Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 23:34, реферат
Реферат посвящен одной из самых актуальных тем сегодня - интеллектуальному контролю в деятельности таможенника.
Задача научной работы определить понятие и содержание интеллекта, определить способы интеллектуального контроля как в смысле наличия достаточной компетенции, так и в смысле использования средств искусственного интеллекта, что в совокупности определяет уровень профессионализма специалиста в деятельности таможенника.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и содержание интеллекта……………………………………4
Глава 2. Компетентность и профессионализм
в деятельности таможенника……………...…………………………...8
Глава 3. Виды интеллектуального контроля
в деятельности таможенника………..………………………………..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....15
Список использованных источников………………..…………………………16
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ
ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра
гуманитарных дисциплин
РЕФЕРАТ
По дисциплине
«Психология и педагогика»
на тему
«Интеллектуальный
контроль в деятельности
таможенника»
Выполнила: Михайлова О.С., студентка 1 курса заочной формы обучения факультета таможенного дела, группа _____ | |
Проверил(а): ____________________
______________________________ Оценка _________________________ Подпись ________________________ «___» __________ 2011 год |
Люберцы
2011
ОГЛАВЛЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. Понятие и содержание интеллекта……………………………………4
Глава 2. Компетентность и профессионализм
в деятельности таможенника……………...………………………….
Глава 3. Виды интеллектуального контроля
в
деятельности таможенника………..………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Список использованных источников………………..…………………………16
В современных условиях возрастает потребность государственной таможенной службы в профессионально подготовленных, компетентных кадрах. Вместе с тем у части работников в силу различных факторов, в том числе в условиях изменения таможенного законодательства, недостает профессиональных знаний и умений, не сформировано чувство ответственности в условиях низкой мотивации к труду, что снижает степень психологической готовности к данной профессиональной деятельности и порождает психологические барьеры, неудовлетворенность трудом и его результатами.
Проблема профессионализма управленческих кадров, всегда определяющая успех их деятельности, обостряется в периоды общественных преобразований, реформ, которые касаются и самой государственной службы: меняются ее функции, задачи, соотношение полномочий различных ветвей власти, характер взаимодействия властных структур по «вертикали», что сейчас является крайне актуальным для России.
Актуальным является психологическое и техническое обеспечение профессионального и личностного развития государственного служащего таможни, поскольку его профессиональная деятельность во многом зависит от степени понимания им общих задач и своего места в процессе их решения, от умения защищать собственную позицию и вместе с тем руководствоваться принципом приоритета государственного интереса, от умения находить правильные решения в обычных и экстремальных условиях.
Реферат посвящен одной из самых актуальных тем сегодня - интеллектуальному контролю в деятельности таможенника.
Задача научной работы определить понятие и содержание интеллекта, определить способы интеллектуального контроля как в смысле наличия достаточной компетенции, так и в смысле использования средств искусственного интеллекта, что в совокупности определяет уровень профессионализма специалиста в деятельности таможенника.
Глава 1. Понятие и содержание интеллекта.
Принято различать два основных смысла термина «интеллект» – эволюционный и дифференциальный. С эволюционной точки зрения, интеллект присущ всем членам вида и способен развиваться. Иными словами, все люди обладают определенными умственными способностями, которые отличают их от других видов, и эти способности изменяются на протяжении жизни. В дифференциальном смысле интеллект – характеристика, которая варьирует у разных индивидов внутри одного вида. С этой точки зрения, люди отличаются друг от друга по типу или уровню интеллекта.
Интеллект
(от лат. intellectus – понимание, познание)
— способность к осуществлению
процесса познания и к эффективному
решению проблем, в частности
при овладении новым кругом жизненных
задач. Существует ряд принципиально различных
трактовок интеллекта. В структурно–генетическом
подходе Ж.
Пиаже1
интеллект трактуется как высший способ
уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся
универсальностью. При когнитивистском
подходе2 интеллект рассматривается
как набор когнитивных операций. В факторно–аналитическом
подходе3 на основании множества
тестовых показателей отыскиваются устойчивые
факторы (Ч. Спирмен,Л. Терстоун, Х.
Громкова Т.Н.5 выделяет следующие подходы к определению понятия «интеллект».
Интеллект (лат. — разумение, понимание, постижение) — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.
Интеллект — биопсихическая адаптация к наличным обстоятельствам жизни (западная психология).
Интеллект
— способность разумно
Из различия приведенных выше определений и из изученных источников следует, что многочисленные попытки дать определение интеллекту породили неоднозначность данного понятия, основанную на выделении тех или иных связей между духовным и материальным, идеальным и реальным, а также между психическими процессами мышления, памяти, восприятия, внимания. Однако все они сходятся на том, что интеллект — это способность функционирования человека в окружающем мире, а значит, способность:
• адаптироваться к окружающей среде;
• принимать правильные решения в разных ситуациях;
• осознавать и решать возникающие проблемы;
• делать правильный выбор;
• использовать природный ум, достижения культуры (образованность), делать собственные открытия (креативность, способность к творчеству).
