Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:04, реферат
Инженерная психология – это область знаний и сфера практики. В центре ее внимания находится человек, управляющий технологическим процессом на заводе, в энергетической системе, на транспорте и т. д. Вместе с другими науками инженерная психология призвана участвовать в изучении, усовершенствовании и проектировании человеческого труда.
Введение………………..…………………………………………..….….2
1. Определение инженерной психологии………………………………3-5
2. Цель и стратегия инженерной психологии…………………………..6-7
3. Задачи инженерной психологии……………………………………...8-10
4. Профессиональный отбор и профессиональная подготовка……….11-13
5. Заключение………………..…………………………………………...14
Список используемой литературы………….…………………………..15
— сила сигнала (визуального или слухового).
Функциональное приспособление техники к человеку связано с особенностями деятельности информационной системы человека. Исходными данными для решения вопросов функционального приспособления являются:
— объем и время восприятия;
— объем оперативной памяти и длительность хранения информации;
—
структурно-временные
— особенности внимания;
— особенности представлений;
— пределы регуляции произвольных движений;
—
особенности координации
— особенности взаимодействия анализаторов.
В соответствии с этим при разработке техники определяются следующие параметры:
— количество сигналов и частота их поступления;
— длительность существования сигнала;
— признаки привлекающего эффекта сигналов;
— мнемические признаки сигналов;
— признаки отражения в сигнале существенных характеристик объекта — источника информации;
—
соотношение изменений
— соответствие характеристик сигналов представлениям человека о реальной ситуации, об объекте;
— размещение индикаторов и органов управления в соответствии с их значимостью и очередностью использования;
—
полнота информационного
Исходя
из потребностей в определенной профессиональной
деятельности, требований, предъявляемых
той или иной профессией к человеку, и
качеств, которыми должен обладать человек
для успешного выполнения данной деятельности,
проводится профессиональная
ориентация. Целью ее является обеспечение
оптимального распределения людей по
различным профессиям, которое достигается,
во-первых, профпропагандой и профпросвещением,
направленными на формирование знаний
о профессии, необходимых для обоснованного
ее выбора, устойчивой мотивации и методов
самоподготовки и развития профессионально-важных
качеств; во-вторых, профконсультацией,
предполагающей предварительное психологическое
(и обычно медицинское) обследование с
последующей рекомендацией по поводу
выбора профессии.
Профессиональный отбор имеет целью определение пригодности людей к обучению и последующей профессиональной деятельности. Профотбор проводится на основании оценки различных психологических и других (медицинских, социальных) показателей, полученных в результате обследования, изучения документов, собеседования, наблюдения за поведением, конкурсных экзаменов и т. п. Из психологических показателей наиболее часто оцениваются показатели внимания, мышления, памяти, произвольных реакций, интеллектуальных способностей, тревожности, эмоциональной устойчивости, целеустремленности, дисциплинированности, честности, общительности, идейной убежденности, принципиальности и т. п.
В результате профотбора для обучения профессиональной деятельности (с учетом прогнозов успешной работы после обучения) должны быть рекомендованы прежде всего люди, имеющие высокий уровень индивидуально-психологических качеств, необходимых в данной профессиональной деятельности. Далее, должны быть отведены все лица, имеющие явные противопоказания к данной деятельности или столь низкий уровень исходной подготовки, который не позволяет надеяться на успешность обучения в заданные сроки. В процессе обучения результаты профотбора уточняются (методом исключения лиц, заключение о профпригодности которых оказалось ошибочным).
Профессиональная подготовка является одним из существенных моментов приспособления человека к технике. Это прежде всего профессиональное обучение, направленное наприобретение знаний, умений и навыков. Обучение сначала осуществляется преимущественно в рамках тренировки; причем начальный этап тренировок может быть связан лишь с развитием профессионально-важных качеств (внимания, быстроты действий и т. п.).
Согласование человека и техники как элементов единой системы связано с необходимостью решения вопросов распределения функций между человеком и машиной (автоматом). При решении этих вопросов устанавливается, какие функции целесообразнее оставить человеку, а какие должны выполняться автоматическими устройствами. Следовательно, и трудовая деятельность человека по своей форме и содержанию, и политика автоматизации в отношении различных видов технических систем будут существенно зависеть от распределения функций. Распределение функций между человеком и автоматом осуществляется обычно по принципу преимущественных возможностей.
Основными преимуществами техники можно считать следующие:
— стабильность выполнения однообразных действий;
— быстрота выполнения вычислительных операций, просчета многочисленных вариантов с целью нахождения наилучшего по заданным критериям;
— большой объем памяти и быстрота извлечения необходимых данных;
— быстрота и точность классификации относительно простых сигналов при малых уровнях помех;
— использование для передачи информации форм энергии, к которым рецепторы человека не имеют специфической чувствительности (например, электромагнитных колебаний в диапазоне радиоволн);
— выполнение операций строго по заданным программам и алгоритмам;
— нечувствительность к влиянию социальной среды;
— относительная простота создания защитных (от внешней среды) устройств.
Основными преимуществами человека можно считать:
— способность к обнаружению и опознанию сигналов в условиях высоких уровней шумов, при наличии специальных мер маскировки и т. п.;
—
возможность принимать решения
на основе обобщения данных и знаний,
относящихся к различным
— способность вырабатывать индивидуальный стиль деятельности как эффектную адаптационную меру;
— способность находить новые решения, новые способы выполнения рабочих (технологических) операций;
—
способность принимать
—
способность накапливать
— возможность использовать для взаимодействия с техническими устройствами различные индикаторы и органы управления;
— возможность усиливать интерес к работе за счет наличия в трудовом процессе творческого, поискового компонента;
—
способность сохранять
— способность находить новые пути в неожиданных (экстренных) ситуациях.
Конечно,
человек может поддерживать относительно
высокий и стабильный уровень работоспособности
лишь в пределах какого-то ограниченного
времени. В процессе работы человек может
отвлекаться, он утомляется и, следовательно,
скорость и точность его действий могут
значительно снижаться. В отношении длительной
стабильности однообразной работы машина
бесспорно превосходит человека, она способна
при этом выполнять десятки тысяч счетных
операций. Однако человек имеет неоспоримые
преимущества при работе в сложных условиях,
он обладает также колоссальными возможностями
компенсации, может в течение короткого
времени не только полностью восстанавливать
работоспособность, но и выполнят работу
на более высоком уровне.
Заключение
Очевидно, что в любой системе управления функции между человеком и автоматическими устройствами должны распределяться таким образом, чтобы обеспечить возможность проявления всех тех качеств, которые аккумулированы в современном человеке как результат трудовой деятельности предшествующих поколений. В этом отношении автоматические, устройства, от простейших до самых сложных, призваны в первую очередь обеспечить высокопроизводительную и надежную работу систем, при этом освободить человека от тех функций, к которым он наименее приспособлен, и максимально представить в рабочем процессе функции, наиболее отвечающие качествам человека как личности, как субъекта деятельности.
Необходимо
отметить, что инженерно-психологические
исследования трудовой деятельности человека,
деятельности, связанной с новой и новейшей
техникой, имеют высокую значимость в
общем плане познания человека. Трудовая
деятельность характеризуется установлением
бесконечного многообразия отношений
с окружающими физической, биологической
и социальной средами. Именно в трудовой
деятельности аккумулируются и наиболее
ярко проявляются все индивидуально-психологические
характеристики человека как личности,
как субъекта деятельности. Результаты
исследований поведения человека в автоматизированных
системах, кроме очевидного прикладного
значения, имеют важное значение и для
общей системы человекознания.
Список используемой литературы