Исследовательская работа

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 11:38, отчет по практике

Краткое описание

Автор проходил практику с целью совершенствования комплекса профессиональных умений в процессе самостоятельной работы в должности психолога. Во время прохождения практики были изучены: нормативно-правовая документация регламентирующая деятельность педагога психолога школы, отчетная документация, методическая литература, диагностический инструментарий. Ознакомление с различными формами деятельности педагога-психолога: консультации, групповые занятия, родительские собрания, тренинги, диагностика.

Файлы: 1 файл

Otchet_praktika - копия.docx

— 64.82 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ   РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

      КУРСКИЙ   ИНСТИТУТ  СОЦИАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ  (ФИЛИАЛ)  РГСУ

ОТЧЕТ

о практике

 

 

 

студента __2______курса 

очно-заочной формы обучения

факультет социальной работы, педагогики и психологии

специальность 030300.62 «Психология»

Савиной Ларисы Александровны

 

C 14 января по 27 января 2013года я проходила практику «Исследовательская работа» в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №41 им. В.В. Сизова» города Курска. С целью совершенствования комплекса профессиональных умений в процессе самостоятельной работы в должности психолога. Во время прохождения практики были изучены: нормативно-правовая документация регламентирующая деятельность педагога психолога школы, отчетная документация, методическая литература, диагностический инструментарий. Ознакомление с различными формами деятельности педагога-психолога: консультации, групповые занятия, родительские собрания, тренинги, диагностика. Во время прохождения практики был оформлен стенд для родителей с рекомендациями психолога  «Готовимся к экзаменам вместе с детьми» для родителей обучающихся 9-11 классов. Были посещены групповые коррекционные занятия в классах VII вида. Занятие в 3 «Д» классе на тему «Наши эмоции и чувства», в 6 «Д» классе на тему «Уверенность». Тренинговое занятие в 9-м классе  на тему «Экзамены без стресса». Совместное проведение классного часа с психологом школы во 2-х классах на тему «Наш дружный класс». Проведение социометрического исследования во 2 «А», и во 2 «Б» классах. Проведение  диагностического исследования эмоционально-личностной сферы обучающихся 2-х классов. Изучение самооценки с использованием методики «Какой Я».

 

 

 

В ходе исследования  был сделан анализ и обработаны результаты проведённых методик.

1.Определение статуса  учащихся младших классов в системе межличностных отношений в малой группе.

Социометрическое исследование.

 

2 «А» класс

Анализ     данных: Соотношение    между     числом     школьников, образующих    полярные    статусные    категории,    определяет    эмоционально - психологический климат в группе.

Так, если абсолютное большинство  входит в две первые категории  («звезды» и «предпочитаемые») - в классе благоприятный психологический климат; если же много лиц занимают низкий статус («принятые» и «аутсайдеры»), то наличие психологически неприятных лиц травмирует коллектив, так как психологи считают, что даже наличие небольшого их числа означает, что психологическая атмосфера в классе тяжелая. Эти лица служат «мишенями» для психологической разрядки (подвергается насмешкам, незаслуженным обидам, завышенной отрицательной оценке за допущенные ошибки и т.д.).

В такой ситуации и отдельные  учащиеся, и класс в целом незаметно для себя упражняются в неблаговидном отношении к своим товарищам, что чревато в будущем нравственными издержками.

 

Сплоченность группы можно оценить по формуле:

 

                                                              Сумма взаимных выборов                                          

Сплочённость группы   = 


                                                            Общее число возможных

                                                                 выборов в группе

 

Вычисляемая сплочённость данной группы берется как средний показатель по двум вопросам:

 

(14+18)            32

Сплочённость группы   =                                         =             = 0,4


                                                                   27х3                81    


В качестве хорошего показателя сплочённости служит значение в пределах 0,6 – 0,7. Показатель сплочённости данной группы можно рассматривать как средний.

