Экстремальные ситуации соревновательного характера как фактор снижающий результативность в спортивной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 17:22, курсовая работа

Краткое описание

Для раскрытия данной темы, были сформулированы следующие цели и задачи.
Цель: определить влияние экстремальной ситуации соревновательного характера на результативность в спортивной деятельности.
Задачи: 1. Сформулировать понятие экстремальная ситуация;
2. Определить способы контроля психического состояния при нахождении спортсмена в экстремальной ситуации.

Файлы: 1 файл

Курсовая .doc

— 846.00 Кб (Скачать)

 

 

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Уральский государственный технический университет - УПИ

имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

 

Кафедра теории физической культуры

 

 

 

 

Экстремальные ситуации соревновательного характера как фактор снижающий результативность в спортивной деятельности

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

              Руководитель

              Канд. психол. наук, доц.                                               Л. Н. Рогалева

              Студент ФК-230202                                                       ?????????

 

 

Екатеринбург

2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Экстремальные ситуации это – то, что подстерегает каждого человека, в не зависимости от рода вашей деятельности. Однако в разрезе спорта данному вопросу посвящено много исследований, которые объясняют и показывают влияние экстремальных ситуаций соревновательного характера на результативность в спортивной деятельности.

Спортивные достижения во многом определяются умениями спортсменов преодолевать различные экстремальные ситуации . Спортивная деятельность отличается высокой психологической напряженностью, проходящей в экстремальной среде, характеризующейся повышенным риском. Сложная структура спортивной деятельности предъявляет высокие требования к уровню психологической подготовки спортсмена.

В исследовании осуществлен психологический анализ феномена экстремальности в спорте с применением структурно-системного подхода. Выстроенная экстремальная концепция в спорте позволила выделить позитивные аспекты преодоления экстремальности в деятельности спортсменов. Научная новизна диссертационного исследования заключается в первичной постановке, обосновании и решении задач психологического конструирования экстремальных ситуаций.

Объект моего исследования: спортсмены.

Предмет: экстремальные ситуации соревновательного характера.

Для раскрытия данной темы, были сформулированы следующие цели и задачи.

Цель: определить влияние экстремальной ситуации соревновательного характера на результативность в спортивной деятельности.

Задачи: 1. Сформулировать понятие экстремальная ситуация;

              2. Определить способы контроля  психического состояния при нахождении  спортсмена в экстремальной ситуации.

 

ГЛАВА 1. ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ В ПСИХОЛОГИИ СПОРТА

    1. Введение в проблему экстремальности

Современные социальные, политические и экономические реалии таковы, что человек вынужден осуществлять практически все виды своей деятельности в условиях, выходящих за рамки привычных, или, если быть более точными, "безопасных" для него. Личность сталкивается с необходимостью адаптироваться к возросшим нагрузкам на психику, связанным, в большинстве случаев, с экономической и политической нестабильностью и социальными проблемами, а также техногенными и экологическими факторами. Человек XXI в. живет в состоянии стресса, в условиях экстремальных обстоятельств.

Изучением общих закономерностей психической жизни и деятельности человека, различных социальных групп в измененных и непривычных, экстремальных условиях существования занимается экстремальная психология.

Как и любая другая отрасль психологии, экстремальная сталкивается с рядом проблем, обусловленных, в первую очередь, отсутствием относительно новых данных по исследуемой проблематике. Наиболее актуальными на сегодняшний день являются:

  • методы изучения психических состояний при осуществлении деятельности в экстремальных условиях;
  • проблема синдрома посттравматических стрессовых нарушений (РТЗВ-синдром). В русскоязычном варианте - ПТСР-синдром.

В качестве факторов, определяющих экстремальность, обычно выделяют:

  • различные эмоциогенные воздействия в связи с опасностью, трудностью, новизной ситуации;

 

  • дефицит необходимой информации или явный избыток противоречивой информации;
  • чрезмерное психическое, физическое, эмоциональное напряжение;
  • воздействие неблагоприятных климатических условий: жары, холода, кислородной недостаточности и т.д.;
  • наличие голода, жажды, различного рода деприваций и т.д.

