Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 04:01, реферат
Однако в -
ходе развития эмоции утрачивают свою, прямую инстинктивную основу, приобретаю
сложнообусловленный характер, образуют многообразные виды так называемых
высших эмоциональных процессов (чувства); социальных, интеллектуальных и
эстетических, которые у человека составляют главное содержание его
эмоциональной жизни.
Введение 2
1. Аффекты 3
1.1. Собственно эмоции 3
1.2. Чувства 4
2. Эмоции и эмоциональная система 4
2.1. Эмоции как система 5
2.2. Ограничения эмоциональной системы 6
2.3. Степени свободы эмоциональной системы 6
3. Причины вызывающие эмоции 7
3.1. Активация эмоций нервной системой 7
3.2. Причины эмоций 8
4. Выражение эмоций 8
4.1. Мимическое выражение эмоций 9
4.2. Пантомимика, выражение эмоций голосом 10
4.3. Межкультурные различия в выражении эмоций 11
4.4. Взаимозависимость эмоций и их выражения 12
Вывод 13
Список используемой литературы 15
Оглавление
Эмоции — это состояния сознания. Эмоции генерируются в специализированных для этого энергоструктурах организма — чакрах. (Электрические процессы, регистрируемые при этом в головном мозге, лишь отражают эти состояния, мозг не продуцирует их, а лишь участвует в обработке и передаче соответствующей информации между разными органами тела и слоями многомерного организма человека, а также между сознанием, заключенным в физическое тело, и внешней средой).. Эмоции относятся к эмоциональным процессам наряду с аффектами, от которых отличаются большей продолжительностью и меньшей интенсивностью, а так же чувствами, от которых отличаются простотой: однозначной валентностью (либо положительные, либо отрицательные) и отсутствием привязки к объекту. Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий, общая, генерализованная реакция организма на такие воздействия (от лат. "emoveo" - волную). Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов.
У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха,
робости и т. п., которые играют роль ориентирующих субъективных сигналов.
Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и
секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций. Однако в -
ходе развития эмоции утрачивают свою, прямую инстинктивную основу, приобретаю
сложнообусловленный характер, образуют многообразные виды так называемых
высших эмоциональных процессов (чувства); социальных, интеллектуальных и
эстетических, которые у человека составляют главное содержание его
эмоциональной жизни.
Даже так называемые низшие эмоции (эмоции голода, жажды, страха и т.п.)
являются у человека продуктом
общественно-исторического
трансформации их инстинктивных, биологических форм, с одной стороны, и
формирования новых видов
эмоционально-выразительным, мимическим, и пантомимическим движениям, которые,
включаясь в процесс общения между людьми, приобретают в значительной мере
условный, сигнальный и вместе с тем социальный характер, чем и объясняются
отмечаемые культурные различия в мимике и эмоциональных жестах. Таким
образом, эмоции и эмоциональные выразительные движения человека –
представляют собой не рудиментарные явления его психики, а продукт
положительного развития и выполняют
в регулировании его
числе и познавательной, необходимую и важную роль.
К эмоциональным, в широком смысле, процессам в настоящее время принято
относить аффекты, собственно эмоции и чувства.
Аффект — эмоциональный процесс внутренней регуляции деятельности, характеризующийся кратковременностью и высокой интенсивностью, сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов
У человека аффекты вызываются не только факторами, затрагивающими поддержание его физического существования, связанными с его биологическими потребностями и инстинктами. Они могут возникать также в складывающихся социальных отношениях, например, в результате социальных оценок и санкций.
Одна из особенностей аффектов состоит в том, что они возникают в ответ на уже
фактически наступившую
концу события; в связи с этим их регулирующая функция состоит в образовании
специфического опыта - аффективных следов, определяющих избирательность
последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам, которые
прежде вызывали аффект.
Другое свойство аффектов состоит в том, что повторение ситуаций, вызывающих
то или иное отрицательное аффективное состояние, ведет к аккумуляции аффекта,
которая может разрядиться в бурном неуправляемом аффективном поведении -
"аффективном взрыве".
При сильных аффектах (испуг, большая радость, гнев, страх) обычный ход
ассоциаций нарушается, сознание бывает охвачено одним представлением, с
которым связана эмоция, все другие исчезают, возникновение новых
представлений, не связанных с эмоцией, тормозиться. Дальнейшее течение
процессов неодинаково. При радости после первоначального "замирания"
наступает наплыв множества представлений, находящихся в связи с
обстоятельством, вызвавшим аффект. При страхе, горе, гневе возникшие вначале
представления остаются в сознании на долгий срок. Аффект может разрешаться в
бурных действиях и в столь сильных изменениях со стороны кровообращения и
дыхания, что это иногда приводило к обмороку; наблюдались даже случаи
мгновенной смерти. Человек с достаточно развитыми процессами торможения,
несмотря на нарушение течения представлений при эмоциях, способен правильно
оценить окружающую обстановку, и управлять своими действиями. Такие
аффективные реакции, свойственные здоровому человеку, носят название
физиологических аффектов.
Собственно эмоции представляют собой более длительные состояния, иногда лишь слабо проявляющиеся во внешнем поведении. Они имеют отчетливо выраженный ситуационный характер, т. е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Собственно эмоции носят отчетливо выраженный идеаторныи характер; это значит, что они способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями, о пережитых или воображаемых ситуациях. Их важнейшая особенность состоит в их способности к обобщению и коммуникации; поэтому эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний: он формируется также в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, и в частности передаваемых средствами искусства.
