Интерактивная модель общения. Теория трансактного анализа Э. Берна

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 10:37, реферат

Краткое описание

Трансактный анализ изучает теорию и практику общения между людьми на основе взаимоуважения и взаимной ответственности за результат общения. Поэтому проблемы, которые рассматриваются в теории этого анализом, очень актуальны в современном мире.

Трансактный анализ эффективно применяется в психологическом консультировании, коучинге, менеджменте, управлении и развитии персонала, социальной работе, психотерапии, образовании.

Оглавление

Введение.

1. Интерактивное общение.

2.Концепция трансактного анализа общения.

3.Особенности трансакционной психотерапии.

Заключение.

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

рефер.docx

— 50.38 Кб (Скачать)

     Всех  людей, по представлению о себе, о  жизни, по способам реализации своей  жизни, можно разделить на Выигрывающих и Проигрывающих. Выигрывающий —  это человек, способный быть аутентичным (достоверным). Такой человек сознательно разрешает себе быть личностью, реализует свою неповторимую индивидуальность и, не боясь быть независимым, принимает на себя ответственность за собственную судьбу. Аутентичная личность отвергает жизнь в иллюзорном мире представлений о том, какой она могла бы быть, если бы не... Выигрывающий в представлениях о себе исходит из существующих реалий, правильно учитывая собственные достоинства и собственные недостатки. Аутентичный человек не предъявляет претензий к другим людям, не пытается манипулировать ими. Он умеет оставаться самим собой, не стремясь создать приятный, вызывающий или соблазнительный образ, не соответствующий действительности. Выигрывающий не разыгрывает из себя беспомощного и не играет в обвинителя.

     Он  адекватно реагирует на события, правильно использует свои способности  и свое время, не позволяя себе жить ни розовым будущим, ни безмятежным  прошлым. При этом он не сбрасывает со счетов свое прошлое и не пренебрегает планами на будущее. Аутентичная  личность живет и действует по принципу: «Здесь и теперь», делая  своевременные выводы после неизбежных для каждого человека промахов и  падений.

     Выигрывающий  свободен от догм и ложных авторитетов, поскольку сам для себя достаточно авторитетен. Он умеет быть искренним  и непосредственным, получая удовольствие от работы, природы, еды, секса. Это полнокровные и жизнеспособные люди, которые не ограничиваются только собственными интересами. Состояние общества, положение страдающих и слабых для Выигрывающих часто  более важны, чем собственная  жизнь. Можно быть Выигрывающим на тюремных нарах и Проигрывающим в президентском  дворце. В страшные послереволюционные годы, когда тысячи людей оказались в ГУЛАГе и в застенках НКВД, сотни из них оказались Выигрывающими. Безусловно, настоящий менеджер, руководитель должен быть Выигрывающим.

     Проигрывающие, даже преуспевая в жизни, часто говорят  о себе как о тревожных, несчастных. Проигрывающие — это безвольные, вечно страдающие, измученные и мучающие других люди. Они не способны к какой-либо страсти и поэтому нестерпимо скучны. Отличительной чертой проигрывающих  является то, что они не умеют  жить настоящим. У них присутствует нескончаемая ностальгия по прошлому, мечты о будущем чуде или волшебном  спасении, которые лишают их возможности  воспользоваться шансами сегодняшнего дня. Их представления о мире искажены, наполнены непрерывной тревогой, подозрительностью, плохими предчувствиями и претензиями к людям. Продуктивная реализация собственного жизненного пути для них невозможна. Проигрывающие  избегают искренних и откровенных  отношений. Они пытаются манипулировать людьми, накапливая выигрышные купоны.

     Формирование  Выигрывающих и Проигрывающих начинается в раннем детстве, когда от полной зависимости ребенок (подросток) пытается прейти к полной независимости, а  затем по мере получения жизненных  уроков — к независимости.

     Э. Берн считает, что игры можно считать  частью более широких и сложных  трансакционных ансамблей, называемых сценариями. Сценарий — это жизненный  план личности, драма, чаще всего неосознанная. Сценарий имеет четкие закономерности сценической драмы: завязку, действие, кульминацию и финал.

     Различают сценарии Неудачников и Победителей, ловчил и безукоризненно честных, хитрецов и простофиль. Какая роль закладывается  в детстве, та и играется во взрослой жизни.

     Предписание — это программа, по которой человек  стремится к цели. Она закладывается, как правило, в детстве родителями, учителями. Это ответы на вопросы: «Кто ты?», -<На что способен?», «Каким должен быть?», «Как этого достичь?». Ответы зависят от полученного воспитания.

