Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 11:57, курсовая работа
В настоящей работе представлено исследование старшей группы одного из харьковских детских садов. Это исследование направлено на изучение самооценки ребенка старшего дошкольного возраста и его социометрического статуса в группе, которую он посещает.
Введение
3 1. Теоретическая часть
6 1.1. Теоретическое исследование вопроса о формировании самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
6 1.2. Теоретическое исследование вопроса о развитии и формировании потребности в общении у детей старшего дошкольного возраста.
11
1. Программа исследования и описание испытуемых
17
2.1.Описание выборки
17
2.2.Описание проведения методик
17
2.2.а. Проба Де Греефе
17
2.2.б. Описание методики «Лесенка»
18
2.2.в. Метод социометрических измерений
20
2.3. Процедура исследования
21
3. Экспериментальное исследование связи между самооценкой и социометрическим статусом у ребенка старшего дошкольного возраста
23
3.1. Обработка результатов по методике «Проба Де Греефе»
23
3.2. Обработка результатов по методике «Лесенка»
25
3.3. Обработка результатов по методике «Метод социометрических измерений»
26
3.4. Корреляционный анализ
29
Выводы
29
Заключение
31
Приложения
33
Список литературы
Курсовая работа
на тему:
«Изучение соотношения уровня самооценки
и социометрического статуса у детей старшего
дошкольного возраста»
Содержание
Введение
3 1. Теоретическая часть
6 1.1. Теоретическое исследование вопроса
о формировании самооценки у детей старшего
дошкольного возраста.
6 1.2. Теоретическое исследование вопроса
о развитии и формировании потребности
в общении у детей старшего дошкольного
возраста.
11
1. Программа исследования и описание испытуемых
17
2.1.Описание выборки
17
2.2.Описание проведения методик
17
2.2.а. Проба Де Греефе
17
2.2.б. Описание методики «Лесенка»
18
2.2.в. Метод социометрических измерений
20
2.3. Процедура исследования
21
3. Экспериментальное исследование связи
между самооценкой и социометрическим
статусом у ребенка старшего дошкольного
возраста
23
3.1. Обработка результатов по методике
«Проба Де Греефе»
23
3.2. Обработка результатов по методике
«Лесенка»
25
3.3. Обработка результатов по методике
«Метод социометрических измерений»
26
3.4. Корреляционный анализ
29
Выводы
29
Заключение
31
Приложения
33
Список литературы
39
Введение.
В настоящей работе представлено исследование
старшей группы одного из харьковских
детских садов. Это исследование направлено
на изучение самооценки ребенка старшего
дошкольного возраста и его социометрического
статуса в группе, которую он посещает.
Вопросы о развитии личности ребенка в
детском саду, о формировании его личностных
качеств и психических процессов, а также
о том, насколько комфортно чувствует
он себя в группе детского сада, нам показались
очень важными и актуальными, поскольку
группа детского сада – это первое звено
в системе общественного воспитания и
образования детей. [1]. Здесь ребенок проводит
8-12 часов в день, т. е. треть своего детства.
Не только от родителей, но и от детского
сада зависит то, насколько ребенок окажется
психологически подготовленным к школе.
Поэтому изучение внутригрупповых взаимоотношений,
общения, совместной деятельности, влияния
дошкольной группы на формирование личности
детей, становление отношений в детском
коллективе и т.д. – важные и актуальные
проблемы. Разработка всех этих вопросов
представляет исключительный теоретический
и практический интерес. [1]
Путь психического развития ребенка определяется
системой отношений между ним и социальной
действительностью и зависит от реального
места, которое маленький человек занимает
в мире человеческих отношений. Приход
ребенка в детский сад и включение его
в группу сверстников существенно меняют
социальную ситуацию его развития, которое
до этого в основном определялось связями
ребенок- взрослый. Теперь эти связи дополняются
отношениями ребенок-сверстник. Вне этих
связей уже невозможно рассмотреть формирование
личности ребенка в период дошкольного
детства. [1]
Кроме того, важна для практики воспитания
разработка специальных экспериментальных
приемов, помогающих обнаружить систему
скрытых избирательных отношений в группе
детского сада. [1]
Нам кажется, что одним из важных факторов
развития личности является формирование
адекватной самооценки, которая активно
развивается в дошкольный период и в значительной
степени зависит от оценок сверстников
и особенно взрослого. [2]
В то же время психолого-педагогические
исследования убедительно показывают
важную роль общения со сверстниками в
формировании личности ребенка и его взаимоотношений
с другими детьми, необходимость знания
того, какими должны быть контакты с ровесниками
у детей разного возраста и что должно
лежать в их основе. Недостаточная разработанность
этой важной научной проблемы, а также
нужды практики воспитания детей делают
актуальным изучение у дошкольников развития
содержания потребности в общении со сверстниками
как для понимания природы и особенности
коммуникативной деятельности с ровесниками
у детей разного возраста, так и для разработки
научно обоснованных методов их воспитания.
