Интеллектуальный контроль в деятельности таможенника

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 23:34, реферат

Краткое описание

Реферат посвящен одной из самых актуальных тем сегодня - интеллектуальному контролю в деятельности таможенника.
Задача научной работы определить понятие и содержание интеллекта, определить способы интеллектуального контроля как в смысле наличия достаточной компетенции, так и в смысле использования средств искусственного интеллекта, что в совокупности определяет уровень профессионализма специалиста в деятельности таможенника.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

Глава 1. Понятие и содержание интеллекта……………………………………4

Глава 2. Компетентность и профессионализм

в деятельности таможенника……………...…………………………...8

Глава 3. Виды интеллектуального контроля

в деятельности таможенника………..………………………………..13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....15

Список использованных источников………………..…………………………16

Файлы: 1 файл

Кр Психология.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ» 
 

Кафедра гуманитарных дисциплин 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 
 

По дисциплине «Психология и педагогика» 

на тему «Интеллектуальный контроль в деятельности таможенника» 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Выполнила: Михайлова  О.С., студентка 1 курса заочной формы обучения факультета таможенного дела, группа _____
  Проверил(а): ____________________

_________________________________

Оценка _________________________

Подпись ________________________

«___» __________ 2011 год

 
 

Люберцы

2011

ОГЛАВЛЕНИЕ. 

    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

    Глава 1. Понятие и содержание интеллекта……………………………………4

    Глава 2. Компетентность и профессионализм

                   в деятельности таможенника……………...…………………………...8

    Глава 3. Виды интеллектуального контроля

     в деятельности таможенника………..………………………………..13

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....15

    Список  использованных источников………………..…………………………16

ВВЕДЕНИЕ.

     В современных условиях возрастает потребность государственной таможенной службы в профессионально подготовленных, компетентных кадрах. Вместе с тем у части работников в силу различных факторов, в том числе в условиях изменения таможенного законодательства, недостает профессиональных знаний и умений, не сформировано чувство ответственности в условиях низкой мотивации к труду, что снижает степень психологической готовности к данной профессиональной деятельности и порождает психологические барьеры, неудовлетворенность трудом и его результатами.

     Проблема  профессионализма управленческих кадров, всегда определяющая успех их деятельности, обостряется в периоды общественных преобразований, реформ, которые касаются и самой государственной службы: меняются ее функции, задачи, соотношение полномочий различных ветвей власти, характер взаимодействия властных структур по «вертикали», что сейчас является крайне актуальным для России.

     Актуальным  является психологическое и техническое обеспечение профессионального и личностного развития государственного служащего таможни, поскольку его профессиональная деятельность во многом зависит от степени понимания им общих задач и своего места в процессе их решения, от умения защищать собственную позицию и вместе с тем руководствоваться принципом приоритета государственного интереса, от умения находить правильные решения в обычных и экстремальных условиях.

     Реферат посвящен одной из самых актуальных тем сегодня - интеллектуальному контролю в деятельности таможенника.

     Задача  научной работы определить понятие  и содержание интеллекта, определить способы интеллектуального контроля как в смысле наличия достаточной компетенции, так и в смысле использования средств искусственного интеллекта, что в совокупности определяет уровень профессионализма специалиста в деятельности таможенника.

 

    Глава 1. Понятие и содержание интеллекта.

      Принято различать два основных смысла термина  «интеллект» – эволюционный и дифференциальный. С эволюционной точки зрения, интеллект присущ всем членам вида и способен развиваться. Иными словами, все люди обладают определенными умственными способностями, которые отличают их от других видов, и эти способности изменяются на протяжении жизни. В дифференциальном смысле интеллект – характеристика, которая варьирует у разных индивидов внутри одного вида. С этой точки зрения, люди отличаются друг от друга по типу или уровню интеллекта.

      Интеллект (от лат. intellectus – понимание, познание) — способность к осуществлению  процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности  при овладении новым кругом жизненных  задач. Существует ряд принципиально различных трактовок интеллекта. В структурно–генетическом подходе Ж. Пиаже1 интеллект трактуется как высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью. При когнитивистском подходе2 интеллект рассматривается как набор когнитивных операций. В факторно–аналитическом подходе3 на основании множества тестовых показателей отыскиваются устойчивые факторы (Ч. Спирмен,Л. ТерстоунХ. АйзенкС. БартД. Векслер, Ф. Вернон). На сегодняшний момент принято считать, что существует общий интеллект как универсальная психическая способность, в основе которой может лежать генетически обусловленное свойство неравной системы перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью (Х. Айзенк)4.

      Громкова  Т.Н.5 выделяет следующие подходы к определению понятия «интеллект».

      Интеллект (лат. — разумение, понимание, постижение) — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

      Интеллект — биопсихическая адаптация к  наличным обстоятельствам жизни (западная психология).

      Интеллект — способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами (материалистическое мировоззрение).

      Из  различия приведенных выше определений  и из изученных источников следует, что многочисленные попытки дать определение интеллекту породили неоднозначность данного понятия, основанную на выделении тех или иных связей между духовным и материальным, идеальным и реальным, а также между психическими процессами мышления, памяти, восприятия, внимания. Однако все они сходятся на том, что интеллект — это способность функционирования человека в окружающем мире, а значит, способность:

      • адаптироваться к окружающей среде;

      • принимать правильные решения в  разных ситуациях;

      • осознавать и решать возникающие  проблемы;

      • делать правильный выбор;

      • использовать природный ум, достижения культуры (образованность), делать собственные  открытия (креативность, способность к творчеству).

