Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 16:57, контрольная работа
Человеческий интеллект, или способность абстрактного мышления -одно из важнейших сущностных свойств человека. Человек, с позиций научного материализма, не локальный и случайный эпизод эволюции, а необходимый результат бесконечного развития материи, ее «высший цвет», возникающий «с железной необходимостью», заложенной «в самой природе материи» . Утверждение о случайном характере возникновения человека в мире, высказанное некоторыми философами и естествоиспытателями, находится в явном противоречии с глубинными тенденциями современной науки, которая в эпоху современной научно-технической революции убедительно показала, что человек— это результат единого закономерного мирового процесса, образованного необходимой последовательностью физической, химической и биологической форм материи .
Человеческий
способ существования—преобразование
окружающего .мира, производство не существующих
в природе условий своего существования—обусловил
первую и важнейшую парадигму человеческого
интеллекта — соответствие мысли реальности,
объективность отображения реальности.
Коренным условием существования и развития
человека становится познание все более
существенных свойств и связей природных
объектов, феноменологических проявлений
законов природы, а с определенного, достаточно
высокого уровня развития общества—законов
природы и общества.
Первобытный человек
должен был обладать весьма обширными
наблюдениями и знаниями системы природных
явлений, их временной и сезонной последовательности
и т. д. Необходимо допустить, что интеллект
этого периода развития общества обладал
простейшей логикой, в той или иной мере
воспроизводившей «логику вещей», логику
природных связей и регулярностей, от
которых прямым образом зависело существование
человека.
В процессе складывания
этой «логики вещей» в логике интеллекта
должны были, очевидно, постепенно складываться
и четыре основных формально-логических
закона—тождества, противоречия, исключенного
третьего, достаточного основания. Однако
сами по себе эти законы присущи уже только
достаточно развитому, зрелому интеллекту
и время их окончательного формирования
в человеческом интеллекте установить
трудно. Вероятно, это следует отнести
только к периоду античного интеллекта.
Естественно предположить,
что на определенном, сравнительно
высоком уровне развития первобытного
труда и интеллекта перед человеком
становится задача объяснения системы
природных явлений, с чем следует связать
возникновение нового уровня интеллекта
— объясняющего. К возникновению этого
уровня толкала деятельная практическая
природа человека, поскольку производящая
деятельность человека, или труд, есть
причинная деятельность, неизбежно порождающая
причинный интеллект, т. е. объясняющий
интеллект.
Известный исследователь
первобытного интеллекта Леви-Брюль (1857—1939)
различал индивидуальный и коллективный
интеллект. Он считал, что индивидуальный
интеллект был основан на общих
законах формальной логики, поскольку
иначе человек не мог бы выжить в борьбе
за существование. Однако коллективный
интеллект имел дологический (пралогический)
характер. Основой его служил закон партиципации
(сопричастия), в соответствии с которым
первобытный человек полагал, что воспринимаемый
объект может находиться одновременно
в различных местах, изображение объекта
тождественно самому объекту (поэтому
воздействие на изображение животного
влечет будущую удачу на охоте) и т.д. Дологическое
мышление, по Леви-Брюлю, воплощалось в
коллективных обрядах и мифах. Концепция
дологического мышления подверглась серьезной
критике в советской и зарубежной науке.
Да и ее автор в конце своей жизни не склонен
был чрезмерно отстаивать дологический
характер первобытного мышления.
Нам представляется
,что в области отображения
непосредственных типических свойств
и связей природных явлений первобытное
мышление имело скорее логический,
чем дологический характер. Однако
не следует переоценивать
Следует различать,
далее, «пласт» мышления, связанный
с совокупностью наблюдаемых
повторяющихся явлений природы,
и «объяснительный» пласт, в пределах
которого складывание формальной логики
происходило особенно сложным образом.
Необходимо различать поэтому процессы
логизации непосредственного, конкретного
уровня мышления и мышления объяснительного.
