Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 17:22, курсовая работа
Для раскрытия данной темы, были сформулированы следующие цели и задачи.
Цель: определить влияние экстремальной ситуации соревновательного характера на результативность в спортивной деятельности.
Задачи: 1. Сформулировать понятие экстремальная ситуация;
2. Определить способы контроля психического состояния при нахождении спортсмена в экстремальной ситуации.
Трудность препятствия — явление субъективное, производное от величины препятствия и возможностей спортсмена. Она выражается отношением величины препятствия к реальным возможностям индивида.
В видах спорта, которые определяются эффективным проявлением интеллектуальных процессов (технические виды, шахматы и т.п.), основные трудности сопряжены с выбором оптимальных решений. В видах спорта, связанных с проявлением физических качеств (легкая атлетика, плавание и т.п.), основные трудности сопряжены с реализацией принятых значимых решений. Естественно, что существует большое число ситуаций, которые требуют последовательных действий спортсмена при выходе из экстремальной ситуации: сначала — определение оптимального решения, затем — реализация принятого решения.
Исходя из этого положения можно выделить два основных вида трудностей, связанных с экстремальными ситуациями соревновательного характера:
1. Трудности в выборе
оптимальных решений, соответствующих
возникающим экстремальным
2. Трудности в реализации принятых значимых решений.
Величина препятствия и его трудность определяют психическое состояние спортсмена во время выполнения спортивной деятельности.
Вся спортивная деятельность (тренировочная и соревновательная) направлена на достижение наивысшего результата.
Тренировочная деятельность осуществляется с целью подготовки спортсменов к выступлению на соревнованиях, поэтому она имеет меньшую динамичность проявления психических состояний и эмоций. Другими словами, тренировочная деятельность не отличается непредсказуемостью развития событий. Соревновательная деятельность, напротив, отличается обилием критических ситуаций. Известно, что у спортсмена, участвующего в соревнованиях, эмоции всегда имеют и ярко выраженное возбуждение, и высокую степень переживания. Человек находится в состоянии напряженности. Состояние напряженности в первую очередь затрудняет сложные действия и интеллектуальные функции: сокращается объем внимания, нарушаются процессы восприятия и мышления, появляются лишние, ненаправленные действия, сокращается объем памяти. Все это отрицательно сказывается на осуществлении не только спортивной, но и любой другой деятельности. Эмоциональные проявления, главным образом, связаны с объективными внешними воздействиями на организм спортсмена, его субъективным отношением к уровню сложности предстоящей или выполняемой деятельности и его субъективной реакцией на объективные внешние воздействия.
На современном этапе развития
научной мысли можно встретить большое
количество разнообразных подходов к решению проблем,
касающихся классификации экстремальных
ситуаций соревновательного характера.
Следует отметить, что по данному вопросу
пока не существует какой-либо определенной,
адекватной схемы или структуры.
Исходя из детерминации переживаний, выделяют две группы трудностей: объективные и субъективные5.
Объективные трудности — это те, что обусловлены специфическими для данного вида деятельности препятствиями, без преодоления которых невозможно осуществление этой деятельности. Основная отличительная черта объективных трудностей в том, что они по своему содержанию одинаковы для всех людей.
К субъективным трудностям П.А. Рудик относит те, которые выражают личное отношение человека к объективным особенностям данного вида деятельности. Эти трудности носят индивидуальный характер и могут быть различными у представителей одного и того же вида спорта.
Более подробная классификация трудностей, характерных для спортивной деятельности, была предложена Ф.Геновым6, который сделал критерием позицию участника спортивной жизни (спортсмена, тренера, организатора соревнований и всей команды в целом):
1) трудности, связанные
с условиями проведения
2) трудности, связанные
с физической
3) трудности, связанные
с техническим выполнением
4) трудности, связанные
с выполнением тактических
5) трудности, связанные с приобретением определенных знаний по данному виду спорта;
6) трудности, связанные с моральной подготовкой спортсмена;
7) трудности, связанные
с преодолением отрицательных
психических состояний и
Р.З.Шайхтдинов7, анализируя данную классификацию, добавил в нее еще ряд видов, которые необходимо учитывать, исходя из «позиции проблемы готовности в спорте»: 1) трудности, препятствующие формированию волевой готовности; 2) трудности, препятствующие эффективному началу выполнения соревновательной деятельности; 3) трудности, препятствующие успешному выполнению соревновательной деятельности.
