Исследование личностных особенностей по средствам психодиагностических процедур

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 00:38, контрольная работа

Краткое описание

Психодиагностика понимается двояко:
1. В широком смысле - сближается с психодиагностическим измерением вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся психодиагностическому анализу, выступая, как выявление и измерение его свойств;
2. В узком смысле, более распространенном – измерение индивидуально – психодиагностических свойств личности.

Оглавление

Введение
I.Теоретическая часть.
1. Метод наблюдения.
2. Методика Дембо-Рубинштейна.
3. Метод беседы.
II. Практическая часть.
1. Диагностика реактивности объекта путем полевого наблюдения.
2. Оценка реактивности, основанная на субъективных представлениях, сложившихся в результате общения наблюдателя и объекта.
3. Оценка реактивности объекта на основе ретроспективного отчета, т.е. фиксации данных после проведения двухнедельного наблюдения.
4. Оценка реактивности объекта на основе дневниковой записи.
5. Поведенческий портрет объекта по данным наблюдения.
III. Диагностика самооценки испытуемого на основе полустандартизированной беседы по результатам методики Дембо-Рубинштейна.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат по психодиагностике.docx

— 54.17 Кб (Скачать)

Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый человек заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы испытуемых получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).

По каждой из шести шкал определить:

уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;

высоту самооценки — от «о» до знака «—»;

значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти люди составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

В беседе с испытуемым уточняются особенности его самооценки, имеющиеся проблемы, выясняются его представления о счастье и несчастье, здоровье и болезни, хорошем и плохом характере и т.д. Во всей этой работе важно не столько то, где находится отметка испытуемого, а то, как он мотивирует свой выбор, насколько критично относится к себе, к своим личностным качествам. Данная методика позволяет выявить также личностную примитивность испытуемого, которая проявится в его поверхностных суждениях о счастье, умственных способностях, здоровье

 

3. Метод беседы

Метод беседы необходим любому психологу. При любом диагностическом обследовании необходима беседа.

Цели метода беседы заключаются в следующем:

- установление контакта, настройка на сотрудничество;

- создание положительной мотивации, усиление мотивации к обследованию;

- получение диагностической информации;

- снижение тревожности и оказание психологической помощи испытуемому.

Если беседа ведется для оказания психологической помощи - это будет психотерапевтическая беседа или клиническое интервью.

Диагностическое интервью и клиническое интервью нельзя противопоставлять, они дополняют друг друга.

Беседа - сложный метод для психолога.

Сложности:

В процессе беседы психолог вступает во взаимодействие с испытуемым и использует информацию путем метода наблюдения, фиксирует мимику, жесты, позы... Оценивает отношение испытуемого к беседе.

Получает информацию с помощью беседы - обращает внимание на формальную сторону беседы, на саму манеру речи... Такого рода наблюдения дают информацию, важную с точки зрения личностных особенностей человека.

Психолог, участвуя в беседе, сам воздействует на испытуемого, на то, что говорит испытуемый. Тем самым психолог может менять ситуацию, содержание ответов испытуемого. Ситуация беседы: собеседники находятся в ассиметричных позициях. Чаще всего получается, что психолог спрашивает, испытуемый - отвечает. Следовательно данная ситуация может привести к нарушению доверительности испытуемого. Возможен отказ отвечать на вопросы. Психолог перед беседой говорит, что он будет задавать вопросы, а после испытуемый задает все свои вопросы психологу.

Каждый психолог априорно воспринимается своим собеседником как специалист по межличностным отношениям. Следовательно, повышенные требования к личности самого психодиагноста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II Практическая часть

 

1. Диагностика реактивности объекта путем полевого наблюдения.

Полевое исследование проводится в естественной для данного объекта среде (в деревне, городе и т.п.). Полевое (естественное) – наблюдение за объектами в естественных условиях их повседневной жизни и деятельности. В полной мере может быть реализовано в форме объективного наблюдения. Наблюдение за самим собой в любом случае вносит элемент искусственности. Естественное наблюдение предстает обычно как самостоятельный способ сбора данных. Его совмещение с другими эмпирическими методами возможно, когда наблюдение выступает ведущим, основным приемом, а другие методы – вспомогательными, сопутствующими и разнесенными с ним во времени. Одновременное их применение неизбежно влияет на естественный ход жизнедеятельности изучаемых объектов, и тогда говорить об этом виде наблюдения уже не приходится. Также трудно представить использование полевого наблюдения в рамках какого-либо другого эмпирического метода, поскольку все они в той или иной степени осуществляют вторжение в жизнь исследуемых субъектов и влияют на их поведение.