Собственно эмоции находятся в другом отношении к личности и сознанию, чем
аффекты. Первые воспринимаются субъектом как состояния моего "я", вторые -
как состояния, происходящие "во мне". Это отличие ярко выступает в случаях,
когда эмоции возникают как реакция на аффект; так, например, возможно
появление эмоции боязни, появления аффекта страха или эмоции, вызываемой
пережитым аффектом, например аффектом острого гнева. Особый вид эмоций
составляют эстетические эмоции, выполняющие важнейшую функцию в развитии
смысловой сферы личности.
Чувство - психофизиологический процесс внутренней регуляции деятельности человека, выражающий субъективное оценочное отношение к материальным или абстрактным объектам. Чувства относятся к эмоциональным процессам наряду с аффектами и эмоциями, от которых отличаются, в первую очередь, наличием привязки к конкретным объектам, а также способностью быть амбивалентными. В просторечии и в некоторых словосочетаниях (например «орган чувств») чувствами также называют ощущения.
Более условным и менее общепринятым является выделение чувств как особого
подкласса эмоциональных процессов. Основанием для их выделения служит их
отчетливо выраженный предметный характер, возникающий в результате
специфического обобщения
некотором объекте - конкретном или обобщенном, отвлечённом например, чувство
любви к человеку, к родине, чувство ненависти к врагу и т. п.
Другая особенность чувств состоит в том, что они образуют ряд уровней,
начиная от непосредственных чувств к конкретному объекту и кончая высшими
социальными чувствами, относящимися к социальным ценностям и идеалам. Эти
различные уровни связаны и с разными по своей форме - обобщениями - объекта
чувств: образами или понятиями, образующими содержание нравственного сознания
человека. Существенную роль в формировании и развитии высших человеческих
чувств имеют социальные институции, в частности социальная символика,
поддерживающая их устойчивость (например, знамя), некоторые обряды и
социальные акты. Как и собственно эмоции, чувства имеют у человека свое
положительное развитие и , имея естественные предпосылки, являются продуктом
его жизни в обществе, общения и воспитания.
Исследователи, занимающиеся прикладной психологией — инженерной,
педагогической или
специфичности отдельных эмоций. Люди, с которыми они работают, испытывают
именно счастье, гнев, страх, печаль или отвращение, а не просто «эмоцию».
Современная практика отходит от использования таких общих терминов, как
«эмоциональная проблема», «эмоциональное нарушение» и «эмоциональное
расстройство». Психологи пытаются анализировать отдельные аффекты и
аффективные комплексы и воздействовать на них как на различные мотивационные
феномены в жизни индивида.
Важным допущением теории дифференциальных эмоций является признание особой роли отдельных эмоций в жизни человека. Исследователи, занимающиеся прикладной психологией — инженерной, педагогической или клинической, — так или; иначе приходят к пониманию специфичности отдельных эмоций. Люди, с которыми они работают, испытывают именно счастье, гнев, страх, печаль или отвращение, а не просто «эмоцию». Современная практика отходит от использования таких общих терминов, как «эмоциональная проблема», «эмоциональное нарушение» и «эмоциональное расстройство». Психологи пытаются анализировать отдельные аффекты и аффективные комплексы и воздействовать на них как на различные мотивационные феномены в жизни индивида.
Теория дифференциальных
эмоций определяет эмоцию как сложный
процесс, имеющий нейрофизио-логический,
нервно-мышечный и феноменологический
аспекты. На нейрофизиологическом уровне
эмоция определяется по электрохимической
активности нервной системы, в частности,
коры, гипоталамуса, базальных ганглиев,
лимбической системы, лицевого и тройничного
нервов. На нервномышечном уровне эмоция—
это прежде всего мимическая деятельность,
а вторично — пантомимические, висцерально —
эндокринные и иногда голосовые реакции.
На феноменологическом уровне эмоция
проявляется либо как сильно мотивированное
переживание, либо как переживание которое
имеет непосредственную значимость для
субъекта. Переживание эмоции может создавать
в сознании процесс совершенно независимый
от познавательных процессов.
Когда нейрохимические
процессы через врожденные программы
вызывают комплексные мимические и соматические
проявления, а с помощью обратной связи
эти проявления становятся осознанными,
появляется отдельная фундаментальная
эмоция, которая одновременно является
и мотивирующим и смыслообразующим переживанием.
Феноменологически положительные эмоции
имеют врожденные характеристики, которые
склонны усиливать чувство благополучия,
поддерживать его и побуждать к нему. Они
облегчают взаимодействие с людьми, а
также понимание ситуаций и связей между
объектами. Отрицательные эмоции ощущаются
как вредные и трудно переносимые и не
способствуют взаимодействию. Как уже
указывалось, хотя определенные эмоции
склонны быть положительными, а другие
— отрицательными, эти термины не могут
применяться жестко к каким-либо эмоциональным
переживаниям без рассмотрения их в жизненной
ситуации.
Эмоциональные элементы, современная теория представляет, как систему, так как
они взаимосвязаны и динамическими, и относительно стабильными способами.
Некоторые эмоции в силу природы лежащих в их основе врожденных механизмов
организованы иерархически. Дарвин заметил, что внимание может постепенно
изменяться, переходя в удивление, а удивление — «в леденящее изумление»,
напоминающее страх. Подобно этому, Томкинс доказал, что градиенты стимуляции,
вызывающей интерес, страх и ужас, представляют иерархию, где градиент,
необходимый для появления интереса, наименьший, а для ужаса — наибольший.
Например, новый звук заинтересовывает ребенка. Если при первом предъявлении
незнакомый звук будет достаточно громким, он может напугать. Если звук очень