Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 11:36, курсовая работа
Цель работы: исследовать особенности проявления эмоций и чувств у детей младшего школьного возраста, занимающихся хореографией.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Провести анализ теоретической литературы по теме.
2. Подобрать методики для исследования, провести исследование по этим методикам.
Введение 3
1.1. Эмоционально-волевая сфера личности
младшего школьника 4
1.2. Значение занятий искусствами для
развития эмоционально-волевой сферы 10
Экспериментальное исследование
эмоций и чувств у детей младшего школьного
возраста на занятиях хореографией
2.1. База исследования и выборка испытуемых 13
2.2. Экспериментальные методики 13
2.3. Результаты исследования 14
III. Рекомендации 20
IV. Вывод 21
V. Список литературы 22
VI. Приложения 23
Практические наблюдения и теоретические обоснования многих ученых свидетельствуют о том, что различные виды искусства – живопись, скульптура, музыка, хореография и др., пробуждая творческую энергию человека, обладают колоссальными возможностями педагогической и психологической поддержки, стимулируют личностный рост, являются источником физического, нравственного и эстетического развития ребенка. Хореография – искусство, любимое детьми. Умение чувствовать, понимать музыку и красиво двигаться – неотъемлемая часть общей культуры, к которой нужно приобщаться с юных лет. Занятия хореографией, благодаря своей универсальности, очень важны для воспитания подрастающего поколения: дети совершенствуются физически, интеллектуально и эмоционально. Становясь пластичнее, вырабатывают эстетику движений, благодаря дисциплине во время занятий развивают самоконтроль и ответственность. Одно время в стране наблюдался общий спад интереса к хореографическому творчеству, но этот этап удалось преодолеть, и сегодня танец «на подъеме».
Открыто немало танцевальных студий, школ и ансамблей, регулярно проводятся всевозможные фестивали, конкурсы. Детей, желающих научиться танцевать, становится все больше благодаря тому, что хореография позволяет ребенку выделиться из толпы, поверить в свои силы, поднять самооценку. Ежегодно тысячи любителей танца приходят в хореографические коллективы, студии. Многие детские танцевальные коллективы приобрели большую популярность не только в нашей республике, но и за ее пределами. Телевидение (канал «Культура») иногда показывает детскую самодеятельность, знакомит с детскими танцевальными коллективами. Глядя, с какой легкостью и мастерством танцуют дети на сцене, мы забываем, что за этим стоит каждодневный труд их самих и их педагогов. Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образовательного, разносторонне развитого современного человека.
Это предположение и определило тему нашего исследования: «Исследование эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста на занятиях хореографией».
II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИЕЙ.
2.1. База исследования и выборка испытуемых.
Базой проводимого нами исследования явилась Детская школа искусств №6 г. Липецка, а испытуемыми были учащиеся 3-го класса хореографического отделения. В общеобразовательной школе они также учатся в 3-м классе.
Количество испытуемых: 17 человек, из них 16 девочек и 1 мальчик.
Возраст детей: 9-10 лет.
Исследование проводилось в 2 этапа в течение 2-х недель во время перерыва между уроками классического танца.
(подробное описание каждой методики см. Приложения)
2.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОВЕДЁННЫМ МЕТОДИКАМ
Методика наблюдения за эмоциональным возбуждением
№ п/п |
Ф.И.О. |
Пове-дение |
Мимика, панто-мимика |
Движе-ния |
Стати-ческие позы |
Речь |
Вегета-тика |
Сумма баллов Ʃ |
1 |
Капустина Веста |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
14 |
2 |
Абросичкина Саша |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
16 |
3 |
Пикалова Ирина |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
14 |
4 |
Штукарёва Ирина |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
7 |
5 |
Коршунова Соня |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
8 |
6 |
Овчухова Юля |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
7 |
7 |
Долгошеева Таня |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
14 |
8 |
Попова Ирина |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
17 |
9 |
Копылова Саша |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
15 |
10 |
Мачнева Ангелина |
2 |
2 |
3 |
2 |
1 |
2 |
12 |
11 |
Архангельская Алина |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
14 |
12 |
Околелов Женя |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
2 |
12 |
13 |
Ищенко Наташа |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
9 |
14 |
Сошнина Саша |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
13 |
15 |
Кукина Кристина |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
14 |
16 |
Задумина Полина |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
16 |
17 |
Пантелеева Алина |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
12 |
Из таблицы видно, что ни у кого из детей не зафиксировано состояние «предстартовой лихорадки», что и понятно, потому что исследование проводилось в привычных для детей условиях, во время обычного урока и на перемене. Большинство детей находится в нормальном эмоциональном состоянии, соответствующем спокойной обстановке, тем не менее они готовы к длительному мышечному напряжению, практически все постоянно держат «хореографическую осанку». Они пребывают в хорошем самочувствии, взгляд спокойный с фиксацией на тех предметах, которые имеют отношение к занятию.
Четверо испытуемых (Попова И., Абросичкина С., Задумина П., Копылова С.) набрали суммарный балл в интервале 15-17 баллов, что говорит об их повышенном уровне эмоционального возбуждения, являющихся оптимальным для многих спортсменов и хореографов. Внешне это проявляется в разнообразии движений, пластичных позах, оживлённости речи, лёгкому покраснению щёк; преобладают эмоции интереса, радости от правильного выполнения движений. Примечательно, что именно эти дети наиболее точно выполняют указания педагога-хореографа, отличаются высокой успеваемостью.