Так как интеллект, безусловно, высшая форма психической деятельности, целесообразно рассмотреть его структуру, включающую психические механизмы взаимодействия с окружающим миром: внимание, восприятие, память, мышление. Такое деление можно в той или иной степени обнаружить и у некоторых перечисленных выше авторов, которые в той или иной степени рассматривают составляющие более детально и разбивают на более мелкие составляющие, однако, остановимся на структуре, которую предлагает Громкова Т.М., наиболее обобщенно и доступно для понимания приводя следующую схему6:
Данная модель позволяет понять связи и отношения человека с окружающим миром посредством психических механизмов. На модели изображена часть окружающего мира здесь и сейчас. Внимание позволяет избирательно получить некоторую информацию о данной ситуации, которая в меньшем объеме воспринимается и в еще меньшем — откладывается в памяти. Память в данном контексте — информационная база интеллекта, в которой накапливается, хранится и в нужный момент используется «сырье» — информация для переработки в процессе мышления, когда происходит «переработка сырья», появляется продукт мышления — мысль:
• воспроизводящая информацию из памяти — тогда мышление называется репродуктивным;
• преобразующая информацию в новую мысль, новый «продукт» — тогда мышление называется продуктивным.
Эти виды мышления находятся в отношениях дополнения:
-
процесс репродуктивного
-
процесс продуктивного
У разных людей в разных ситуациях то или иное мышление является преобладающим. Когда:
• необходимо использовать уже имеющиеся знания, подобрать стереотип поведения, — преобладает репродуктивное мышление;
• имеющийся набор стереотипов не позволяет преодолеть затруднение, разрешить проблему, необходимо создать новое знание, преобразовав ранее известное, произвести новый продукт — преобладает продуктивное мышление.
Очевидно, что оба вида мышления равнозначны, но не всегда в равной степени развиты. Люди с более развитым репродуктивным мышлением хорошие исполнители, предпочитают в своем труде технологии и их соблюдение, но теряются в нестандартных ситуациях. Люди с более развитым продуктивным мышлением склонны к творческому подходу, все предписания стараются чуть-чуть изменить, дополнить чем-то новым, иным. Они изобретательны, но иногда их «заносит»: изобретают то, что давно изобретено, подвергают сомнению то, что многократно проверено, нарушают технологию труда.
Таким образом, представляется, что для успешного выполнения должностных обязанностей таможенником необходимо не только четко следовать закону и инструкциям, но и обладать достаточной квалификацией и постоянно растущим профессионализмом, четко понимать границы ответственности, свои права и обязанности, чтобы свободно оперировать своими возможностями для повышения эффективности работы и достижения высоких показателей в качестве работы.
Качество
интеллектуальных способностей зависит
от множества особенностей: внимания,
восприятия, памяти, мышления, а также
от их направленности на конкретные ситуации
– состояние (понимание проблемы), поиск
необходимой информации и мобилизация
способностей для разрешения проблем.
Глава 2. Компетентность и профессионализм
в деятельности таможенника.
Легального
определения понятия
Проанализировав
письменные источники – нормативно-
Компетентность7 - (от лат. competens - соответствующий)
1) область полномочий управляющего органа, должностного лица; круг вопросов, по которым они обладают правом принятия решений. Зона полномочий тех или иных органов и лиц устанавливается законами, другими нормативными актами, положениями, инструкциями, уставами;
2) знания, опыт в той или иной области.
Компетентность8 - владение целым классом поведений, знание, как сделать что-либо. Способности, вытекающие из развития мысленной карты, которые позволяют нам выбирать и группировать отдельные поведения. В НЛП такие мысленные карты принимают форму когнитивных стратегий и метапрограмм.
Компетентность9 - этическое требование, согласно которому каждый психолог должен убедиться, что он работает в рамках своей компетенции. Это обязывает его отправлять людей, ищущих помощи, к тем специалистам, которые могут оказать ее наилучшим образом.
Таким образом, однозначно, компетентность — одна из интеллектуальных характеристик профессиональной деятельности, которая состоит в оценке возможностей специалиста наилучшим образом решить проблему, оказать услугу или помощь в конкретной ситуации. В психологической литературе компетентностями называют набор конкретных способностей, соответствующих условиям профессиональной деятельности. В педагогической деятельности это коммуникативные, творческие, рефлексивные способности.
Из анализа нормативных источников и комментариев к ним в отношении таможенной службы, можно также сделать вывод, что компетентность является неотъемлемой частью при характеристике профессионализма, его способности осуществлять свои должностные права и обязанности, а также определяет ценность сотрудника (работника), является основанием для поощрения10.
Информация о работе Интеллектуальный контроль в деятельности таможенника