Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 16:59, реферат
При рассмотрении мотивации человека как психологического феномена, приходится сталкиваться со многими трудностями. Прежде всего, возникает терминологическая неясность в определении "мотивации" и "мотива". Не лучше обстоит дело и с самим понятием. В качестве него называют самые различные психологические феномены: представления и идеи, чувства и переживания (Божович Л.И., 1997; аннотация), потребности и влечения, побуждения и склонности (Хекхаузен Х., 1986; аннотация), желания и хотения, привычки, мысли и чувство долга (Рудик П.А., 1967), морально-политические установки и помыслы (Ковалев А.Г., 1969), психические процессы, состояния и свойства личности (Платонов К.К., 1986), предметы внешнего мира (Леонтьев А.Н., 1975), установки (Маслоу А., 1954) и даже условия существования (Вилюнас В.К., 1990).
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…….3
Классификации мотивационных свойств личности Мюррея………..….5
Интерес в мотивационной сфере……………………………………….....8
Изучение мотивации достижения успеха в отечественной психологии10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...13
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………...15
Доминирующие мотивы
становятся одной из основных
характеристик личности, отражающихся
на особенностях других
Например, установлено, что у людей, ориентированных на успех, чаще преобладают реалистические, а у индивидов, ориентированных на избегание неудач - нереалистические, завышенные или заниженные, самооценки. Уровень самооценки в значительной степени связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человеком собой, своей деятельностью, возникающими в результате достижения успеха или появления неудачи. Сочетание жизненных успехов и неудач, преобладание одного над другим постепенно формируют самооценку личности. В свою очередь, особенности самооценки личности выражаются в целях и общей направленности деятельности человека, поскольку в практической деятельности он, как правило, стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению.
Мотивация достижения (в
понимании М.Ш. Магомед-Эминова) - это
психическая регуляция
Мотив достижения может реализоваться в разных видах деятельности. Это объясняется тем, что результат деятельности сам по себе не реализует мотива достижения, который является широко обобщенным по предметному содержанию личностным мотивом. Личностные мотивы характеризуются скорее не самим результатом, на который деятельность направлена, а тем, какие особенности личности осуществляются при выполнении данной деятельности. Деятельность в своей действительной полноте объемлет два полюса - полюс объекта и полюс субъекта. При этом полюс объекта касается предметности деятельности, субъектный полюс - личности как "внутреннего момента деятельности". Конкретные мотивы деятельности связаны с объективным полюсом деятельности, а обобщенные мотивы личности - с субъективным полюсом. Вместе с тем, у одного и того же человека мотив достижения может реализоваться не во всех видах деятельности и не в одинаковой мере в тех, в которых реализуется, т.е. для каждого существует характерный круг деятельностей, в которых реализуется мотив достижения.
Предметное содержание мотива имеет двойственное строение: функциональное содержание, задающее общую зону предметной отнесенности активности личности, и специфичное (или конкретное содержание).
Обобщенные устойчивые мотивы личности характеризуются генерализацией предметного содержания и выражаются в индивидуально-личностных особенностях. Сюда относятся, в числе прочих, мотив стремления к успеху и мотив избегания неудач. Конкретным устойчивым мотивам свойственна систематически воспроизводимая активность, направленная на узкие конкретные сферы. Конкретным неустойчивым мотивам свойственна узкая временная перспектива, отсутствие разветвленной системы целей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по психологии позволяет сделать вывод, что мотивационная сфера человека очень сложна и неоднородна. В современной психологии в настоящее время существует множество различных теорий, подходы которых изучению проблемы мотивации настолько различны, что порой их можно назвать диаметрально противоположными.
Сама сложность данного
понятия, многоуровневая организация
мотивационной сферы человека, сложность
структуры и механизмов ее формирования,
открывает широкие возможности
для применения всех упомянутых теорий.
То есть утверждения отдельных теорий
могут направляться на различные
элементы мотивационной структуры
и именно в этих направлениях будут
наиболее компетентными и валидными.
Целостная картина может
При изучении различных теорий
мотивации, при определении механизма
и структуры мотивационной
Мотивация человека, с одной
стороны, имеет много общего с
мотивацией животных, в части удовлетворения
своих биологических
Структура мотивационной сферы человека в процессе жизнедеятельности проходит этапы формирования и становления. Это формирование представляет собой сложный процесс, происходящий как под влиянием своей внутренней работы, так и под влиянием внешних факторов окружающей его среды. Поэтому большое внимание в работе уделено и индивидуальным различиям, так как сформировавшаяся система мотивации человека оказывает большое влияние не только на его поведенческие особенности, но и, как динамическая характеристика личности, на структуру личности человека в целом. Определяет общую направленность личности, стремления человека, его жизненный путь, и, конечно же, профессиональную деятельность.
Итак, сфера применения знаний по мотивации очень обширна. А результат от практического применения этих знаний действительно огромен в различных областях профессиональной деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология мотивации и эмоций [Текст]: Учебник/ Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман.- М.:Феникс, 2006.- 560 с.
2. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы[Текст]: Учебник/ Е.П. Ильин.- СПб.: Питер, 2002. - 507 с.
3.Маслоу, А. Мотив и личность [Текст]: Учебник/ А. Маслоу.-Спб.: Питер, 2000.-320 с.
4. Хьелл, О. Теории личности [Текст]: Учебник/ О.Хьелл, Д. Зиглер – СПб.: Питер, 2008. - 606 с.
Информация о работе Изучение мотивации достижения успеха в отечественной психологии