Изучение мотивации достижения успеха в отечественной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 16:59, реферат

Краткое описание

При рассмотрении мотивации человека как психологического феномена, приходится сталкиваться со многими трудностями. Прежде всего, возникает терминологическая неясность в определении "мотивации" и "мотива". Не лучше обстоит дело и с самим понятием. В качестве него называют самые различные психологические феномены: представления и идеи, чувства и переживания (Божович Л.И., 1997; аннотация), потребности и влечения, побуждения и склонности (Хекхаузен Х., 1986; аннотация), желания и хотения, привычки, мысли и чувство долга (Рудик П.А., 1967), морально-политические установки и помыслы (Ковалев А.Г., 1969), психические процессы, состояния и свойства личности (Платонов К.К., 1986), предметы внешнего мира (Леонтьев А.Н., 1975), установки (Маслоу А., 1954) и даже условия существования (Вилюнас В.К., 1990).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…….3
Классификации мотивационных свойств личности Мюррея………..….5
Интерес в мотивационной сфере……………………………………….....8
Изучение мотивации достижения успеха в отечественной психологии10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...13
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………...15

Файлы: 1 файл

мотивационные свойства личности.docx

— 28.43 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…….3

  1. Классификации мотивационных свойств личности Мюррея………..….5
  2. Интерес в мотивационной сфере……………………………………….....8
  3. Изучение мотивации достижения успеха в отечественной психологии10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...13

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

При рассмотрении мотивации  человека как психологического феномена, приходится сталкиваться со многими  трудностями. Прежде всего, возникает  терминологическая неясность в  определении "мотивации" и "мотива". Не лучше обстоит дело и с самим  понятием. В качестве него называют самые различные психологические  феномены: представления и идеи, чувства и переживания (Божович  Л.И., 1997; аннотация), потребности и  влечения, побуждения и склонности (Хекхаузен Х., 1986; аннотация), желания  и хотения, привычки, мысли и чувство  долга (Рудик П.А., 1967), морально-политические установки и помыслы (Ковалев  А.Г., 1969), психические процессы, состояния  и свойства личности (Платонов К.К., 1986), предметы внешнего мира (Леонтьев А.Н., 1975), установки (Маслоу А., 1954) и даже условия существования (Вилюнас  В.К., 1990).

В западной психологии устойчивые (диспозиционные) и переменные факторы  мотивации (М. Мадсен, 1959), устойчивые и  функциональные переменные (Х. Мюррей, 1938), личностные и ситуационные детерминанты (Дж. Аткинсон, 1964) рассматриваются как  критерии разделения мотивов и мотивации. Авторы отмечают, что устойчивые характеристики личности обусловливают поведение  и деятельность в такой же степени, как и внешние стимулы. Личностные диспозиции (предпочтения, склонности, установки, ценности, мировоззрение, идеалы) должны принимать участие в формировании конкретного мотива.

           Ряд отечественных психологов (К.К.  Платонов, В.С. Мерлин, М.Ш. Магомед-Эминов) тоже считают, что в качестве  мотивов, наряду с психическими  состояниями, могут выступать  и свойства личности.

           Между мотивацией и свойствами  личности существует взаимосвязь:  свойства личности влияют на  особенности мотивации, а особенности  мотивации, закрепившись, становятся  свойствами личности.

           Безусловно, к чертам, имеющим мотивационное  знание, можно отнести такие особенности  личности, как уровень притязаний, стремление к достижению успеха  или избегание неудачи, мотивы  аффилиации или мотивы отвергания (склонность к общению с другими  людьми, к сотрудничеству с ними  или, наоборот, боязнь быть непринятым, отвергнутым), агрессивность (склонность  решать конфликты путем использования  агрессивных действий).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Классификации  мотивационных свойств личности  Мюррея

 

Под мотивационными свойствами личности понимают закрепившиеся и  предпочитаемые способы формирования мотива. Классификация, предложенная Мюрреем, предлагает более 20 мотивов и соответствующих  мотивационных свойств личности. Рассмотрим основные из них.

Мотив достижения как устойчивое стремление личности к достижению высоких  результатов в какой-либо деятельности. Для таких людей характерна высокая  активность, уверенность в себе, высокая самооценка. Стремясь к успеху, они ставят более сложные задачи, в большей степени рискуют, они  стремятся к повышению уровня своих достижений.