М.А. Иткис8 указывает, что на соревнованиях спортсмен попадает в сложную, зачастую совершенно новую обстановку, во многом отличающуюся как от условий тренировки, так и от предыдущих состязаний. К причинам, характеризующим «завалы», срывы и значительное снижение результатов на соревнованиях, он относит:
1) различную степень
тревожного состояния у
2) постоянно изменяющиеся метеоусловия (освещенность, ветер и др.);
3) разнообразные помехи, создаваемые соперниками, тренерами, судьями, зрителями;
4) потери, поломки
и прочие нарушения в
5) неуверенность в своих возможностях;
6) «отрывы», плохие «пробоины» (временное снижение результативности);
7) ожидание срыва
после ряда удачных
8) утомление;
9) мысли о первом месте, о выполнении определенного норматива, рекорда и т.п.
М.Я.Жилина9 разделяет все факторы, мешающие спортсмену «продемонстрировать свою лучшую технику и показать свой лучший результат», на внутренние и внешние. По ее мнению, внутренние факторы - это «определенные физиологические изменения (сдвиги) в работающих мышцах и системах организма». Внешние факторы - «незнакомое место проведения соревнований, присутствие представителей средств массовой информации, судей, зрителей и пр.».
Кроме того, М.Я. Жилина особо выделяет такое состояние спортсмена, как волнение, из-за которого «...в результате снижаeтся техника стрельбы и результат».
Л.Д. Гиссен10 проводит по существу сходную с другими авторами классификацию трудностей, но выделяет только субъективные факторы, снижающие результативность деятельности: 1) субъективное отношение человека к достижению цели; 2) субъективная оценка ситуации (положительная или отрицательная). Но объективные факторы, определяющие субъективное переживание, Л.Д. Гиссен подразделяет на пять групп:
1) ситуации, содержащие опасность физической травмы (ненадежность страховки, нарушение равновесия и пр.);
2) ситуации, выявляющие
несостоятельность психической
подготовленности к
3) ситуации с неожиданной «аварийностью» (неполадки в снаряжении, невозможность провести привычную разминку, неожиданная неудача и пр.);
4) ситуации, обусловленные правилами соревнований (необходимость начать соревнование с «нелюбимого» вида программы, необходимость выполнить зачетный подход с одной попытки и пр.);
5) ситуации, вызванные
нежелательными действиями
Сравнивая вышеуказанные классификации, можно заметить, что каждая из них, взятая в отдельности, не отражает полностью сущности понятия экстремальных ситуаций соревновательного характера. Однако вместе взятые рассматриваемые классификации дополняют друг друга.
Внешние и внутренние препятствия всегда являются причинами и объективных, и субъективных трудностей. Важным является тот факт, что внешние препятствия, равно как и внутренние, могут вызывать как объективные, так и субъективные трудности. Например, такое внешнее препятствие, как «замечание судьи», способствует возникновению как субъективной трудности (это субъективная оценка ситуации, чрезмерное волнение, высокая степень тревожности), так и объективной (это трудности, обусловленные правилами соревнований, возникновение необходимости изменить действия согласно правилам спортивной борьбы).
ВВЕДЕНИЕ
Полученные данные об отношении спортсменов к экстремальным ситуациям ( «ЭС» ), о потребности в обучении эффективным способам поведения в «ЭС», об уровне знаний о способах поведения в «ЭС», о способности преодолевать «ЭС», об опыте преодоления «ЭС» и степени экстремальности жизни спортсменов являются важной и необходимой составляющей в анализе феномена экстремальности спортивной деятельности.