     Существуют  профессиональные предписания: «В нашем  роду все были врачами», «Он создан быть артистом». Предписания могут  касаться семейного уклада и отношения  к жизненным ценностям: «Для женщины  главное — выйти замуж», «Деньги  не пахнут». Различают предписания-заклятия: «Чтоб ты провалился!» Как не покажется  странным, предписания-заклятия, несущие  в себе негатив, могут иметь фатальный  характер — таким образом предписывается жизнь человека с деструктивным  поведением (алкоголик, самоубийца, убийца и т.п.). К сожалению, деструктивные  предписания усваиваются еще  в детском возрасте как непреложные  истины и личность; имеющая сценарий с проклятием, обречена судьбой на самое жалкое существование. В рабочем  коллективе это обычно нытики, считающие  себя во всем неудачниками, винящие  свою судьбу. Как правило, такие люди руководителями не становятся. Они  постоянно жалуются, обижаются. Мудрый, опытный руководитель должен суметь «расколдовать», снять проклятья. Э. Берн определяет этот прием как разрешение. Одно из самых важных разрешений —  разрешение думать самому.

     В детстве формируется еще одна важная деталь мировосприятия — излюбленное  чувство. Это доминирующая, основная эмоция, которая может сохраниться  на всю жизнь. Ребенок экспериментирует, «пробует», «примеряет» различные  эмоции: радость, вину, испуг, обиду, недоумение и т.д. Затем он отбирает те, которые  в его семье используются особенно часто. Данные эмоции закрепляются в  поведении, а спустя годы проявляются  в жизни, рабочем коллективе, собственной  семье, обществе. При этом доминирует излюбленная эмоция, которую человек  использует в большинстве случаев  жизни при реакции на одну и  ту же ситуацию.

     Менеджер, обладая определенным характером, работает с коллективом людей, в котором  есть вечно раздраженные, вечно угрюмые, вечно придирчивые, вечно веселые, вечно занудливые, вечно ноющие, вечно неуверенные, вечно довольные  и т.д. Он должен суметь подобрать  «ключик» к каждому из них, из группы сформировать коллектив единомышленников.

     Свойство  пользоваться излюбленной эмоцией  Э.Берн назвал трансакционным рэкетом. Валюта трансакционного рэкета —  психологические купоны.

     Психологические купоны — архаические чувства, собираемые детским состоянием Я для манипулирования  другими и получения выигрыша. Различают купоны: серые — неполноценность; голубые — депрессия; красные  — гнев, неприязнь; коричневые —  повышенная раздражительность, подозрительность, склонность к ипохондрическим образованиям; золотые — радость, доброжелательность, искренность; белые — безгрешность.

     За  собиранием купонов неизменно следует  расплата. Человек, «собирающий» золотые  купоны, как правило, ощущает себя Выигрывающим. Человек, который все  время «коллекционирует» голубые  купоны, получив последний, переполнивший  его эмоциональное состояние, часто  совсем незначительный по сравнению  с накопленным капиталом бед  и несчастий, кончает жизнь самоубийством. Человек, являющийся владельцем коричневых купонов, проводит жизнь в тусклом  одиночестве и прозябании. Даже искренние  комплименты превращаются для них  в намеренное оскорбление. Собиратели белых купонов безгрешности терзают себя своим недостаточным совершенством.

     Руководитель  должен не только заставить подчиненного прекратить или изменить игру, но и  заставить отказаться от удовольствия использовать ранее накопленные  купоны. Подчиненный должен не просто «простить» все полученные ранее  обиды, но полностью отказаться от них  в коллективе, а возможно, и в  семье, потому что «прощение» означает лишь консервирование купонов на определенный срок, до того момента, когда  новая неприятность заставит такого сотрудника раскупорить тару со своими любимы ми купонами и использовать их с новой силой.

     Таким образом, личность, получив «набор»  информации (переживания), приняв решение  и заняв определенные психологические  позиции, готова к исполнению своего жизненного сценария.

     3.Особенности трансакционной психотерапии.

     Трансакционный  анализ возник в лоне психоанализа  и  разделяет представление  о  том,  что  жизненные  неудачи  человека  связаны   с   его искаженными представлениями о реальности, причина которых в  ранних  детских конфликтах. Другими  словами,  человек  не  эффективно  взаимодействует   с реальностью,   потому   что   воспринимает   ее   через   фильтры    детских представлений. При этом психоаналитический  подход полагает, что  сделать поведение эффективным до разрешения инфантильных конфликтов -  не  возможно.

     А на их разрешение, основным психоаналитическим методом:  систематическим анализом  свободных   ассоциаций   и   переноса   уходят   годы   ежедневных психоаналитических  встреч.  Все   это   время   пациент   берет на себя обязательство не предпринимать попыток серьезных  изменений  поведения  за пределами терапевтического кабинета.