 

    1. Адаптация и спорт

Спортивный результат определяется достижением «спортивной формы» к периоду ответственных соревнований. Если в общем плане теория спортивной тренировки определяет пути достижения спортивной формы, то многие подробности этой проблемы пока не ясны. Эти особенности возникают в связи с особенностями вида спорта, соревновательного календаря по виду спорта,  а также  в связи с недостаточной информацией о том, что происходит в организме при достижении спортивной формы.

Изучению влияния мышечной деятельности на организм спортсмена в настоящее время уделяется много внимания. В организме, при мышечной деятельности происходят изменения в работе всех систем и органов. Насколько велики эти изменения, зависит от многих факторов, в первую очередь, от мощности выполняемой работы, от тренированности (готовности) к физической нагрузке, от ряда психологических и эмоциональных факторов, которые в комплексе и определяют реакцию всех  систем на стресс.

Главная отличительная часть управления процессом спортивной тренировки заключается в том, что объектом управления выступает человек, сложная самоуправляющая система, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, направляющая и даже совершенствующая.

Управление любым процессом, в том числе и занятиями физической культурой, состоит из трёх стадий:

  • Сбор информации об объекте (занимающемся спортом) и внешней среде, в которой функционирует (физической нагрузкой);
  • Анализ полученной информации;
  • Принятие решения или планирование.

Также, для контроля важно использовать методы и средства психорегуляции, личностной и клинической психотерапии. Особого внимания заслуживают такие способы оздоровительной деятельности, как участие спортсмена в работе специальных семинаров, систематическое посещение психологических тренингов, консультаций, аутогенная тренировка,  психоанализ.1

Далее, необходимо учесть, что психологический анализ спортивной деятельности предполагает систематизацию видов спорта и соревновательных упражнений.

Наиболее рациональной является систематика видов и соревновательных упражнений в спорте, разработанная Т.Т. Джамгаровым2.

Анализу не повергались виды спорта, связанные с управлением средствами передвижения, с модельно-конструкторской деятельностью, с абстрактно-логическим обыгрыванием противника, а также все виды стрельбы и различные многоборья. Все группы соревновательных упражнений были представлены в исходном перечне объектов систематики в максимально укрупненном виде. Так, например, в качестве единых объектов рассматривались все виды легкоатлетических прыжков, все виды ходьбы и бега на средние и длинные дистанции, все виды плавания независимо от дистанции и способа и т. д.

Наиболее сложным и ответственным всегда является выбор признака, по которому сравниваются, а затем и группируются изучаемые объекты. В качестве такого признака в приводимой систематике избрано взаимодействие спортсменов. Основанием для такого выбора явились следующие соображения. А. Н. Леонтьев пишет: «Психология человека имеет дело с деятельностью конкретных индивидов, протекающей или в условиях открытой коллективности - среди окружающих людей, совместно с ними и во взаимодействии с ними, или с глазу на глаз с окружающим предметным миром»3.

 

    1. Проблемы психологии спорта

Психология спорта – это, прежде всего отрасль психологической науки, изучающая особенности личности, действующей в специфических условиях спортивной деятельности и оказывающейся при этом в специфических психических состояниях.

Система подготовки квалифицированных спортсменов к соревнованиям во многом исчерпывает свои возможности, базирующиеся на общих закономерностях адаптации организма к нагрузкам. Все более очевидно, что только при тренировочной нагрузке, адекватной психотипу спортсмена, повышается реактивность центральной нервной системы и совершенствуются механизмы обеспечения эффективной спортивной деятельности в экстремальных условиях, которые, по существу, сопровождают любое крупное соревнование.

