История психодиагностики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 22:23, доклад

Краткое описание

В основе изучения данной науки лежат индивидуальные различия м/у людьми.
Вопросы, которые стоят перед психодиагностикой:
В чем причина этих различий.
Какова природа этих различий
Как на различия влияет окр.среда, опыт, воспитание.
Как эти различия сосуществуют друг с другом.

Файлы: 1 файл

лекции по психодиагностике.docx

— 22.41 Кб (Скачать)

история психодиагностики.

В основе изучения данной науки  лежат индивидуальные различия м/у людьми.

Вопросы, которые стоят  перед психодиагностикой:

  1. В чем причина этих различий.
  2. Какова природа этих различий
  3. Как на различия влияет окр.среда, опыт, воспитание.
  4. Как эти различия сосуществуют друг с другом.

Впервые на индивидуальные различия м/у людьми  обращали внимание в период античности.

Пифагор: проводил отбор  в свою школу. Прототип психологии  экстремальной ситуации. Выставлял  человека на всеобщее осмеяние и наблюдал за поведением человека. Помещая человека в темную пещеру с большим количеством  летучих мышей, обращая внимание на смех и походку человека. Должен быть раскатистый смех от души и уверенная походка.

Теофраз: один из первых предложил свою типологию людей: 1)скупой 2)лжец 3)хитрец и т.д.

Плюс типологии: можно  прогнозировать человека. Минус типологии: она упрощает личность, игнорирует разнообразие человека, его индивидуальность.

Платон: «Государство» он предлагал в своем идеальном  государстве, что необходим специальный отбор солдат в это идеальное государство. Ввести показательные упражнения для отбора солдат. Предложил тест на профпригодность.

Обратили внимание на типологию  в астрономии. Начало 18 века. Астроном гринвичевской обсерватории уволил своего ассистента за то, что он зафиксировал время поведения звезды на одну секунду позже, чем он сам. Новый ученик зафиксировал на три секунды раньше, чем он.  Вывод: глазомеры у всех людей разные. Написал статью об индивидуальных различиях м/у людьми. В начале 19 века начинает активно развиваться экспериментальная психология. Вундт. Он создал первую лабораторию, которая была посвещена исключительно психолог.целям, но она не способствовала развитию психологии. Индивидуальные различия они рассматривали как ошибку измерения. 19 век-активно развивается биология под влиянием Дарвина. Его ученик Френсис Гальтон. Он изобрел инструмент для измерения индивидуальных особенностей. Он разработал тесты и в 1884 году он представил широкой общественности в Англии на выставке международ.медицин.оборудования тест для измерения интеллекта. Его тест состоял из 16 шкал. Он измерял: 1) силу удара 2) цветоразличение 3) объем ;) буквально 2-3 задачи по решению простых арифметических задач. Он сделал процесс теста очень популярным среди аристократии. Конец 19 века. Дункер видоизменил восприятие интеллекта, придумал задачи, которые нужно решать. Предложил пересмотреть взгляды на интеллект и дал толчок франц. Ученым Бене и Генре. Разработали шкалу для измерения интеллекта.

Пытались обосновать структуру  интеллекта. Бились американская и  английская школы. Англичане предложили ввести фактор G (умственная энергия) = IQ (1931 год)

Спор разрешил Гильфрод (амер). Ставил интеллект в виде кубика-рубика, 256 показателей интеллекта (половину можно измерить, а вторую нет) ввел социальный интеллект (интеллект в общении)

Кэттел. Фактор G состоит из двух видов интеллекта: текущего и крисстализованного. Текущий.благодаря которому мы познаем все новое (понять, восприятие) он хорошо развит в детстве. Он заканчивает свое развитие в 18 лет. Крисстализован.: благодаря которому мы выносим суждения, делаем выводы, анализируем, выстраиваем логику. Развивается всю жизнь, он зависит от уровня образования, от культуры. В 19 веке развивается астрологическая теория ( Италия ). Теория построена на индивид.различиях. автор Чезаре Лашброзо. Он криминалист. Пришел к выводу, что существуют прирожденные преступники. Вызвало большую волну протеста. Есть такая категория преступников, которые рождаются с судьбой преступника. Он пришел к выводу, что есть категория людей, которая фатально обречена на совершение преступления. При определении, что ребенок – преступник. Он предложил два варианта: отсылать на отдельный остров или убывать в колыбели.

Признаки «преступника».

  1. Яркая ассиметрия лица
  2. Раздвоенность лобной кости
  3. Безобразная форма черепа
  4. Зазубренность краев черепных костей
  5. Малая восприимчивость к боли
  6. Неправильное строение мозга

Создал типологию преступников

  1. Прирожденные
  2. Душевно больные
  3. Преступники по страсти
  4. Случайные преступники

Активно развивается западная психология.

Фрейд. Личность формируется до 5-6 лет. Три типа людей в зависимости от прохождения детских стадий развития.

