Исследование социально-психологической удовлетворенности браком супружеских пар

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 00:03, дипломная работа

Краткое описание

Задачи:
Анализ теоретических понятий брака и семьи;
Выявить ведущие факторы, влияющие на удовлетворенность браком.
Рассмотреть взаимосвязь удовлетворенности браком и функционально-ролевой структуры семьи.
Провести эмпирическое исследование влияния личных установок супругов и ролевых ожиданий на удовлетворенность браком.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме удовлетворенности браком супружеских пар………………………………………………………....5
1.1. Психологическая характеристика понятий «брак», «семья»……………...5
1.2 Характеристика понятия «удовлетворенность браком»…………………...9
1.3 Удовлетворение личных потребностей в браке…………………………...11
1.4 Супружеская совместимость………………………………………………..16
1.5 Этапы развития семейных отношений…………………………………….20
1.6 Традиционные и современные функции семьи…………………………...26
Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологической удовлетворенности браком супружеских пар………………………………….30
Заключение………………………………………………………………………52
Список литературы………………………………………………………………54
Приложения ……………………………………………………………………..57

Файлы: 1 файл

11.doc

— 585.00 Кб (Скачать)

Следует отметить, что  единого перечня основных функций  семьи не существует. Обычно разные авторы предлагают тот или иной набор функций и терминов исходя из своей концептуальной модели. Приведем основные функции современной семьи. [55;c.131-133]

1) Хозяйственно-экономическая функция семьи. Она связана с питанием семьи, приобретением и содержанием домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройством жилища, созданием домашнего уюта, организацией жизни и быта семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета. В сфере «домашних дел» формируются внутрисемейные отношения, содержание которых определяется видом хозяйственной деятельности. В этих условиях лучше познаются мотивационные и волевые компоненты каждого члена семьи, создаются необходимые предпосылки формирования сплоченности семьи, а также определяются возможные конфликтогенные области взаимоотношений и представляется более удобная форма ухода от них. [19;55]

2) Репродуктивная  функция. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого.

Мужчина и женщина в браке взаимозависимы как сексуальные партнеры. Удовлетворенность сексуальной жизнью зависит от такта другого партнера. Сексуальные отношения охватывают всю гамму положительных и отрицательных чувств, эмоций. Именно здесь возникает множество ситуаций, когда желания и намерения одного партнера блокируются нежеланием, несогласием другого.

К сожалению, многие супружеские  пары стесняются обсуждать свои сексуальные  затруднения, что приводит к непониманию, скрытым обидам и разочарованиям. Сексуальная жизнь без взаимных обсуждений крайне затруднена. [19;55]

3) Регенеративная  функция (лат.геgеneratio - возрождение, возобновление). Она связана с наследованием статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей (вовсе необязательно буквально понимать под «драгоценностями» ювелирные украшения, их можно передать любому постороннему, а вот такую драгоценность, как альбом с фотографиями, чужому человеку не передашь — только своему, родному).

4) Образовательно-воспитательная функция (социализация).

Воспитательная функция  состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах  с детьми, их воспитании, самореализации в детях, «Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям». [19;53;55;]

5) Рекреативная  функция (лат. геcreatio — восстановление). Она связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи. Важно, что бы была договоренность между супругами относительно времени, которое они будут проводить вместе, и свободном личном времени.

Каждый из супругов может  иметь какое-нибудь увлечение, «хобби», обеспечивающее активный отдых и  приносящее удовлетворение. Важно обсудить, как распорядиться свободным временем так, чтобы не ущемить интересы друг друга. Если партнерам не удается прийти к единому мнению относительно совместных развлечений в свободное время, это может стать серьезным конфликтогенным фактором.

