Интеграция личности с нарушениями психического развития в общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:57, контрольная работа

Краткое описание

Большинство людей в России по-прежнему испытывают страх, а порой и неприязнь по отношению к людям с серьезными психическими нарушениями , что связано с непониманием их поведения и недостатком опыта общения с такими людьми . Отсутствие терпимого и уважительного отношения к людям с нарушениями развития и их семьям приводит к их изоляции от общества, создает зоны нарастающей напряженности и возможной агрессии как со стороны общества, так и со стороны самих людей с психическими проблемами.

Файлы: 1 файл

интеграция в общество.docx

— 26.92 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интеграция личности с нарушениями психического развития в общество

 

Большинство  людей  в России по-прежнему испытывают страх, а порой и неприязнь по отношению к  людям  с серьезными  психическими   нарушениями , что связано с непониманием их поведения и недостатком опыта общения с такими  людьми . Отсутствие терпимого и уважительного отношения к  людям   с   нарушениями   развития  и их семьям приводит к их изоляции от общества, создает зоны нарастающей напряженности и возможной агрессии как со стороны общества, так и со стороны самих  людей  с  психическими  проблемами.

К сожалению, в нашей стране дети-инвалиды с серьезными отклонениями  в   психическом   развитии  (различные  нарушения  общения и эмоционально-волевой сферы, глубокая умственная отсталость, психопатии детского возраста и др.) до сих пор фактически исключены из государственной системы образования, не имеют возможности общаться со здоровыми сверстниками и, как правило, не получают никакой помощи, кроме медицинской. Несмотря на то, что сейчас появляется все больше коррекционных центров и школ для особых детей, многие из них вынуждены постоянно находиться дома и общаться только с членами своей семьи. Все это усугубляет проблемы, связанные с социализацией детей  с   нарушениями   психического   развития.

Для ребенка, имеющего тяжелые   нарушения  психики и интеллекта, социализация представляет собой сложнейший комплексный процесс. Особенности такого  человека  вносят серьезные искажения в прохождение им каждого этапа своей жизни. Трудности социализации обычно состоят в неспособности самостоятельно организовать свое участие в жизни общества. Кроме того, его поведение не вписывается в стандартные рамки, непонятно окружающим и не принимается ими. Именно поэтому для социализации и  интеграции  таких  людей  в обществе нужна разработка и организация продуманной системы специальных мер и серьезные усилия профессионалов.

Как показывает зарубежный опыт, процесс  интеграции  в обществе особых детей и, в частности, детей с серьезными  нарушениями   психического   развития, невозможен без  интеграции  в обществе самой семьи с таким ребенком. Для этого родители прежде всего должны иметь определенные знания в области права, психологии и педагогики, а чтобы получить эти знания, необходимы средства, специалисты, место и время. Однако существующая в нашей стране система помощи особым детям не предусматривает информационной поддержки родителей. Данные опросов показывают, что родители детей с тяжелыми  психическими   нарушениями  некомпетентны в вопросах организации для ребенка адекватной жизненной среды, не знают, как можно способствовать  развитию  навыков повседневной жизненной активности, не ориентируются во множестве предлагаемых реабилитационных технологий. Родителям также не хватает знаний об их правах на адекватную медицинскую помощь и социальную поддержку. 
      Сама семья, воспитывающая ребенка  с  нарушениями  развития, часто оказывается в изоляции от общества, нарушаются дружеские связи, родители теряют работу, не имеют возможности отдохнуть от бытовых забот, связанных с уходом за ребенком. Родители особых детей живут в ситуации хронического стресса, в ряде случаев с глубоким чувством вины и чувством ущербности своей семьи, без поддержки окружающих, с ощущением неопределенности будущего, нередко в состоянии постоянной усталости и депрессии. Как правило, они обречены на профессиональную и социальную депривацию. Положение усугубляется частым распадом таких семей, сопровождающимся потерей кормильца и ставящим семью на грань нищеты. И если помощь особым детям хоть где-то существует, то служба реабилитации семей в нашей стране практически отсутствует. 
      

В этой связи совершенно очевидно, что необходимы специально организованные реабилитационные мероприятия, направленные не только на самого ребенка  с тяжелыми  нарушениями   развития, но и на поддержку семей с такими детьми, и в первую очередь – оказание им специальной социально-психологической помощи.