Самый низкий уровень эмоционального возбуждения – у трёх испытуемых (Штукарёва И., Коршунова С., Овчухова Ю.). Эти дети отличаются вялостью движений, отсутствием достаточного для занятий мышечного напряжения, закрытыми статическими позами, слабо выраженной мимикой, пантомимикой с преобладанием эмоций уныния, недовольства, но нормальным уровнем оживлённости речи. У Коршуновой и Овчуховой наблюдается отсутствие желания работать на уроке, что безусловно является уязвимым местом их волевой сферы, вследствие отставания от других детей по программе их лень всё более усугубляется, и при первой возможности не делать какое-либо трудное движение эти девочки стараются выйти из танцевального зала, сказаться больными и т.п. У Штукарёвой И. лень не проявляется так явно, как у двух предыдущих девочек, но она ведёт себя пассивно, часто отвлекается, смотрит в окно во время выполнения медленных комбинаций.
Также было замечено, с каким настроением дети приходят на занятие и с каким уходят с урока. Большинство детей до начала урока пребывают в состоянии сосредоточенной активности, сконцентрированного на усвоении нового материала внимания. После занятия они чувствуют физическую усталость, но у них преобладает эмоция радости. Несколько детей, имеющих недостаточный «рабочий настрой» и активность, меньше устают физически в ходе урока, но не получают эмоционального удовлетворения от занятий.
Методика "Эмоциональная память"
В таблице отражено количество запомненных детьми слов с эмоциональной окраской и без неё.
№ п/п |
Ф.И.О. |
Удовл. + |
Неудовл. - |
Нейтральн. 0 |
1 |
Капустина Веста |
5 |
4 |
4 |
2 |
Абросичкина Саша |
6 |
6 |
4 |
3 |
Пикалова Ирина |
4 |
4 |
3 |
4 |
Штукарёва Ирина |
3 |
3 |
3 |
5 |
Коршунова Соня |
4 |
3 |
3 |
6 |
Овчухова Юля |
4 |
4 |
3 |
7 |
Долгошеева Таня |
3 |
3 |
2 |
8 |
Попова Ирина |
4 |
5 |
4 |
9 |
Копылова Саша |
6 |
5 |
3 |
10 |
Мачнева Ангелина |
4 |
4 |
4 |
11 |
Архангельская Алина |
6 |
4 |
3 |
12 |
Околелов Женя |
4 |
3 |
2 |
13 |
Ищенко Наташа |
5 |
4 |
3 |
14 |
Сошнина Саша |
4 |
3 |
3 |
15 |
Кукина Кристина |
5 |
4 |
4 |
16 |
Задумина Полина |
5 |
4 |
3 |
17 |
Пантелеева Алина |
4 |
4 |
3 |
Результаты проведённой методики показывают, что большинство детей лучше запоминают положительно окрашенные слова. Можно также предположить, что это связано с общим позитивным восприятием жизни, с положительной мотивацией к учёбе. Также следует учитывать и некоторый приобретённый опыт детей, т.к. встретившиеся в данной методике положительно окрашенные слова часто произносятся взрослыми с одобрительной, благожелательной интонацией, и такое эмоциональное запоминание скорее всего является условным рефлексом.
Трое детей запомнили отрицательно окрашенных слов больше, чем положительно окрашенных, связанных с чувством неудовлетворения. Значит, эти дети быстрее запечатлевают в памяти слова с негативной окраской. Но с уверенностью утверждать, что эти испытуемые являются пессимистами, мы не можем, данная методика имеет целью другой аспект - оказывают ли эмоции влияние на запоминание, если да, то какие оказывают большее влияние.
Среди записанных испытуемыми слов меньше всего было нейтрально окрашенных. Это позволяет нам говорить о влиянии эмоций на запоминание, потому что при участии эмоций слова становятся значимыми для человека, приобретают личностный смысл. Итак, мы получили, что эмоции стимулируют процесс запоминания и большую роль при этом играют положительные эмоции, связанные с чувством удовлетворения.
По опросникам «Шкала одиночества» и
«Личностная шкала проявлений тревожности»
№ п/п |
Ф.И.О. |
Шкала одиночества |
Личностная шкала тревожности |
1 |
Капустина Веста |
8 |
6 |
2 |
Абросичкина Саша |
10 |
15 |
3 |
Пикалова Ирина |
6 |
13 |
4 |
Штукарёва Ирина |
17 |
17 |
5 |
Коршунова Соня |
19 |
19 |
6 |
Овчухова Юля |
20 |
21 |
7 |
Долгошеева Таня |
8 |
5 |
8 |
Попова Ирина |
7 |
7 |
9 |
Копылова Саша |
12 |
10 |
10 |
Мачнева Ангелина |
11 |
9 |
11 |
Архангельская Алина |
10 |
7 |
12 |
Околелов Женя |
16 |
12 |
13 |
Ищенко Наташа |
16 |
16 |
14 |
Сошнина Саша |
11 |
10 |
15 |
Кукина Кристина |
10 |
8 |
16 |
Задумина Полина |
12 |
14 |
17 |
Пантелеева Алина |
11 |
16 |