Инновационные конфликты - сущность и содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 18:53, курсовая работа

Краткое описание

Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Если в конкурентных процессах соперники просто пытаются опередить друг друга, быть лучше, то при конфликте делаются попытки навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его. В связи с этим, под конфликтом понимают попытку достижения вознаграждения, путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения. Отдельные убийства или целая битва, угрозы, обращение к закону для воздействия на противника, создание коалиций для объединения усилий в борьбе - это всего лишь некоторые проявления инновационных конфликтов.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………..………….3

Основная часть…………………………………………………………...….………..6

Глава 1. Основные понятия………………………………………………..…………6

1.1 Понятие инновации. ……………………………………………….…….………6

1.2 Понятие конфликта. ……………………………………………………………..9

Глава 2. Сущность и содержание инновационных конфликтов……………….….13

2.1. Этапы протекания инновационного конфликта. ………………………………13

2.2. Причины инновационного конфликта. …………………………………...……16

2.3. Острота инновационного конфликта. ………………………………….….……18

2.4. Длительность инновационного конфликта. ……………………………….……18

2.5. Последствия инновационного конфликта. ………………………………..……20

Глава 3. Способы разрешения конфликтов. …………………………………………21

Заключение …………………………………………………………………………….26

Глоссарий ………………………………………………………………………………28

Список использованных источников…………………………………….……………31

Файлы: 1 файл

соц. психологи курсовая.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

Во-первых, основная задача в урегулировании любого конфликта состоит в том, чтобы по возможности придать ему функционально-положительный характер, свести к минимуму неизбежный ущерб от негативных последствий противостояния или острого противоборства. Такой результат достижим, если участники конфликта проявят честный и доброжелательный подход к улаживанию своих разногласий, общую в этом заинтересованность, если они приложат совместные усилия к поиску положительного решения на основе консенсуса, т.е. устойчивого, стабильного согласия всех сторон.

При консенсусе вовсе не обязательно, чтобы общее согласие было единогласием — полным совпадением позиций всех участников процесса урегулирования конфликта. Достаточно того, чтобы отсутствовало возражение кого-либо из оппонентов, ибо консенсус несовместим с отрицательной позицией хотя бы одной из сторон, участвующих в конфликте. Конечно, тот или иной вариант согласия зависит от природы и типа конфликта, характера поведения его субъектов, а также от того, кто и как управляет конфликтом.

Во-вторых, возможен двоякий исход конкретного конфликта - его полное или частичное разрешение. В первом случае достигается исчерпывающее устранение причин, вызвавших конфликтную ситуацию, а при втором варианте происходит поверхностное ослабление разногласий, которые со временем могут вновь обнаружить себя.

При полном разрешении конфликт прекращается как на объективном, так и на субъективном уровнях. Конфликтная ситуация претерпевает кардинальные изменения, ее отражение в сознании оппонентов означает трансформацию, превращение «образа противника» в «образ партнера», а психологическая установка на борьбу, противодействие сменяется ориентацией на примирение, согласие, партнерское сотрудничество.

Частичное же разрешение не искореняет причины конфликта. Оно, как правило, выражает только внешнее изменение конфликтного поведения при сохранении внутреннего побуждения к продолжению противоборства. Сдерживающими факторами выступают либо волевые, идущие от разума аргументы, либо санкция сторонней силы, воздействующей на участников конфликта. Предпринимаемые меры направляются на то, чтобы убедить или заставить конфликтующие стороны прекратить враждебные действия, исключить чье-либо поражение, указать на средства, способствующие взаимопониманию.

В-третьих, отдельное лицо или социальная группа, соотнося интересы конфликтующих сторон и параметры их поведения, выбирают приоритетный для себя способ разрешения конфликта, наиболее доступный и приемлемый в данных условиях. Необходимо понимание того, что не всякий стиль, следовательно, и способ подходят к конкретной ситуации. Каждый из способов эффективен лишь при

разрешении определенного типа конфликтов.

Способ конфронтации часто избирают участники коллективных трудовых споров, локальных и всеобщих социальных конфликтов. Нередко они доводят свои разногласия с работодателями по социально-трудовым проблемам до крайней формы — забастовки, пуская в ход угрозу нанесения ощутимого экономического ущерба, а также психологическое давление посредством проведения митингов, демонстраций и голодовок, выдвижение политических требований к органам власти и т.п. Сотрудничество — весьма результативный способ разрешения конфликтов в организациях, позволяющий путем открытого коллективного обсуждения, взаимного согласования достигать удовлетворения интересов конфликтующих сторон.