[3]
Учитывая актуальность
и важность изучения, а, главное, формирования
качеств личности, умений, навыков
необходимых для успешного
Объект исследования – соотношение самооценки
и социометрического статуса. Предмет
- соотношение самооценки и социометрического
статуса у детей старшего дошкольного
возраста.
Цель исследования – изучение соотношения
самооценки и социометрического статуса
у детей старшего дошкольного возраста.
Основные задачи:
1) определение уровня самооценки ребенка
с помощью методик «Лесенка» и «Проба
Де Греефе»;
2) определить, коррелируют ли данные по
методикам, определяющим самооценку;
3) определение его социометрического
статуса с помощью методики «Социометрия»;
4) определить соотношение самооценки
и социометрического статуса у детей старшего
дошкольного возраста с помощью корреляции
Пирсона.
Была выдвинута гипотеза о наличии корреляционной
связи между статусом и уровнем самооценки.
1. Теоретическая часть
1.1. Теоретическое исследование вопроса
о формировании самооценки у детей старшего
дошкольного возраста.
Самооценка является необходимым компонентом
развития самосознания, т.е. самооценка
– это осознание человеком самого себя,
своих физических сил, умственных способностей,
поступков, мотивов и целей своего поведения,
своего отношения к окружающему, к другим
людям и к самому себе. [4]
В этом разделе мы рассматриваем вопрос
о том, каким образом развивается самооценка
у детей и при каких условиях.
Мухина В. С. в своей книге «Детская психология»
[5] говорит о том, что одной из сторон развития
мотивов поведения в дошкольном возрасте
является повышение их осознанности. Ребенок
начинает отдавать себе все более ясный
отчет в побудительных силах и последствиях
своих поступков. Это становится возможным
в связи с тем, что у дошкольника развивается
самосознание Ї понимание того, что он
собой представляет, какими качествами
обладает, как относятся к нему окружающие
и чем вызвано это отношение. Наиболее
явно самосознание проявляется в самооценке,
т.е. в том, как ребенок оценивает свои
достижения и неудачи, свои качества и
возможности. [5]
Для понимания того, как именно развивается
самооценка ребенка, что влияет на ее формирование,
следует рассмотреть ту социальную ситуацию,
в которой развивается ребенок в период
своего дошкольного детства.
Путь психического развития ребенка определяется
системой отношений между ним и социальной
действительностью и зависит от реального
места, которое маленький человек занимает
в мире человеческих отношений. До прихода
ребенка в детский сад социальная ситуация
его развития, в основном определялась
связями ребенок - взрослый. Включение
ребенка в группу сверстников существенно
меняет социальную ситуацию его развития.
Теперь эти связи ребенок - взрослый дополняются
отношениями ребенок - сверстник. Вне этих
связей уже невозможно рассмотреть формирование
личности ребенка в период дошкольного
детства. [1]
Многие авторы едины в своем мнении по
поводу того, кто и каким образом влияет
на развитие самооценки ребенка. В данном
исследовании рассматривались работы
Лопатиной О. Г. [6], Смирновой Е. О., Холмогоровой
В. М. [9], Репиной Т. А. [1], Даниловой Е. Е.
