Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:26, контрольная работа
Цель исследования: изучить влияние психологических и социальных факторов на формирование эмоционально-психологических особенностей делинквентного поведения у подростков в современных условиях.
Объектом исследования являются подростки с делинквентным поведением.
Предметом исследования: психологические и социальные факторы, влияющие на формирование эмоционально-психологических особенностей делинквентного поведения у подростков.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1. Эмоционально-психологические особенности делинквентных подростков……………………………………….5
1.1 Понятие делинквентный подросток……………………………….5
1.2 Особенности делинквентных подростков…………………………9
ГЛАВА 2. Проведение исследования……………………………..14
2.1 Методики исследования…………………………………………...16
2.2 Результаты исследования………………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1. Эмоционально-психологические особенности делинквентных подростков……………………………………….5
1.1 Понятие делинквентный подросток……………………………….5
1.2 Особенности делинквентных подростков…………………………9
ГЛАВА 2. Проведение исследования……………………………..14
2.1 Методики исследования…………………………………………..
2.2 Результаты исследования………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………30
ВВЕДЕНИЕ
Изменения, происходящие сегодня в обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема делинквентного поведения подростков. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост подростковой преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению отклонений в поведении ребенка. Причиной этого является изменение ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствие контроля над поведением, чрезмерная занятость родителей, слабая материальная база семьи, эпидемия разводов.
Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывает огромное значение. Поведение подростка является внешним проявлением сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения- нередко связанные с отклонениями в этом процессе. Эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития.[17,c.53]
Тему делинквентных подростков рассматривали такие авторы как А.Г. Абрумова, Л.Я. Жезлова, В.А. Шумилкин, В.Н. Кудрявцев, П.Крутер, Р.Мертон, А.Е. Личко. На протяжении столетий воспитание всех детей происходит примерно одинаково, но, однако, мы сталкиваемся с тем, что какая-то часть из них идет по преступному пути. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодежи. 70% преступлений совершается лицами до 30 лет. Среди них выделяются подростки. [23,с.156].
Цель исследования: изучить влияние психологических и социальных факторов на формирование эмоционально-психологических особенностей делинквентного поведения у подростков в современных условиях.
Объектом исследования являются подростки с делинквентным поведением.
Предметом исследования: психологические и социальные факторы, влияющие на формирование эмоционально-психологических особенностей делинквентного поведения у подростков.
Гипотеза исследования : социальные и психологические факторы оказывают влияние на формирование эмоционально-психологических особенностей делинквентного поведения у подростков.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы раскрыть сущность и факторы возникновения и особенности проявления разных форм делинквентного поведения подростков.
2. Выявить характеристики личностных особенностей подросткового возраста, имеющие значение в формирование форм делинквентного поведения.
Для достижения цели и решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования, включающих теоретический анализ психологической литературы по изучаемой проблеме, применение методик, анализ данных.