6) Коммуникативная функция семьи заключается в удовлетворении потребности человека в двух противоположных явлениях - общении и уединении. Извне навязанное, вынужденное общение (на улице, в городском транспорте, на работе и т.д.) чаще всего не столько удовлетворяет наши потребности в общении, сколько перегружает их. В обыденной жизни индивид очень часто испытывает дискомфорт от необходимости общения с несимпатичными ему людьми. Домашняя обстановка, где, как правило, мы общаемся с людьми, во-первых, социально и психологически близкими, а во-вторых, где более деликатно, уважительно относятся к нашей личности. Здесь удовлетворяется потребность в желательном общении, в общении с родными, близкими людьми, т.е. потребность в интимном общении, во взаимопонимании и взаимной поддержке. Само собой понятно, что такую функцию может выполнять только здоровая семья. Нравственное и психологическое здоровье человека находятся в прямой связи с характером внутрисемейного общения, с тем, какой морально-психологический климат сложился в данной семье.[6;19]

7) Эмоционально - психотерапевтическая функция. Брак удачен или нет в зависимости от активизации этой функции, т. е. в настоящее время семейное существование в значительной степени зависит от стабильности близких эмоциональных отношений. Психотерапевтическая функция семьи позволяет ее членам удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. По мнению А.И. Захарова, именно эти чувства способствуют интимности, доверительности в семейных отношениях, прочности семейного очага. [43;55;56]

Нельзя делить функции  семьи на главные и второстепенные, все семейные функции – главные. Функции семьи задаются потребностями личности, семьи и реализуются в процессе выполнения ролей членами семьи. Если функции семьи определяют, прежде всего, содержание семейных ролей в целом, то ролевая структура характеризуется, в первую очередь, распределением ролей, т.е. тем, какие обязанности выполняет в семье каждый ее член и на каких принципах построены ролевые отношения.

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологической удовлетворенности браком супружеских пар

 

Цель исследования: Влияние личных установок супругов относительно семейной жизни на удовлетворенность браком.

Предмет исследования: Личностные установки супругов, состоящих в браке.

Гипотезы исследования: На удовлетворенность супругами браком положительно влияют совпадение личностных установок, ожиданий и притязаний.

Объект исследования: В исследовании участвовали двадцать супружеских пар с различным стажем брака от 3 до 20 лет. Все семьи кроме 7-х имеют детей в возрасте от 2-х до 20 лет. Одна семья с 2-мя детьми и двенадцать семей имеют одного ребенка. Средний возраст детей 9 лет. Возраст самых молодых супругов составляет 24 года. Средний возраст мужчин – 35 лет, женщин – 34 года. Разница в возрасте, у большинства пар, составляет от 1 года до 3 лет. Наибольшая разница в возрасте 6-8 лет (3 пары).

Процедура исследования: Исследование проводилось в ноябре 2011года в форме письменного опроса. Все пары с удовольствием шли на контакт, никто из выбранных пар не отказывался от участия в исследовании, многих заинтересовали их результаты исследования. Опросу предшествовала установочная беседа, в которой были отмечены цели исследования, порядок заполнения анкеты и методик, а так же освещался вопрос о конфиденциальности данного исследования.

Супружеским парам были выданы:

- бланки методик (мужской  и женский варианты);

- анкета с освещением  цели и задач исследования, в  которой отмечались: возраст супругов, стаж брака, наличие (или отсутствие) детей и их возраст;

- конверт для обеспечения  конфиденциальности между мужем  и женой, который запечатывался  после заполнения тестов.

Для исследования были использованы 4-и методики:

1. Для диагностики удовлетворенности браком использовался «Тест на уровень удовлетворенности браком». [57]

Авторы: Л.Я. Гозман, Ю.Е. Алёшина, О.О. Еремичева.

Тест «Уровень удовлетворенности браком» представляет собой семнадцать шкальных вопросов, направленных на выяснение различных аспектов супружеских отношений: качество выполнения семейных ролей и обязанностей другим супругом, степени согласия по основным семенным вопросам и т.д.

Как стандартизированная методика:

Уровень удовлетворенности браком по данному тесту может варьировать от 0 до 48.

Как стандартизированная  методика, «ОУБ» имеет нормы:

0-16 баллов - абсолютно  неблагоприятный брак;

17-22 балла - неблагополучный  брак;

23-26 баллов - скорее неблагополучный  брак;

27-28 баллов - переходная  форма брака;

29-32 балла - скорее благополучный  брак;

33-38 баллов - благополучный  брак;

39-48 баллов - абсолютно  благополучный брак.

Для методики «Уровень удовлетворенности браком» была инструкция: «Ответьте на вопросы, касающиеся оценки вашего брака. Выберите из вариантов ответов наиболее подходящие для вас».

