Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:04, реферат
Инженерная психология – это область знаний и сфера практики. В центре ее внимания находится человек, управляющий технологическим процессом на заводе, в энергетической системе, на транспорте и т. д. Вместе с другими науками инженерная психология призвана участвовать в изучении, усовершенствовании и проектировании человеческого труда.
Введение………………..…………………………………………..….….2
     1. Определение инженерной психологии………………………………3-5
     2. Цель и стратегия инженерной  психологии…………………………..6-7
     3. Задачи инженерной психологии……………………………………...8-10 
4. Профессиональный отбор и профессиональная подготовка……….11-13 
5. Заключение………………..…………………………………………...14 
Список используемой литературы………….…………………………..15
Содержание
     Введение………………..………………………
     1. 
Определение инженерной 
2. Цель и стратегия инженерной психологии…………………………..6-7
     3. 
Задачи инженерной психологии……
4. Профессиональный 
отбор и профессиональная подготовка……….11-13 
5. Заключение………………..………………………………
Список используемой 
литературы………….…………………………..15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
     Инженерная 
психология – это область знаний 
и сфера практики. В центре ее 
внимания находится человек, управляющий 
технологическим процессом на заводе, 
в энергетической системе, на транспорте 
и т. д. Вместе с другими науками инженерная 
психология призвана участвовать в изучении, 
усовершенствовании и проектировании 
человеческого труда. Быстрое развитие 
и усложнение техники, расширение условий 
эксплуатации ведут к возрастанию количества 
операторских ошибок и их цены. Крупные 
аварии и катастрофы последних лет тесно 
связаны с деятельностью операторов, и 
в то же время идет свертывание фронта 
фундаментальных исследований операторского 
труда.  Рассмотрим более подробно  
предмет и задачи инженерной психологии.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Инженерная психология — наука, изучающая системы «человек — техника»1 с целью достижения их высокой эффективности и разрабатывающая психологические основы:
     — 
конструирования техники и 
     — 
подбора людей, обладающих необходимым 
уровнем индивидуально-
— профессиональной подготовки людей, использующих в своей трудовой деятельности сложные технические устройства.
Инженерная психология как наука имеет двойственный характер. С одной стороны, это самостоятельная психологическая дисциплина, изучающая человека во всей полноте проявлений психики в трудовом процессе. С другой стороны, в инженерной психологии имеет место выраженный технический, инженерный аспект, касающийся конструирования техники. Это обусловлено особенностью самого двойственного по своей природе объекта исследования —систем «человек — техника».
     Такая 
двойственность объекта исследования 
в инженерной психологии порождает 
ряд специфических 
Другая общая закономерность связана с тем, что производительные силы существуют в единстве с производственными отношениями. Социалистический способ производства предопределяет труд как первейшую жизненную потребность человека, основу его всестороннего развития. Капиталистический же способ производства неизбежно порождает отчуждение труда, его дегуманизацию, разрушающую личность. Если рассматривать с этих позиций системы «человек — техника», то можно сделать вывод, что условия социализма предъявляют качественно новые требования к технике. Хотя техническая политика и в условиях капитализма, и в условиях социализма направлена на создание производительных и надежных технических устройств, однако при социализме техника должна не только обеспечивать высокоэффективный производственный процесс, но и служить делу развития и совершенствования человека, расширению его знаний, воспитанию творческого отношения к труду.
Решая вопросы согласования человека и техники как элементов единой системы, инженерная психология обосновывает и формулирует требования и рекомендации к конструированию техники, к организации управления технологическим процессом, подбору и подготовке специалистов, обслуживающих технику. К этим требованиям присоединяются требования других психологических дисциплин, а также физиологии, гигиены, анатомии, антропометрии, биомеханики.
Инженерная психология широко взаимодействует с такими дисциплинами, как кибернетика, системотехника и общая теория систем, теория связи, теория автоматического управления и регулирования, теория надежности, техническая эстетика и художественное конструирование и др.
Инженерная психология составляет также ядро обширной области научного знания, получившей название эргономики2.
