История развития института семьи в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 13:38, реферат

Краткое описание

Цель реферата – охарактеризовать особенности развития института семьи в России и её исторические типы.
Соответственно цели определены и задачи:
Сформулировать общее понятие о семье, а так же о семье, как социальном институте;
Дать характеристику типам семейных отношений;
Дать характеристику древнерусской семьи и развитию семейных отношений в последующие периоды истории России;
Раскрыть положение и состояние семьи в современном обществе.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..……3
I. Общее понятие об институте семьи…………………………………………5
1.1. Определение понятия семья……………………………………………….5
1.2. Семья как социальный институт…………………………………………7
II. Исторические типы семейных отношений в России…………………...11
2.1. Древнерусская семья……………………………………………………...12
2.2. Развитие семейных отношений в последующие периоды российской истории………………………………………………………………………......15
2.3. Институт семьи в современном обществе……………………………...16
Заключение……………………………………………………………………...22
Используемая литература……………………………………………………..24

Файлы: 1 файл

Копия (2) История развития института семьи в России.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

Супружеский тип семьи — новый тип, складывающийся на протяжении последних десятилетий. Это прогрессивный тип семьи, где на первый план выступает забота о развитии каждого из супругов (и детей!) как автономной личности в системе эмоционально насыщенных, интимных, симметричных, содержательно-духовных отношений в семье, где цель воспитания детей уже не доминирует, уступая место ценностям личностного роста и самореализации всех членов семьи.  Супружеская семья характеризуется двумя отличительными признаками: 1) неинституциональностью характера связи супругов и симметричностью их прав и обязанностей; 2) включением в ценности семьи автономии личности, свободы выбора и уважения права партнера на этот выбор.

 

 

2.1. Древнерусская семья

В Древней Руси присутствовал  патриархальный тип семьи.

В русском средневековье  известны два основных типа семьи  с переходными стадиями между  ними. Малая семья, состоявший из супругов и их детей, еще не вступивших в  брак, жила в отдельном небольшом  жилище, имела свое хозяйство и  была первичным производственным коллективом. Наряду с ней существовала и большая семья, или «род», как ее называют источники. Эта семья состояла из стариков — родителей, их сыновей с женами и внуков. Малая семья выделялась из состава большой. Возникновение ее было вызвано повышением производительности труда и достаточной рентабельностью небольшого хозяйства. Но малая семья оказывалась менее стойкой в борьбе с силами природы, в социальных столкновениях с более зажиточными и сильными семьями, а также с властью формировавшегося феодального государства, облагавшего население данями, судебными штрафами и пошлинами. Роль большой семьи в древнерусском обществе не совсем ясна. Члены большой семьи были связаны между собой общностью политических и имущественных прав, например, наследования выморочного (не имевшего прямых наследников) имущества; права наказания убийцы (это право было затем отнято государственной властью). Большая семья была экзогамна: между ее членами, даже троюродными братьями и сестрами, были запрещены браки. Члены большой семьи не обязательно жили под одной кровлей. Трудно проследить роль этой семьи как производственного коллектива. В таком качестве она выступала, очевидно, прежде всего там, где население, переселившееся со старых земледельческих территорий на новые, лесные, было вынуждено первоначально осваивать эти земли большими коллективами. Затем вновь возобладали малые семьи.

Кроме малой и большой  семьи, существовала более крупная  общественная группа, нередко выступавшая  защитником старого строя и как  бы соперником формирующегося феодального  государства. Это была свободная  соседская община — организация, в которую входили большие и малые семьи, жившие в одном либо нескольких селениях. На ранней стадии своего развития такая община в лице старших или выборных ее представителей обладала властью по отношению к тем семьям, которые входили в нее, имела ряд важных административных и судебных функций. Но это продолжалось до тех пор, пока княжеская власть, а затем и церковь не экспроприировали одну за другой эти функции. Нормы семейного права Древнерусского государства регулировали взаимоотношения внутри малой и большой семей, а также отношения членов семей с общиной и государством.

Согласно существовавшим на Руси после принятия христианства правовым нормам, можно было заключать  не более двух браков. Даже смерть одного из супругов во втором браке не давала права оставшемуся в живых  вступить в третий брак.

Где бы ни жила древнерусская  семья, в южных лесостепных и  степных полосах или в северных лесных районах, основным источником ее существования был труд мужчины. Женщина активно помогала вести  хозяйство, а также рожала и вскармливала многочисленных детей, немалая часть которых, однако, умирала в детстве. Регулирования деторождения почти не существовало, хотя уже были известны народные «зелья», вызывавшие выкидыш. На вопрос священника, принимавшего исповедь, «будет ли грехом, если женщина во время работы выбросит младенца», новгородский епископ XII в. отвечал: «Если это не результат зелья — нет за это епитимьи».6) При условии большой смертности детей и сравнительно короткой жизни крестьян (как правило, до 40-45 лет) практически не ограниченное деторождение было важнейшим источником увеличения народонаселения. Общественная система никак не обеспечивала средствами существования людей в старости, и содержание их ложилось только на их детей.

