Эффекты коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:33, реферат

Краткое описание

современном мире средства массовой коммуникации перестали восприниматься исключительно как канал передачи информации. Все чаще о массовой коммуникации говорят как о полноправном агенте социализации, влияющем на развитие личности и общества в целом: средства массовых коммуникаций демонстрируют нормы, формируют систему ценностей, учат, опосредуют опыт и т.д. Из орудия пропаганды - инструмента власти - медиа превратились в мощнейший источник власти, стали ключом к известности и успеху. Сегодня средства массовых коммуникаций выступают в роли как механизма продвижения товаров и услуг, так и арены дебатов и, очевидно, особое значение приобретают в условиях трансформационного общества и усиления рыночных отношений, когда их помощь в борьбе за потребителя становится незаменима. Более того, в социологических концепциях «общества потребления» массовой коммуникации отводится роль конструктора реальности, навязывающего товары, подстегивающего спрос и в конечном итоге управляющего миром.

Оглавление

Введение
1. Понятие и сущность массовых коммуникаций
1.1. Понятие массовых коммуникаций
1.2. Основные психологические характеристики массовой коммуникации
2. Психологические эффекты массовой коммуникации
2.1. Эффекты массовой коммуникации - исследования, периодизация и типология
2.2. Психологические эффекты массовой коммуникации

Файлы: 1 файл

пмк.docx

— 33.94 Кб (Скачать)
 

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 

Реферат по дисциплине «Психология  массовой коммуникации»  на тему

«Психологические  эффекты массовой коммуникации» 
 
 
 
 

           Выполнила:  

                                         Черезова Г.В., студентка 4 курса

                                                         специальности связи с общественностью 

                    дневного отделения 
 

                                                                       
 
 
 

Москва, 2010 
 

      План 

Введение

1. Понятие и  сущность массовых коммуникаций

1.1. Понятие массовых  коммуникаций

1.2. Основные  психологические характеристики  массовой коммуникации 

2. Психологические  эффекты массовой коммуникации 

2.1. Эффекты массовой  коммуникации - исследования,  периодизация  и типология

2.2. Психологические  эффекты массовой коммуникации 

Заключение

Список использованных источников  

 

      Введение 

      В современном мире средства массовой коммуникации перестали восприниматься исключительно как канал передачи информации. Все чаще о массовой коммуникации говорят как о полноправном агенте социализации, влияющем на развитие личности и общества в целом: средства массовых коммуникаций демонстрируют  нормы, формируют систему ценностей, учат, опосредуют опыт и т.д. Из орудия пропаганды - инструмента власти - медиа превратились в мощнейший источник власти, стали ключом к известности и успеху. Сегодня средства массовых коммуникаций выступают в роли как механизма продвижения товаров и услуг, так и арены дебатов и, очевидно, особое значение приобретают в условиях трансформационного общества и усиления рыночных отношений, когда их помощь в борьбе за потребителя становится незаменима. Более того, в социологических концепциях «общества потребления» массовой коммуникации отводится роль конструктора реальности, навязывающего товары, подстегивающего спрос и в конечном итоге управляющего миром.

      Массовая  коммуникация - систематическое распространение  при помощи специализированных технических  устройств сообщений среди численно большой рассредоточенной аудитории  с целью воздействия на оценки, мнение и поведение людей.

      Изучение  влияния психологических эффектов массовой коммуникации на аудиторию  заключается в том, что эффективность  массовой коммуникации как инструмента, формирующего и экономические, и  внеэкономические мотивы для покупки - действия экономического, остается предметом  дискуссий, и сегодня сосуществуют две оппозиционные теории влияния массовой коммуникации: согласно первой, СМК воздействуют на всю аудиторию, согласно другой - влияют избирательно. Соответственно, возникает необходимость исследования фактора массовой коммуникации в комплексе с социально-экономическими детерминантами потребительского поведения (такими как пол, возраст, образование, доход и др.).

      Актуальность  работы обусловлена тем, что значение массовой коммуникации имеет всевозрастающий  характер на общемировом уровне, как  источника власти, как агента социализации, как распространителя инноваций  и т.д. В современных условиях люди становятся зависимыми от средств  массовой коммуникации. Прежде всего, это касается информации, знаний и  оценок о происходящем в обществе. Тип и уровень этой зависимости  определяется рядом структурных  условий. Влияние массовой коммуникации оказывается большим, если общество находится в состоянии изменений, конфликтов или нестабильности. Также  многое зависит от степени реализации массовой коммуникацией собственно информационных функций.

      Исходя  из этого, основная цель данной работы – изучить психологические эффекты  массовой коммуникации. При этом цель работы раскрывается через решение  следующих поставленных задач:

      -отразить  понятие массовой коммуникации;

      -охарактеризовать  основные психологические характеристики  массовой коммуникации;

      -рассмотреть  исследования, периодизацию и типологию  эффектов массовой коммуникации;

      -выявить  психологические эффекты массовой  коммуникации;

      -сделать  выводы по теме.

      При написании работы была использована монографическая, учебная и периодическая  литература по теме. 

 

      1. Понятие и сущность  массовых коммуникаций 

      1.1 Понятие массовых коммуникаций 

      Понятие коммуникация происходит от латинского communicatio - обмен, связь, разговор. "Массовая коммуникация - систематическое распространение сообщений среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей" [1, С.10]. "Массовая коммуникация представляет собой институциализированное производство и массовое распространение символических материалов посредством передачи и накопления информации" [3, С.27]. Массовая коммуникация - это разновидность духовно-практической деятельности, т.е. деятельности по трансляции, переносу в массовое сознание (общественное мнение) оценок текущих событий, признаваемых социально актуальными.