[2], Мухиной В. С. [5], проф. Марцинковской
Т. Д. [11]. Все они пишут о значении оценок
взрослых и сверстников для формирования
самооценки ребенка.
Поскольку самооценка
ребенка активно развивается
в дошкольный период и в значительной
степени зависит от оценок сверстников
и особенно взрослого [6], то можно говорить
об исключительной важности влияния детских
дошкольных образовательных учреждений,
в частности воспитателя, с которым ребенок
проводит 8-12 часов в день.
Репина Т. А. рассматривает различные функции
группы детского сада, одна из которых,
- это формирование адекватной самооценки
ребенка ( под влиянием оценок сверстников
и взрослых). [1]
С точки зрения Даниловой Е. Е. [2], формирование
адекватной самооценки Ї важнейший фактор
развития личности ребенка. Относительно
устойчивая самооценка формируется у
детей под влиянием оценки со стороны
окружающих, прежде всего Ї ближайших
взрослых и сверстников, а так же в процессе
собственной деятельности ребенка и самостоятельной
оценки ее результатов
Проф. Марцинковская Т. Д. также указывает
на важность общения детей со сверстниками,
в процессе которого развивается и становится
все более адекватной самооценка детей.
[11]
Кроме оценок со стороны других людей,
Мухина В. С. [5] говорит еще об усвоении
ребенком норм и правил поведения. Что
также является важным фактором в развитии
самооценки.
По мере усвоения норм и правил поведения
они становятся теми мерками, которыми
пользуется ребенок при оценке других
людей. Но положить эти мерки к самому
себе оказывается гораздо труднее. Переживания,
захватывающие ребенка, толкающие его
на те или иные поступки, заслоняют от
него действительный смысл поступков,
не позволяют их беспристрастно оценивать.
Такая оценка становится возможной только
на основании сравнения своих поступков,
качеств с возможностями, поступками,
качествами других. Умением сравнивать
себя с другими ребенок овладевает к старшему
дошкольному возрасту, и это служит основой
правильной самооценки. [5]
С точки зрения вышеназванных авторов
самооценка должна сформироваться к старшему
дошкольному возрасту. В это время она
становится более менее устойчивой, не
обусловленной ситуационно. В этом возрасте
также следует обратить внимание на ее
адекватность.
О том, как формируется самооценка в дошкольном
детстве пишет Мухина В. С. [5] в книге «Детская
психология».
У младшего дошкольника нет еще сколько-нибудь
обоснованного и правильного мнения о
себе, он попросту приписывает себе все
положительные, одобряемые взрослыми
качества, часто даже не зная, в чем они
заключаются. Когда одного ребенка, утверждающего,
что он аккуратный, спросили, что это значит,
он ответил: «Я не боюсь». Другие дети,
тоже гордящиеся своей аккуратностью,
на этот вопрос отвечали: «Не знаю».
Для того, чтобы научится правильно оценивать
себя, ребенок должен сначала научится
оценивать других людей, на которых он
может смотреть как бы со стороны. А это
происходит, как мы уже знаем, далеко не
сразу. В этот период, оценивая сверстников,
ребенок просто повторяет мнения, высказанные
о них взрослыми. То же самое происходит
при самооценке («Я хороший, потому что
мама так говорит»).
Как уже говорилось выше, по мере усвоения
норм и правил поведения они становятся
теми мерками, которыми пользуется ребенок
при оценке других людей. Умением сравнивать
себя с другими ребенок овладевает к старшему
дошкольному возрасту, и это служит основой
правильной самооценки. Старшие дошкольники
достаточно верно осознают свои достоинства
и недостатки, учитывая отношение к ним
со стороны окружающих. Это имеет огромное
значение для дальнейшего развития личности,
сознательного усвоения норм поведения,
следования положительным образцам. Вместе
с тем ребенок становится способным и
к тому, чтобы намерено пользоваться отношением
окружающих к тем или другим его качествам
и поступкам. В этом возрасте дети, как
правило, прекрасно осознают упрямство
как нарушение норм поведения и проявляют
упрямство сознательно только к тем взрослым,
которые идут на уступки. [5]
С точки зрения
Олпорта Г. самооценка начинает развиваться
где-то в возрасте пяти-шести лет.