Большая часть движимого  имущества семьи являлась собственностью мужа. Жена не разделяла прав мужа на имущества, нажитое в их совместном хозяйствовании. Однако она обладала частью собственности, полученной ею в приданое. Приданое — это довольно раннее общественное явление. Оно возникнет при переходе к классовому обществу, когда большая семья уже изживает себя, но брак еще не рассматривается как стойкий и труднорасторжимый институт, каким он стал в классовом обществе. Приданое — имущество, включавшее одежду, предметы домашнего хозяйства и прочее, что получала невеста от своих родителей и приносила в дом к жениху, — являлось как бы залогом возможности ее существования вне хозяйства будущего мужа: невеста входила с этим имуществом в новую семью и в том случае, если старый брак расторгался или ее прежний муж умирал.

Между супругами существовали обязанности по взаимному содержанию. Ни муж, ни жена не имели права оставить друг друга, если один из них был тяжело болен: «Если будет у жены тяжелый недуг, или слепота, или долгая болезнь, то ее нельзя оставить: также и жена не может оставить мужа» («Устав князя Ярослава»). Здесь, очевидно, речь идет не о формальном разводе, после которого супруг имел право вступать в новый брак, а лишь об оставлении супруга без помощи. Право решать внутрисемейные вопросы, касавшиеся отношений между мужем и женой, а также жены с окружавшим ее миром, как и право наказания за проступки, принадлежало мужу.

 

 

2.2. Развитие  семейных отношений в последующие  периоды российской истории.

     Патриархальная система семейных отношений, сложившаяся ещё в Киевской Руси, сохранилась практически без изменений до начала 18 в.

Значительную роль в  столь медленном развитии семейной системы играло то, что до середины ХХ в. Россия оставалась преимущественно  крестьянской страной, где были очень  сильны древние традиции. Лишь начиная с 20-х годов, в связи с революцией, началось активное переустройство семьи как системы.

Период с 1917 до начала 1930-х годов считается временем наиболее радикальных изменений  в структуре семьи. В это время  перестали быть запретными добрачные и внебрачные сексуальные связи, искусственное прерывание беременности, гражданские браки, разводы. Женщины получили свободный доступ к образованию, получили возможность работать и самостоятельно себя обеспечивать, что не могло не сказаться на семейном устройстве. Индустриализация в советском обществе и связанные с этим процессы миграции, массового переселения крестьян в города дала мощный толчок закреплению малой семьи и утверждению ее практически повсеместно. Государственная идеология основывалась на преобладании общественных интересов над семейными, соответственно, изменялся и внутренний уклад семьи.

В этот же период начало меняться и отношение к детям. Благодаря разрешению на аборты количество детей в семьях сократилось, государственная  политика, направленная на воспитания новых достойных членов социалистического общества заставила родителей больше обращать внимание на воспитание детей. Рождение и воспитание детей стало рассматриваться как одна из главных задач семьи.

До начала 90-х годов  ХХ в. основные принципы внутреннего устройства советской семьи оставались почти неизменными. В наше время постепенно уходит в прошлое взгляд на семью как на средство для рождения ребенка, чаще семья рассматривается как средство удовлетворения эмоциональных и интеллектуальных потребностей человека. Однако в условиях глобализации, ускорения темпов жизни семья часто рассматривается и как безопасный тыл, гарантия стабильности, иногда - как творческий или бизнес-союз.

 

 

2.3. Институт  семьи в современном обществе

Результаты многих исследований говорят о том, что для молодых людей семья является одной из ведущих ценностей. Так, на вопрос «Каким хотели бы Вы видеть себя через 15 лет?» большинство 17-летних граждан России (74,5%) выбрали ответ: «Человеком, у котopoгo крепкая семья и хорошие дети». Материально обеспеченными людьми видят себя 71 % юношей и девушек.

Современные социологи определяют брак как «исторически изменяющуюся социальную форму отношений между мужем и женой, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и усматривает их супружеские и родительские права и обязанности»

Границы современной семьи становятся все более размытыми из-за деструктивных изменений в обществе и семье. Даже такой признак семьи,

как ее закрытый характер, все более ослабевает из-за большой распространенности сожительств («гражданского брака»).

В России в постсоветский  период складывается новое понимание и новое отношение к семье.