 

Теперь  вычислим уровень благополучия взаимоотношений в данной группе для двух вопросов в отдельности по следующей формуле:

 

УБВ =

где n - число лиц, получивших хотя бы один выбор,

       m — число лиц, не получивших ни одного выбора.

1) УБВ = ∑22-∑4=18

2) УБВ = ∑24-∑1=23

Если УБВ > 0, то отношения  считаются благополучными;

если  УБВ < 0, то отношения оцениваются  как неблагополучными. Картина по двум вопросам достаточно благоприятна, следовательно, можно сказать, что уровень взаимоотношений в данной группе достаточно благополучен.

 

 

 

Результаты составления  социограммы показали, что

 

 по первому вопросу:

 

1) число максимального количества  выборов  получили Юлия Б.(6), Александр К. (8), Андрей М. (6),Сергей  П.(7)-  они вошли в группу  «лидеры» («звёзды»);

2) число выборов от (3) до (5) получили  Елена Г., Юлия Г., Максим Ж., Яна  С., Анна С., Анна Ф.(3),  Николай  А., Карина И., Давид К., Настя Н. (4), Стёпа З. (5),- они вошли в группу «предпочитаемых»;

3)  число выборов (2) и (1) получили  Мария Б., Диана В., Данил К., Настя  О.  (1), Евгений Ж., Кирилл М., Олеся  С.(2)– они вошли в группу  «принятых»;

4) ни одного выбора не получили  Антон Е., Лиза Л., Максим М., Дима  П., т.е. они в данной сфере  являются «аутсайдерами».

 

по второму вопросу:

1) число максимального количества  выборов  получили Стёпа З.(8), Настя Н.(7), Карина И. и Сергей П, (6)-  они вошли в группу «лидеры» («звёзды»);

2) число выборов от (3) до (5) получили  – Юлия Б.(5), Андрей М. и Анна  Ф.  (4) ,Максим Ж., Евгений Ж., Давид  К.,  Александр К., Лиза Л, Яна  С. (3) - они вошли в группу «предпочитаемых»;

3)  число выборов (2) и (1) получили  – Елена Г., Максим М., Дима П., Олеся С.(1),  Николай А., Мария  Б., Юлия Г., Данил К., Кирилл М., Настя О., Анна С.(2)–  они  вошли в группу «принятых»;

4) ни одного выбора не получил  Антон Е., т.е. он в данной  сфере является «аутсайдером».

 

Беспокоит статус Емельянова Антона в группе, так как по двум вопросам он оказался в позиции – «аутсайдер», при анализе микрогрупп, было обнаружено отсутствие включённости этого ученика  во внутригрупповых отношениях.

В социограмме, построенной выше, наглядно показана структура взаимоотношений между членами группы. Номера в кругах и треугольниках соответствуют порядковым номерам респондентов в социоматрице. Проведём некоторый анализ наиболее влиятельных членов группы, взаимных пар и микрогуппировок.

 

Микрогруппы. Наличие микрогрупп, с одной стороны, ослабляют единство группы , а с другой - они выполняют функцию психологической защиты для участников группы.

Кроме того, надо учесть, характер отношения между микрогруппами соперничество или конфликт, что по-разному влияет на единство группы.

В итоге можно составить  психологический «портрет» межличностных  отношений  в классе, и атмосферы класса в целом по схеме:

  1. Включенность    детей     в     отношения     (положение    каждого школьника, оценка статусной структуры).
  2. Состояние    сплоченности    класса    и    уровня    благополучия отношений в нем.
  3. Психологическая    целостность    или    раздробленность    класса 
    (наличие    микрогруппировок,    лидеры    микрогруппировок    и 
    характер отношения между ними).
  4. Психолого-педагогические    рекомендации    по    формированию

           класса     и      оказанию      психологической     помощи     лицам,  

          недостаточно  включенным в межличностные отношения.

