Искусство проведения деловой дискуссии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 10:55, реферат

Краткое описание

Актуальность темы реферата заключается в том, что практическая любое общение, как деловое, так и в личной жизни не проходит без дискуссии. Обязательным качеством современного человека является компетентно и плодотворно обсуждать жизненно важные проблемы, доказывать и убеждать, аргументирование отстаивать свою точку зрения и опровергать мнения оппонента, то есть владеть полемическим мастерством.

Оглавление

1.Характеристика понятия “дискуссии”…………………………….…..4
2.Дискуссия при публичном выступлении………………………..….....5
3.Законы аргументации при дискуссии………………………….…........8
4.Правила убеждения собеседника…………………………………..…..9
5. Список используемой литературы………………………………...…12

Файлы: 1 файл

деловое общение.1docx.docx

— 30.93 Кб (Скачать)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Юго-Западный государственный университет»

 

 

Кафедра коммуникологии и психологии

 

РЕФЕРАТ

 по дисциплине “Деловое общение”

 на тему: “Искусство проведения деловой дискуссии”

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:                                                              к.п.н. доцент 

                                                                                Шульгина Н.П.

 

 

Проверил:                                                              студентка группы АУ-01

                                                                                Нестеренко  М.С.

 

 

 

2014г.

          Содержание:

 

1.Характеристика понятия  “дискуссии”…………………………….…..4

2.Дискуссия при публичном выступлении………………………..….....5

3.Законы аргументации при дискуссии………………………….…........8

4.Правила убеждения собеседника…………………………………..…..9

5. Список используемой  литературы………………………………...…12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Искусство проведения деловой дискуссии

 

Актуальность темы реферата заключается в том, что практическая любое общение, как деловое, так и в личной жизни не проходит без дискуссии. Обязательным качеством современного человека является компетентно и плодотворно обсуждать жизненно важные проблемы, доказывать и убеждать, аргументирование отстаивать свою точку зрения и опровергать мнения оппонента, то есть владеть полемическим мастерством.

Дискуссия является процессом разрешения различных споров и проблем путем непосредственного обмена мнениями участников.

Данной проблемы посвятили своей работе такие авторы, как:

- Баева О. А.: Ораторское искусство и деловое общение

- Зарецкая Е. Н. Деловое общение

- Ивин А. А. Теория аргументации

- Мальханова И. А. Деловое общение

- Титова Л. Г. Деловое общение

Данная работа была написана, опираясь на такие учебники, как:

- И.А. Скопылатов,О.Ю. Ефремов: Управление персоналом

- Введенская Л. А. Деловая риторика

-Л.Д. Столяренко:Психология делового общения и управления

- Ивин А. А. Теория аргументации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Характеристика понятия  “дискуссии”.

 

Дискуссия – это публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, правильного решения спорного вопроса.[2,с.326]

Дискуссия - это процесс продвижения и разрешения проблем путем сопоставления, столкновения, ассимиляции, взаимообогащения предметных позиций участников (мнений участников по сути решаемой проблемы).[4,c.97]

 Дискуссия – это спор,  направленный на достижение истины и использующий только корректные приемы ведения спора.[1,c.250]

Дискуссия - форма коллективного обсуждения, цель которой - выявить истину через сопоставление различных взглядов, правильное решение проблемы.[3,c.210]

Таким образом, дискуссия – это обсуждение спорного вопроса, проблемы.

По мнению Введенсокой Л.А. дискуссию и спор часто считают синонимами, хотя это не так. Дискуссия является одним из разновидностей спора.Слово “дискуссия” произошло от лат. discussio, что означает исследование, рассмотрение, разбор.[2,c.326]

Ивин А.А. считает, что главной задачей дискуссии является достижение определенной степени согласия ее участников относительно дескутируемого тезиса.[1,c.250]

По утверждению Л.Д. Столяренко выделяются 7 этапов деловой дискуссии[4,c.98]:

1. Вступление в контакт.

