Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 18:09, контрольная работа
Введение 2
Психический инфантилизм 3
Социальный инфантилизм 6
Физиологический инфантилизм 7
Психологический инфантилизм 9
Патологический инфантилизм 11
Взрослость-зрелость 14
Заключение 18
Введение 2
Психический инфантилизм 3
Социальный инфантилизм 6
Физиологический инфантилизм 7
Психологический инфантилизм 9
Патологический инфантилизм 11
Взрослость-зрелость 14
Заключение 18
Также важно понимать, что как регрессию, так и собственно инфантилизм абсолютно неправомерно рассматривать в качестве исключительно негативного, с точки зрения личностного развития и социального функционирования индивида, явление. Очень многие ритуалы, связанные, в первую очередь, с мужеско-женскими отношениями, носят характер игры, участие в которой предполагает определенную регрессию. Более того, как показывают многочисленные исследования, в частности, Э. Берна, И. С. Кона и др., полноценные сексуальные отношения попросту невозможны без регрессии к детским состояниям, а, следовательно, и инфантилизма партнеров. Состояния регрессии целенаправленно и широко используются в таких психотерапевтических подходах, как гипнотерапия, психодрама-терапия и ряде других.[7]
Вместе с тем важно еще
раз подчеркнуть, что регрессия
и личностный инфантилизм в своих
крайних проявлениях могут
В современном научном понимании взрослость-зрелость не считается синонимичной физическому возрасту, но считается довольно сложной междисциплинарной проблемой. Проблема взрослость-зрелость рассматривается философией в плане анализа развития личности, социологией с точки зрения проблемы социальной зрелости, педагогикой и возрастной психологией, психиатрией в сфере исследований инфантилизма и других видов нарушений психического развития. [8]
В биологическом плане (на основании полового созревания) считается, что зрелость возникает у девушек – к 21, у юношей – к 25 годам. С точки зрения возрастной психологии, период взрослости многие исследователи подразделяют на раннюю и другие виды взрослости, при этом нижней границей взрослости оказывается 17-20 лет (ранняя взрослость от 21 года до 25 лет у Д. Бромлея, 17-25 лет у Биррена, от 20 до 25 лет у Э. Эриксона, от 20 до 40 лет у Г. Крайга. Впрочем, по Э. Эриксону, развитие личности продолжается в течение всей жизни. В качестве определения зрелости Э. Эриксон пишет: «Зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным». Ш. Бюлер считает зрелостью период от 25 лет (создание собственной семьи, реализация призвания, постановка конкретных жизненных целей и самореализация), Р. Гаулд, Д. Левинсон, Д. Вейлант отмечают также как характеристику периода осознание себя как взрослого человека с его правами и обязанностями, сформированность представлений о своей будущей жизни и обозначают границы периода в 23-28 лет (по Кулагиной И.Ю., Колюцкому).
Кулагина и Колюцкий рассматривают онтогенез человека соотносительно с филогенезом, согласно результатам исследований психологической школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. В контексте развития организмов в целом выявляется развитие общей для живого триады: потребность - деятельность - мотив (предмет потребности), выступающий, как часть внешней среды и как нечто внутреннее - как «опредмеченная потребность» (по Леонтьеву). Родовым отличием психики человека является «наличие речемыслительного социогенного сознания. Развитие человеческого сознания обусловлено развитием системы знаний, а также выработкой морально-нравственных представлений и норм», что «обусловлено процессами интуиции, но более высокого, чем на предыдущем этапе развития психического уровня». Развитие человеческого знания связано с познанием не отдельных сторон, а сути предметов и явлений. Человеку присуще предметное чувство (глубокий непреходящий интерес, увлеченность), пластичность поведения в целом, сдвиг мотива на содержание деятельности – то есть во всех сущностных связях с миром у человека потребности обладают такой же природой: предметом потребности является сам процесс деятельности. [9]
Эти характеристики обретают особое значение для понимания социальной зрелости человека, если иметь в виду, что «зрелость выступает как мера социальности индивида, мера приобщения его к своей родовой сущности». Имея в виду индивида как систему с внутренней структурой в виде потребностей, интересов, ценностей, идеалов и т.д. Ю.Бардин считает, что именно оптимальность функционирования обеспечивает не только направленность развития системы, но и реализацию заложенных в ней возможностей, а также накопление и развертывание новых возможностей, что является одной из важнейших характеристик развития. Таким образом, в категории зрелость оказываются органически связаны принцип развития и принцип системности. Зрелость выступает одновременно и как критерий развитости систем, и как показатель целостности, организованности систем, являющейся важным направляющим фактором их дальнейшего развития. Зрелость личности первоначально выступает как адаптивность или способность оптимально функционировать в данной социальной систем в своем наиболее развитом виде зрелость личности выступает как субъективность, т.е. способность посредством своей целенаправленной, творчески-преобразующей действительности не только воспроизводить, но и изменять социальное целое.
