Исследование эмоционального выгорания у работников профессий «человек – человек»

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 12:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить эмоциональное выгорание у работников профессий в системе «человек – человек».
Гипотезы:
1. В профессиях системы «человек – человек» преобладают различные проявления эмоционального выгорания, в том числе выделяют три фактора: личностный, организационный и ролевой. Чтобы проверить к каким факторам относятся наши группы испытуемых, отнесем их к представленным факторам: Психологи и педагоги относятся к проявлению личностного фактора, т. к. в своей профессии, психологи и педагоги делают ставку на свои личностные и профессиональные качества, организация работы предприятия и особенностей ролевой определенности играют меньшую роль в развитии, у этих двух групп эмоционального выгорания. Что касается менеджеров. Их эмоциональному выгоранию способствуют ролевой и организационный факторы т. к. в их рабочей деятельности огромную важность играет определенность границ ответственности и четкость организации и планирования труда.

Оглавление

Введение
Глава 1 Теоретический обзор научных работ по проблеме эмоционального выгорания у работников профессий системы «человек - человек»
1.1 Понятие «эмоционального выгорания» и факторы его формирования в современной психологической литературе
1.2 Эмоциональное выгорание и его особенности в профессиональной деятельности
1.3 Агрессивность как компонент эмоционального выгорания
1.4 Выводы

Глава 2 Исследование эмоционального выгорания у работников профессий «человек – человек»
2.1 Процедура и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Выводы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

диплом шагаев.doc

— 422.00 Кб (Скачать)

 

 

                                              Содержание:

Введение

Глава 1 Теоретический обзор научных работ по проблеме эмоционального выгорания у работников профессий системы «человек - человек»

1.1 Понятие «эмоционального выгорания»  и факторы его формирования в современной психологической литературе

 1.2 Эмоциональное выгорание и его особенности в профессиональной деятельности

1.3 Агрессивность как компонент эмоционального выгорания

1.4 Выводы

 

 Глава 2 Исследование эмоционального выгорания у работников профессий «человек – человек»

2.1 Процедура и методы  исследования

2.2 Анализ результатов  исследования

2.3 Выводы

Заключение

Список литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Введение

Проблема влияния  профессиональной деятельности на психологическое состояние тех специалистов, чья работа тесно связана с интенсивным и эмоционально напряженным взаимодействием с людьми является одной из актуальных проблем как для общества в целом, так и для каждого специалиста в частности.

Сравнительно  недавно в зарубежной, а затем  и отечественной литературе появилось  понятие «эмоционального выгорания», которое, рассматривалось изначально, как аспект профессиональный деформации и определялся как состояние  изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности.  Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы.

Проблемой эмоционального выгорания занимались как зарубежные (Маслач К., Дж. Фрайденберг, К.  Кондо и др.), так и отечественные (Бойко В.В., Орел В.Е., Грановская Л.М., Чернисс К. и др.)

Эмоциональное выгорание изучалось на примере  помогающих профессий (психологов, врачей, психотерапевтов, социальных работников и т.д.)

Цель исследования –  изучить эмоциональное выгорание  у работников профессий в системе «человек – человек».

Гипотезы:

1. В профессиях системы  «человек – человек» преобладают  различные проявления эмоционального выгорания, в том числе выделяют три фактора: личностный, организационный и ролевой. Чтобы проверить к каким факторам относятся наши группы испытуемых, отнесем их  к представленным факторам: Психологи  и педагоги относятся к проявлению личностного фактора, т. к. в своей профессии, психологи и педагоги делают ставку на свои личностные и профессиональные качества, организация работы предприятия и особенностей ролевой определенности  играют меньшую роль в развитии, у этих двух групп эмоционального выгорания. Что касается менеджеров. Их эмоциональному выгоранию способствуют ролевой и организационный факторы т. к. в их рабочей деятельности огромную важность играет определенность границ  ответственности и четкость организации и планирования труда.

