Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 18:53, курсовая работа
Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Если в конкурентных процессах соперники просто пытаются опередить друг друга, быть лучше, то при конфликте делаются попытки навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его. В связи с этим, под конфликтом понимают попытку достижения вознаграждения, путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения. Отдельные убийства или целая битва, угрозы, обращение к закону для воздействия на противника, создание коалиций для объединения усилий в борьбе - это всего лишь некоторые проявления инновационных конфликтов.
Введение …………………………………………………………………..………….3
Основная часть…………………………………………………………...….………..6
Глава 1. Основные понятия………………………………………………..…………6
1.1 Понятие инновации. ……………………………………………….…….………6
1.2 Понятие конфликта. ……………………………………………………………..9
Глава 2. Сущность и содержание инновационных конфликтов……………….….13
2.1. Этапы протекания инновационного конфликта. ………………………………13
2.2. Причины инновационного конфликта. …………………………………...……16
2.3. Острота инновационного конфликта. ………………………………….….……18
2.4. Длительность инновационного конфликта. ……………………………….……18
2.5. Последствия инновационного конфликта. ………………………………..……20
Глава 3. Способы разрешения конфликтов. …………………………………………21
Заключение …………………………………………………………………………….26
Глоссарий ………………………………………………………………………………28
Список использованных источников…………………………………….……………31
Версия шаблона | 2.1 |
Филиал |
|
Вид работы | Курсовая работа |
Название дисциплины |
|
Тема | Инновационные конфликты - сущность и содержание |
Фамилия студента |
|
Имя студента |
|
Отчество студента |
|
№ контракта |
|
Введение …………………………………………………………………..………
Основная часть…………………………………………………………...
Глава 1. Основные понятия………………………………………………..………
1.1 Понятие инновации. ……………………………………………….…….………6
1.2 Понятие конфликта. ……………………………………………………………..9
Глава 2. Сущность и содержание инновационных конфликтов……………….….13
2.1. Этапы протекания инновационного конфликта. ………………………………13
2.2. Причины инновационного конфликта. …………………………………...……16
2.3. Острота инновационного конфликта. ………………………………….….……18
2.4. Длительность инновационного конфликта. ……………………………….……18
2.5. Последствия инновационного конфликта. ………………………………..……20
Глава 3. Способы разрешения конфликтов. …………………………………………21
Заключение …………………………………………………………………………….
Глоссарий ………………………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………….……………
Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Если в конкурентных процессах соперники просто пытаются опередить друг друга, быть лучше, то при конфликте делаются попытки навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его. В связи с этим, под конфликтом понимают попытку достижения вознаграждения, путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения. Отдельные убийства или целая битва, угрозы, обращение к закону для воздействия на противника, создание коалиций для объединения усилий в борьбе - это всего лишь некоторые проявления инновационных конфликтов.
Во многих случаях крайних проявлений инновационных конфликтов их результатом становится полное уничтожение противника (например, Рим уничтожил Карфаген или американские переселенцы практически перебили некоторые племена североамериканских индейцев, враждующих с ними). В конфликтах с менее насильственной формой основная цель враждующих сторон состоит в отстранении противников от эффективной конкуренции путем ограничения их ресурсов, свободы маневра, в снижении их статуса или престижа. Например, конфликт руководителя с исполнителями в случае победы последних может привести к понижению руководителя в должности, ограничению его прав по отношению к подчиненным, падению престижа и, наконец, к его уходу из коллектива. Конфликты между индивидами чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни, в то время как межгрупповой конфликт обычно носит безликий характер, хотя возможны и вспышки личной неприязни.
Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное. Конфликт обостряется и охватывает все больше людей. Простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении своих противников. Жестокость в социальном конфликте иногда ошибочно приписывается садизму и природным задаткам людей, однако чаще всего ее совершают обычные люди, попавшие в экстраординарные ситуации. Конфликтные процессы могут заставить людей играть роли, в которых они должны быть жестокими. Так, солдаты (как правило, обычные молодые люди) на территории противника не щадят мирное население, или в ходе межнациональной вражды обычные мирные жители могут совершать крайне жестокие поступки.
Трудности, возникающие при гашении и локализации конфликтов, требуют тщательного анализа всего конфликта, установления его возможных причин и последствий.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- определить взаимосвязь понятий «инновация» и «конфликт»;
- изложить сущность и содержание понятия инновационный конфликт;
- установить наиболее распространенные предпосылки и причины инновационных конфликтов;
- проанализировать структуру и динамику инновационных конфликтов;
- определить возможные пути разрешения инновационных конфликтов;
- дать психологический портрет личности новатора.
Объектом анализа настоящей работы являются теоретическая база, разработанная ведущими учеными-психологами, социологами в области современной конфликтологии.
Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались обще – и частнонаучные, а также специальные методы познания.
Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. К специальным методам, использовавшимся в работе, следует отнести метод моделирования и прогнозирования, различные способы психологического анализа социальных явлений.
Данные методы позволили наиболее последовательно и полно рассмотреть различные аспекты, касающиеся сущности и содержания инновационных конфликтов.
Прежде всего необходимо ответить на вопрос: “Что же такое инновация?” Инновация может быть определена так, как Ж.Б. Сэй определил предпринимательство - то есть как изменение отдачи ресурсов. Или, как сказал бы современный экономист в терминах спроса и предложения, - как изменения в ценности и удовлетворённости, получаемых потребителем из используемых им ресурсов (или же нововведения в их использовании).
Таким образом, предпринимателей отличает инновационный тип мышления. Предпринимательство основывается на экономических и социальных теориях, согласно которым изменения - вполне нормальное и естественное явление. Главная же задача общества и особенно экономики видится в получении чего-то иного, отличного от предыдущего, а не в улучшении уже существующего. Таким образом, перед предпринимателями стоит задача научиться осуществлять инновационные решения на систематической основе.
Под понятие инновация попадает не все новое. Инновацией не является то новое, что возникает на смену старому естественным путем. Нововведениями нельзя считать те многочисленные усовершенствования, которые не имеют существенной новизны. Нововведением является значительная новая идея, которая пока не внедряется, но имеет большой потенциал в жизнеспособности и возможной эффективности.
В условиях рыночной экономики на уровне организаций (предприятий) происходит радикальная перестройка. Обладая экономической самостоятельностью, отвечая полностью за результаты своей хозяйственной деятельности, организации стремятся использовать различные факторы, которые обеспечили бы им высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость.
Руководители организаций, главные специалисты и работники стремятся к обновлению производства; к разработке и внедрению нововведений в различных подсистемах своих организаций — производственной (технической), экономической, социальной. В этих сферах инновации приобретают экономическую значимость. Они направлены на создание условий для эффективной работы, позволяют увеличить спрос и предложения на выпускаемую продукцию, наращивать прибыль.
Систематическая инновация, поэтому, состоит в целенаправленном, организованном поиске изменений и в систематическом анализе тех возможностей, которые эти изменения могут дать для экономических или социальных нововведений.
Выделяют следующие изменения, или источники инноваций:
· Неожиданное событие, которым может быть неожиданный успех, неожиданная неудача;
· Несоответствие между реальностью, такой, каковой она является, и её отражением во мнениях и в оценках людей;
· Изменение потребностей производственного процесса;
· Изменения в структуре отрасли или рынка;
· Демографические изменения;
· Изменения в восприятии и в ценностных установках;
· Новые знания, научные и ненаучные.
Нововведения вызревают от идеи до конкретного продукта и предполагают:
обновление средств и методов производства;
изменения, затрагивающие организационные формы хозяйственной деятельности (например, ликвидация некоторых профессий, рабочих мест, использование дополнительно новых знаний);
изменение отдельных звеньев управления (внедрениеАСУ, диспетчеризация, новые формы делопроизводства, учета и контроля);
изменения в содержании и условиях труда и быта работников (внедрение прогрессивных режимов труда и отдыха, организация питания на производстве и др.).
Содержание и особенность инновационной деятельности, в которой участвуют люди, предъявляют ряд требований к членам коллектива:
1) обладать достаточно высокой квалификацией и нестандартным творческим мышлением;
2) быть способным и стремиться к самообучению в процессе своей деятельности и использовать опыт других;
3) активно участвовать в инновационном процессе, быть готовым к риску;
4) уметь находить и реализовывать нестандартные решения;
5) обладать высокой внутренней культурой, быть коммуникабельным.
Социальной базой инновационных процессов являются разные группы работников, имеющих разное статусное положение и возможности, которыми они располагают для реализации своих целей. Можно выделить следующие группы работников:
“независимые новаторы” — ученые, инженеры, рабочие, сделавшие какое-то открытие или изобретение, не способствующее профилю организации, в которой они работают. Например, рабочий создает станок, чтобы ставить заклепки на джинсах. Но в таком новшестве не заинтересована его организация;
“новаторы по должности” — специалисты и руководители предприятий, которым вменяется в должностные обязанности внедрение достижений науки и передового опыта;
“новаторы по духу” — это те, кто более ориентирован на высокую самостоzтельность, активность в сфере обновления производства.
Инновация есть скорее экономический и социальный, нежели технический термин. Она не обязательно должна быть чем-то техническим, да и вообще, чем-то вещественным. Мало существует технических инноваций, которые смогут соперничать по влиянию с такими изобретениями, как, например, продажа товаров в рассрочку, которая буквально преобразила всю сферу торговли.
Конфликт — явление социальное, порождаемое самой природой общественной жизни.
Он непосредственным образом выражает те или иные стороны социального бытия, место и роль человека в нем.
Информация о работе Инновационные конфликты - сущность и содержание