Семья, как и прежде, остаётся важнейшим социальным институтом, обеспечивающим возможности российских граждан получать образование, поддерживать здоровье и собственное благосостояние, решать личные и корпоративные проблемы, достигать целей самореализации и т.п. Среди членов семей в России наблюдается самый высокий уровень взаимного доверия и проявлений чувства долга, а за пределами семей доверие к окружающим и незнакомым людям в российском обществе стало за последние 20 лет очень низким. Большинство российских граждан за пределами своих семей чаще всего проявляют недоверие к другим, безразличие к их проблемам и нуждам, готовность нарушать взаимные обязательства, даже если они должны соблюдаться в соответствии с нормами законов 1.

В некоторых случаях  в семейные отношения доверия  попадают не только близкие родственники, но и некоторые близкие знакомые, которые фактически включаются в семьи уже не по признаку родства, а по близости социальных позиций. Такие семьи можно назвать расширенными, в них часто неформальные нормы взаимоотношений более значимы, чем нормы законов и морали. И такие расширенные семьи нередко очень жёстко регулируют поведение и социальные взаимоотношения своих членов, обеспечивая преданность семье и её лидеру как высшую ценность. Не случайно именно по принципам расширенных семей нередко формируются и функционируют криминальные и мафиозные сообщества.

Недоверие к нечленам семей и нежелание следовать  нормам регулирования социальных отношений, если они не определяются неформальными  нормами семейных взаимодействий, неизбежно  приводит в российском обществе к  падению значимости института брака, как комплекса норм права. В обществе снижается уровень морали, нравственности и социальной солидарности, потому что вне своих семей наши граждане существенно реже соблюдают свои социальные обязательства.

Нормы регулирования  социальных отношений в российских семьях всё существеннее расходятся с законом, регулирующим брачные отношения супругов. В частности, по данным обследования, проведённого Федеральной службой государственной статистики в конце 2009 г ., 2«увеличивается доля браков, регистрация которых откладывается на какое-то время после фактического начала супружеских отношений, и удлиняется интервал между вступлением в брак и его регистрацией» 3.

При этом абсолютное большинство (85%) респондентов-граждан состоят  в зарегистрированном браке, но доля тех, у кого брак не зарегистрирован, по результатам обследования "Семья и рождаемость" оказалась несколько выше, чем по переписи населения 2002 г., за исключением только мужчин в возрасте 25-34 лет. По-видимому, в нашей стране за последние годы супруги чаще стали отказываться от регистрации браков или, по крайней мере, стали откладывать ее. В 2009 г. доля состоящих в незарегистрированных повторных браках после в возрасте 40 лет оказалась самой высокой и составила для женщин 37,9%, а для мужчин – 46,8% 4.

Другие социологические  исследования показывают многообразные  аспекты кризиса семьи, как социального  института в современной России: нестабильность брака, изменение критериев  оценки его успешности, проблематичности распределения супружеских обязанностей в мире, где оба супруга работают, появление нетрадиционных форм семьи и брака и т. п 5.

Большинство исследователей в сфере брачно-семейных отношений  отмечают изменения системы ценностей, которые происходят в направлении  от патриархальной (традиционной) модели семьи к разнообразию семейных форм, от доминирования внешнего социального контроля – к преимущественно внутрисемейным, индивидуальным способам решения проблем. Семейные отношения без регистрации брака возникают не потому, что супруги игнорируют нормы законодательства о браке, а, скорее вследствие «перехода от традиционных, патриархальных отношений к современным, основанным на равенстве прав и партнерстве полов, конвергенции внутрисемейных, да и вообще социальных ролей мужчин и женщин. Ослабление патриархальных устоев, усиление индивидуалистских ценностей не обязательно ведут к упадку институтов брака и семьи. Но эти социальные институты меняются, и в основе изменений лежат ценности современных социальных отношений: расширение свободы выбора для мужчин и для женщин, как в семейной, так и в социальной области, равенство супругов-партнеров, большие возможности для контактов между поколениями и для самореализации членов семей». Всё большую ценность для российских граждан приобретают равноправие супругов, сознательное регулирование деторождения и рождение желанных детей. Семьи всё чаще разделяются по возрастному признаку: взрослые дети стремятся жить отдельно, а представители старших поколений это стремление поддерживают.

В сознании большинства  российских граждан при этом сохраняется патриархальная модель семьи, уже не соответствующая их реальному социальному поведению. В частности, по данным исследования «Левада-Центра» 2007 г. большинство российских респондентов считают морально неприемлемым: многожёнство (74%) и супружескую измену (62%). А меньшинство из них считает морально приемлемым: секс между людьми, не состоящими в браке (36%) и развод (34%). В реальной же социальной практике становится всё больше разводов, супружеских измен, ситуаций, в которых мужчина, имеет в течение многих месяцев и даже лет не только жену и детей в официальном браке, но и любовницу. Причем обе его фактические семьи знают о существовании друг друга и, так или иначе, принимают сложившуюся житейскую ситуацию.

Информация о работе История развития института семьи в России