     Границы 
этой области очерчиваются в основном 
междисциплинарными связями инженерной 
психологии. Эргономика обычно рассматривает 
системы «человек — техника — среда», 
усиливая, таким образом, прежде всего 
физиолого-гигиенический аспект исследований 
и рекомендаций. Не отрицая правомерности 
такого понятия исследуемой системы, отметим 
лишь, что используемое в инженерной психологии 
понятие системы «человек — техника» 
основано на положении, что всякая система 
функционирует в условиях внешней среды, 
способных оказывать то или иное воздействие 
на систему. Учет факторов внешней среды 
всегда был обязательным при инженерно-психологических 
исследованиях и практических разработках 
систем «человек — машина». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. ЦЕЛЬ И СТРАТЕГИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
     Весь 
комплекс теоретических и практических 
инженерно-психологических 
Достижение главной цели инженерной психологии осуществляется, во-первых, за счет улучшения технологических характеристик трудового процесса, а во-вторых, за счет характеристик трудового процесса и условий труда, стимулирующих трудовую активность человека и в конечном счете его отношение к труду.
Улучшение технологических характеристик трудового процесса означает следующее:
— минимизацию времени выполнения отдельных действий и операций в трудовом процессе;
— исключение грубых ошибок типа промахов в трудовой деятельности;
     — 
минимизацию вероятности 
— сохранение высокой (заданной) работоспособности человека в течение длительного (заданного) времени путем минимизации энергозатрат (психического и физического напряжения) в трудовом процессе.
Под улучшением характеристик трудового процесса, стимулирующих трудовую активность человека, подразумевается прежде всего следующее:
— надежность работы технических устройств;
— рациональная конструкция техники;
— соответствие сложности техники уровню подготовленности человека;
— совершенный эстетический вид технических устройств и производственных помещений;
— отсутствие вредных и мешающих работе внешних факторов.
     Конечно, 
трудовая активность человека стимулируется 
не только улучшением характеристик трудового 
процесса. Существенную роль играют здесь 
социальные условия, определяющие все 
отношение человека к труду. Однако нельзя 
недооценивать роль характеристик трудового 
процесса в формировании личности человека, 
в создании высокого уровня мотивации 
к данному виду трудовой деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Теоретические задачи инженерной психологии связаны с изучением человека как субъекта деятельности, с исследованием информационной сущности всех форм психического отражения, психической регуляции и психических (психофизиологических) состояний в процессе трудовой деятельности и в подготовительный период, когда осуществляются профотбор, обучение, тренировка, а также с раскрытием основных закономерностей взаимодействия человека с людьми и техникой в системах «человек—техника». В инженерно-психологических исследованиях, как правило, уделяется большое внимание выяснению того, какие психические и физиологические процессы и каким образом реализуются при обработке информации человеком, управляющим машиной. Изучение информационных систем человека, закономерностей кодирования внешнего сигнала, формирования психического образа и его регулирующей функции составляет один из главных аспектов инженерной психологии.
Практические задачи инженерной психологии касаются согласования человека и техники как элементов единой системы. Под согласованием понимается, во-первых, максимальное приспособление техники к человеку (по параметрам конструкции и технологического процесса); во-вторых, максимальное приспособление человека к технике (по параметрам профессиональной пригодности и профессиональной подготовленности); в-третьих, рациональное распределение функций между человеком и автоматическими устройствами в системах «человек— техника».
Приспособление техники к человеку должно осуществляться с помощью ряда последовательных целенаправленных инженерно-психологических разработок на всех этапах проектирования. . Инженерно-психологическое обеспечение проектирования систем есть в то же время и проектирование деятельности человека. В период эксплуатации техники ее приспособление к человеку очень ограничено и оказывается возможным лишь при модернизации.
Приспособление техники к человеку затрагивает структурную и функциональную стороны их взаимодействия.
Структурное приспособление связано с организацией сенсомоторного поля в рабочих зонах, с учетом рабочего положения сидя или стоя. Основаниями для структурного приспособления являются следующие данные:
— размеры и форма тела человека и отдельных его частей;
— пределы и характер движений в суставной системе;
— силовые характеристики мышечной системы;
— поле зрения;
— чувствительность анализаторов.
В соответствии с указанными данными определяются следующие параметры техники:
— размеры и форма пульта управления и кресла;
     — 
размеры и форма панелей 
     — 
размеры и форма органов 
— объем, направление и характер движений органов управления;
     — 
сопротивление органов 
— размеры и форма приборных панелей;
— размеры элементов индикационных частей приборов;