Инфантилизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 18:09, контрольная работа

Краткое описание

Введение 2
Психический инфантилизм 3
Социальный инфантилизм 6
Физиологический инфантилизм 7
Психологический инфантилизм 9
Патологический инфантилизм 11
Взрослость-зрелость 14
Заключение 18

Оглавление

Введение 2
Психический инфантилизм 3
Социальный инфантилизм 6
Физиологический инфантилизм 7
Психологический инфантилизм 9
Патологический инфантилизм 11
Взрослость-зрелость 14
Заключение 18

Файлы: 1 файл

инфантилизм контрольная.docx

— 40.42 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение 2

Психический инфантилизм 3

Социальный инфантилизм 6

Физиологический инфантилизм 7

Психологический инфантилизм 9

Патологический инфантилизм 11

Взрослость-зрелость 14

Заключение 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Впервые использовать термин инфантилизм (от лат. iufantilis – детский) по отношению к человеческому поведению предложил французский невропатолог и психиатор Эрнест Шарль Ласе́г в 1864 году.

Он обозначал его как - особый вид остановки развития личности на ювенильной ступени. Отмечается в первую очередь эмоциональными характерологическими особенностями, неустойчивостью настроения, плохо контролируемыми влечениями, недостаточностью сознательной и целевой активности, в ряде случаев – поверхностными, незрелыми суждениями. Позднее, немецкий психотерапевт G. Anton выделял так называемый «парциальный» психический инфантилизм, характеризующийся отсутствием какого бы то ни было интеллектуального дефекта и проявляющийся лишь нарушениями поведения.

В течение века, инфантилизм, как качество личности, изучался в рамках патологии и все больше с ней переплетался. К концу 20 века инфантилизм начали рассматривать как задержку нравственного и социального развития, и как характеристику личности, т.е проявления инфантилизма в процессе развития личности. На данный момент времени, «инфантилизм» не имеет точно определения, и используется в контексте обозначаемой области.

Таким образом, инфантилизм классифицируется, по своему проявлению как: психологический, психический, социальный, физиологический.[1]

 

 

 

 

Психический инфантилизм

Психический инфантилизм – отставание, задержка в развитии психики ребенка, из-за чего поведение ребенка и позже как бы взрослого человека не соответствует возрастным требованиям к нему. Преимущественно отставание проявляется в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранении детских качеств личности.

Э.Крепелин одним из первых связал возникновение психопатии с парциальным психическим инфантилизмом (ювенилизм) — задержкой эмоционального созревания, и считал что инфантильная психика содержит в себе ростки будущих психопатий, с одной стороны, и тесное патогенетическое сродство психопатий и наркоманий, с другой, выстраивается следующий континуум: «инфантилизм – психопатия - наркомания». Парциальный личностный дисгармонический инфантилизм составляет основу разных форм личностной патологии, начинающейся с детства, и наиболее выражен у неустойчивых и истерических личностей.

Э. Кречмер также считал незрелость эмоционально-волевой сферы неизменной конституциональной основой психопатической личности. На патогенетическую связь инфантилизма и психопатий также указывают Б. Линдберг, Матес, Г.Ског, О. В. Кербиков, В. В. Ковалев, М. И. Буянов и др.

В 30х годах 20 века впервые выделился  «моторный инфантилизм», отличающийся от «дебильной двигательности» тем что отсутствуют признаки органических изменений в головном мозге, пирамидные или экстрапирамидные симптомы. Этот термин использовался для обозначения проявлений недостаточности развития двигательных функций, идущей параллельно с запаздыванием умственного развития, проявлениями психического инфантилизма. [2]

Фриц Виттельс описывает в своем труде «Фрейд. Его личность, учение и школа», как он пришел к определению «нарциссизм» из понятия инфантилизма: «я описал такой тип под именем «женщина-ребенок». О нарциссизме я тогда ничего ещё не знал. Женщина-ребенок, по моему объяснению, была женщина, которая, благодаря преждевременному расцвету своей красоты, слишком рано делается объектом ухаживаний. Таким образом, красивому ребенку нет времени созреть в женщину, и он остается таким, каким его желают. Женщина-ребенок остается недалекой, детски красивой и детски несдержанной, переходит из рук в руки и должна погибнуть. Половые болезни и туберкулез намечают в ней свою жертву, а мужчины, которые раньше поклонялись ей, называют ее доступной, потому что она не сохраняет верности. В моем распоряжении имелось тогда лишь понятие об инфантильном аутоэротизме, и я развил из него часть того, что получило впоследствии название нарциссизма. Я прочел эту статью перед ее опубликованием Фрейду. В настоящее время стала доступнее пониманию, притягательная сила, отличающая женщину-ребенка, и ее своеобразная сексуальность. Я сказал тогда: женщина-ребенок это первобытная женщина»

По Г.Е. Сухаревой, различаются органический, дисгармонический и гармонический варианты психического инфантилизма в зависимости от того, к чему примыкают его симптомы - к олигофрении, к психопатиям или норме.