2. Проявления агрессивности  свойственны не всем профессиональным группам. В группе психологов, агрессивность не выражена. В группе педагогов агрессивность выражена, но в пределах допустимой нормы, высокая степень выраженности преобладает в сфере услуг.

3.  Проявления эмоционального  выгорания у педагогов и психологов по результатам исследования  будут выражены примерно одинаково, т. к. специфика их деятельности сходна.

4.    В своем  исследовании Бойко выделяет  три стадии развития эмоционального выгорания. В эти три стадии входят по 4-е характерных по мнению автора признаков проявления выгорания. Представим, что у некоторых групп людей могут одновременно встречаться признаки из разных стадий, следовательно у одной группы могут встречаться несколько стадий  выгорания одновременно. Если гипотеза подтвердится, мы получим совершенно новые более общие и разнообразные стадии.

   

 

Задачи:

  1. Дать характеристику эмоционального выгорания и факторам его выгорания.
  2. Выделить  симптомы эмоционального выгорания.
  3. Экспериментально изучить и проанализировать особенности проявления эмоционального выгорания у работников системы «человек – человек».

 

Объект исследования -  эмоциональное выгорание работников системы «человек – человек».

Предмет – особенности  эмоционального выгорания работников системы «человек – человек».

Методы исследования:

  • Теоретические (анализ, обобщение, индукция, дедукция)
  • Эмпирические (тестирование)
  • Методы математической статистики (факторный анализ).

Теоретическая значимость  исследования заключается  в расширении и уточнении особенностей эмоционального выгорания у работников системы «человек – человек». Практическая значимость состоит в выделении особых факторов эмоционального выгорания у представителей различных профессий в сфере услуг. Сравнение степени выраженности данной проблемы у людей разных профессий. 

 

 

   Глава 1. Теоретический обзор научных работ по проблеме эмоционального выгорания у работников профессий системы «человек - человек»

 

    1. Понятие «эмоционального выгорания»  и факторы его формирования в современной психологической литературе

 

Термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности.

  К 1982 г. в англоязычной  литературе было опубликовано  свыше тысячи статей по «эмоциональному  сгоранию». Представленные в них исследования носили главным образом описательный и эпизодический характер.  Первоначально количество профессионалов, относимых к подверженным эмоциональному сгоранию, было незначительно это были сотрудники медицинских учреждений и различных благотворительных организаций. Р.Шваб  расширяет  группу профессионального риска: это – прежде всего учителя, полицейские, юристы, тюремный персонал, политики, менеджеры всех уровней. Как пишет К. Маслач, одна из ведущих специалистов по исследованию «эмоционального сгорания», «деятельность этих профессионалов весьма различна, но всех их объединяет близкий контакт с людьми, который, с эмоциональной точки зрения, часто очень трудно поддерживать продолжительное время» [10, с.39].

  Таким образом, к настоящему времени существует единая точка зрения на сущность психического выгорания и его структуру. Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие, выделенные К. Маслач: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.

   Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

   Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и т.д. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.

   Редукция профессиональных достижений – это возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

   Исследования  последних лет позволили существенно  расширить сферу распространения этой структуры, включив профессии, не связанные с социальной сферой, что привело к некоторой модификации понятия «выгорания» и его структуры. Психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее. Такое понимание несколько видоизменило и его основные компоненты: эмоциональное истощение, цинизм, профессиональная эффективность. С этих позиций понятие деперсонализации имеет более широкое значение и означает отрицательное отношение не только к клиентам, но и к труду и его предмету в целом.

После того как феномен  стал общепризнанным, закономерно возник вопрос о факторах, способствующих развитию или, наоборот, тормозящих его. Традиционно они группировались в два больших блока, особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Орел В.Е. [11] разделяет эти факторы на внешние и внутренние или личностные и организационные.