2. Постановка проблемы (что  обсуждается, зачем, в какой степени  нужно решить проблему, какова  цель дискуссии).

3. Уточнение предмета общения и предметных позиций (мнений)

участников.

4. Выдвижение альтернативных  вариантов.

5. Конфронтация участников.

6. Обсуждение и оценка  альтернатив, поиск элементов сходства.

7. Установление согласия  через выбор наиболее приемлемого  или оптимального решения.

Столяренко И.Д. говорит, что неэффективная дискуссия часто завершается на этапе выдвижения альтернативных позиций и конфронтации участников, не выходя на уровень совместного решения проблемы.[4,c.98]

Дискуссия – одна из важнейших форм коммуникации, метод решения спорных проблем и своеобразный способ познания. Она позволяет лучше понять то, что является в полной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. И если даже участники дискуссии в итоге не приходят к согласованию, в ходе дискуссии они определенно достигают лучшего взаимопонимания.[1,c.250]

Ивин А.А. в учебнике “Теория аргументации” говорит, что польза дискуссии состоит в том, что она уменьшает момент субъективности. Убеждениям отдельного человека или группы людей она сообщает общую поддержку и тем самым определенную обоснованность.[1,c.250]

Используемые в дискуссии средства должны быть корректными, и как правило, признаваться всеми, кто принимает в ней участие. Употребление средств другого рода ведет обычно к обрыву дискуссии. [1,c.251]

 

 

2. Дискуссия при публичном выступлении.

 

 

Столяренко И.Д. считает, что для деловой дискуссии очень важен предмет общения и отношение участников к нему. Способность понимать предметные позиции партнеров (то есть представление о ситуации, о проблеме) и свою собственную предметную позицию — необходимое условие успеха делового общения.

Так же Столяренко И.Д. в учебнике “Психология делового общения и управления” говорит, что в дискуссии велика роль ведущего (посредника) и он должен должен[4,c.98]:

— сформулировать цель и тему дискуссии;

— установить время дискуссии (20—30—40 минут или более);

— заинтересовать участников дискуссии (изложить проблему а виде некоторого противоречия);

— добиться однозначного понимания проблемы всеми участниками, проверив это контрольными вопросами или попросив участников задавать вопросы;

— организовать обмен мнениями (желающими или по порядку);

— активизировать пассивных (обратиться к молчащему с вопросом, с просьбой помочь);

— собрать максимум предложений по решению обсуждаемой проблемы (свои предложения высказать после того, как выслушаны мнения всех участников);

— не допускать отклонений от темы (тактично останавливать, напоминать о целях дискуссии);

— уточнять неясные положения, пресекать оценочные суждения о личности участников;

— помогать группе прийти к согласованному мнению.

—четкое подведение итогов, формулировка выводов, совокупности решений, сопоставление целей дискуссии с полученными результатами, подчеркнуть вклад каждого в общий итог, похвалить, поблагодарить участников.

Так же  Столяренко И.Д. выделяет ряд затруднений, которые могут возникнуть при публичном выступлении[4,c.99]:

    — нелогичность (непоследовательность в изложении сути, нечеткая аргументированность излагаемого материала, отсутствие ясности и четкости в достижении поставленных целей); 

            — проблема самовыражения (недостаточная эмоциональность, зажатость, монотонность выступления, несоответствие внутреннего состояния с внешними признаками);

— эгоцентризм (не учитывается плюрализм мнений, неспособность понять иное, чужое мнение);

— некомпетентность (недостаток информации, некомпетентность в конкретных вопросах);

— проблема контакта (трудности контакта с аудиторией, не удается расположить слушателей убеждением и т.п.);

  — проблема самоконтроля (трудно преодолеть волнение, неумение вести себя и т.п.);

  — проблема выхода из контакта (сумбурность и незавершенность выступления, плохое окончание и неудачный выход из разговора).