Реабилитацией детей  с   нарушениями   развития, как правило, занимаются в коррекционных центрах, т. е. в среде, которая сама по себе не является подобием и даже приближением к нормальному социуму, хотя, конечно, в такой специфической среде можно решать лечебно-педагогические задачи. Вместе с тем есть задачи, для решения которых необходимо погрузить особого ребенка в среду, близкую к обычному социуму. Это, в частности, задачи социальной адаптации, которые в иных условиях невозможно даже поставить.

Работа в тесном контакте с семьей очень важна для того, чтобы повысить результативность педагогической работы с особым ребенком. Нередко  взаимодействие педагогов и психологов с родителями особых детей строится на иерархических принципах, не подразумевающих  партнерства и участия родителей  в работе педагогической команды. Это  приводит к непониманию, а иногда и обесцениванию родителями изменений, происходящих в  развитии  ребенка. Как показывает опыт, работа специалистов и родителей в одной команде на основе партнерских взаимоотношений значительно повышает эффективность коррекционной работы.

 

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ЛЕГКИМИ ФОРМАМИ  ПСИХИЧЕСКОГО  НЕДОРАЗВИТИЯ   

Социализация – это  процесс усвоения индивидом социальных норм и культурных ценностей современного  общества . Т. Парсонс определяет социализацию как «общественную форму восприятия индивидом необходимой для процесса адаптации в социальной среде информации; восприятие предполагает личное отношение к получаемой информации».

Особенности социализации детей  с легкими формами  психического  недоразвития заключаются в адаптации к условиям окружающей среды посредством приобщения к нормам поведения, культуре, получения им образования. Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости. 

Социализация детей с  легкими  нарушениями  интеллекта начинается с момента выявления нарушений в интеллектуальной сфере. В детском саду создаются различные специализированные группы, в общеобразовательных школах – классы коррекции. При точной постановке диагноза «олигофрения в степени дебильности» дети поступают в специальные коррекционные сады и школы VIII вида. По окончании школы такие дети продолжают обучение в специальных училищах, где получают профессиональные знания, умения и навыки.

Важное место в специальных  школах придается трудовому обучению. Оно уже с IV класса носит профессиональный характер. В процессе обучения труду  подростки осваивают доступные  им профессии. Основные виды труда, 
изучаемые учащимися коррекционной школы VIII вида: столярное дело, слесарное дело, швейное дело, сапожное дело, картонажно-переплетное дело, сельскохозяйственный труд и другие различные виды, связанные с местным производством. Кроме этого, в других регионах России разрабатываются и внедряются авторские инновационные учебные программы, которые способствуют более успешной социальной адаптации и реабилитации детей  с   нарушением  интеллекта и являются одним из путей подготовки их к самостоятельной жизни.

Если школа имеет необходимую  материальную базу, то в ней могут  быть открыты классы (группы) с углубленной  трудовой подготовкой. В такие классы переходят учащиеся, окончившие восьмой (девятый) класс. Окончившие восьмой (девятый) класс с углубленной трудовой подготовкой и успешно сдавшие квалификационный экзамен получают документ о присвоении соответствующего квалификационного разряда. 
   Помимо образования, специальная школа обеспечивает детям с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности медицинское и психологическое сопровождение, для чего в штате специальной школы имеются соответствующие специалисты.

 

ПСИХИЧЕСКАЯ  АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ К УСЛОВИЯМ ШКОЛЬНОГО  ОБУЧЕНИЯ

   Попадая в условия  школьного обучения, ребенок с  интеллектуальной недостаточностью  испытывает ряд трудностей со  стороны  психической  адаптации.  В отличие от нормально развивающихся  детей умственно отсталый ребенок  еще не готов к переходу  от игровой деятельности к учебной.

   С целью эффективной  реализации адаптационных мероприятий  в педагогической практике используют  три способа построения объяснений  педагога по выполнению задания:

   1) целостный, когда  дается весь план работы в  целом. Дети должны выслушать  целиком объяснение всех последовательных  действий и только после этого  приступить к работе;

   2) диктантный способ  используется в самом начале  обучения. При нем словесная инструкция  делится на части и неоднократно  повторяется ребенку на каждом  этапе его действия. Вербальная  инструкция может подкрепляться  невербальными компонентами речи, оказанием различных видов помощи  ребенку;

   3) комбинированный  способ объяснения включает элементы  целостной и диктантной инструкции. При нем знакомая часть задания  выполняется детьми по целостной  инструкции, а новый этап работы  – по диктантной. Ведущая роль  в умственном воспитании принадлежит  обучению, основной формой которого  является, как и в обычном детском  саду, коллективное занятие. Задача, стоящая перед процессом обучения, – планомерное, последовательное сообщение педагогом программных знаний и умений; воспитание у детей-дошкольников с нарушенным интеллектом способности учиться; формирование навыков учебного труда,  развитие  речи. Основными дидактическими занятиями являются: занятия по формированию элементарных математических представлений и обучению грамоте. Обучение детей осуществляется строго в соответствии с расписанием.