      Сущностью массовой коммуникации как деятельности является воздействие на общество путем  внедрения в массовое сознание определенной системы ценностей. Сущность ее всегда остается неизменной, а явление, содержание и формы осуществления могут  изменяться в зависимости от условий  функционирования всей системы массовой коммуникации. Цель массовой коммуникации: изменение социальных субъектов  в интересах других субъектов  или всего общества.

      В современном научном и повседневном языке, наряду с понятием массовая коммуникация используется понятие "медиа". Понятие имеет латинское происхождение. Средства коммуникации занимают среднее, промежуточное положение в коммуникационной цепочке отправитель - канал - получатель сообщения. Медиа представляют собой механизм связи между отправителем и получателем сообщения.

      Массовая  коммуникация является деятельностью, основанной на системе правил и норм, а также на развитом контроле за их исполнением. Особенностями массовой коммуникации являются [1, С.12]:

      - отправитель сообщения является  частью организованной группы, а  зачастую и представителем института;

      - в качестве принимающей стороны  выступает индивид. Он часто  рассматривается передающей организацией  как часть группы с присущими  ей общими характеристиками;

      - канал сообщения представляет  собой технологически сложные  системы распространения информации. Они включают в себя значимую  социальную компоненту, поскольку  их функционирование зависит  от правовых норм общества, привычек  и ожиданий аудитории;

      - сообщения обычно обладают достаточно  сложной структурой;

      - публичный характер и открытость;

      - ограниченный и контролируемый  доступ к средствам передачи;

      - опосредованность контактов передающей  и принимающей сторон;

      - определенное неравноправие в  отношениях передающей и принимающей  сторон;

      - многочисленность адресатов сообщений.

      Сложность массовой коммуникации как явления  предопределило его изучение в рамках различных исследовательских дисциплин. Социологическое изучение окружающей действительности предполагает, что  индивид является продуктом социальных отношений. Соответственно, оценивая роль средств массовой коммуникации в  связи с различными проявлениями деятельности людей, мы обязательно  должны учитывать особенности политического, социального, экономического, культурного и технологического контекста этой деятельности.

      Отличия массовой коммуникации от межличностного общения проявляются практически  в связи со всеми составляющими  коммуникационного процесса. Источником сообщения в межличностной коммуникации является семья, соседи и т.п. В массовой же коммуникации - некий институт. Канал  распространения межличностной  коммуникации можно назвать “лицом к лицу”. Массовый канал предполагает наличие технологий распространения. Время передачи в межличностной коммуникации - непосредственное, расстояние минимальное, замкнутое; в массовой - время передачи непосредственное или с задержкой во времени, расстояние - значительное, или даже неограниченное. Приемником в межличностной коммуникации является семья, соседи, т.е. непосредственное окружение; в массовой - анонимная разнородная аудитория. При межличностной коммуникации имеется возможность непосредственной реакции адресата (обратная связь). В массовой коммуникации реакция преимущественно “отложенная” (в некоторых случаях - прямая). Характер регулирования межличностной коммуникации - личный, индивидуальный; массовой - с использованием систем правил и контроля. 

      1.2 Основные психологические характеристики  массовой  коммуникации 

      Для массовой коммуникации характерны сугубо психологические процессы [6, С.31]:

      1. Интерес, подражание, например, в  соотношении условий и образа  жизни коммуникантов;

      2. Формирование ценностей, неявно  присутствующих в масс-коммуникативных процессах, которые, функционируя на личностном уровне, формируют массовое (общественное) сознание;

      3. Идентификация, означающая эмоциональное  и смысловое отождествление потребностной сферы человека в соответствии с поступающей извне информацией;

      4. Восприятие, понимание, переживание,  запоминание, мотивация и ожидания  в механизме обращения аудитории  к СМИ и т.д.;

      5. Убеждающее воздействие аудитории  коммуникантом (СМК);

      6. Формирование интересов и стереотипов  массового сознания через установки;

      7. Создание коммуникатором (СМК) условий  для реализации феноменов подражания  и заражения в массовых проявлениях;

      8. Формирование слухов с определенными  целями;

      9. Мотивация и активизация творческого  мышления в группе (корпоративной  среде).

      Одной из важнейших социально-психологических  функций массовой коммуникации является ее способность самоорганизовывать общественное мнение, общественное сознание.

      Развитие  коммуникаций в современном обществе включает в себя и такие процессы, в ходе которых информация не только передается, но и искажается, может  самопроизвольно возрастать или  угасать. Следовательно, массовая коммуникация - это специфическая форма человеческого  общения. Средства массовой коммуникации выступают вещественным, материальным компонентом масскоммуникативного процесса и всегда выражают собой способ передачи, сохранения, производства и pаспpостpанения определенной информации и заложенных в ней ценностей (ценностных ориентаций).

      Массовая  коммуникация как социально-психологический  феномен предполагает постоянную динамику и непpедсказуемость своих эффектов. В современных условиях (свобода слова, право каждого на получение и pаспpостpанение информации и т.д.) возможности массовой коммуникации могут быть реализованы с максимальным эффектом, если соответствующие технологии выстраиваются с учетом психологии массовой коммуникации.

Информация о работе Эффекты коммуникации