Из этого мотива был  выделен мотив избегания неудачи, при этом главным побуждением  человека является стремление избежать неудачи. Такие люди выбирают чаще всего  легкие задачи, так как боятся оказаться  неудовлетворенными. Они могут выбирать и очень трудные задачи, так  как неудача в этом случае не воспринимается как личный неуспех, а лишь как  следствие обстоятельств. С мотивационной  сферой личности тесно связан уровень  притязаний.

Под уровнем притязаний понимают уровень трудности тех задач, на осуществление которых претендует человек, побуждаемый данным мотивом. Это понятие возникло в школе  Левина. В нашей стране исследования уровня притязаний проводились Палеем и Гербачевским.

В уровне притязаний различают  несколько сторон.

1. Степень трудности задач,  которые ставит человек перед  собой, считая, что он с ними  справится.

2. Степень расхождения  между задуманным и осуществленным (результаты могут оказаться ниже  тех, которые человек задумал,  это может осознаваться как  низкий уровень возможностей).

3. Уровень притязаний  характеризуется такой степенью  трудности задачи, выполнение которой  приносит человеку удовлетворение. (Человек может поставить себе  вполне посильную, легкую задачу, но ее решение не принесет  удовлетворения).

Все три стороны уровня притязаний связаны между собой. То, какую степень трудности задач  выбирает человек, зависит, как было показано выше, от доминирующей мотивации  достичь успеха или избежать неудачи. Степень сложности выбираемой задачи зависит также от силы мотива. Если мотив очень слабый, то человек  или вовсе не рискует и выбирает самые легкие задачи, или же, наоборот, чрезмерно рискует, выбирая задачи высокой сложности. Если мотив сильный, то выбираются задачи средней трудности. Установлена зависимость уровня притязаний:

- от свойств личности. Высокотревожные и интроверты  стремятся, прежде всего, избежать  неудачи. Низкотревожные и экстраверты  обнаруживают стремление к успеху;

- от ориентации личности. Если преобладает ориентация  на «Я», стремление к самоутверждению,  то выявляется доминирование  стремления к успеху. Если преобладает  ориентация на задачу, на социально  ценный результат, то доминирующим  является стремление избежать  неудачи;

- от психического здоровья  человека. Например, по сравнению  с нормальными людьми больные  неврастенией ставят перед собой  более сложные задачи, а истерией, напротив, более легкие, минимальные  по сравнению со средним уровнем  своих достижений.

Одно из основных условий  изменения уровня притязаний - достигнутый  успех или неуспех деятельности. Если человек ставит непосильную  задачу, то повторный неуспех ведет  к снижению уровня притязаний. Однако это влияние успеха опосредуется самооценкой. При адекватной самооценке после успеха человек выбирает более  трудные задачи, а после неуспеха - более легкие. При завышенной самооценке успех ведет к повышению степени  трудности задач и после неуспеха также повышается степень трудности выбираемой задачи, так как имеет место адекватная реакция на успех и неадекватная - на неудачу. При заниженной самооценке и после успеха, и после неуспеха человек выбирает более легкие задачи, то есть имеется неадекватная реакция на успех, снижение уровня притязаний после успеха.

Мотив власти. Власть рассматривают  как способность человека проводить  свою волю вопреки сопротивлению  других людей. Личность с выраженным мотивом власти получает удовлетворение от контроля над другими, от возможности  судить, устанавливать нормы, правила  поведения. В основе этого мотива лежит комплекс превосходства, выделенный Адлером, который в процессе развития может принимать как конструктивное, так и деструктивное направление.

Мотив аффилиации - стремление к контактам с другими людьми, стремление к сотрудничеству и одобрению, стремление строить взаимоотношения  с людьми на основе доверия, равенства  партнеров по общению. Обратной стороной этого мотива является боязнь отвержения, которая проявляется в боязни быть отвергнутым, непринятым. У людей  с преобладанием мотива отвержения проявляется неуверенность в  себе, скованность в ситуациях  общения.

Альтруистические мотивы проявляются в потребности помогать другим на бескорыстной основе. В основе - способность на безвозмездную жертву, потребность отдавать и чувство  ответственности.

