Эмоции и эмоциональная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 04:01, реферат

Краткое описание

Однако в -
ходе развития эмоции утрачивают свою, прямую инстинктивную основу, приобретаю
сложнообусловленный характер, образуют многообразные виды так называемых
высших эмоциональных процессов (чувства); социальных, интеллектуальных и
эстетических, которые у человека составляют главное содержание его
эмоциональной жизни.

Оглавление

Введение 2
1. Аффекты 3
1.1. Собственно эмоции 3
1.2. Чувства 4
2. Эмоции и эмоциональная система 4
2.1. Эмоции как система 5
2.2. Ограничения эмоциональной системы 6
2.3. Степени свободы эмоциональной системы 6
3. Причины вызывающие эмоции 7
3.1. Активация эмоций нервной системой 7
3.2. Причины эмоций 8
4. Выражение эмоций 8
4.1. Мимическое выражение эмоций 9
4.2. Пантомимика, выражение эмоций голосом 10
4.3. Межкультурные различия в выражении эмоций 11
4.4. Взаимозависимость эмоций и их выражения 12
Вывод 13
Список используемой литературы 15

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

для вышестоящего лица.

В некоторых приведенных примерах смех является формой, предписываемой нормами

культуры, чтобы скрыть отрицательные  эмоции. Такую же функцию смех может

выполнять и в нашей культуре; так, у детей смех довольно часто  бывает

реакцией на ситуацию, вызывающую отрицательные эмоции.

Более значительные различия наблюдаются  в выражении радости. Так, например,

на Таити для выражении радости  люди иногда причиняют себе боль. Уилсон (цит.

по: Klineberg, 1948, с. 194) приводит пример старой женщины, которая,

неожиданно встретив сына, от радости  исцарапала себя до крови. Подобные формы

проявления радости наблюдались  среди аборигенов Австралии. И все  же самой

распространенной формой выражения  радости является смех.

Рассматривая отдельные эмоции и разные формы их выражения, можно заметить,

что некоторые из них понятны  людям разных культур, тогда как  другие можно

понять только в рамках определенной культуры. Это различие, как предполагает

Кляйнберг, отчасти связано с  тем, что эмоции различаются своими социальными

функциями. Некоторые эмоции, например гнев, любовь, заинтересованность,

презрение, явно направлены на окружающих и являются формой взаимодействия

между человеком и его социальной средой. Другие же (например, "страх, печаль)

имеют более эгоцентрический характер, и являются ответом на то, что произошло

с человеком.

Правда и эгоцентрические эмоции имеют социальное значение (люди, например,

хотят показать, что они печалятся  из-за чужого несчастья, что кого-то

боятся), но это является их вторичной  функцией.

Все, что касается отношений между  людьми, как правило, предполагает четкие

нормы, обязательные для всех членов данной культуры, поэтому эмоции,

направленные на других в большей  степени, чем эгоцентрические эмоции,

подвержены влиянию культуры. Понятно, что эмоции направленные на окружающих,

характеризуются более значительными  межкультурными различиями.

Эгоцентрические эмоции, поскольку  они выполняют функцию передачи информации о личных отношениях, также подвергаются регулирующему влиянию культуры. Таким

образом, обычной реакцией в состоянии  печали является плач, но особые правила

устанавливают, при каких обстоятельствах, в какой степени и как долго  можно

плакать. Обычным проявлением удовлетворения является смех, но особые правила

определяют, когда и каким образом можно смеяться.

4.4. Взаимозависимость эмоций и их выражения

Рассмотренные данные говорят о  том, что связь между эмоциональными процессами

и их выражением (мимическим, вокальным, пантомимическим) является весьма

сложной. У новорожденных все  эти три формы реакций характеризуются слабой

организацией. Сравнительно хорошо организованными  являются реакции лицевых

мышц и некоторых органов (сосудодвигательные реакции, например покраснение).

По мере развития формируются определенные комплексы реакций, охватывающие

мышцы лица и всего тела. Организация  такого рода реакций носит, по-видимому,

врожденный характер (как это  следует из наблюдений над слепорожденными).

Возможно, что при очень сильных  эмоциях организация реакций  существенно

нарушается; в результате исчезают дифференцированные мимические схемы и

возникают сильные сокращения отдельных  групп мышц либо некоторые мышцы

внезапно перестают действовать, что проявляется в форме специфических  гримас,

характерных для индивида, но не зависящих  от вида переживаемых эмоций (см.

эксперимент Лэндиса). Некоторые эмоции связаны с достаточно определенными

тенденциями к реакциям, которые  хотя спонтанно и не становятся полностью

организованными, но под влиянием научения возникают легче, чем другие. Так,

эмоция страха способствует, видимо, научению реакции убегания, а эмоция гнева

- реакции нападения. 

Вывод

Таким образом, можно предположить, что у человека существует готовность к

определенного рода реакциям, или, иначе  говоря, готовность к более легкому

научению определенным способам поведения. Научение направляется социальными

нормами; благодаря научению возникают  также и такие реакции, которые  могут не

иметь никакой "природной" связи  с той или иной эмоцией.

В обществе, помимо членораздельного языка, выполняющего функции накопления,

организации и передачи опыта, существует еще язык выразительных движений,

функция которого заключается в  непосредственном выражении того, что  чувствует

человек. Этим языком в совершенстве овладевают актеры, приобретая способность

пластически передавать эмоции, вызываемые в результате произвольного

намерения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.       Леонтьев А. Н. "Потребности, мотивы и эмоции". М., 1971.

2.        Изард И.«Эмоции человека». М., 1980. С. 52-71.

3.        http://flogiston.ru/library/reic2

 

 

 

 




Информация о работе Эмоции и эмоциональная система