Что касается терминологии, то, по видимому предпочтительнее использовать название «естественное», нежели «полевое». Первым термином отражается главное в этом методе – естественность наблюдаемых ситуаций и поведения независимо от специфики среды. Название «полевое» невольно ассоциируется с условиями открытого пространства, с наблюдениями на открытом воздухе. Это скорее дань исторической традиции, когда научные наблюдения связывались преимущественно с натуралистическими исследованиями природы или этнографическими зарисовками. Для обогащения словаря, возможно, предложить в качестве синонима «натуральное наблюдение». Но все же предпочтительнее использовать наименование «естественное наблюдение».

Шкала оценок для измерения  реактивности – от 1 до 5 баллов (Каждый поведенческий характер оценивается по пятибалльной шкале): 1 балл  – наименьшая реактивность, 5 баллов – самая высокая реактивность.

 

2. Оценка реактивности, основанная на субъективных представлениях, сложившихся в результате общения наблюдателя и объекта.

Игорь очень эмоциональный человек. Если у него нет настроения, лучше его не о чем не спрашивать. Когда он что-то делает, он уходит в себя. Тихо шепчет, ни кого не замечая, ни кого не слышит. Трудно сдерживает себя в эмоциях. Быстро отходит после ссоры или конфликтных ситуаций. Если к нему обращаются за помощью, он не откажет. Свои проблемы старается решать сам. Не нуждается в советах, но все равно прислушивается к мнению других.

Из наблюдений за Игорем, в результате общения с ним, первая оценка, основанная на целенаправленных данных равна 5 баллам.

 

3. Оценка реактивности объекта на основе дневниковой записи.

На основе дневниковых записей можно сказать следующее:

  1. Игорь легко сосредоточивается на работе, забывая про все вокруг. Из дневниковых записей:

21.11.2013. 8-й день: Игорь стал распиливать бревна на брус, а мы наблюдали за ним со стороны. Вид у него был серьезный. Он измерял бревна и что-то бубнил себе под нос.

2. Легко откликается на  просьбы. Из дневниковых записей:

9.11.2013. 1-й день: Когда я ехал из магазина меня остановила Марина (сестра) и она попросила спилить ей дерево на участке. Игорь взял пилу и ушел.

В 14.55 позвонила Марина и попросила его выйти. Он вышел и через 15 мин. пришел и говорит: «Она сейчас уезжает домой и попросила меня разобрать опалубку. Я сказал ей, что завтра.

22.11.2013. 9-й день: Игорь пришел в 13.30 пообедал и сказал, что пойдет к Марине на участок. Она его попросила помочь подсчитать, сколько нужно блоков.

25.11.2013. 10-й день:

Подъехал Дима и спросил у Игоря: «Ты дома сегодня будешь?». На что Игорь ответил: «Да» и добавил, «А что хотел?». Дима сказал, что ему нужна эстакада, масло в машине поменять. Игорь сказал: «Подъезжай». Через 20 мин подъехал Коля и спросил то же самое, что спрашивал Дима. И Игорь ему тоже сказал, подъезжай.

26.11.2013. 11-й день: Игорь  сказал: «Пойдемте домой, мне надо  сейчас уехать, попросили помочь  сруб собрать.

  1. Иногда не сдерживается и выражает свои эмоции в слух, не видя кто перед ним. Из дневниковых записей:

10.11.2013. 2-й день:  Когда я пошел разбирать опалубку, пришла крестная. Ходила, смотрела, а потом начала меня учить. Как мне надо делать и как лучше. Я терпел, терпел, потом на кричал на нее и ушел.

4. Игорю нравится играть  с ребенком. Из дневниковых записей:

16.11.2013. 6-й день: В18.00 я стала  готовить завтрак, а Игорь стал  играть с ребенком. Я смотрела  на них со стороны. Игорь выглядел  как ребенок, собирал пирамидку, крутил юлу, играл с дочкой  в мячик.

26.11.2013. 11-й день: На улице Игорь объяснял Алене, что это снег, что он белый, лепил с ней снежки и т. д.

приехал в шестом часу вечера. Поел, попил чаю, подошел к Алене и сказал ей: «Ну, что продолжим заниматься?». Игорь начал с ней разговаривать, рисовать, писать.

