. – СПб.: Каро, 2007. – 144 с.1.
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.1. Вопросы теории и истории психологии. М.:Педагогика, 2008. – 488с.
8. Гаврилова Г.П. Личностные трудности и проблемы подростков / Психологическая наука и образование №3, 2000. – С. 51-56.)
9. Зиядова Д. Почему подросток совершает преступление? // Воспитание школьников. - 2002. - №8. - С.17-21.
10. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения) / Е.В. Змановская. – Москва: Издательский центр «Академия», 2003. – 288с.
11. Зотов М.В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция. – СПб.: Речь, 2006. – 144 с.
12. Кириленко И.Н. Влияние семейных отношений на развитие агрессии в подростковом возрасте: Автореф. Дис. Канд. Психол. Наук. – Ставрополь, 2007. – 25 с.
13. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. - М: Сфера, 2001. - 160 с.
14. Косарецкая С.В., Косарецкий С.Г., Синягина Н.Ю. Неформальные объединения молодежи. Профилактика асоциального поведения. – СПб.: Каро, 2006. – 400 с.
15. Колесникова Г.И. Девиантное поведение: Учеб. пособие./ Г. И. Колесникова, Е. А. Байер, М.В. Харагезян. – Ростов н/Д: Феникс,2007. – 218с.
16. Косарецкая С.В., Косарецкий С.Г., Синягина Н.Ю. Неформальные объединения молодежи. Профилактика асоциального поведения. – СПб.: Каро, 2006. – 400 с.
17. Майсак Н.В. Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2001. - 213 c.
18. Малышев К. Профилактика и коррекция девиантного поведения // ОБЖ. - 2003. - №2. - С.52-53.
19. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. – СПб.: Речь, 2007. – 368 с.
20. Подростки "группы риска" // Практическая психология образования: Уч. пос. для вузов / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003. - С.376-401.
21. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов.- М.:ТЦ Сфера, 2003. – 160с.
22. Психология отклоняющегося поведения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 288 с.)
23. Психология трудных школьников Степанов В. Г. Учеб. пособие для
студ. высш. пед. учеб, заведений. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:
Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.
24. Садков, Е.Б. Маргинальность и преступность / Е.Б. Садков // СОЦИС. - 2000. - № 4. - С.43-48.).
25. Селиванова О.А. Личностно-значимые условия реинтеграции "уличного" подростка в социум // Педагогика. - 2004. - №1. - С.56-61.
26. Степанов В. Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.
27. Фромм Э. Характер и социальный процесс // психология личности. Тексты. М., 1982., 56с.).
31
Информация о работе Эмоционально-психологические особенности делинквентных подростков