Это время, когда ребенок начинает узнавать,
чего от него ожидают родители, родственники,
учителя и другие люди, каким они хотят
его видеть. Именно в этот период ребенок
начинает понимать различие между «Я хороший»
и «Я плохой». И все же, у ребенка нет достаточного
развитого сознания, ни представления
о том, каким он будет, когда станет взрослым.
Как говорил Олпорт: «В детстве способность
думать о себе, каков ты есть, каким хочешь
быть и каким должен стать, находится лишь
в зачаточном состоянии». [8]
Сравнивая себя с окружающими детьми,
ребенок более точно представляет себе
свои возможности, которые он демонстрирует
в разных видах деятельности и по которым
его оценивают окружающие.
Говоря о значении адекватности самооценки
для формирования личности, известный
психолог К. Роджерс пришел к выводу о
том, что внутренняя сущность человека
выражается именно в самооценке. Идеи
Роджерса о том, какими должны быть истинные
взаимоотношения между ребенком и взрослым,
легли в основу работ известного ученого
Б. Спока, который в своих книгах писал
о том, как родители должны ухаживать за
детьми, не нарушая их истинной самооценки
и помогая их социализации.
Однако родители, по мнению обоих ученых,
не так часто соблюдают эти правила и не
прислушиваются к ребенку. Поэтому в раннем
и особенно в дошкольном возрасте ребенок
может отчуждаться от своей истинной самооценки.
Чаще всего это происходит под давлением
взрослых, у которых имеется свое собственное
представление о ребенке, его способностях
и предназначении. Свою оценку они навязывают
ребенку, стремясь к тому, чтобы он ее принял
и сделал своей собственной самооценкой.
Некоторые дети начинают протестовать
против навязываемых им действий, интересов
и представлений, вступая в конфликт с
окружающими, что рождает негативизм и
агрессию.
Однако чаще всего, отмечает Роджерс, дети
и не пытаются противостоять родителям,
соглашаясь с их мнением о себе. Это происходит
потому, что ребенок нуждается в ласке
и принятии со стороны взрослого. Однако
проблема не только в том, что, стараясь
заслужить любовь других, человек отказывается
от себя. Но и в том, что при осуществлении
деятельности, навязанной другими и несоответствующей
истинным, хотя и неосознаваемым в этот
момент желаниям и способностям, ребенок
не может быть успешен, как бы он не старался
и как бы он не убеждал себя, что эта деятельность
и есть настоящее его призвание. Это приводит
к развитию неуверенности в себе, тревоги
или агрессии по отношению к окружающим,
к новым видам деятельности и к новым людям.
Практически все психологи, изучающие
развитие личности детей, согласились
с Роджерсом в том, что основной характеристикой
личности является ее самооценка, в которую
входят отношение к себе и знание о себе.
Исследования также показали, что одним
из условий бесконфликтного развития
личности является положительное эмоциональное
отношение в сочетании с точным и полным
знанием о себе, т.е. человек должен осознавать
свои хорошие и плохие качества, свои достоинства
и недостатки. Такая самооценка совпадает
с оценкой окружающих, т.е. люди видят ребенка
таким же, каким он видит себя сам, что
доказывает ее адекватность.
Самооценка достаточно устойчива и часто,
особенно у детей, неосознанна. Однако
существует такое качество, как уровень
притязаний. Уровень притязаний зависит
от ситуации, от выполняемой деятельности,
т.к. в одних условиях человек может притязать
на самую высокую оценку, а в других ни
на что не претендует. Уровень притязаний
почти всегда осознан и этим он отличается
от самооценки. [11]
Однако, результаты различных исследований
показывают, что данные по показателю
уровня самооценки могут очень сильно
колебаться у одного ребенка в течение
небольшого временного промежутка и, следовательно,
являются ситуационно обусловленными[9]
В самооценке отражается то, что ребенок
узнает о себе от других, и его возрастающая
активность, направленная на осознание
своих действий и личностных качеств.