Вторая оценка на основе дневниковых записей равна 4 балам

  

4. Оценка реактивности объекта на основе ретроспективного отчета, т.е. фиксации данных после проведения двухнедельного наблюдения.

Игорь очень эмоциональный. Его поведение и реакции очень зависят от его состояния. Когда он плохо себя чувствует или не в настроении, к нему лучше не подходить и не о чем не спрашивать, а то можно нарваться на грубость. Когда что-то объясняет можно заметить спокойный он или ему уже становиться трудно себя сдерживать (движение глаз, рук, начинает повышать голос). Не любит быть виноватым, но когда осознает, что он действительно не прав, подойдет и извинится. Редко сидит без дела. Если у него возникают проблемы, которые он не может решит сам, он начинает нервничать, грубить и искать виновных. Ему нравится, когда к нему обращаются за помощью. Легко расстраивается, если что-то произошло не так, как он планировал. Но при этом не способен обижаться долгое время, быстро отходит и забывает обиду.

Третья оценка на основе ретроспективных данных после двухнедельного наблюдения равна 3 балла.

 

5. Поведенческий портрет объекта по данным наблюдения.

Игорь высокого роста, коренастый, плотного телосложения. Волосы русые, глаза голубые. По дому ходит в рубашке или футболке и в спортивных брюках, вечером все это снимает и одевает халат. Когда выходит работать в огород, одевает рабочую одежду, а если куда то едет или идем вместе гулять, то одевается, как полагается. Стиль одежды обычный, без ярких и выделяющихся элементов или каких-либо аксессуаров. Предпочитает одеваться: верх светлый, низ темный, но иногда одевает и светлые брюки. Не стремится выделяться или привлекать к себе внимания внешностью.

Особенности пантомимики выражены в быстрой ходьбе. Жестикуляция руками при разговоре. При недовольстве, что его поправляют или говорят, что он не прав, уходит из дома, хлопнув дверью.

Мимика: улыбается часто, но смеется в голос очень редко. Когда он действительно чему-то рад, то показывает это всем видом.

Не многословен, но когда начинает что-то говорит, рассказывать, то делает это красиво. Если его что-то сильно волнует, не будет рассказывает об этом при первой возможности. Для него очень важно обдумать все самому. Интонации разговора очень характерно выражает его эмоциональное состояние. Ярко выражает свои эмоции и чувства интонационно, с помощью мимики и жестикуляции. Очень эмоционально и болезненно реагирует на замечания.

Очень сильно и длительно переживает, если произошла ссора в кругу семьи, но переживает он все это в себе. Сильно злится, если его кто-то начинает расспрашивать об этом конфликте. Игорь тяжело переносит обиду, но при этом быстро отходит и не держит обиды ни на кого и будет продолжать общаться, как будто ничего не случилось. Если он знает, что он не виноват, ни за что не подойдет первый.  

Всегда держит обещания, если он обещал, то он это сделает. Если Игорь начинает что делать, то всегда доводит это дело до конца.

Много смотрит телевизор: новости, экономику, военную тайну, познавательные программы, программы про динозавров, про НЛО.

Любит мясо и булочки, а в общем к еде не прихотлив, нету мяса будет есть картошку.

Не имеет вредные привычки. Ради благополучия и уюта в семье готов пойти на все (в рамках закона).

   

III. Диагностика самооценки испытуемого на основе полустандартизированной беседы по результатам методики Дембо-Рубинштейна.

Игорь долго не соглашался на проведение методики. Спрашивал, что от него требуется и в чем она заключается. Я ему все объяснила и он согласился. Беседа проходила вечером, после ужина. Игорь попросил еще раз объяснить, как будет проходить беседа. Он слушал внимательно, наклонив голову на бок и смотря в одну точку. При проведение беседы испытуемый с начало отвечал не охотно, наблюдалось небольшое напряжение. Когда я стала задавать вопросы по четвертой шкале (счастье), испытуемый начал открываться. Стал отвечать с большей охотой, иногда на некоторое время замолкала, обдумывая ответы, напряженность прошла, появились заинтересованность, полная вовлеченность в процесс беседы. В ходе беседы проявлялась жестикуляция, мимика иногда сам удивлялся над своими ответами. Ответы на вопросы были развернутыми, приводились примеры. На некоторые вопросы испытуемый отвечал с интонацией. Иногда беседа переходила из обсуждения, в более личную беседу. Где он приводил примеры из жизни или вспоминал, что-то из прошлого.

Информация о работе Исследование личностных особенностей по средствам психодиагностических процедур