Состояние готовности к экстремальной спортивной деятельности связано не только с необходимыми изменениями функциональных систем организма, но и с соответствующей интенсивностью динамических физиологических и психических процессов. Подготовка к деятельности может осуществляться при небольшой затрате энергии или, напротив, при большой затрате сил, в состоянии сильного возбуждения. Эти различия в интенсивности могут оцениваться с чисто субъективной точки зрения - тогда говорят о степени поглощенности подготовкой к деятельности или с объективной точки зрения - тогда необходимо определить уровень нервного и соматического функционирования, лежащего в основе состояния готовности.

Здесь возникает понятие активации, которое обозначает одновременно и быстрое повышение активности центральной нервной системы и вызванную им интенсификацию периферических процессов. Понятие "активация" должно употребляться только в случае самого факта повышения активности центральной нервной системы перед выполнением определенной деятельности. Не вызывает сомнений тот факт, что перед началом спортивной деятельности, тем более протекающей в экстремальном режиме, у спортсмена включаются, произвольно или даже непроизвольно, механизмы активации психических и физиологических функций, непосредственно влияющих на эффективность выполнения такой деятельности.

Что касается проблемы адаптации спортсмена к тренировочным и соревновательным нагрузкам, то здесь выделяются следующие ее механизмы. Адаптация определяется некоторыми генетически обусловленными нейродинамическими и психодинамическими свойствами, а проявляется на фоне деятельности, требующей высокой степени волевых усилий спортсмена. Факторами эффективности такой деятельности являются способность к своевременной адаптируемости к экстремальным условиям, адекватная установка на эффективные действия, способность к быстрому и адекватному решению оперативных задач.

Повышение роли интеллектуальных моментов в спортивной деятельности требует дальнейшего изучения когнитивных механизмов психомоторных действий.

Среди психологов спорта существуют три основных подхода к проблеме взаимоотношений спортсмена и тренера: социально-эмоциональный, который акцентирует внимание на взаимных аффективных влияниях спортсмена и тренера, поведенческий и организационный. Особый интерес представляет первый подход, в котором можно выделить проблему "тревогогенного поведения тренера". В рамках двух других подходов изучаются особенности взаимного восприятия спортсмена и тренера; факторы их взаимопонимания; причины и пути разрешения конфликтов; особенности работы тренера с юными спортсменами.

 

 

 

ГЛАВА 2. ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Классификация экстремальных ситуаций соревновательного характера

Особое внимание в психологии спорта уделяется исследованию деятельности, протекающей в экстремальных условиях (предельные физические и психические напряжения, риск, дефицит времени).

Такие условия спортивной деятельности создают для человека значительные трудности, эффективное преодоление которых невозможно без волевых усилий, без сознательной мобилизации всех сил, без необходимой регуляции действий и состояния.

Цели, стоящие перед спортсменом, соотносятся с достижением определенного спортивного результата. Другими словами, с реализацией его возможностей. Действия, связанные с достижением целей, всегда осуществляются в определенных эмоциональных условиях и за счет волевых усилий. Всякие трудности вызывают у спортсменов сильные переживания, которые могут оказать отрицательное влияние на деятельность и ее результаты.

Не случайно исследователи психолого-педагогических проблем спорта особенно выделяют задачи, направленные на изучение и анализ разнообразных психических состояний спортсменов во время осуществления соревновательной деятельности, где особое место занимают вопросы преодоления экстремальных ситуаций соревновательного характера.

При определении экстремальных ситуаций широко используются и «объективные» показатели состояния человека, устанавливаемые на основе регистрации физиологических процессов. Воздействия, обусловливающие критические состояния, всегда сопряжены с физиологическими изменениями в состоянии человека.

Степень влияния экстремальных ситуаций соревновательного характера на состояние спортсменов зависит от «величины препятствий» и «трудности препятствий»4.

Информация о работе Экстремальные ситуации соревновательного характера как фактор снижающий результативность в спортивной деятельности