      Так как интеллект, безусловно, высшая форма  психической деятельности, целесообразно рассмотреть его структуру, включающую психические механизмы взаимодействия с окружающим миром: внимание, восприятие, память, мышление. Такое деление можно в той или иной степени обнаружить и у некоторых перечисленных выше авторов, которые в той или иной степени рассматривают составляющие более детально и разбивают на более мелкие составляющие, однако, остановимся на структуре, которую предлагает Громкова Т.М., наиболее обобщенно и доступно для понимания приводя следующую схему6:

                  

      Данная  модель позволяет понять связи и  отношения человека с окружающим миром посредством психических механизмов. На модели изображена часть окружающего мира здесь и сейчас. Внимание позволяет избирательно получить некоторую информацию о данной ситуации, которая в меньшем объеме воспринимается и в еще меньшем — откладывается в памяти. Память в данном контексте — информационная база интеллекта, в которой накапливается, хранится и в нужный момент используется «сырье» — информация для переработки в процессе мышления, когда происходит «переработка сырья», появляется продукт мышления — мысль:

      • воспроизводящая информацию из памяти — тогда мышление называется репродуктивным;

      • преобразующая информацию в новую  мысль, новый «продукт» — тогда мышление называется продуктивным.

      Эти виды мышления находятся в отношениях дополнения:

      - процесс репродуктивного мышления  дополняется продуктивным — мысль  иначе упакована в иные смыслы и подана в иных знаковых средствах, значениях;

      - процесс продуктивного мышления  требует завершения, превращения  мыслей в смыслы, значения.

      У разных людей в разных ситуациях  то или иное мышление является преобладающим. Когда:

      • необходимо использовать уже имеющиеся знания, подобрать стереотип поведения, — преобладает репродуктивное мышление;

      • имеющийся набор стереотипов  не позволяет преодолеть затруднение, разрешить проблему, необходимо создать новое знание, преобразовав ранее известное, произвести новый продукт — преобладает продуктивное мышление.

      Очевидно, что оба вида мышления равнозначны, но не всегда в равной степени развиты. Люди с более развитым репродуктивным мышлением хорошие исполнители, предпочитают в своем труде технологии и их соблюдение, но теряются в нестандартных ситуациях. Люди с более развитым продуктивным мышлением склонны к творческому подходу, все предписания стараются чуть-чуть изменить, дополнить чем-то новым, иным. Они изобретательны, но иногда их «заносит»: изобретают то, что давно изобретено, подвергают сомнению то, что многократно проверено, нарушают технологию труда.

      Таким образом, представляется, что для  успешного выполнения должностных обязанностей таможенником необходимо не только четко следовать закону и инструкциям, но и обладать достаточной квалификацией и постоянно растущим профессионализмом, четко понимать границы ответственности, свои права и обязанности, чтобы свободно оперировать своими возможностями для повышения эффективности работы и достижения высоких показателей в качестве работы.

      Качество  интеллектуальных способностей зависит  от множества особенностей: внимания, восприятия, памяти, мышления, а также от их направленности на конкретные ситуации – состояние (понимание проблемы), поиск необходимой информации и мобилизация способностей для разрешения проблем. 

Глава 2. Компетентность и  профессионализм 

в деятельности таможенника.

      Легального  определения понятия компетенции  в нашей стране не существует, однако законодатель широко использует это понятие в нормативно-правовых актах, в том числе применительно к характеристике профессионализма специалиста таможенной службы.

      Проанализировав письменные источники – нормативно-правовые акты, словарные и энциклопедические  определения, позицию науки психологии и выводы главы 2 реферата -  попытаемся вывести понятие «компетентности» применимого к таможеннику.

      Компетентность7 -  (от лат. competens - соответствующий)

      1) область полномочий управляющего органа, должностного лица; круг вопросов, по которым они обладают правом принятия решений. Зона полномочий тех или иных органов и лиц устанавливается законами, другими нормативными актами, положениями, инструкциями, уставами;

      2) знания, опыт в той или иной области.

      Компетентность8 - владение целым классом поведений, знание, как сделать что-либо. Способности, вытекающие из развития мысленной карты, которые позволяют нам выбирать и группировать отдельные поведения. В НЛП такие мысленные карты принимают форму когнитивных стратегий и метапрограмм.

      Компетентность9 - этическое требование, согласно которому каждый психолог должен убедиться, что он работает в рамках своей компетенции. Это обязывает его отправлять людей, ищущих помощи, к тем специалистам, которые могут оказать ее наилучшим образом.

      Таким образом, однозначно, компетентность — одна из интеллектуальных характеристик профессиональной деятельности, которая состоит в оценке возможностей специалиста наилучшим образом решить проблему, оказать услугу или помощь в конкретной ситуации. В психологической литературе компетентностями называют набор конкретных способностей, соответствующих условиям профессиональной деятельности. В педагогической деятельности это коммуникативные, творческие, рефлексивные способности.

      Из  анализа нормативных источников и комментариев к ним в отношении таможенной службы, можно также сделать вывод, что компетентность является неотъемлемой частью при характеристике профессионализма, его способности осуществлять свои должностные права и обязанности, а также определяет ценность сотрудника (работника), является основанием для поощрения10.

Информация о работе Интеллектуальный контроль в деятельности таможенника