По своим характеристикам, «зрелая
личность — это личность, которая
активно владеет своим
1. первичная социализация или стадия адаптации;
2. стадия индивидуализации;
3. стадия интеграции в общество.
Начиная с А. Маслоу, появилось представление о «пирамиде» мотивов в ходе развития личности. Маслоу говорит о движении от мотивов физиологических в направлении к самоактуализации, другие авторы говорят о движении от гедонистических мотивов к эгоистическим, дальше – к духовно-нравственным, а затем «сущностным» (по Кулагиной И.Ю., Колюцкому). Маслоу вносит определение: «Психическое здоровье «хронологически» незрелой личности понимают как здоровое развитие. Психическое здоровье взрослого человека – по-разному, как самоактуализацию, эмоциональную зрелость, индивидульность, продуктивность, подлинность, полноценность и т.п. Самоактуализацию определяют по-разному, но в главном все ученые явно согласны друг с другом. Все определения говорят:
- о примирении с внутренним Я как «сердцевиной» личности и его проявлении, то есть об осуществлении его скрытых способностей и потенциальных возможностей, об «идеальном функционировании», развитии индивидом всех своих индивидуальных и общевидовых характеристик;
- о минимизации заболеваний, неврозов, психозов, понижающих фундаментальные индивидуальные и общевидовые способности человека».
М. Мамардашвили определял так: «Взрослеть – это значит принадлежать к веку и миру просвещения. Я напомню старое определение просвещения – это вовсе не сумма знаний, распространяемая в народе. Европейское понимание просвещения сводится к утверждению, что просвещение есть взрослое состояние человечества, способность человека обходиться без внешних авторитетов, мыслить своим умом и не нуждаться в помочах». В другом месте он отмечает: «Что касается злобы, то это связано с инфантилизмом, у нас нет мыслительной традиции, чтобы отдавать себе отчет в своих состояниях, чтобы ясно помыслить: что же я чувствую? почему я ненавижу? почему страдаю? А когда мы неясно это понимаем, то изобретаем себе воображаемых врагов. Словом, злоба во многом идет от инфантилизма»[10]
Инфантилизм – это имитация детских эмоциональных состояний ради снижения уровня тревожности, защитная форма поведения, позволяющая на время облегчить тягостное состояние.
Инфантилизм не зависит от возраста – он встречается и в 7 и в 77 лет. Для его предотвращения необходимо четкое понимание причин его возникновения и настойчивость для их устранения. Но главное – сохранение интереса к реальности и стремление исправить допущенные ошибки.
Стремительный рост инфантилизма вызывает тревогу. Инфантилизация общества – одна из причин демографического спада – снижения рождаемости. Зачем детям свои дети, если они сами ещё дети. По подсчётам социологов, количество инфантильных женщин растёт быстрее, чем число инфантильных мужчин.
Особое значение имеет профилактика. Надо думать о будущем своих детей и прививать им с ранних лет навык владения своими эмоциями.
Главное – не мешать их самостоятельному развитию.
Представить им возможность делать свои ошибки, чтобы они могли на своем опыте прочувствовать, когда и отчего бывает больно.
Научиться находить общий язык с другими детьми, прощать обиды и промахи, проще относиться к неприятностям, радоваться даже малым успехам, упорно следовать выбранной цели.
Чтобы воспитать личность – надо и самому быть личностью. И чем раньше люди начнут относиться к свои детям как к личности, тем раньше они станут ею. И помните: дети, недолюбленные в детстве, на всю жизнь остаются детьми.[11]
1. Агавелян О. К. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития. - Челябинск, 2005.
2. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 2006. - Т. 5.- М., 2007.
3. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой В. И.Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 2005.
4. Дмитриева Е.Е. Об
5. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 2006.
6. Кулагина И. Ю., Пускаева Т.Д. Познавательная деятельность и ее детерминанты при ЗПР//Дефектология. - 2009.
7. Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью детей России. - М., 2005.
8. Лубовский В.И. Общие и специальные закономерности развития психики аномальных детей //Дефектология. - 2008.
9. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). - М., 2007.
10. Основы специальной психологии/
11. Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. - М., 2006.