Интерактивная модель общения. Теория трансактного анализа Э. Берна

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 10:37, реферат

Краткое описание

Трансактный анализ изучает теорию и практику общения между людьми на основе взаимоуважения и взаимной ответственности за результат общения. Поэтому проблемы, которые рассматриваются в теории этого анализом, очень актуальны в современном мире.

Трансактный анализ эффективно применяется в психологическом консультировании, коучинге, менеджменте, управлении и развитии персонала, социальной работе, психотерапии, образовании.

Оглавление

Введение.

1. Интерактивное общение.

2.Концепция трансактного анализа общения.

3.Особенности трансакционной психотерапии.

Заключение.

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

рефер.docx

— 50.38 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное агенство по образованию

Марийский государственный технический университет 
 

     кафедра истории  и психологии  
 
 
 

     Реферативная работа по психологии управления

       на тему:

     «Интерактивная  модель общения.

     Теория  трансактного анализа Э. Берна». 
 
 
 
 

     Выполнила: ст.гр.ГМУ-22

     Капустина М.А.

     Проверила: ассистент к. и и п

     Таникова  А.А 
 
 
 

Йошкар-Ола

2009

Содержание.

Введение.

1. Интерактивное общение.

2.Концепция трансактного анализа  общения.

3.Особенности трансакционной психотерапии.

Заключение.

Список использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Роль  общения в современном мире велика сама по себе, как вид деятельности людей, способствующий эффективной  социализации, превращению человека из существа биологического в существо разумное и социальное, в личность, в члена общества. Деловые  отношения, осуществляемые в рамках совместной деятельности, помогают не только устанавливать  необходимые контакты, но и обмениваться информацией  на уровне взаимопонимания  и совместного принятия решений, формируя принципиально новую корпоративную культуру, влияя на репутацию организации, её имидж и фирменный стиль.

     Сегодня становится очевидным, что понимание  сущности коммуникативной деятельности и владение средствами и технологиями их осуществления – это ведущий  фактор в достижении делового успеха и общественного признания. 

     Существует  множество моделей общения и  стилей поведения, позволяющих ориентироваться  в той или иной ситуации. В трудных  тупиковых ситуациях трудно определить, какая из теорий  является наилучшей.

     В этой реферативной работе я рассмотрю  одну из таких теорий - теорию трансактного анализа Берна.

     Трансактный анализ изучает теорию и практику общения между людьми на основе взаимоуважения и взаимной ответственности за результат общения. Поэтому проблемы, которые рассматриваются в теории этого анализом, очень актуальны в современном мире.

     Трансактный анализ эффективно применяется в психологическом консультировании, коучинге, менеджменте, управлении и развитии персонала, социальной работе, психотерапии, образовании. 
 
 

1. Интерактивное общение.

     Понятие «интерактивный» происходит от английского  «interact» (« i nter» — «взаимный», «act»  — «действовать»). Интеракция (от англ. interaction < лат. inter + activus — деятельный) — термин, используемый в социальной психологии и культурологии; обозначает взаимодействие, взаимное влияние людей или воздействие групп друг на друга как непрерывный диалог.

     Интерактивное общение - выработка тактики и  стратегии взаимодействия.

     Основные  виды интерактивного общения - кооперация и конкуренция. В ходе процессов кооперации члены общества или социальной группы строят свои действия таким образом, чтобы способствовать достижению как своих целей, так и целей других индивидов. Природа процесса кооперации кроется в социальной природе человека, совместные действия людей были необходимым условием выживания каждого члена социальной группы. В основе любого процесса кооперации лежат согласованные действия людей и достижение общих целей. Для этого необходимы также такие элементы поведения как взаимопонимание, согласованность действий, установление правил сотрудничества.

     Главный смысл кооперации заключается в  обоюдной пользе. Большое значение для успешной кооперации имеет способность  отдельных личностей включаться в кооперативные взаимосвязи с другими людьми. Каждая современная организация включает в себя управленческие действия по созданию приемлемых условий кооперации между членами этой организации.

     Конкуренция представляет собой попытку достижения большего вознаграждения путем отстранения  или опережения соперника, стремящегося к идентичным целям. Конкуренция, как правило, протекает в условиях дефицита ресурсов или неравного распределения ресурсов между членами общества. В связи с этим конкуренция представляет собой один из методов распределения вознаграждения в современном обществе. Конкуренция может проявляться как на личностном уровне, так и носить безличный характер. Этот процесс основан на том факте, что люди всегда стремятся удовлетворить свои желания в более полной мере.

     Современное общество пытается вырабатывать определенные правила, в которых должна протекать конкурентная борьба. Если правила конкурентной борьбы отсутствуют, конкуренция может легко превратиться в социальный конфликт, что в значительной степени затрудняет управление социальным процессом.

     Интерактивная сторона общения предполагает психологическое  воздействие, происходит изменение  личности под влиянием других людей (изменение взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний). Изменения личности под влиянием других людей могут  быть временными, преходящими или устойчивыми.

     При взаимодействии осуществляется физический контакт, совместная организация пространственной среды и перемещение в ней, совместное групповое или массовое действие, вербальный и невербальный информационный контакт.

     Интерактивная сторона (взаимодействие) характеризуется:

  • уместностью принятых управленческих решений;
  • четким распределением обязанностей среди сотрудников;
  • умелым разрешением конфликтов.

