Инженерная психология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:04, реферат

Краткое описание

Инженерная психология – это область знаний и сфера практики. В центре ее внимания находится человек, управляющий технологическим процессом на заводе, в энергетической системе, на транспорте и т. д. Вместе с другими науками инженерная психология призвана участвовать в изучении, усовершенствовании и проектировании человеческого труда.

Оглавление

Введение………………..…………………………………………..….….2
1. Определение инженерной психологии………………………………3-5
2. Цель и стратегия инженерной психологии…………………………..6-7
3. Задачи инженерной психологии……………………………………...8-10
4. Профессиональный отбор и профессиональная подготовка……….11-13
5. Заключение………………..…………………………………………...14
Список используемой литературы………….…………………………..15

Файлы: 1 файл

реф. ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

     — сила сигнала (визуального или слухового).

     Функциональное  приспособление техники к человеку связано с особенностями деятельности информационной системы человека. Исходными данными для решения вопросов функционального приспособления являются:

     — объем и время восприятия;

     — объем оперативной памяти и длительность хранения информации;

     — структурно-временные характеристики мышления;

     — особенности внимания;

     — особенности представлений;

     — пределы регуляции произвольных движений;

     — особенности координации движений;

     — особенности взаимодействия анализаторов.

     В соответствии с этим при разработке техники определяются следующие параметры:

     — количество сигналов и частота их поступления;

     — длительность существования сигнала;

     — признаки привлекающего эффекта  сигналов;

     — мнемические признаки сигналов;

     — признаки отражения в сигнале  существенных характеристик объекта — источника информации;

     — соотношение изменений индикационных  элементов и движений органов управления;

     — соответствие характеристик сигналов представлениям человека о реальной ситуации, об объекте;

     — размещение индикаторов и органов  управления в соответствии с их значимостью и очередностью использования;

     — полнота информационного представления  объекта. Важным вопросом согласования характеристик человека и техники, как указывалось выше, является приспособление человека к технике. Оно включает в себя профессиональную ориентацию, профотбор и профессиональную подготовку.

     Исходя  из потребностей в определенной профессиональной деятельности, требований, предъявляемых той или иной профессией к человеку, и качеств, которыми должен обладать человек для успешного выполнения данной деятельности, проводится профессиональная ориентация. Целью ее является обеспечение оптимального распределения людей по различным профессиям, которое достигается, во-первых, профпропагандой и профпросвещением, направленными на формирование знаний о профессии, необходимых для обоснованного ее выбора, устойчивой мотивации и методов самоподготовки и развития профессионально-важных качеств; во-вторых, профконсультацией, предполагающей предварительное психологическое (и обычно медицинское) обследование с последующей рекомендацией по поводу выбора профессии. 
 
 

  1. Профессиональный  отбор и профессиональная подготовка
 

     Профессиональный  отбор  имеет целью определение пригодности людей к обучению и последующей профессиональной деятельности. Профотбор проводится на основании оценки различных психологических и других (медицинских, социальных) показателей, полученных в результате обследования, изучения документов, собеседования, наблюдения за поведением, конкурсных экзаменов и т. п. Из психологических показателей наиболее часто оцениваются показатели внимания, мышления, памяти, произвольных реакций, интеллектуальных способностей, тревожности, эмоциональной устойчивости, целеустремленности, дисциплинированности, честности, общительности, идейной убежденности, принципиальности и т. п.

     В результате профотбора для обучения профессиональной деятельности (с учетом прогнозов успешной работы после обучения) должны быть рекомендованы прежде всего люди, имеющие высокий уровень индивидуально-психологических качеств, необходимых в данной профессиональной деятельности. Далее, должны быть отведены все лица, имеющие явные противопоказания к данной деятельности или столь низкий уровень исходной подготовки, который не позволяет надеяться на успешность обучения в заданные сроки. В процессе обучения результаты профотбора уточняются (методом исключения лиц, заключение о профпригодности которых оказалось ошибочным).

     Профессиональная  подготовка является одним из существенных моментов приспособления человека к технике. Это прежде всего профессиональное обучение, направленное наприобретение знаний, умений и навыков. Обучение сначала осуществляется преимущественно в рамках тренировки; причем начальный этап тренировок может быть связан лишь с развитием профессионально-важных качеств (внимания, быстроты действий и т. п.).