Широко распространённым способом разрешения конфликтов является ныне компромисс. Классический пример компромисса — отношения продавца и покупателя на рынке - результат купли-продажи (главным образом соглашение о цене) и есть желанный плод компромисса, взаимных уступок, устраивающих обе стороны. Вместе с тем постоянное обращение к компромиссам показывает, что нет универсальных, единственно пригодных средств, что любой способ как совокупность приемов и правил имеет ограничения в зависимости от ситуации, участников конфликта и решаемых ими задач. Компромисс тем и удобен, что не противостоит другим способам урегулирования конфликтов, не исключает их использования наравне или в сочетании с собой.

В-четвертых, конфликтующая сторона может при определенных условиях воспользоваться не одним, а двумя-тремя или вообще всеми способами разрешения конфликта. Это обстоятельство также служит подтверждением того факта, что ни один из пяти стилей поведения в конфликтах, способов их разрешения нельзя выделять, признать как наилучший и соответственно как наихудший.

Вывод: Главное заключается в том, что нужно обрести умение с пользой применять любой из способов, сознательно делать тот или иной выбор, исходя из конкретной конфликтной ситуации.

 

              Заключение

Инновации часто сопровождаются рассогласованием интересов различных социальных групп (собственников и руководителей бизнеса, управленцев и работников и т.д.). Возникает инновационный конфликт, который в определенной мере становится индикатором происходящих в компании перемен. Конфликты могут возникать на разных уровнях управления: между собственником и топ-менеджером, между топ-менеджером и персоналом. Отдельная группа конфликтов касается взаимодействия между привлеченным консультантом и специалистами.

Возникновение таких противоречий вполне объяснимо и естественно. Объективной природой инновационного конфликта является несоответствие внутренней и внешней среды компании. К субъективным факторам можно отнести различия мотивов, амбиций и возможностей сторон; противоречия между ответственностью и полномочиями; различную готовность руководителей к нововведениям.

Характер конфликтов зависит от многих параметров. В частности, насколько собственники вовлечены в управление бизнесом, каковы их предпочтения по доходности и рискам, потреблению или реинвестированию прибыли, кто является инициаторами и носителями стратегии развития компании – владельцы или управляющие.

Таким образом, в данной работе были рассмотрены вопросы сущности и содержания инновационных конфликтов.

Причины конфликтов - это различия в представлениях и ценностях, потому что, вместо того чтобы объективно анализировать проблему, люди часто рассматривают только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые благоприятны лишь для их группы и личных потребностей.

Большая часть проблематики конфликта разрабатывается на макроуровне в контексте крупномасштабных теоретических построений, связанных с задачами объяснения социокультурных изменений в современном  обществе.

Вместе с тем, проблематика конфликта носит сугубо прикладной характер. Она пользуется широким спросом при решении вполне конкретных ситуаций, в которых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа сторон. По сути дела в практике организации современного менеджмента, в дипломатии, в юриспруденции, коммерческой деятельности и иных областях жизни, где наблюдается непосредственное столкновение интересов противостоящих сторон, сложилось прикладное направление, которое получило название конфликтология.

Конфликтолог - это специальная профессия, представители которой участвуют во многих переговорных процессах, выезжают в "горячие  точки", где работают в качестве консультантов и участвуют в переговорном процессе на разных уровнях и в разных ситуациях.

Способами выхода из конфликтов являются средства убеждения, навязывание норм, материальное стимулирование, использование власти.

 

          

 

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1.        

нутренние конфликты

конфликты, которые возникают в рамках организации (предприятия) и разрешаются, как правило, через существующие нормативы и соглашения, т.е. так называемые правила игры, принятые на определенном уровне и между заинтересованными сторонами

2.        

Завершение конфликта

 

это последний этап открытого периода конфликта. Он означает любое его окончание и может выражаться в перемене ценностей субъектами противоборства.

 

Инновации (или нововведения)

 

это целевое изменение, направленное на совершенствование и создание какого-либо нового (именно для данной организации) продукта, технологии, организационной формы управления и др.

3.        

Инновационный конфликт

 

противоречие, возникающее в силу различных причин между отдельными членами коллектива, социальными группами по поводу предпринимаемых в коллективе, в обществе нововведений.

4.        

Инцидент

это тот случай, который инициирует открытое противоборство сторон. Инцидент конфликта следует отличать от его повода.

5.        