     Трансакционный  анализ полагает (расходясь в этом с психоанализом),  что  радикально изменить  поведение,  сделать  его  эффективным  можно  до  или   даже   вне зависимости от разрешения глубинных  детских  конфликтов.  Эта возможность связана с одной особенностью устройства психики. Личность  каждого  человека состоит не из одной программы адаптации к среде (Я - в  рамках  которого  он что-то  может,  а  чего-то  не  может),  а из  нескольких  программ (эго- состояний). Причем, то, что недоступно для одного Я  в  человеке, доступно для другого. Таким образом, то что «не получается» по жизни,  не  получается «не вообще», а из данного, как  правило,  детского  или  родительского  эго-состояния.

     Основная  идея  трансакционного анализа состоит в том, что если внутренние конфликты детского эго-состояния  искажают  реальность  и  делают  поведение не эффективным, теоретически и практически возможно переходить и закреплять самоотождествление во временно не актуализированное, но  всегда  готовое  к действию, эго-состояние взрослого, свободное  от  этих  конфликтов.  Оно  не может быть  не  эффективным  по  отношению  к  реальности  потому,  что  это состояние, по сути, есть программа по  адаптации  к  среде.

       Таким  образом, основная задача  трансакционной терапии - перевести Я  (самосознание)  из  детского  эго- состояния  во  взрослое,  то  есть   активизировать,   запустить   программу Взрослого.  Причем  из  этого  эго-состояния   человек   не   только   может модернизировать,  адаптировать  к  реальности  другие  эго-состояния,  но  и реализовывать все жизненные функции - от  любви  до  работы.  Разрешение  же конфликтов детского эго-состояния с активизацией Взрослого впервые  получает надежную опору и осуществляется Взрослым (если это  вообще  окажется  нужно) после решения основных жизненных проблем.

     Как на практике, т.е. в  психотерапевтической  группе трансакционный анализ,  происходит актуализация и удержание активности  Взрослого  эго-состояния. Так как мы реализуем свое поведение в поступках и словах  то  в  группе  мы  можем,  в основном говорить. Значит, систематически обращать внимание на  то,  как  мы говорим,  анализировать  трансакции   на   предмет   того,   насколько   они соотносится  с   целями   нашего   присутствия   на   занятии   и   означает активизировать эго-состояние Взрослого. Из  этого  эго-состояния  участники анализируют свои жизненные проблемы, формируют новые способы их решения.

     Основная  трудность, с которой на первых порах  сталкиваются  участники группы, состоит в том, что сначала, привычно активизируются  не  эффективные для работы эго-состояния Родителя и Ребенка. Из состояния  Родителя  человек анализирует свои проблемы точно так,  как  это  сделал  бы  его  собственный реальный  родитель,  со  всеми  привычными  для  него  стереотипами,  нового решения при этом ждать не приходится. 

     Итак, люди изменяются. Мы меняемся не  просто  потому,  что  понимаем наши старые паттерны поведения, но и благодаря активному принятию решений  к изменению этих паттернов.  Осуществляемые  нами  изменения  могут  оказаться адекватными и устойчивыми. Из этих посылок вытекают следующие  два  основных практических принципа  трансакционного анализа:

     1. Контрактный метод. Если вы специалист трансакционного анализа, а я - ваш клиент,  то мы  несем  взаимную  ответственность  за   те   изменения,   которые   хотим осуществить. Данный метод исходит из того, что ты и  я  находимся  в  равном положении: ты не обязан делать что-либо для меня и я не жду от  тебя  этого. Поскольку мы оба принимаем участие  в  процессе  изменения,  нам  необходимо четко представлять себе долю участия  каждого  в  этой  задаче,  поэтому  мы заключаем контракт. Он определяет долю  ответственности,  которую  берет  на себя каждая сторона. Как клиент я говорю о том,  что  хочу  изменить  и  что собираюсь сделать для этого. Ты, как специалист, подтверждаешь свое  желание работать со мной для достижения этой цели  и  обязуешься  использовать  свои лучшие профессиональные навыки, заявляя о том, какую компенсацию  ты  хочешь получить за свою работу. Т.е. в  трансакционный анализ -терапии решение проблемы не  отдается  на откуп «совести терапевта» или «сознательности клиента», а с ее постановки  и бескомпромиссного решения все  и  начинается.  Другими  словами,  работа  по взятию  и  удержанию  ответственности  за  успех  терапии  входит  в  трансакционный анализ в терапевтическую программу.

Информация о работе Интерактивная модель общения. Теория трансактного анализа Э. Берна