     Согласование  человека и техники как элементов  единой системы связано с необходимостью решения вопросов распределения функций между человеком и машиной (автоматом). При решении этих вопросов устанавливается, какие функции целесообразнее оставить человеку, а какие должны выполняться автоматическими устройствами. Следовательно, и трудовая деятельность человека по своей форме и содержанию, и политика автоматизации в отношении различных видов технических систем будут существенно зависеть от распределения функций. Распределение функций между человеком и автоматом осуществляется обычно по принципу преимущественных возможностей.

     Основными преимуществами техники можно считать  следующие:

     — стабильность выполнения однообразных действий;

     — быстрота выполнения вычислительных операций, просчета многочисленных вариантов с целью нахождения наилучшего по заданным критериям;

     — большой объем памяти и быстрота извлечения необходимых данных;

     — быстрота и точность классификации  относительно простых сигналов при малых уровнях помех;

     — использование для передачи информации форм энергии, к которым рецепторы человека не имеют специфической чувствительности (например, электромагнитных колебаний в диапазоне радиоволн);

     — выполнение операций строго по заданным программам и алгоритмам;

     — нечувствительность к влиянию социальной среды;

     — относительная простота создания защитных (от внешней среды) устройств.

     Основными преимуществами человека можно считать:

     — способность к обнаружению и  опознанию сигналов в условиях высоких уровней шумов, при наличии специальных мер маскировки и т. п.;

     — возможность принимать решения  на основе обобщения данных и знаний, относящихся к различным областям науки, техники, производства;

     — способность вырабатывать индивидуальный стиль деятельности как эффектную адаптационную меру;

     — способность находить новые решения, новые способы выполнения рабочих (технологических) операций;

     — способность принимать информацию по различным сенсорным каналам, легко переходить от одной модальности  сигналов к другой;

     — способность накапливать информацию и использовать накопленный опыт для совершенствования способов работы;

     — возможность использовать для взаимодействия с техническими устройствами различные индикаторы и органы управления;

     — возможность усиливать интерес  к работе за счет наличия в трудовом процессе творческого, поискового компонента;

     — способность сохранять готовность к действию в неожиданных ситуациях;

     — способность находить новые пути в неожиданных (экстренных) ситуациях.

     Конечно, человек может поддерживать относительно высокий и стабильный уровень работоспособности лишь в пределах какого-то ограниченного времени. В процессе работы человек может отвлекаться, он утомляется и, следовательно, скорость и точность его действий могут значительно снижаться. В отношении длительной стабильности однообразной работы машина бесспорно превосходит человека, она способна при этом выполнять десятки тысяч счетных операций. Однако человек имеет неоспоримые преимущества при работе в сложных условиях, он обладает также колоссальными возможностями компенсации, может в течение короткого времени не только полностью восстанавливать работоспособность, но и выполнят работу на более высоком уровне. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Очевидно, что в любой системе управления функции между человеком и  автоматическими устройствами должны распределяться таким образом, чтобы обеспечить возможность проявления всех тех качеств, которые аккумулированы в современном человеке как результат трудовой деятельности предшествующих поколений. В этом отношении автоматические, устройства, от простейших до самых сложных, призваны в первую очередь обеспечить высокопроизводительную и надежную работу систем, при этом освободить человека от тех функций, к которым он наименее приспособлен, и максимально представить в рабочем процессе функции, наиболее отвечающие качествам человека как личности, как субъекта деятельности.

     Необходимо  отметить, что инженерно-психологические  исследования трудовой деятельности человека, деятельности, связанной с новой и новейшей техникой, имеют высокую значимость в общем плане познания человека. Трудовая деятельность характеризуется установлением бесконечного многообразия отношений с окружающими физической, биологической и социальной средами. Именно в трудовой деятельности аккумулируются и наиболее ярко проявляются все индивидуально-психологические характеристики человека как личности, как субъекта деятельности. Результаты исследований поведения человека в автоматизированных системах, кроме очевидного прикладного значения, имеют важное значение и для общей системы человекознания. 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы

    1. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Учеб. Пособие для студ. Выс. Учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», Высшая школа, 2001ё. – 360 с.
    2. Эльконин Д.Г. Восприятие времени. – М., 1962
    3. Миллер Дж., Галантер Ю., Прибрам К., Планы и структуры поведения. – М., 1965.
    4. Инженерная психология (теория, методология, практика). М., 1977.
    5. Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда. Л., 1974. Ч. 1. 1975. Ч. 2.
    6. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологияеское время личности. – Киев, 1984.

Информация о работе Инженерная психология как наука