Истинные причины конфликта

 

в качестве причин конфликта стороны могут ссылаться на те обстоятельства, которые и в действительности создали данную конфликтную ситуацию.

6.        

Конфликт

это такое взаимодействие между людьми, которое характеризуется возникновением и столкновением противоречий в их отношениях.[1]

7.        

Компромисс (от лат. compromissum)

означает соглашение на основе взаимных уступок.

8.        

Манипулирование конфликтом

стимулирование субъектов, участников и объект конфликта исключительно с целью извлечения собственной выгоды, сохраняя при этом причины конфликта.

9.        

Межличностный конфликт

 

открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.

10.    

Организационный конфликт

 

это столкновение противоположно направленных действий участников конфликта, вызванное расхождением интересов, норм поведения и ценностных ориентации. Они возникают вследствие несовпадения формальных организационных начал и реального поведения членов коллектива.

11.    

Предмет конфликта

 

те противоречия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить посредством противоборства.

12.    

Причина конфликта

 

это различные обстоятельства, силы, желания и т.п., вызывающие противоречия в интересах разных сторон и приводящие к их противостоянию.

13.    

Профилактика конфликта

 

это устранение причин конфликта на стадии предконфликтной ситуации.

14.    

Разрешение конфликта

 

процесс, при котором устраняются причины конфликта, но после того, как произошел инцидент.

15.    

Сущность конфликта

 

это межгрупповое или межличностное противоборство, основанное на осознанном каждой из сторон противоречии. Это столкновение принципов, мнений, оценок, характеров или эталонов поведения людей.

16.    

Управление конфликтами

 

это регулирование конфликтной ситуации посредством влияния на объект, субъект, участников и другие элементы, так или иначе связанные с данной конфликтной ситуацией.

17.    

Участник конфликта

 

любой человек, а также организация или группа лиц, которые принимают в нем участие, не обязательно отдавая себе отчет о целях и задачах конфликтного состояния.

18.    

Функция конфликта

 

влияние конфликтов на отдельные элементы системы (личность, группы, общности) и на систему в целом, а также возможные последствия такого влияния.

19.    

Эскалация конфликта

 

это ключевая, самая напряженная его стадия, когда происходит обострение всех противоречий между его участниками и используются все возможности для победы в противоборстве.

Список использованных источников

1.       

Бестужев-Лада И.В. Социальный прогноз и социальное нововведение.//Социологические исследования. 1990. № 8 – 16 с.

2.       

Брушлинский А.В.  «Общая психология», - М., «Просвещение», 1986.

3.       

Веренко И.С.  Конфликтология. – М., концерн  «Swiss», 1990. – 368 с.

4.       

Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник.- М.: Инфра-М, 2000. — 224с.

5.       

Готтсданкер  Р. Основы психологического эксперимента. - Издательство Московского Университета, 1982. - 268 с.

6.       

Дмитриев А. В. Конфликтология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2000 – 320 с.

7.       

Добрович А.Б. Воспитателю о психологии  общения, - М., Просвещение,  1987. - 156 с.

8.       

Дудченко B.C. Ситуационные структуры в организации.//Структура инновационного процесса. - М.: ВНИИСИ, 1989 – 12с.

9.       

Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М., Аспект пресс. -  1994, 186 с.

10.  

Культурология: уч. пособие / под науч. ред. А.С.Неверова. – Мн.: Выш.шк., 2005. – 560 с.

11.  

Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. – 286 с.

12.  

Морозов А. Деловая психология. Курс лекций; Учебник для высших и средних специальных учебных заведений: - СПб.: «Издательство СОЮЗ», 1999. – 326 с.

13.  

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. — Кн. 1: Общие основы психологии. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 456 с.

14.  

Пригожий А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. - М.: Изд-во полит. литературы, 1989 – 94 с.

15.  

Психология делового общения и управления. Учебник / Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 412 с.

16.  

Социальная психология. Учебное пособие. / Отв. Ред. А. Л Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002. – 348 с.

17.  

Социальная психология: Курс лекций / В.Г. Крысько. — 3-е изд. — М.: Омега-Л, 2006. – 258 с.

18.  

Фролов С.С.  Социология. - М.,  «Логос», 1996 г. - 256 с.

19.  

Цой Л.Н. Практическая конфликтология. Книга первая. – М., Проспект, 2001. – 264 с.

 

2

 



[1] - См.: Социальная психология: Курс лекций / В.Г. Крысько. — 3-е изд. — М.: Омега-Л, 2006. С.307.


Информация о работе Инновационные конфликты - сущность и содержание