Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 12:41, курсовая работа
Цель исследования – изучить эмоциональное выгорание у работников профессий в системе «человек – человек».
Гипотезы:
1. В профессиях системы «человек – человек» преобладают различные проявления эмоционального выгорания, в том числе выделяют три фактора: личностный, организационный и ролевой. Чтобы проверить к каким факторам относятся наши группы испытуемых, отнесем их к представленным факторам: Психологи и педагоги относятся к проявлению личностного фактора, т. к. в своей профессии, психологи и педагоги делают ставку на свои личностные и профессиональные качества, организация работы предприятия и особенностей ролевой определенности играют меньшую роль в развитии, у этих двух групп эмоционального выгорания. Что касается менеджеров. Их эмоциональному выгоранию способствуют ролевой и организационный факторы т. к. в их рабочей деятельности огромную важность играет определенность границ ответственности и четкость организации и планирования труда.
Введение
Глава 1 Теоретический обзор научных работ по проблеме эмоционального выгорания у работников профессий системы «человек - человек»
1.1 Понятие «эмоционального выгорания» и факторы его формирования в современной психологической литературе
1.2 Эмоциональное выгорание и его особенности в профессиональной деятельности
1.3 Агрессивность как компонент эмоционального выгорания
1.4 Выводы
Глава 2 Исследование эмоционального выгорания у работников профессий «человек – человек»
2.1 Процедура и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Выводы
Заключение
Список литературы
Введение
Глава 1 Теоретический обзор научных работ по проблеме эмоционального выгорания у работников профессий системы «человек - человек»
1.1 Понятие «эмоционального выгорания» и факторы его формирования в современной психологической литературе
1.2 Эмоциональное выгорание и его особенности в профессиональной деятельности
1.3 Агрессивность как компонент эмоционального выгорания
1.4 Выводы
Глава 2 Исследование эмоционального выгорания у работников профессий «человек – человек»
2.1 Процедура и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Выводы
Заключение
Список литературы
Приложения
Проблема влияния профессиональной деятельности на психологическое состояние тех специалистов, чья работа тесно связана с интенсивным и эмоционально напряженным взаимодействием с людьми является одной из актуальных проблем как для общества в целом, так и для каждого специалиста в частности.
Сравнительно
недавно в зарубежной, а затем
и отечественной литературе появилось
понятие «эмоционального
Проблемой эмоционального выгорания занимались как зарубежные (Маслач К., Дж. Фрайденберг, К. Кондо и др.), так и отечественные (Бойко В.В., Орел В.Е., Грановская Л.М., Чернисс К. и др.)
Эмоциональное выгорание изучалось на примере помогающих профессий (психологов, врачей, психотерапевтов, социальных работников и т.д.)
Цель исследования –
изучить эмоциональное
Гипотезы:
1. В профессиях системы
«человек – человек»
2. Проявления агрессивности свойственны не всем профессиональным группам. В группе психологов, агрессивность не выражена. В группе педагогов агрессивность выражена, но в пределах допустимой нормы, высокая степень выраженности преобладает в сфере услуг.
3. Проявления эмоционального выгорания у педагогов и психологов по результатам исследования будут выражены примерно одинаково, т. к. специфика их деятельности сходна.
4. В своем исследовании Бойко выделяет три стадии развития эмоционального выгорания. В эти три стадии входят по 4-е характерных по мнению автора признаков проявления выгорания. Представим, что у некоторых групп людей могут одновременно встречаться признаки из разных стадий, следовательно у одной группы могут встречаться несколько стадий выгорания одновременно. Если гипотеза подтвердится, мы получим совершенно новые более общие и разнообразные стадии.
Задачи:
Объект исследования
- эмоциональное выгорание работн
Предмет – особенности эмоционального выгорания работников системы «человек – человек».
Методы исследования:
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и уточнении особенностей эмоционального выгорания у работников системы «человек – человек». Практическая значимость состоит в выделении особых факторов эмоционального выгорания у представителей различных профессий в сфере услуг. Сравнение степени выраженности данной проблемы у людей разных профессий.
Глава 1. Теоретический обзор научных работ по проблеме эмоционального выгорания у работников профессий системы «человек - человек»
Термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности.
К 1982 г. в англоязычной
литературе было опубликовано
свыше тысячи статей по «
Таким образом, к настоящему времени существует единая точка зрения на сущность психического выгорания и его структуру. Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие, выделенные К. Маслач: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.
Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и т.д. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.
Редукция профессиональных достижений – это возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
Исследования
последних лет позволили
После того как феномен стал общепризнанным, закономерно возник вопрос о факторах, способствующих развитию или, наоборот, тормозящих его. Традиционно они группировались в два больших блока, особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Орел В.Е. [11] разделяет эти факторы на внешние и внутренние или личностные и организационные.
Некоторые авторы выделяли и третью группу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные. Так, Форманюк Т.В. выделяет личностные, ролевые и организационные факторы соответственно: индивидуальные, социальные и «характер работы и рабочего окружения».
Рассмотрим в качестве
примера классификацию В.В.
Группа организационных (внешних) факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности, является наиболее представительной в области исследований выгорания. Не случайно в некоторых работах подчеркивается доминирующая роль этих факторов в возникновении выгорания. Рассмотрим их:
К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, В.В.Бойко относит следующие факторы:
Информация о работе Исследование эмоционального выгорания у работников профессий «человек – человек»