«Дологическое мышление» Леви-Брюля явно
относилось к последнему уровню. В мышлении
первобытною человека возникают две основные
парадигмы, или типа интеллекта.—реалистическая
и иллюзорная, фантастическая. Первая
заключалась в понимании вещей такими,
какими они являются сами по себе, в их
объяснении «из самих себя», без каких-либо
посторонних прибавлений. Эта парадигма
имела мощное биологическое основание,
ибо приспособительный образ жизни животного
предполагает адекватное отражение внешней
среды. Еще более сильные основания парадигма
реализма получила с возникновением
социального образа жизни, ибо преобразование
природной среды, производство собственной
жизни еще в большей мере, чем приспособительный
образ жизни, нуждается в адекватности
отражения, без которой невозможно создание
«второй природы». Реалистическая парадигма
проходит через всю историю человечества
и определяет все достижения человеческого
интеллекта. На известной ступени развития
она получает свое философское выражение
преимущественно в форме материализма,
поднимающего эту парадигму до уровня
высокой и продуктивной абстракции. Определенные
элементы реалистической парадигмы неизбежно
возникали и в пределах идеалистических
концепций, обусловливая все те действительные
реалистические достижения, которые в
сущности оказывались материалистическими
по своему содержанию. К ним можно отнести,
например, все рациональное содержание
идеалистической диалектики Канта. Фихте,
Шеллинга и особенно Гегеля.
Вторая, конкурирующая,
парадигма человеческого
Природа и структура
человеческой психики таковы, что
собственные сознательные действия
уже на самых ранних этапах развития
человека становятся предметом непосредственных
наблюдений и осознания. В деятельной
природе человека и его психики заложены
предпосылки первоначального объяснения
природных явлений по образцу человеческих
сознательных действий. Эта предпосылка
легко обнаруживается и в психологии ребенка,
в известном возрасте приписывающего
вещам хорошие и плохие намерения. Поскольку
для первобытного человека сознательное
действие выступало как нечто естественное
и обычное, природные явления легче было
объяснить сознанием, волей, намерениями.
Исторически первой
целостной: формой или типом объясняющего
интеллекта является миф. Миф представляет
собой попытку фантастического объяснения
окружающего мира и жизни общества. Он
выступает в качестве предшественника
или. примитивного варианта мировоззрения.
Мифы имеют характер повествования о событиях
прошлого или будущего, о возникновении
мира, богов, животных, людей (космогонические
мифы), племен (этнографические), круговороте
времен года, погодных явлениях, деяниях
героев и т.д. В большинстве космогонических
мифов мир рассматривается как возникший
из первоначального хаоса, из которого
вышли земля, небо, подземный мир, боги,
создающие людей. В этих мифах явно цесса
возникновения порядка из хаоса. Однако
в остальном присутствуют элементы реализма,
стихийного материализма, поскольку боги
оказываются результатом естественного
про в мифологии преобладает деятельность
богов, фантастических существ, животных,
наделенных Чертами человека. Антропоморфическая
парадигма составляет основу мифологического
типа мышления.
Мифы включали
первые примитивные абстракции хаоса,
порядка, земли, неба, людей, богов, животных
и т. д. В них были заложены зачатки более
поздних абстракций закона и закономерности
(возникновение порядка из хаоса), материи,
богов и т. д. Вместе с тем в мифе все облечено
в форму образов. Мифы содержат определенные
предписания, регулирующие поведение
людей, определенные социальные запреты,
выступающие регуляторами общественной
жизни.
Фундаментальной
чертой мифологического типа интеллекта
является то, что мир предстает
в мифах однопланово, как последовательность
событий или феноменов, за которыми не
скрывается никакого сущностного мира.
Мифологическое мышление не различает
являющийся и сущностньм миры. Боги, духи,
животные выступают в качестве действующих
лиц в однопланово развертывающейся истории
мира.
Мифологический
тип интеллекта был тесно связан
с обрядной стороной жизни первобытного
общества. Важным компонентом мифологического
мышления выступало магическое
мышление, основанное не на знании действительных
причинных связей, а на упомянутом
принципе партиципации.
С мифологическим
типом интеллекта впервые возникает
феномен, прошедший всю историю
человечества вплоть до наших дней,
выражающий как силу, так и слабость
интеллекта: вымышленные реальности
(боги, духи и т. д.) надолго приобретают
в определенных сферах человеческой
жизни роль заместителя действительной,
объективной реальности и даже становятся
выше последней. Мифы длительное время
служили одним из важнейших регуляторов
общественной жизни, обусловливали коллективные
чувства и умонастроения, среди, которых
главную роль играл страх перед таинственными
силами мира.
Превращение вымыслов
в мнимо подлинную реальность
хорошо описал Вайпулданья, один из немногих
«цивилизовавшихся» аборигенов Австралии.