Методы исследования:
- Анкетирование
-Опросник «ПДО»
-Опросник межличностных отношений Шутца (ОМО)
ГЛАВА 1.Эмоционально-психологические особенности делинквентных подростков
1.1 Понятие делинквентный подросток
Делинквентное поведение как одна из форм девиантного поведения личности подростка является одной из наиболее опасных форм девиаций, проявляющаяся в воздействии на психику несовершеннолетнего целого комплекса отрицательных социально-психологических, психофизиологических факторов, проявляющихся в семейном неблагополучии, акцентуированности черт характера, психотравмирующими факторами, ситуационными особенностями и как следствие совершения различной тяжести правонарушений . Анализ психологической литературы по данному вопросу показал, что понятие «делинквентность» связывается с противоправным поведением вообще. Это любое поведение, нарушающее нормы общественного порядка. Данное поведение может иметь форму мелких нарушений нравственно-этических норм, не достигающих уровня преступления. В данном случае, оно совпадает с асоциальным поведением. Оно также может выражаться в преступных действиях, наказуемых в соответствии с Уголовным кодексом; в этом случае поведение будет криминальным, антисоциальным . Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у малышей, угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов. Реже встречаются мошенничество и мелкие спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединиться «домашние кражи» небольших сумм денег. Все эти действия в несовершеннолетнем возрасте не являются поводом для наказания в соответствии с УК.[10,с.98]
Именно в подростковом возрасте наблюдаются первые проявления отклоняющегося поведения, которые объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи, ближайшего окружения, зависимостью подростка от требований группы и принятых в ней целостных ориентации. Отклоняющееся поведение у подростков нередко служит средством самоутверждения, выражает процесс против действительности или кажущейся несправедливости взрослых . Е.Н. Кондрат оценивает отклоняющееся, делинквентное поведение по уровням и критериям, соответствующим этим уровням. Рассмотрим подробнее каждый из них:
Первый уровень – делинквентное поведение характеризуется следующими показателями. В неустойчивых ценностных ориентациях приоритетами подростка является интимно-личностное общение. Отвергаются воровство, агрессия, вредные привычки. Одновременно у подростка происходит нарушение положительных связей (самопознание, самовыражение, самоутверждение, самозащищенность). Подросток иногда не выполняет предписанные ему нормы, наблюдается вполне нормальное нарушение элементарных запретов, невыраженные аддикции вследствии кризисного периода.
Второй уровень – «зона риска», характеризуется деформацией ценностных ориентаций. Количество социальных связей уменьшается, начинаются межличностные контакты с отрицательными неформальными группами. Употребление алкогольных напитков, воровство, уход от организованной деятельности более выражен. Велика вероятность асоциального поведения, для чего достаточно незначительного давления.
Третий уровень – асоциальный, характеризуется большим смещением ценностей, приоритетов. Такие понятия, как труд, семья, школа, как правило, категорически отвергаются. Количество социальных связей еще более уменьшается, но одновременно увеличивается число конфликтных связей.
Подростковая делинквентность в подавляющем большинстве имеет социальные причины - недостатки воспитания прежде всего. От 30 до 85% делинквентных подростков вырастают в неполной семье, т.е. без отца, или в семье деформированной – с недавно появившимся отчимом, реже, с мачехой. Росту делинквентности среди подростков сопутствуют социальные потрясения, влекущие безотцовщину и лишающие семейной опеки. Делинквентность далеко не всегда связана с аномалиями характера, с психопатологиями. Однако при некоторых из этих аномалий, включая крайние варианты нормы в виде акцентуаций характера, имеется меньшая устойчивость в отношении неблагоприятного воздействия непосредственного окружения, большая податливость пагубным влияниям. Появление социально неодобряемых форм поведения говорят о состоянии, называемом социальной дезадаптацией. Как бы ни были разнообразны эти формы, они почти всегда характеризуются плохими отношениями с другими детьми, которые проявляются в драках, ссорах, или, например, агрессивностью, демонстративным неповиновением, разрушительными действиями или лживостью.
