Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 16:59, реферат
При рассмотрении мотивации человека как психологического феномена, приходится сталкиваться со многими трудностями. Прежде всего, возникает терминологическая неясность в определении "мотивации" и "мотива". Не лучше обстоит дело и с самим понятием. В качестве него называют самые различные психологические феномены: представления и идеи, чувства и переживания (Божович Л.И., 1997; аннотация), потребности и влечения, побуждения и склонности (Хекхаузен Х., 1986; аннотация), желания и хотения, привычки, мысли и чувство долга (Рудик П.А., 1967), морально-политические установки и помыслы (Ковалев А.Г., 1969), психические процессы, состояния и свойства личности (Платонов К.К., 1986), предметы внешнего мира (Леонтьев А.Н., 1975), установки (Маслоу А., 1954) и даже условия существования (Вилюнас В.К., 1990).
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…….3
Классификации мотивационных свойств личности Мюррея………..….5
Интерес в мотивационной сфере……………………………………….....8
Изучение мотивации достижения успеха в отечественной психологии10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...13
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………...15
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………...15
ВВЕДЕНИЕ
При рассмотрении мотивации
человека как психологического феномена,
приходится сталкиваться со многими
трудностями. Прежде всего, возникает
терминологическая неясность в
определении "мотивации" и "мотива".
Не лучше обстоит дело и с самим
понятием. В качестве него называют
самые различные
В западной психологии устойчивые
(диспозиционные) и переменные факторы
мотивации (М. Мадсен, 1959), устойчивые и
функциональные переменные (Х. Мюррей,
1938), личностные и ситуационные детерминанты
(Дж. Аткинсон, 1964) рассматриваются как
критерии разделения мотивов и мотивации.
Авторы отмечают, что устойчивые характеристики
личности обусловливают поведение
и деятельность в такой же степени,
как и внешние стимулы. Личностные
диспозиции (предпочтения, склонности,
установки, ценности, мировоззрение, идеалы)
должны принимать участие в
Ряд отечественных психологов (К.К.
Платонов, В.С. Мерлин, М.Ш. Магомед-Эминов)
тоже считают, что в качестве
мотивов, наряду с
Между мотивацией и свойствами
личности существует
Безусловно, к чертам, имеющим мотивационное
знание, можно отнести такие
1.Классификации
мотивационных свойств
Под мотивационными свойствами
личности понимают закрепившиеся и
предпочитаемые способы формирования
мотива. Классификация, предложенная Мюрреем,
предлагает более 20 мотивов и соответствующих
мотивационных свойств
Мотив достижения как устойчивое стремление личности к достижению высоких результатов в какой-либо деятельности. Для таких людей характерна высокая активность, уверенность в себе, высокая самооценка. Стремясь к успеху, они ставят более сложные задачи, в большей степени рискуют, они стремятся к повышению уровня своих достижений.
Из этого мотива был
выделен мотив избегания
Под уровнем притязаний понимают
уровень трудности тех задач,
на осуществление которых
В уровне притязаний различают несколько сторон.
1. Степень трудности задач, которые ставит человек перед собой, считая, что он с ними справится.
2. Степень расхождения
между задуманным и
3. Уровень притязаний
характеризуется такой
Все три стороны уровня притязаний связаны между собой. То, какую степень трудности задач выбирает человек, зависит, как было показано выше, от доминирующей мотивации достичь успеха или избежать неудачи. Степень сложности выбираемой задачи зависит также от силы мотива. Если мотив очень слабый, то человек или вовсе не рискует и выбирает самые легкие задачи, или же, наоборот, чрезмерно рискует, выбирая задачи высокой сложности. Если мотив сильный, то выбираются задачи средней трудности. Установлена зависимость уровня притязаний:
- от свойств личности.
Высокотревожные и интроверты
стремятся, прежде всего,
- от ориентации личности.
Если преобладает ориентация
на «Я», стремление к
- от психического здоровья
человека. Например, по сравнению
с нормальными людьми больные
неврастенией ставят перед
Одно из основных условий
изменения уровня притязаний - достигнутый
успех или неуспех
Мотив власти. Власть рассматривают
как способность человека проводить
свою волю вопреки сопротивлению
других людей. Личность с выраженным
мотивом власти получает удовлетворение
от контроля над другими, от возможности
судить, устанавливать нормы, правила
поведения. В основе этого мотива
лежит комплекс превосходства, выделенный
Адлером, который в процессе развития
может принимать как
Мотив аффилиации - стремление к контактам с другими людьми, стремление к сотрудничеству и одобрению, стремление строить взаимоотношения с людьми на основе доверия, равенства партнеров по общению. Обратной стороной этого мотива является боязнь отвержения, которая проявляется в боязни быть отвергнутым, непринятым. У людей с преобладанием мотива отвержения проявляется неуверенность в себе, скованность в ситуациях общения.
Альтруистические мотивы
проявляются в потребности
Всю совокупность мотивов
поведения и деятельности определяют
как мотивацию личности. Мотивация
личности обусловлена потребностями,
целями, уровнем притязаний, идеалами,
мировоззрением, убеждениями, направленностью
личности, кроме того, такими субъективными
характеристиками, как умения, знания,
способности, характер. В качестве объективных
детерминант мотивации
2.Интерес в мотивационной сфере
Характеризуя интерес (в
общепсихологическом
Важность создания
условий возникновения
Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче вызвать интерес к учению. Основное средство воспитания устойчивого интереса — использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.
Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал, не требующий умственного напряжения, не вызывает интереса. Преодоление трудностей в учебной деятельности - важнейшее условие возникновения интереса к ней. Но трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает.
Учебный материал и приемы учебной работы должны быть достаточно (но не чрезмерно) разнообразны. Разнообразие обеспечивается не только столкновением учащихся с различными объектами в ходе обучения, но и тем, что в одном и том же объекте можно открывать новые стороны. Один из приемов возбуждения у учащихся познавательного интереса - "остранение", т. е. показ учащимся нового, неожиданного, важного в привычном и обыденном. Новизна материала - важнейшая предпосылка возникновения интереса к нему. Однако познание нового должно опираться на уже имеющиеся у школьника знания. Использование прежде усвоенных знаний - одно из основных условий появления интереса. Существенный фактор возникновения интереса к учебному материалу - его эмоциональная окраска, живое слово учителя.
Эти положения, сформулированные С.М. Бондаренко, могут служит определенной программой организации учебного процесса, специально направленной на формирование интереса.
3.Изучение мотивации достижения успеха в отечественной психологии
Согласно теории деятельностного
происхождения мотивационной
Информация о работе Изучение мотивации достижения успеха в отечественной психологии