Интерактивное обучение — это специальная форма  организации познавательной деятельности.

     Суть  интерактивного обучения состоит в  том, что учебный процесс организован  таким образом, что практически  все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют  возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают  и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что  каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

     Важнейшее условие для осуществления  интерактивного общения на практике — личный опыт участия в тренинговых занятиях по интерактиву. Другими словами, освоение учителем активных методов и приемов обучения просто невозможно без непосредственного включения в те или иные формы. Можно прочитать горы литературы об активных методах обучения, но научиться им можно только путем личного участия в игре, мозговом штурме или дискуссии.

     Поэтому интерактивные модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.Концепция  трансактного анализа общения.

     Трансактный, или трансакционный (transactional), анализ — система групповой психотерапии, в которой взаимодействие индивидов  анализируется с точки зрения трех основных состояний Я [4].

     Различают трансакционный анализ в узком и  широком смысле. В узком понимании  — это анализ взаимодействия двух и более людей, в широком —  социально-ориентированный психотерапевтический метод, конечной целью которого является формирование гармоничной, социально-адаптированной личности.

     Основателем этого направления в психологии и психотерапии является американский психолог и психиатр Эрик Берн, который  разработал его в 50-е гг. XX в. Э.Берн выделил предмет исследования и  наблюдения — человеческое поведение.

     Эрик  Берн исследовал такой тип взаимодействия между людьми как игра, манипуляция. Игра- это искаженный способ взаимодействия, потому что все межличностные  потребности человека преобразуются  в одну- в потребность контроля, и тогда человек прибегает  к силе, если хочет признания, прибегает  к силе, если хочет приятия. Игры, или «геймы» -это серия взаимодействий, приводящих к заранее предсказуемому преопределенному результату, это серия  манипуляций, которые призваны изменить поведение другого человека в  нужную для инициатора трансакций сторону  без учета желаний этого  другого.

     Метод, созданный Э.Берном, делится на несколько  этапов:

  • структурный анализ, или теория эго-состояний;
  • собственно трансакционный анализ деятельности и общения, основанный на понятии «трансакция» как взаимодействии эго-состояний двух вступающих в общение индивидов (под эго-состоянием понимается актуальный способ существования Я-субъекта);
  • анализ психологических игр;
  • скриптоанализ (анализ жизненного сценария — «скрипта»). 

     Рассмотрим  составные части метода Э. Берна.

     Структурный анализ — теория эго-состояний. Э. Берн пользуется терминологией З.Фрейда, обозначая  Я-концепцию — Эго. Цель структурного анализа заключается главным образом в том, чтобы дать ответы на вопросы: Кто Я? Почему поступаю именно так? Какая часть моего Я действует или должна действовать в данной ситуации, чтобы принести пользу, а не поражение? Структурный анализ изучает, какую долю в личности и действиях человека занимает то или иное эго-состояние.

     Э.Берн считал, что каждый человек имеет  свой жизненный сценарий, модель которого намечается в ранние детские годы. Люди вырастают, но в соответствии со своим жизненным сценарием продолжают играть в различные игры. Вся жизнь  человечества заполнена играми. По мнению Э.Берна, самой страшной игрой  является война. 

     Различают три Я-Состояния: Я-Взрослый, Я-Родителъ, Я-Ребенок. Групповая психотерапия, по Э.Берну, должна складываться на уровне Взрослый—Взрослый. Руководитель предприятия, менеджер должен научиться выделять состояния Взрослого как в  своем собственном сознании и  поведении, так и в сознании и  поведении других людей, особенно подчиненных, клиентов, партнеров, добиваясь общения  на уровне Взрослый—Взрослый. Общение  с разными людьми, например, с сослуживцами, начальством, может строиться по-разному в зависимости от психологического состояния человека, от темы общения, а также от цели общения и от того, является ли общение бескорыстным или человек хочет чего-то добиться от своего собеседника.

     Умелое  владение этим методом помогает менеджеру  добиться эффективной коммуникации. Эффективной коммуникация будет  тогда, когда она будет вестись  на одном и том же языке, т. е. Взрослый будет разговаривать со Взрослым, Ребенок — с Ребенком, Родитель с Родителем.

     Эго-состояние  Родитель, по Э.Берну, обнаруживает себя в таких проявлениях как контроль, запреты, идеальные требования, догмы, санкции, забота, могущество. Родитель — это собрание догм и постулатов, которые человек воспринимает в детском возрасте и которые сохраняет потом в течение всей жизни. Это комплекс убеждений, нравственных норм, предрассудков и предписаний, некритически усваиваемых индивидом, как в детстве, так и на протяжении всей жизни, и диктующих ему линию поведения. Это повелевающая часть личности.  

     Кроме того, эго-состояние Родитель содержит автоматизированные формы поведения, сложившиеся прижизненно, избавляющие  от необходимости сознательно рассчитывать каждый шаг. Э.Берн отмечает, что Родитель может проявляться двояким образом  — прямо или косвенно: как активное состояние Я или как влияние  Родителя. В первом, активном, случае человек реагирует так, как реагировали  в подобных случаях его отец или  мать. Если говорить о косвенном  влиянии, то обычно реакция человека бывает такой, какую от него ждали, т. е. человек или подражает одному из родителей, или приспосабливается  к их требованиям.

Информация о работе Интерактивная модель общения. Теория трансактного анализа Э. Берна