   С целью облегчения  процесса адаптации создается  преемственность воспитательных  и обучающих моментов, корректирующих  и компенсирующих мероприятий.

   Мероприятия, связанные  с адаптацией детей с интеллектуальной  недостаточностью к обучению  в школе, включают в себя  несколько аспектов.

   1. Обучение ребенка  навыкам самообслуживания.

   2. Выработка у ребенка  мотивации к обучению в школе.

   3. Выработка у ребенка  положительного отношения к труду.

   Необходимо помнить,  что главная задача педагогов,  психологов, родителей – социальная  адаптация ребенка и  интеграция  его  в   общество . Ребенок должен чувствовать себя нужным обществу  человеком .

 

СОЦИАЛЬНАЯ  ИНТЕГРАЦИЯ   В   ОБЩЕСТВЕ  РЕБЕНКА С ПРОБЛЕМАМИ В  РАЗВИТИИ

    Интеграция   в   общество   людей  с  ограниченными способностями представляет  собой их непосредственное и  равноправное участие во всех  сферах жизнедеятельности.

   Социальная  интеграция  ребенка с отклонениями в   развитии  является сложным общественным  процессом, состоящим из многих  сторон жизнедеятельности  людей.

    Интеграция  подразделяется  на «образовательную», «социальную», «интернальную», «экстернальную» и др. Основой любой  интеграции  является концепция нормализации, суть которой выражается в равенстве  людей  с дефектами  развития  и общепринятых условий жизни всего  общества.

   Социальная  интеграция  детей с проблемами в  развитии  поддерживается многими международными  актами: Декларациями о правах инвалидов, о правах ребенка, о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном  развитии  и др. Социальная  интеграция  аномального ребенка должна начинаться на ранних стадия самосознания. Ребенку необходимо научиться реа-лизовывать свои потребности в   обществе : потребности в любви, нормальной обстановке для дальнейшего развития , получения образования, участия (по возможности) в общественной жизни.

   Проблема социальной  интеграции  детей в России  заключается в отсутствии готовности  принятия дошкольных и общеобразовательных  учреждениях детей с нарушенным  развитием.

   Отсутствие программы,  позволяющей проводить образовательный  процесс в смешанных группах  или в целом в общеобразовательных  учреждениях с присутствием таких  детей, негативно сказывается  на их дельнейшем социальном  развитии.

   С целью повышения  эффективности социальной  интеграции  детей с проблемами в  развитии  социальная адаптация проходит  в условиях специализированных  учреждений. В таких специализированных  школах проводится трудовая, психологическая  подготовка для «вхождения» в  полноценное  общество.

   Также в таких  условиях наиболее полно проводится  реабилитация в разных процессах  (учебном, психологическом) с использованием специальных методик, направленных на одновременное использование лечебной, учебной и воспитательной работ.

   Современное  общество  открыло новые аспекты и возможности   интеграции  аномального ребенка   в   общество, так профессионально  ориентированные педагоги (социальные  педагоги) призваны обучать детей  с нарушенным  развитием  к постепенному «вхождению»  в   общество , психологической адаптации, осознанию своих возможностей.

 

РОЛЬ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ НАРУШЕННОГО РАЗВИТИЯ

   Дети с отклонениями  в  развитии  нуждаются с  момента определения этого отклонения  в особых условиях и методиках  обучения. На данный момент известны  две формы обучения детей с  отклонениями: в домашних условиях  и в специализированных учебных  учреждениях. Обучение таких детей  сводится к коррекционно-педа-гогической работе. Одной из главных целей обучения детей с нарушенным  развитием является исправление психических и физических способностей ребенка, подготовка его к выполнению некоторых самостоятельных действий.

   Значение и роль  обучения детей  с   нарушениями   в  развитии  более точно  раскрыл В. С. Лед-нев, который определил структуру этого понятия. Основываясь на его теории о воспитании таких детей, образование аномальных  людей можно выразить в общественно организуемом процессе передачи знаний и навыков от одного поколения другому при определенных условиях.

   Обучение  людей   с дефектами отличается от  программы обучения нормальных  людей  формой, содержанием, которое  основано на трех основных  аспектах:

Информация о работе Интеграция личности с нарушениями психического развития в общество