Изучение психологических особенностей феномена экстремальности у квалифицированных спортсменов различных специализаций позволяет создавать и апробировать психологические концепции и модели экстремальности в условиях соревновательной деятельности. Научная новизна диссертационного исследования заключается в первичной постановке, обосновании и решении задач психологического конструирования экстремальных ситуаций.
МЕТОДИКА
С целью изучения отношения спортсменов к «ЭС» применялась авторская опросная методика «Экстремальные ситуации спортсменов», направленная на изучение феномена экстремальности в жизни спортсменов, отношения спортсменов к экстремальным ситуациям и анализ особенностей поведения и преодоления спортсменами этих «ЭС».
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
В анкетировании приняло участие 280 спортсменов из числа студентов тренерского, педагогического и заочного факультетов НГУ им. П.Ф. Леснафта. В анкетировании были представлены спортсмены, занимающиеся различными видами спорта.
Отношение спортсменов определялось по 5 критериям:
Выделенные параметры экстремальности изучались с помощью специально сформулированных вопросов по нашей методике. Прежде всего, было изучено понимание необходимости и потребности испытуемых в обучении эффективным способам поведения в различных «ЭС».
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Для получения данных по критерию «МК» спортсмены нашей выборки ответили на вопрос анкеты: «Как бы Вы оценили свою потребность в обучении эффективным способам поведения в различных экстремальных ситуациях?» (табл.1.).
У значительной части испытуемых данный показательно очень высок. Семьдесят респондентов (25,5%) оценили такую потребность очень высоко, в 8 баллов, 57 человек (20,8%) – в 7 баллов. Обработанные ответы на вопрос: «Как бы Вы оценили Вашу способность преодолевать различные экстремальные ситуации?» представлены в таблице 2.
Данные самооценки испытуемых указывают на высокую способность преодолевать «ЭС». Для 78 испытуемых (28,2%) эта способность очень велика – 8 баллов, а для 55 человек (19,9%) она составила 7 баллов.
Уровень знаний о способах поведения в экстремальных ситуациях показан в таблице 3.
Уровень знаний о способах поведения в «ЭС» превышает средние значения. У 65 испытуемых (23,4%) этот уровень достаточно высокий – 7 баллов, а для 52 испытуемых (18,7%) он составил среднюю величину – в 5 баллов.
Анализ опыта преодоления «ЭС» испытуемыми нашей выборки представлен в таблице 4.
Опираясь на полученные данные, следует отметить, что показатели величины этого опыта распределились в диапазоне от 5 баллов для 44 испытуемых (15,9%) до 8 баллов для 46 испытуемых (16,7%).
Кроме того нами получены и обработаны данные ответов испытуемых по критерию «КЭ». Испытуемые отвечали на вопрос: «Насколько Вы считаете свою жизнь в настоящее время экстремальной?». Таблица 5.
Как оказалось, только 6 испытуемых (2,2%) считают свою жизнь очень экстремальной, 54 спортсмена (19,4%) пришли к выводу, что их жизнь экстремальна, 89 испытуемых (32,0%) считают свою жизнь скорее экстремальной, чем нет. 76 спортсменов (27,3%) думают, что их жизнь скорее не экстремальна, чем экстремальна, 42 испытуемых (15,1%) отнесли свою жизнь к категории не экстремальной, и, наконец, 11 человек (4,0%) сделали вывод, что их жизнь совершенно не экстремальна.
Как следует из таблицы 6, «КО» является системообразующим критерием и определяет систему отношений к явлениям экстремальности.
ВЫВОДЫ
Больше половины испытуемых – 149 человек (53,6%) – считают, что их жизнь имеет экстремальный характер.
Степень экстремальности находится в прямой зависимости от экстремального опыта испытуемых, от величины знаний о способах повеления в «ЭС» и от уровня развития способностей поступать эффективно в «ЭС».
В итоге исследования можно разделить экстремальные ситуации соревновательного характера по качественной характеристике на четыре основные группы:
1) внешние препятствия -
условия соревнований; помехи, увязанные
с отвлечением внимания