Некоторые авторы выделяли и третью группу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные. Так, Форманюк Т.В.  выделяет личностные, ролевые и организационные факторы  соответственно: индивидуальные, социальные и «характер работы и рабочего окружения».

Рассмотрим в качестве примера классификацию В.В.Бойко [1], который  выделяет ряд  внешних и внутренних факторов предпосылок, провоцирующих эмоциональное выгорание.

 Группа организационных (внешних) факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности, является наиболее представительной в области исследований выгорания. Не случайно в некоторых работах подчеркивается доминирующая роль этих факторов в возникновении выгорания. Рассмотрим их:

  • хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность: такая деятельность связана с интенсивным общением, точнее, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них. Профессионалу, работающему с людьми, приходиться постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения.
  • дестабилизирующая организация деятельности: основные ее признаки общеизвестны – нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация, наличие в ней «бюрократического шума» – мелких подробностей, противоречий, завышенные нормы контингента, с которым связана профессиональная деятельность, например, учащихся в классе. При этом дестабилизирующая обстановка вызывает многократный  негативный эффект: она сказывается на самом профессионале, на субъекте общения – клиенте, потребителе, пациенте и т.д., а затем на взаимоотношениях обеих сторон.
  • повышенная ответственность за исполняемые функции и операции: представители массовых профессий обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля. Прежде всего, это касается медиков, педагогов, воспитателей, работников тюрьмы и т.д. Процессуальное содержание их деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность. Постоянно приходится принимать на себя энергетические разряды партнеров. На всех, кто работает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответственность за благополучие вверенных деловых партнеров – пациентов, учащихся, клиентов и т.д. Плата высока – нервное перенапряжение. Например, школьный учитель за день проведения уроков самоотдача и самоконтроль столь значительны, что к следующему рабочему дню психические ресурсы практически не восстанавливаются.
  • неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности: таковая определяется двумя основными обстоятельствами – конфликтностью по вертикали, в системе «руководитель – подчиненный», и по горизонтали, в системе «коллега – коллега». Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других – искать способы экономии психических ресурсов. Рано или поздно осмотрительный человек с крепкими нервами будет склоняться к тактике эмоционального выгорания: держаться от всего и всех подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь нервы.
  • психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения. В процессе профессиональной деятельности почти ежедневно попадается клиент, который «портит вам нервы» или «доведет до  белого каления». Невольно специалист начинает упреждать подобные случаи и прибегать к экономии эмоциональных ресурсов, убеждая себя при помощи формулы: «не следует обращать внимание…» В зависимости от статистики своих наблюдений, он добавляет, кого именно надо эмоционально игнорировать: невоспитанных, распущенных, неумных, капризных или безнравственных. Механизм психологической защиты найден, но эмоциональная отстраненность может быть использована неуместно, и тогда профессионал не включается в нужды и требования вполне нормального партнера по деловому общению. На этой почве возникают недоразумение и конфликт – эмоциональное выгорание проявилось своей дисфункциональной стороной [1].

К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, В.В.Бойко относит следующие факторы:

  • склонность к эмоциональной ригидности: естественно, эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее неактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Например, формирование симптомов «выгорания» будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами. Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты и не позволяет ему развиваться.
  • интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности: данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. Часто встречаются случаи, когда по молодости, неопытности и, может быть, наивности, специалист, работающий с людьми, воспринимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Каждый стрессогенный  случай из практики оставляет глубокий след в душе. Судьба, здоровье, благополучие субъекта деятельности вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные раздумья в бессонницу. Решетова Т.В. называет это безграмотным сочувствием – полным растворением в другом, слабыми границами «Я». Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются, и возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты. Нередко бывает, что в работе профессионала чередуются периоды интенсивной интериоризац<span class="dash0410_0431_0437_0430_0446_0020_0441_043f_0438_0441_043a_0430__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; fo

Информация о работе Исследование эмоционального выгорания у работников профессий «человек – человек»