Эффекты коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:33, реферат

Краткое описание

современном мире средства массовой коммуникации перестали восприниматься исключительно как канал передачи информации. Все чаще о массовой коммуникации говорят как о полноправном агенте социализации, влияющем на развитие личности и общества в целом: средства массовых коммуникаций демонстрируют нормы, формируют систему ценностей, учат, опосредуют опыт и т.д. Из орудия пропаганды - инструмента власти - медиа превратились в мощнейший источник власти, стали ключом к известности и успеху. Сегодня средства массовых коммуникаций выступают в роли как механизма продвижения товаров и услуг, так и арены дебатов и, очевидно, особое значение приобретают в условиях трансформационного общества и усиления рыночных отношений, когда их помощь в борьбе за потребителя становится незаменима. Более того, в социологических концепциях «общества потребления» массовой коммуникации отводится роль конструктора реальности, навязывающего товары, подстегивающего спрос и в конечном итоге управляющего миром.

Оглавление

Введение
1. Понятие и сущность массовых коммуникаций
1.1. Понятие массовых коммуникаций
1.2. Основные психологические характеристики массовой коммуникации
2. Психологические эффекты массовой коммуникации
2.1. Эффекты массовой коммуникации - исследования, периодизация и типология
2.2. Психологические эффекты массовой коммуникации

Файлы: 1 файл

пмк.docx

— 33.94 Кб (Скачать)

      Телевизионные бумеранги стали уже достаточно распространенным явлением. С умножением числа телеканалов их суггестивное влияние будет падать и дальше. Уже в ближайшее десятилетие  можно прогнозировать если не окончательный, то, по крайней мере, частичный закат  эффективности телесуггестии. Однако свобода долгой не бывает. На смену телевидению стремительно идет Интернет. Равенство в обладании телеприемниками скоро сменится равенством в массовом доступе к всемирной паутине. Так возникает новое, еще более эффективное средство массовизации психики. Персональный компьютер с Интернетом в тотальной роли шамана, вождя технотронного божества XXI века будет, пожалуй, посильнее, чем телешаманы ХХ века. Тем сильнее будут и суперэффекты новых массовых коммуникаций.

      «Эффект края» - явление, заключающееся в  том, что из расположенного в ряд  заучиваемого материала элементы, находящиеся  в начале и конце, запоминаются быстрее, чем элементы, находящиеся в середине. Установлен немецким психологом Г. Эббингаузом и подтвержден исследованиями многих психологов. «Эффект края» проявляется как непосредственным, при так и отсроченном воспроизведении. Согласно французскому психологу М. Фуко, он является результатом взаимодействия процессов внутреннего торможения, одновременно действующих в ходе научения и замедляющих его. В современных исследованиях «Эффект края» изучается как эффект первичности и эффект недавности.

      «Эффект недавности» - увеличение вероятности припоминания последних элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами ряда. “Эффект недавности” (известный больше как эффект новизны) изучается при восприятии людьми друг друга и заключается в том, что по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т.е. более новая информация о нем, тогда как оп отношению к незнакомому человеку более значима первая информация.

      «Эффект первичности» - изучается при восприятии людьми друг друга и касается значимости определенного порядка поступления  информации о человек для формирования представления о нем. 

 

      Заключение 

      Таким образом, изучив литературу по теме исследования, можно прийти к выводу, что массовая коммуникация – это динамический технически опосредованный массовидный или межличностный процесс создания, хранения, pаспpеделения, pаспpостpанения, восприятия информации и обмена ею между социальными субъектами и объектами.

      Понятие «массовая коммуникация» возникло вследствие индустриального развития человечества, как своеобразный отклик на процессы урбанизации и недостаточности  прежних способов социальной взаимосвязи. Наиболее упрощенно массовую коммуникацию можно рассматривать в качестве особого рода деятельности, которая  осуществляется специалистами с  целью воздействия на объективно не связанные между собой группы и отдельных индивидов, «массовизации» их сознания и поведения.

      Массовая  коммуникация является неотъемлемой частью современного общества, его экономики, политики, культуры и охватывает международные, межгрупповые и межличностные отношения. Своеобразная революция средств  массовой коммуникации (Интернет): оказывает  возрастающее воздействие как на материально-пpоизводственную, так и на социально-политическую, культуpно-идеологическую области жизни всего человечества и каждого отдельного человека.

      Сегодня, массовая коммуникация определяется как  процесс «производства информации», ее передачи средствами радио, телевидения, прессы и общение людей как  членов «массы», осуществляемое с помощью  технических средств.

      Стратегической  функцией массовой коммуникации является формирование массовой психологии, а  применительно к каждому человеку - определенной его социально-политической ориентации.

      К основным социально-психологическим  эффектам массовой коммуникации относятся  «эффект ореола» и «эффект  бумеранга».

      В рамках концептуальной модели акцентируется  внимание на следующей совокупности эффектов массовой коммуникации.

      Эффекты когнитивные: формирование установок; определение «пунктов повестки дня»; расширение представлений людей; уточнение  ценностных ориентации.

      Эффекты аффективные: формирование чувств обеспокоенности, страха; влияние на моральное состояние  и степень отчуждения в обществе.

      Эффекты поведенческие: активизация (или не активизация) какой-либо деятельности; направление различных видов  акций (например, политических демонстраций); провоцирование альтруистических проявлений (кампании благотворительности).

      Развитие  массово-коммуникативных процессов  способствует по большому счету развитию всей цивилизации. Без общения человечество развиваться не сможет, причем миp и общение составляют единое целое, одно непременно подразумевает другое.

      С целью решения данной задачи, задействуются  функциональные механизмы, которые  построены на психологических принципах. Прежде всего, это интеграционно-коммуникативная функция, связанная с формированием общего эмоционально-психологического тонуса аудитории, информационная функция, которая обеспечивает аудиторию определенным набором информации, установочная функция, связанная с формированием определенных диспозиций и функция организации поведения, которая стимулирует действия массы в определенном направлении. 

 

      Список  использованных источников 

  1. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном  мире: методология анализа и практика исследований. - М.: УРСС, 2002.
  2. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. – М.: Дело, 2004.
  3. Новиков К.Ю. Психология массовой коммуникации: Механизмы, рактика, Ошибки. М.: Высш.шк, 2007.
  4. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. – М.: Рефл-бук, Ваклер, 2007.
  5. Рощин С.К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня // Психологический журнал. – 2000. - № 5.
  6. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

Информация о работе Эффекты коммуникации