Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 04:01, реферат
Однако в -
ходе развития эмоции утрачивают свою, прямую инстинктивную основу, приобретаю
сложнообусловленный характер, образуют многообразные виды так называемых
высших эмоциональных процессов (чувства); социальных, интеллектуальных и
эстетических, которые у человека составляют главное содержание его
эмоциональной жизни.
Введение 2
1. Аффекты 3
1.1. Собственно эмоции 3
1.2. Чувства 4
2. Эмоции и эмоциональная система 4
2.1. Эмоции как система 5
2.2. Ограничения эмоциональной системы 6
2.3. Степени свободы эмоциональной системы 6
3. Причины вызывающие эмоции 7
3.1. Активация эмоций нервной системой 7
3.2. Причины эмоций 8
4. Выражение эмоций 8
4.1. Мимическое выражение эмоций 9
4.2. Пантомимика, выражение эмоций голосом 10
4.3. Межкультурные различия в выражении эмоций 11
4.4. Взаимозависимость эмоций и их выражения 12
Вывод 13
Список используемой литературы 15
для вышестоящего лица.
В некоторых приведенных примерах смех является формой, предписываемой нормами
культуры, чтобы скрыть отрицательные эмоции. Такую же функцию смех может
выполнять и в нашей культуре; так, у детей смех довольно часто бывает
реакцией на ситуацию, вызывающую отрицательные эмоции.
Более значительные различия наблюдаются в выражении радости. Так, например,
на Таити для выражении
по: Klineberg, 1948, с. 194) приводит пример старой женщины, которая,
неожиданно встретив сына, от радости исцарапала себя до крови. Подобные формы
проявления радости
распространенной формой выражения радости является смех.
Рассматривая отдельные эмоции и разные формы их выражения, можно заметить,
что некоторые из них понятны людям разных культур, тогда как другие можно
понять только в рамках определенной культуры. Это различие, как предполагает
Кляйнберг, отчасти связано с тем, что эмоции различаются своими социальными
функциями. Некоторые эмоции, например гнев, любовь, заинтересованность,
презрение, явно направлены на окружающих и являются формой взаимодействия
между человеком и его социальной средой. Другие же (например, "страх, печаль)
имеют более эгоцентрический характер, и являются ответом на то, что произошло
с человеком.
Правда и эгоцентрические
хотят показать, что они печалятся из-за чужого несчастья, что кого-то
боятся), но это является их вторичной функцией.
Все, что касается отношений между людьми, как правило, предполагает четкие
нормы, обязательные для всех членов данной культуры, поэтому эмоции,
направленные на других в большей степени, чем эгоцентрические эмоции,
подвержены влиянию культуры. Понятно, что эмоции направленные на окружающих,
характеризуются более значительными межкультурными различиями.
Эгоцентрические эмоции, поскольку они выполняют функцию передачи информации о личных отношениях, также подвергаются регулирующему влиянию культуры. Таким
образом, обычной реакцией в состоянии печали является плач, но особые правила
устанавливают, при каких обстоятельствах, в какой степени и как долго можно
плакать. Обычным проявлением
определяют, когда и каким образом можно смеяться.
Рассмотренные данные говорят о том, что связь между эмоциональными процессами
и их выражением (мимическим, вокальным, пантомимическим) является весьма
сложной. У новорожденных все эти три формы реакций характеризуются слабой
организацией. Сравнительно хорошо организованными являются реакции лицевых
мышц и некоторых органов (сосудодвигательные реакции, например покраснение).
По мере развития формируются определенные комплексы реакций, охватывающие
мышцы лица и всего тела. Организация такого рода реакций носит, по-видимому,
врожденный характер (как это следует из наблюдений над слепорожденными).
Возможно, что при очень сильных эмоциях организация реакций существенно
нарушается; в результате исчезают дифференцированные мимические схемы и
возникают сильные сокращения отдельных групп мышц либо некоторые мышцы
внезапно перестают
характерных для индивида, но не зависящих от вида переживаемых эмоций (см.
эксперимент Лэндиса). Некоторые эмоции связаны с достаточно определенными
тенденциями к реакциям, которые хотя спонтанно и не становятся полностью
организованными, но под влиянием научения возникают легче, чем другие. Так,
эмоция страха способствует, видимо, научению реакции убегания, а эмоция гнева
- реакции нападения.
Таким образом, можно предположить, что у человека существует готовность к
определенного рода реакциям, или, иначе говоря, готовность к более легкому
научению определенным способам поведения. Научение направляется социальными
нормами; благодаря научению возникают также и такие реакции, которые могут не
иметь никакой "природной" связи с той или иной эмоцией.
В обществе, помимо членораздельного языка, выполняющего функции накопления,
организации и передачи опыта, существует еще язык выразительных движений,
функция которого заключается в непосредственном выражении того, что чувствует
человек. Этим языком в совершенстве овладевают актеры, приобретая способность
пластически передавать эмоции, вызываемые в результате произвольного
намерения.
1. Леонтьев А. Н. "Потребности, мотивы и эмоции". М., 1971.
2. Изард И.«Эмоции человека». М., 1980. С. 52-71.
3. http://flogiston.ru/library/