 

 

Условные  обозначения:

  








 

 

 

Микрогруппы: (в социограмме по 1вопросу)


 











 

 

 

Микрогруппы: (в социограмме по 2 вопросу)

 






  




 


 


 

 

 

 





 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В первом вопросе  было сделано 18 взаимных выборов:

 

 

 



















 





 


 

 

 

 

 

Во втором вопросе  было сделано 14 взаимных выборов:

 

 




 





 







 









 

2 «Б» класс

Анализ     данных:

 

 

                                                              Сумма взаимных выборов                                          

Сплочённость группы   = 


                                                            Общее число возможных

                                                                 выборов в группе

 

Вычисляемая сплочённость данной группы берется как средний показатель по двум вопросам:

 

(13+11)            24

Сплочённость группы   =                                         =             = 0,36


                                                                   22х3                66    


В качестве хорошего показателя сплочённости служит значение в пределах 0,6 – 0,7. Показатель сплочённости данной группы можно рассматривать как средний.

 

Теперь  вычислим уровень благополучия взаимоотношений в данной группе для двух вопросов в отдельности по следующей формуле:

 

УБВ =

где n - число лиц, получивших хотя бы один выбор,

       m — число лиц, не получивших ни одного выбора.

1) УБВ = ∑19-∑3=16

2) УБВ = ∑19-∑3=16

Если УБВ > 0, то отношения  считаются благополучными;

если  УБВ < 0, то отношения оцениваются  как неблагополучными. Картина по двум вопросам достаточно благоприятна, следовательно, можно сказать, что уровень взаимоотношений в данной группе достаточно благополучен.

 

Результаты составления  социограммы показали, что

 

 по первому вопросу:

 

1) число максимального количества  выборов  получили Аня А., Андрей В. и Вика Г.(7), Вероника Ж. (8)-  они вошли в группу «лидеры» («звёзды»);

2) число выборов от (3) до (5) получили Настя А., Андрей К., Сергей П., Алина П. и Ксения Ч. (3), Дима П. и Антон Р. (4), Мария Ч. (5) - они вошли в группу «предпочитаемых»;

3)  число выборов (2) и (1) получили Дарина Б., Андрей Л.и Настя Ю. (1), Саша Б., Лера М., Даниил Н. и Лера Щ.(2)– они вошли в группу «принятых»;

4) ни одного выбора не получили Алёна М., Настя П. и Катя П., т.е. они в данной сфере являются «аутсайдерами».

 

по второму вопросу:

1) число максимального количества  выборов  получили Аня А., Андрей В. и Вика Г.(7), Ника Ж. (8), Лера М. и Мария Ч. (6)-  они вошли в группу «лидеры» («звёзды»);

2) число выборов (3) и (4) получили – Настя А., Сергей П., (4) Настя П. (3)- они вошли в группу «предпочитаемых»;

3)  число выборов (2) и (1) получили  – Саша Б., Дарина Б., Андрей Л.и Настя Ю., Антон Р. и Ксения Ч.  (1), Андрей К., Алёна М., Дима П., Лера Щ.(2)–  они вошли в группу «принятых»;

4) ни одного выбора не получили  Даниил Н., Настя П. и Катя П., т.е. они в данной сфере являются «аутсайдерами».

 

Беспокоит статус Настя П. и Катя П, в группе, так как по двум вопросам они оказались в позиции – «аутсайдер», возможно, это связано с тем, что на момент опроса дети отсутствовали и не смогли сами сделать выбор, но при более тщательном анализе микрогрупп, было обнаружено отсутствие включённости этих детей во внутригрупповые отношения,

В социограмме, построенной выше, наглядно показана структура взаимоотношений между членами группы. Номера в кругах и треугольниках соответствуют порядковым номерам респондентов в социоматрице. Проведём некоторый анализ наиболее влиятельных членов группы, взаимных пар и микрогуппировок.

Условные  обозначения:

  







Информация о работе Исследовательская работа