Адекватная самооценка лежит в основе
формирования у ребенка уверенности в
себе и своих возможностях, выступает
основанием для развития личной полноценности
и компетентности. Неадекватная самооценка
(как завышенная, так и заниженная), напротив,
препятствует раскрытию и реализации
возможностей и способностей ребенка,
ведет к возникновению внутренних конфликтов,
нарушению общения и в целом свидетельствует
о неблагополучном развитии личности
ребенка. [2]
Самооценка включает
в себя умение оценить свои силы
и возможности, отнестись к себе
критически. Она позволяет человеку
«примеривать» свои силы к задачам
и требованиям окружающей среды
и в соответствии с этим самостоятельно
ставить перед собой цели и задачи. [4]
1.2. Теоретическое исследование вопроса
о развитии и формировании потребности
в общении у детей старшего дошкольного
возраста.
Важное место в исследовании дошкольников
занимает изучение их общения со сверстниками.
В этом возрасте впервые внимание детей
начинает переключаться со взрослого
на сверстника, интерес общения с которым
постепенно увеличивается. [11]
Приход ребенка в детский сад и включение
его в группу сверстников существенно
меняют социальную ситуацию его развития,
которое до этого в основном определялось
связями ребенок- взрослый. Теперь эти
связи дополняются отношениями ребенок-сверстник.
Вне этих связей уже невозможно рассмотреть
формирование личности ребенка в период
дошкольного детства. [1]
В детском саду дети все больше расширяют
свой опыт взаимодействия со сверстниками,
которые являются не только партнерами
по играм и другим видам совместной деятельности
детей, но и партнерами по личностно значимому
для них общению друг с другом. [6]
В течение дошкольного детства избирательность
в общении со сверстниками возрастает,
Ї если в 3-4 года дети достаточно легко
меняют партнеров по общению, то с 6-7 лет
они стараются общаться с конкретными
детьми, которых трудно заменить даже
в том случае, если это общение не устраивает
взрослого.
Развивается и групповая дифференциация,
в группах выделяются лидеры, которые
умеют, как организовать деятельность
других детей, так и привлекают к себе
симпатии. Выделение звезд, предпочитаемых
и отверженных детей, также как и постоянство
статуса групповой иерархии, является
важными показателями при диагностике.
[11]
По мере развития контактов со сверстниками
для ребенка становится более важным их
отношение к нему.
Развитие совместной деятельности и образование
детского общества приводят к тому, что
завоевание положительной оценки сверстников
и их симпатии становятся одним из действенных
мотивов поведения. Особенно дети стараются
завоевать симпатию тех сверстников, которые
им нравятся и которые пользуются популярностью
в группе. [5]
Хотя дошкольная группа еще не коллектив
в полном смысле этого слова, так как в
ней нет «органов коллектива» - организует
группу в основном воспитатель, и она не
выполняет социально полезной деятельности,
но вместе с тем имеет и определенные «преимущества»
по сравнению с группой школьников. В различных
видах совместной деятельности здесь
в гораздо большей степени, чем в школе,
возможно объединение детей по собственному
желанию и установление избирательного
длительного и интимного общения.
Группа детского сада является малой,
или контактной группой, к ней приложимы
и определение малой группы в социальной
психологии, и общие социально-психологические
закономерности. Специфика дошкольной
группы в том, что ее члены находятся под
значительно большим воспитательным влиянием
педагога, чем дети школьного возраста.
Группа детского сада - целостное образование,
«развивающийся социальный организм»,
она представляет из себя единую функциональную
систему со своей структурой и динамикой.
Как показывают исследования советских
психологов в любой малой группе, в том
числе и в дошкольной, существует сложная
система межличностных иерархизированных
связей ее членов в соответствии с их деловыми
и личностными качествами, ценностными
ориентациями группы, определяющими, какие
качества наиболее высоко в ней ценятся.
Длительность существования и стабильность
состава, частота контактов, общность
важной для всех деятельности, единство
ценностных ориентаций – основные общие
характеристики малой группы.