  1. Оральная (от рождения до 1,5 лет) (познает мир через рот). Ребенок должен сосать. Может произойти фиксация в двух случаях:мало (потребность сосания не была удовлетворена, отсутствовало грудное вскармливание. Ребенок захотел – нужно дать. Роль отца исключена) или много. Оральная личность. Читают, что мир вокруг них. Все вокруг им должны. Они инфальтильны, наивны, агрессивны, эгоистичны. Вся жизнь связана с фатальной действительностью: они курят, пьют, семечки, переедают, все в рот. Прекрасные повара, дегустаторы, сомелье.
  2. Ональная стадия (от 1,5 до 3 лет). Ребенок должен быть приучен к горшку. Отключить недержание. На первый план выходит отец. Грудное вскармливание убивается. Фиксация если не приучили к горшку или приучали агрессией. Ональная личность. Педантичность, упрямство, чистоплотность, требовательность к окружающим, властны,  деспотичны. Унитаз – трон. Делай так как я скажу. Любят порядок, правила, регламент. Прекрасные военные.
  3. Фаллическая стадия.(от 3 до 5,5 лет) происходит половая ингдификация. Дети понимают, что пол неизменен. Мальчик будет мужчиной, как папа, девочка женщиной, как мама. Должен произойти комплекс Электры или Эдитов комплекс. Дочь влюбляется в папу и собирается выйти замуж. Мальчик влюбляется в маму и собирается женится на ней. Сбой, дефекты в структуре семьи (например нет папы). Если фиксация, то фаллическая личность. для девочки-женщины. Идеализирует любовь, драматизирует отношения м/у мужчиной и женщиной, розовые очки. Не готовы к расставаниям, недугам. Инфальтильны, наивны, демонстративны, будут флиртовать. Выбирают взрослых мужчин. У мужчин. Мачо мен. Всем своим видом подчеркивают свою мужественность,  демонстрирует свою потенцию, доказывает всем, что он мужчина.

В этот период начинает работать Адлер. На личность влияет очередность рождения детей в семье.

Единственный ребенок  в семье. Все нервничают. у родителей нет опыта, но ребенок остается в позиции «пупа Земли». Ребенок-эгоист, человек у которого всегда будут проблемы. В межличностном общении.

Старший ребенок в семье. Развивается как единственный до того момента, пока не рождается второй. Старший ведет войну под девизом: «верните мне мое внимание». Человек привык к изоляции с лидерскими качествами.

Младший ребенок. Живет в окружении любви не только родителей, но и старших братьев и сестер. С другой стороны, это дети у которых мало чего то своего, донашивает одежду. Его сравнивают со старшим ребенком. Формирование чувства зависти. Личность: либо лучшие в своей профессии, студенты, физики, химики. Либо они могут спиться, оказаться на дне общества.

К. Г. Юнг. Последователь психоанализа. Ученик Фрейда. Он предположил свою структуру личности, которая кардинально отличалась от структуры Фрейда.

У Фрейда. Личность делится на три части. Одна из них это Id- животное начало, инстинкты (не находится в контакте с окружающей средой). Другая часть это Ego – наш инстинкт самосохранения, и третья часть это super ego – наша совесть, мудрость, ценности.

У Юнга. Также личность разделена три части. Первая, Ego – «Я». До 40 лет все люди экстраверты, а после сорока – интроверты. Юнг единственный психолог, который считал, что есть жизнь после смерти. Вторая, личное бессознательное – наши обиды, о которых мы забыли, но они никуда не делись, а вернулись комплексами. Третья часть, коллективное бессознательное – знания общие для всего человечества – архетипы, все одинаково относятся к матери, к смерти, к Богу.

После развития психоанализа появляется групповое тестирование. Стимулом послужило: потребность в очень быстром распределении солдат. 1,5 миллионные армии США во время первой мировой войны. Армейскими психологами было создано две шкалы. Армейская альфа (вербальная шкала) и армейская бета (невербальная шкала, для тех кто не мог читать.неграмотными) тестирование стало массовым явлением.

20 век. Запад.

К 1920 году на Западе было известно около полуторатысячи тестов. Психологи хотели создать волшебный тест. Протестировать человека и узнать о нем все. Пришли к выводу:10% о человеке узнается после первого теста, 10% после второго, а после всех последующих больше 5 % не узнать, значит больше 25 % не один тест не скажет.

Начался кризис в психологии на Западе.

  1. Разочарование в тестах.
  2. Все тесты, созданные к тому времени были некачественными.

Стали создаваться проф.тесты, по которым мы сейчас работаем.

В 1943 году создан тест Юшера (про цвета)

В 1948 – тест Розенцвейга (стрессовые ситуации)

Проективная методика (просят что-нибудь нарисовать). Скандал, обман. Вторжение в личное.

1965 год тест MMPI создан для диагностики шизофрении. Используется в клиниках, психушках, но потом его адаптировали. 556 вопросов.

СМИЛ (Собчик) снова скандал. Бум тестирования на спад.

Сейчас на пике психологическое  консультирование.


Информация о работе История психодиагностики