Инфантилизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 18:09, контрольная работа

Краткое описание

Введение 2
Психический инфантилизм 3
Социальный инфантилизм 6
Физиологический инфантилизм 7
Психологический инфантилизм 9
Патологический инфантилизм 11
Взрослость-зрелость 14
Заключение 18

Оглавление

Введение 2
Психический инфантилизм 3
Социальный инфантилизм 6
Физиологический инфантилизм 7
Психологический инфантилизм 9
Патологический инфантилизм 11
Взрослость-зрелость 14
Заключение 18

Файлы: 1 файл

инфантилизм контрольная.docx

— 40.42 Кб (Скачать)

Также важно понимать, что как  регрессию, так и собственно инфантилизм  абсолютно неправомерно рассматривать  в качестве исключительно негативного, с точки зрения личностного развития и социального функционирования индивида, явление. Очень многие ритуалы, связанные, в первую очередь, с мужеско-женскими отношениями, носят характер игры, участие в которой предполагает определенную регрессию. Более того, как показывают многочисленные исследования, в частности, Э. Берна, И. С. Кона и др., полноценные сексуальные отношения попросту невозможны без регрессии к детским состояниям, а, следовательно, и инфантилизма партнеров. Состояния регрессии целенаправленно и широко используются в таких психотерапевтических подходах, как гипнотерапия, психодрама-терапия и ряде других.[7]

Вместе с тем важно еще  раз подчеркнуть, что регрессия  и личностный инфантилизм в своих  крайних проявлениях могут приобретать  откровенно патологические формы, не только создающие реальные социально-психологические  проблемы, но и угрозу здоровью и  жизни как собственно индивида, так  и лиц из его социального окружения. В частности, инфантилизм может являться одной из глубинных причин злоупотребления психоактивными веществами, управления автотранспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, повышенной склонности к риску и т. п. Чрезвычайно опасной формой регрессии является так называемая соматизация, или «бегство в болезнь». Такой способ ухода от реальности «никогда не осознается (а если осознается, это называется просто симуляцией) и может причинить страдание как регрессировавшему, так и связанному с ним другому человеку». Причем, как отмечает Н. Мак-Вильямс, «этот вариант регрессии обычно оказывается резистентным к изменениям и трудным для психотерапевтического вмешательства». Не менее проблематичным выглядит и «бегство» в психические расстройства, чаще всего депрессивного характера, которые нередко приводят к суицидальным попыткам. Кроме того, депрессия является причиной «синдрома приобретенной беспомощности», суть которого заключается в том, что потерпев неудачу в попытке противостоять неблагоприятным внешним обстоятельствам, люди утрачивают способность к сопротивлению в схожих обстоятельствах, «...так как считают, что все их усилия будут неэффективными». В групповом и организационном контексте патологический инфантилизм не только является очевидным препятствием в процессе поиска, принятия и реализации тех или иных решений, но и может негативно влиять на социально-психологический климат сообщества, «заражая» его пессимизмом, неуверенностью и безответственностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взрослость-зрелость

В современном научном понимании взрослость-зрелость не считается синонимичной физическому возрасту, но считается довольно сложной междисциплинарной проблемой. Проблема взрослость-зрелость рассматривается философией в плане анализа развития личности, социологией с точки зрения проблемы социальной зрелости, педагогикой и возрастной психологией, психиатрией в сфере исследований инфантилизма и других видов нарушений психического развития. [8]

В биологическом плане (на основании  полового созревания) считается, что  зрелость возникает у девушек – к 21, у юношей – к 25 годам. С точки зрения возрастной психологии, период взрослости многие исследователи подразделяют на раннюю и другие виды взрослости, при этом нижней границей взрослости оказывается 17-20 лет (ранняя взрослость от 21 года до 25 лет у Д. Бромлея, 17-25 лет у Биррена, от 20 до 25 лет у Э. Эриксона, от 20 до 40 лет у Г. Крайга. Впрочем, по Э. Эриксону, развитие личности продолжается в течение всей жизни. В качестве определения зрелости Э. Эриксон пишет: «Зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным». Ш. Бюлер считает зрелостью период от 25 лет (создание собственной семьи, реализация призвания, постановка конкретных жизненных целей и самореализация), Р. Гаулд, Д. Левинсон, Д. Вейлант отмечают также как характеристику периода осознание себя как взрослого человека с его правами и обязанностями, сформированность представлений о своей будущей жизни и обозначают границы периода в 23-28 лет (по Кулагиной И.Ю., Колюцкому).

Кулагина и Колюцкий рассматривают онтогенез человека соотносительно с филогенезом, согласно результатам исследований психологической школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. В контексте развития организмов в целом выявляется развитие общей для живого триады: потребность - деятельность - мотив (предмет потребности), выступающий, как часть внешней среды и как нечто внутреннее - как «опредмеченная потребность» (по Леонтьеву). Родовым отличием психики человека является «наличие речемыслительного социогенного сознания. Развитие человеческого сознания обусловлено развитием системы знаний, а также выработкой морально-нравственных представлений и норм», что «обусловлено процессами интуиции, но более высокого, чем на предыдущем этапе развития психического уровня». Развитие человеческого знания связано с познанием не отдельных сторон, а сути предметов и явлений. Человеку присуще предметное чувство (глубокий непреходящий интерес, увлеченность), пластичность поведения в целом, сдвиг мотива на содержание деятельности – то есть во всех сущностных связях с миром у человека потребности обладают такой же природой: предметом потребности является сам процесс деятельности. [9]