2. Для выявления личных установок по наиболее значимым сферам семейной жизни использовался тест «Измерение установок в семейной паре».

Авторы: Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М.[3]

Тест « Измерения  установок в семейной паре» представляет собой 40 суждений, выражающих ту или  иную позицию по десяти различным, значимым для людей, сферам:

1 шкала – Позитивное или негативное отношение к людям ;

2 шкала – Преимущественная  ориентация на чувство долга  или на достижение удовольствия;

3 шкала – Позитивное  или нейтральное отношение к  детям;

4 шкала - Ориентация  на совместную или раздельную  деятельность супругов;

5 шкала – Позитивное  или негативное отношение к  разводу;

6 шкала - Позитивное  или негативное отношение к  любви романтического типа;

7 шкала - Значимость сексуальной сферы в семейной жизни;

8 шкала – Определяет  представления супругов о запретности сексуальной темы;

9 шкала – Ориентация  на традиционное или не традиционное  представление о роли женщины;

10 шкала – Представление  о важности материальных ценностей  в жизни человека;

Для методики «Измерение установок в семейной паре» была следующая инструкция: «Просим оценить степень Вашего согласия с предлагаемыми ниже суждениями, выражающими ту или иную позицию человека в жизни. Нет, и не может быть правильных и неправильных ответов. Важно, чтобы выбранный вариант наиболее полно отражал Вашу личную точку зрения».

3. Для определения ролевой адекватности супругов, а так же реального распределения ролей в семье использовалась методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» [16]. Автор: А.Н. Волкова.

Методика имеет 7 шкал семейных ценностей.

1. Сексуальное общение в семье.

2. Совместное проведение  досуга или личная автономия.

3. Хозяйственно-бытовое  обслуживание.

4. Воспитание детей.

5. Внесемейная социальная  активность.

6. Эмоциональная поддержка.

7. Внешняя привлекательность  супругов.

Методика представляет собой: два опросных листа по 36 утверждений (мужской и женский). Каждому утверждению соответствует определенный номер.

Инструкция методики «РОП» была следующей: «Внимательно читайте каждое утверждение, распределите все утверждения в «бланке-ответов» соответственно четырем вариантам ответов. Если Вы полностью разделяете утверждение, выберите ответ «Полностью согласен». Если Вы считаете, что утверждение верно, но с небольшими оговорками и дополнениями, выберите ответ «В общем, это верно». Если утверждение кажется Вам непригодным для Вас, но в нем есть что-то, с чем Вы согласны, выберите ответ «Это не совсем так». Если Вы категорически не согласны с утверждением, выберите ответ «Это неверно». При работе с тестом, постарайтесь выразить Ваше личное мнение, а не то, что принято среди Ваших близких и друзей. Благодарю за участие в психологическом обследовании».

4. Для выявления особенностей общения между супругами использовался тест «Особенности общения между супругами».

Авторы: Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М.[3]

Тест «Особенности общения между супругами» представляет собой 48 вопросов, выражающих ту или иную позицию по шести, значимым для людей, сферам:

1. Доверительность общения 

а)

б)*

 

2. Взаимопонимание между  супругами 

а)

б)

3. Сходство во взглядах супругов

4. Общие символы семьи  

5. Легкость общения  между супругами  

6. «Психотерапевтичность»  общения

 

Шкалы «доверительность общения», «взаимопонимание между супругами» распадаются на две субшкалы: а) как  респондент оценивает себя по этому  признаку, б) как он оценивает партнера, — которые подсчитываются отдельно.

 Для методики «Особенности общения между супругами» была следующая инструкция: «Ответьте, пожалуйста, на предложенные ниже вопросы. Постарайтесь, чтобы выбранный вариант ответа наиболее полно соответствовал именно Вашей точке зрения на ситуацию, сложившуюся в Вашей семье».

 

 

Результаты  и их обсуждение

 

1. При обработке экспериментальных данных полученных в ходе исследования по тесту удовлетворенности браком все испытуемые были подразделены на 4-е категории: абсолютно благополучный брак; благополучный брак; скорее благополучный брак; переходная форма брака.

Информация о работе Исследование социально-психологической удовлетворенности браком супружеских пар