По его свидетельству, магические действия
колдунов вызывали вполне реальные последствия,
например, гибель «отпетого» колдуном
члена племени, даже если последний и не
знал о своем «отпевании». Абсолютная
вера в сверхъестественные возможности
колдуна, страх, гипнотическое внушение
(включая внушение на расстоянии) превращали
мистический вымысел в реальный фактор
человеческой жизни.
Мифологический
тип интеллекта вошел в следующую,
более высокую, форму интеллекта
— религиозный тип интеллекта.
Кроме того, он сохранился и в
относительно самостоятельном виде,
хотя и в новых формах, в структуре интеллекта
современного человека. К ним можно отнести,
например, имевший трагические последствия
фашистский миф о превосходстве «нордической
расы», подчинивший своему влиянию значительную
часть населения Германии в 30—40-е гг. Широкое
распространение имел миф о вечности капитализма,
в значительной мере подорванный в представлениях
современного человечества. Распространен
миф о вечности частной собственности,
которая будто бы вытекает из самой природы
.человеческих индивидов, а не из содержания
и характера общественного труда и
технологий. В последние годы в силу ряда
причин в нашей стране получил, хождение
«рыночный миф», также заметно разрушенный
опытом развитых капиталистических стран,
опытом строительства социализма в СССР.
Религия — более сложное, чем мифология,
явление духовной жизни общества. Она
включает систему представлений - о сверхъестественных
силах—богах. Возникшая 40—50 тысяч лет
назад религия первоначально мало отличается
от мифологии, вбирает в себя значительную
часть мифов, отвечающих складывающемуся
вероучению. Наличие усложняющегося вероучения,
т. е. системы, взглядов, приобретающих
все более абстрактный характер,—одно
из важнейших отличий религии от мифа.
Вместе с тем религия всегда сохраняет
во многом образный характер, выражает
вероучение в образной форме, делающей
ее доступной всем слоям общества.
Характерной чертой
религии является культ богов
и, следовательно, развитая обрядная сторона,
заимствующая многое из магического
мышления и действий. Религия связана
также с особым социальным институтом
— церковью.
Религия выступает
как более развитая, чем мифология.
форма мышления, основанная на парадигме
фантастического объяснения, или
антропоморфической парадигме. Объяснение
мира по образцу и подобию человека
и сознательного человеческого действия
приобретает в религии, особенно в ее развитых
формах античного н феодального времени,
наиболее явный и предельный характер.
В центре религиозного вероучения находятся
боги или единый бог, обладающие чертами,
которые представляют собой гипертрофированные
свойства человека—разум, волю, милосердие
и т.»д. Антропоморфизм религии был подмечен
мыслителями начиная с античного философа
Ксенофана и кончая философом XIX в. Л. Фейербахом.
В религиозном
мышлении более, чем в мифе, представлена
объяснительная сторона, однако это объяснение
имеет своим пределом понятие бога, возникновение
которого (понятия) остается для религиозного
интеллекта по существу неразрешимым
вопросом. Конечным логическим основанием
религиозного объяснения оказываются
не законы логики, а парадигма антропоморфизма,
окруженная слоем логического тумана.
Подлинной конечной основой религиозного
интеллекта выступают не логика и разум,
а вера.
Объяснительный
слой религиозного интеллекта приобретает
заметный вид лишь с возникновением философии,
т. е. в античную и средневековую эпохи.
Ведущую роль в этом отношении сыграла
философия Платона, Аристотеля, Августина
и Фомы Аквинского.
В религиозном интеллекте первобытного периода развития лишь намечалось различение являющегося и сущностного миров, которое приобретает отчетливый характер с возникновением философии.
ТЕМА 3. ИНТЕЛЛЕКТ
ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Эпоха Возрождения
(XIV—XVI вв.) характеризуется все более
интенсивным развитием нового, буржуазного
уклада. Новые производительные силы и
производственные отношения нуждались
в интеллекте нового типа. Этот тип интеллекта
должен быть основан на новой, реалистической
парадигме. Эпоха Возрождения является,
таким образом, эпохой возрождения реалистической
парадигмы в некоторой ее переходной,
не порывающей окончательно со средневековым
мышлением, форме.
Реалистическая
парадигма нового интеллекта нашла
три наиболее ярких своих выражения:
в естествознании, гуманистической
культуре, пантеистической философии.