Они также могут включать антиобщественные поступки, такие, как воровство, прогулы школы и поджоги. Между этими различными формами поведения существуют важные связи. Они проявляются в том, что те дети, которые в раннем школьном возрасте были агрессивными и задиристыми, став старше, с большей вероятностью станут проявлять склонность к асоциальному поведению. Синдром социальной дезадаптации гораздо чаще встречается среди мальчиков. Что отчётливо проявляется в случаях антиобщественных поступков. Психологические и социально-психологические исследования личности подростков с отклоняющимся поведением показывают, что они характеризуются разной степенью деформации системы внутренней поведенческой регуляции – ценностных ориентаций, установок потребностей. Заметное неблагополучие выявляется в системе межличностных отношений в семье, школе, на улице .[1,c.211]
Подрастающее поколение изначально обречено на кризисную социализацию в современных условиях, причем девиантное поведение сегодня является большей нормой для подростков, чем законопослушное, общественно-полезное поведение. Отсутствие какой-либо идеологии, значимых ценностных ориентаций привело к тому, что современные подростки воспринимают элементы криминальной субкультуры как наиболее приоритетные в настоящее время. Негативные социальные причины становятся источниками конфликтности между обществом и подрастающим поколением. Наблюдая резкую поляризацию, подростки испытывают чувство разочарованности, что способствует увеличению фактов вовлечения подростков в криминальные группировки, в употребление наркотических средств, в занятие проституцией. Следствием трансформационных изменений является то, что многие подростки сегодня относятся к так называемой маргинальной (от французского margial, латинское margo - край, граница, находящийся на границе двух сред); человек, оказавшийся по своему положению вне определенного социального слоя, группы, среде. Особенно опасным является то, что у некоторых подростков вырабатывается особая система ценностей, с присущей ей глубокой враждебностью к существующим общественным институтам, крайними формами социальной неприспособленности и непринятием всего существующего.[24,с.43]
1.2 Особенности делинквентных подростков
Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий. Наибольшую известность получил термин К.Leongard «акцентуированная личность». Однако, правильнее говорить об «акцентуациях характера». Личность - понятие гораздо болeе сложное, чем характер. Она включает интеллект, cпособности, наклонности, миpoвoззрение и т.д. В описаниях К. Leonhard речь идет именно о типах характера. К тому же в странах с немецким языком термин «акцентуированная личность» стали использовать как клинический диагноз вместо термина «психопатия», что правомерно, если рассматривать акцентуации как крайние варианты нормы.
Классификация Личко предназначена специально для подросткового возраста.
Подростки, относящиеся к гипертимному типу, с детства отличаются большой шумливостью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, даже смелостью, склонностью к озорству. В подростковом возрасте главная черта - почти всегда хорошее, даже несколько приподнятое настроение. Реакция эмансипации сильно сказывается на поведении: такие подростки рано проявляют самостоятельность и независимость. На гиперпротекцию со стороны родителей и воспитателей с ее мелочным контролем, повседневной опекой, наставлениями и нравоучениями, «проработкой» за мелкие проступки дома и на собраниях реагируют крайне бурно; плохо переносят жесткую дисциплину и строго регламентированный режим. К правилам и законам представители этого типа относятся легкомысленно, могут незаметно для себя проглядеть грань между допускаемым и запрещенным.
Они всегда тянутся в компанию, тяготятся и плохо переносят одиночество, среди сверстников стремятся к лидерству. Неудачи могут вызвать бурную реакцию, но неспособны надолго выбить из колеи.
Половое чувство нередко пробуждается рано и бывает сильным. Поэтому возможна ранняя сексуальная жизнь. Однако подростковая сексуальная девиантность бывает мимолетной, склонности к фиксации здесь не обнаруживается. Гипертимный тип встречается, как правило, в виде явной акцентуации. На ее фоне могут возникать острые аффективные реакции и ситуативно-обусловленные патологические нарушения поведения (ранняя алкоголизация, токсикоманическое поведение, эмансипационные побеги и т.п.).
Циклоиды в детстве не отличаются от сверстников или производят впечатление гипертимов. В период подъема циклоидные подростки выглядят как гипертимы.
Бросаются в глаза не свойственные им обычно рискованные шутки над старшими и желание везде и всюду острить.
Эмансипационные устремления и группирование со сверстниками отмечаются во время подъемов, а в субдепрессивной фазе блекнут. Хобби также отличаются неустойчивостью: в субдепрессивной фазе их забрасывают, а в период подъема возвращаются к ним или находят новые.
Делинквентность, побеги из дома, токсикоманическое поведение несвойственны. Алкоголизируются в компаниях и только в периоды подъема.
Лабильный тип в детстве не отличается от сверстников или обнаруживают склонность к невротическим реакциям. Главная черта в подростковом возрасте — крайняя лабильность настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно резко от ничтожных и даже незаметных для окружающих поводов. Эмансипационные устремления выражены умеренно. Они усиливаются, если их подогревает неблагоприятная семейная обстановка. Тяга к группированию со сверстниками целиком зависит от настроения.
Информация о работе Эмоционально-психологические особенности делинквентных подростков