Столяренко И.Д. в своем учебнике дает рекомендации человеку, публично защищающему свое мнение: постарайтесь заранее продумать возможные вопросы оппонентов и предвидеть сложные ситуации, которые могут возникнуть и смутить вас.[4,c.99]

Гриценко Т.В. в свою очередь выделяет основные правила ведения дискуссии[3,c.210]:

1. Откровенно выражать мысли

2. Уважать точки зрения всех членов дискуссии

3. Слушать других, не перебивая

4. Не говорить слишком долго и слишком часто

5. время должен говорить только один человек

6. Соблюдать позитивных идей и отношений

7. Не критиковать себя и других

8.Разногласия и конфликты относительно идей не должны быть направлены на конкретную личность

 

 

          3. Законы аргументации при дискуссии.

 

 

По Столяренко И.Д. существуют следующие законы аргументации при дискуссии[4,c.103]:

1.  Закон встраивания (внедрения). Его суть заключается в том, что аргументы следует встраивать в логику рассуждений партнера, а не вбивать (ломая ее), не излагать их параллельно.

2.  Закон общности языка  мышления. Он гласит, что если хотите, чтобы вас слышали, говорите на языке основных информационных и репрезентативных систем оппонента.

3.  Закон минимализации аргументов. Утверждает, что следует помнить об ограниченности человеческого восприятия (пять-семь аргументов), поэтому ограничивайте число аргументов. Лучше, если их будет не более трех-четырех.

4.  Закон объективности  и доказательности. Суть его в использование в качестве аргументов только те, что принимает ваш оппонент.

5.  Закон диалектичности (единства противоположностей). Следует говорить не только о плюсах своих доказательств или предположений, но и о минусах.

6.  Закон демонстрации  равенства и уважения. Гласит, что нужно подавайте аргументы, демонстрируя уважение к оппоненту и его позиции.

7.  Закон авторитета. Ссылки на авторитет, известный вашему оппоненту и воспринимаемый им тоже как авторитет, усиливают воздействие ваших аргументов.

 8.  Закон рефрейминга. Утверждает, что не следует  отвергайть доводы партнера, а, признавая их правомерность, переоценивайте их силу и значимость.

9.  Закон постепенности. Гласит, что не стоит стремиться быстро переубедить оппонента, лучше идти постепенными, но последовательными шагами.

10.  Закон обратной связи. Следует подавать обратную связь в виде оценки состояния оппонента, описания своего эмоционального состояния.

11.  Закон этичности. В процессе аргументации не следует допускать неэтичное поведение.

 

 

4. Правила убеждения собеседника.

 

 

Гриценко Т.В. говорит, что организация дискуссии имеет три основных этапа: подготовительный, основной, заключительный.[3,c.210]

Подготовительный этап предусматривает следующие задачи:

- сформулировать тему  дискуссии;

- определить основные  вопросы, которые будут обсуждаться;

- подготовить основную  литературу по проблеме, которая  выносится на дискуссию;

- определить место и  время проведения дискуссии

 На втором этапе - основном - обсуждаются вопросы, внесенные  в повестку дня.

 Третий этап - заключительный - это подведение итогов. Как правило, это делает ведущий - председатель, однако можно поручить это дело одному из специалистов - участников дискуссии.[3,c.210]

Все эти этапы следует пройти для успешного проведения дискуссии. Так же для достижения наилучшего результата Столяренко И.Д. описывает правила, которые помогут при убеждении собеседника.

Правила, которые помогут убедить собеседника[4,c.101]:

  • Первое правило (правило Гомера). Его суть заключается в том, что очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность. Наиболее убедителен следующий порядок аргументов: сильные — средние — один самый сильный. Сила (слабость) аргументов должна определяться не с точки зрения выступающего, а с точки зрения лица, принимающего решение.

Аргументы различаются по степени воздействия на ум и чувства людей: сильные; слабые; несостоятельные.

Встречные аргументы (контраргументы) имеют ту же градацию.

1.  Сильные аргументы  – это те аргументы, которые не вызывают критику, их невозможно опровергнуть, разрушить, не принять во внимание.

Информация о работе Искусство проведения деловой дискуссии