Эти характеристики обретают особое значение для понимания социальной зрелости человека, если иметь в  виду, что «зрелость выступает  как мера социальности индивида, мера приобщения его к своей родовой сущности». Имея в виду индивида как систему с внутренней структурой в виде потребностей, интересов, ценностей, идеалов и т.д. Ю.Бардин считает, что именно оптимальность функционирования обеспечивает не только направленность развития системы, но и реализацию заложенных в ней возможностей, а также накопление и развертывание новых возможностей, что является одной из важнейших характеристик развития. Таким образом, в категории зрелость оказываются органически связаны принцип развития и принцип системности. Зрелость выступает одновременно и как критерий развитости систем, и как показатель целостности, организованности систем, являющейся важным направляющим фактором их дальнейшего развития. Зрелость личности первоначально выступает как адаптивность или способность оптимально функционировать в данной социальной систем в своем наиболее развитом виде зрелость личности выступает как субъективность, т.е. способность посредством своей целенаправленной, творчески-преобразующей действительности не только воспроизводить, но и изменять социальное целое.

По своим характеристикам, «зрелая  личность — это личность, которая  активно владеет своим окружением, обладает устойчивым единством личностных черт и ценностных ориентации и способна правильно воспринимать людей и себя». С точки зрения становления взрослости-зрелости выделяются стадии социализации:

1. первичная социализация или  стадия адаптации; 

2. стадия индивидуализации;

3. стадия интеграции в общество.

Начиная с А. Маслоу, появилось представление о «пирамиде» мотивов в ходе развития личности. Маслоу говорит о движении от мотивов физиологических в направлении к самоактуализации, другие авторы говорят о движении от гедонистических мотивов к эгоистическим, дальше – к духовно-нравственным, а затем «сущностным» (по Кулагиной И.Ю., Колюцкому). Маслоу вносит определение: «Психическое здоровье «хронологически» незрелой личности понимают как здоровое развитие. Психическое здоровье взрослого человека – по-разному, как самоактуализацию, эмоциональную зрелость, индивидульность, продуктивность, подлинность, полноценность и т.п. Самоактуализацию определяют по-разному, но в главном все ученые явно согласны друг с другом. Все определения говорят:

- о примирении с внутренним Я как «сердцевиной» личности и его проявлении, то есть об осуществлении его скрытых способностей и потенциальных возможностей, об «идеальном функционировании», развитии индивидом всех своих индивидуальных и общевидовых характеристик;

- о минимизации заболеваний, неврозов, психозов, понижающих фундаментальные индивидуальные и общевидовые способности человека».

М. Мамардашвили определял так: «Взрослеть – это значит принадлежать к веку и миру просвещения. Я напомню старое определение просвещения – это вовсе не сумма знаний, распространяемая в народе. Европейское понимание просвещения сводится к утверждению, что просвещение есть взрослое состояние человечества, способность человека обходиться без внешних авторитетов, мыслить своим умом и не нуждаться в помочах». В другом месте он отмечает: «Что касается злобы, то это связано с инфантилизмом, у нас нет мыслительной традиции, чтобы отдавать себе отчет в своих состояниях, чтобы ясно помыслить: что же я чувствую? почему я ненавижу? почему страдаю? А когда мы неясно это понимаем, то изобретаем себе воображаемых врагов. Словом, злоба во многом идет от инфантилизма»[10]

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Инфантилизм – это имитация детских  эмоциональных состояний ради снижения уровня тревожности, защитная форма  поведения, позволяющая на время  облегчить тягостное состояние.

Инфантилизм не зависит от возраста – он встречается и в 7 и в 77 лет. Для его предотвращения необходимо четкое понимание причин его возникновения  и настойчивость для их устранения. Но главное – сохранение интереса к реальности и стремление исправить  допущенные ошибки.

Стремительный рост инфантилизма вызывает тревогу. Инфантилизация общества – одна из причин демографического спада – снижения рождаемости. Зачем детям свои дети, если они сами ещё дети. По подсчётам социологов, количество инфантильных женщин растёт быстрее, чем число инфантильных мужчин.

Особое значение имеет профилактика. Надо думать о будущем своих детей и прививать им с ранних лет навык владения своими эмоциями.

Главное – не мешать их самостоятельному развитию.

Представить им возможность делать свои ошибки, чтобы они могли на своем опыте прочувствовать, когда и отчего бывает больно.

Научиться находить общий язык с другими детьми, прощать обиды и промахи, проще относиться к неприятностям, радоваться даже малым успехам, упорно следовать выбранной цели.

Чтобы воспитать личность – надо и самому быть личностью. И чем раньше люди начнут относиться к свои детям как к личности, тем раньше они станут ею. И помните: дети, недолюбленные в детстве, на всю жизнь остаются детьми.[11]

Список использованной литературы

1. Агавелян О. К. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития. - Челябинск, 2005.

2. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 2006. - Т. 5.- М., 2007.

3. Дети с задержкой психического  развития / Под ред. Т. А. Власовой В. И.Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 2005.

4. Дмитриева Е.Е. Об особенностях  общения со взрослым шестилетних детей с ЗПР // Дефектология. - 2008.

5. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 2006.

6. Кулагина И. Ю., Пускаева Т.Д. Познавательная деятельность и ее детерминанты при ЗПР//Дефектология. - 2009.

7. Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит  внимания с гиперактивностью детей России. - М., 2005.

8. Лубовский В.И. Общие и специальные закономерности развития психики аномальных детей //Дефектология. - 2008.

9. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). - М., 2007.

10. Основы специальной психологии// Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., 2007. - 480 с.

11. Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. - М., 2006.


Информация о работе Инфантилизм