Всю совокупность мотивов  поведения и деятельности определяют как мотивацию личности. Мотивация  личности обусловлена потребностями, целями, уровнем притязаний, идеалами, мировоззрением, убеждениями, направленностью  личности, кроме того, такими субъективными  характеристиками, как умения, знания, способности, характер. В качестве объективных  детерминант мотивации выступают  условия деятельности. Мотивация  рассматривается как процесс, поддерживающий психическую активность человека на определенном уровне в каждый конкретный момент времени.

 

2.Интерес в  мотивационной сфере

 

Характеризуя интерес (в  общепсихологическом определении - это эмоциональное переживание  познавательной потребности) как один из компонентов учебной мотивации, необходимо обратить внимание на то, что  в повседневном бытовом, да и в  профессиональном педагогическом общении  термин "интерес" часто используется как синоним учебной мотивации. Об этом могут свидетельствовать  такие высказывания, как "у него нет интереса к учебе", "необходимо развивать познавательный интерес" и т. д. Такое смещение понятий  связано, во-первых, с тем, что в  теории учения именно интерес был  первым объектом изучения в области  мотивации (И. Гербарт). Во-вторых, оно  объясняется тем, что сам по себе интерес - это сложное неоднородное явление. Интерес определяется "как  следствие, как одно из интегральных проявлений сложных процессов мотивационной  сферы", и здесь важна дифференциация видов интереса и отношения к  учению. Интерес, согласно А.К. Марковой, "может быть широким, планирующим, результативным, процессуально-содержательным, учебно-познавательным и высший уровень - преобразующий интерес" (Формирование…, 1986, С 17-18).

   Важность создания  условий возникновения интереса  к учителю, к учению (как эмоционального  переживания удовлетворения познавательной  потребности) и формирования самого  интереса отмечалась многими  исследователями. На основе системного  анализа были сформулированы  основные факторы, способствующие  тому, чтобы учение было интересным  для ученика (Бондаренко С.М., 1972. С. 251-252). Согласно данным этого  анализа, важнейшей предпосылкой  создания интереса к учению  является воспитание широких  социальных мотивов деятельности, понимание ее смысла, осознание важности изучаемых процессов для собственной деятельности.

Необходимое условие для  создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной  деятельности - возможность проявить в учении умственную самостоятельность  и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче вызвать интерес  к учению. Основное средство воспитания устойчивого интереса — использование  таких вопросов и заданий, решение  которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.

Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут  разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний; сталкиваясь  с трудностью, они убеждаются в  необходимости получения новых  знаний или применения старых в новой  ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного  напряжения. Легкий материал, не требующий  умственного напряжения, не вызывает интереса. Преодоление трудностей в  учебной деятельности - важнейшее  условие возникновения интереса к ней. Но трудность учебного материала  и учебной задачи приводит к повышению  интереса только тогда, когда эта  трудность посильна, преодолима, в  противном случае интерес быстро падает.

Учебный материал и приемы учебной работы должны быть достаточно (но не чрезмерно) разнообразны. Разнообразие обеспечивается не только столкновением  учащихся с различными объектами  в ходе обучения, но и тем, что  в одном и том же объекте  можно открывать новые стороны. Один из приемов возбуждения у  учащихся познавательного интереса - "остранение", т. е. показ учащимся нового, неожиданного, важного в  привычном и обыденном. Новизна  материала - важнейшая предпосылка  возникновения интереса к нему. Однако познание нового должно опираться на уже имеющиеся у школьника  знания. Использование прежде усвоенных  знаний - одно из основных условий появления  интереса. Существенный фактор возникновения интереса к учебному материалу - его эмоциональная окраска, живое слово учителя.

Эти положения, сформулированные С.М. Бондаренко, могут служит определенной программой организации учебного процесса, специально направленной на формирование интереса.

 

3.Изучение мотивации достижения успеха в отечественной психологии

 

Согласно теории деятельностного  происхождения мотивационной сферы  А.Н. Леонтьева (60-е гг. XX в.), в процессе взросления многие ведущие мотивы поведения  со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в  черты его личности (Леонтьев А.Н., 1975). К их числу наряду с мотивом  власти, альтруизма, агрессивных мотивов  поведения и других следует отнести  мотивацию достижения и мотивацию  избегания неудачи.

Информация о работе Изучение мотивации достижения успеха в отечественной психологии