Л. С. Выготский впервые в истории психологии и дефектологии дал глубокое психолого-педагогическое определение сущности инфантилизма, состоящей в нарушении темпа качественной перестройки психических функций (мышления, внимания, памяти, моторики), при котором психика ребенка сохраняет организацию более, раннего возраста. При этом запаздывает формирование сложных опосредованных форм поведения, образуется недоразвитие личности, что ведет к нарушению всех видов произвольной деятельности. Дети с ЗПР, будучи поставлены в условия обучения и воспитания с учетом этиопатогенеза и структуры их дефекта, достигают, в противовес умственно отсталым детям, высокого уровня образования. Исследование, названное Выготским «естественной историей знака», которое проводилось Н. Г. Морозовой под его руководством, легло в основу работ по развитию игровой деятельности аномальных детей, по овладению значением слова, грамматическим строем, значением и смыслом письменной речи глухими школьниками.[3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальный инфантилизм

Социальный инфантилизм - неприятие  молодыми людьми новых обязанностей и обязательств, связанных с процессом  взросления. Социокультурный инфантилизм развивается при неправильном воспитании, длительной социальной и эмоциональной депривации. Если инфантилизм обусловлен преимущественно социально-психологическими факторами, клинические проявления его приобретают некоторые особенности. Известны описания «инфантилизированного характера», «синдрома единственного ребенка», в основе которых лежит изнеживающее воспитание по типу «кумира семьи», «гиперопеки» или «гиперпротекции». При этом могут возникать такие черты, как несамостоятельность, неорганизованность, недостаточность практических навыков, инициативы, невыносливость к психическим нагрузкам, а также недостаточная социальная зрелость и адаптированность. Известны явления госпитализма у подростков, когда в условиях депривации формируется инфантильная психика. При этом появляются гипертрофированные интеллектуальные интересы, носящие односторонний характер. Наиболее незрелой оказывается социальная сторона интеллекта и эмоций. В неблагополучных семьях и закрытых детских учреждениях, в условиях гипоопеки и безнадзорности не наступает своевременной положительной социализации личности, в результате чего не формируются система положительно ориентированных внутренних запретов и система ценностей, преобладают преимущественно утилитарные интересы, потребительское отношение к жизни, неспособность к устойчивым межличностным отношениям, легкость закрепления различных отрицательных привычек, отсутствие контроля за проявлениями своих эмоций, побуждений, влечений. Степень выраженности личностной незрелости может быть различной, что и определяет возможность разной судебно-психиатрической квалификации состояния.[4]

Физиологический инфантилизм

Физиологический инфантилизм - отставание в физическом развитии в силу медицинских, физиологических, а не психологических  и социальных причин. Например, Ларен В 1871 г. под этим названием описал определенный тип задержанных в общем развитии лиц, сохраняющих и в зрелом возрасте все юношеские черты в отношении роста, пропорций тела и психики (тип Лорена). Большое значение в этиологии заболевания Лорен придавал врожденному сифилису, малярии, пеллагре. Дальнейшим этапом в изучении инфантилизма явилась работа Бриссо, давшего в 1894 году описание другого инфантильного типа, сохраняющего в результате остановки своего развития не юношеские, а детские пропорции тела и психику (тип Бриссо). Бриссо и особенно Гертог считали этиологической основой этих заболеваний гипофункцию щитовидной железы. Дальнейшие исследования показали, что причины и клиническая картина инфантилизма могут быть весьма разнообразны. Инфантилизм может быть наследственным и приобретенным как результат различных заболеваний раннего детства, а также неблагоприятных условий внешней среды («дистрофический инфантилизм»). Кроме того Бриссо, Меж, Ганди и др. ввели еще понятие «позднего инфантилизма» - появление синдрома инфантилизма с исчезновением вторичных половых признаков и восстановлением детских черт у нормального до того взрослого.[5]

Исходя из широкого понимания инфантилизма, некоторые авторы относили к инфантилизму, и такие клинические картины, как дистрофию, случаи карликового роста независимо от наличия или отсутствия других симптомов инфантилизма. Но уже Фальта высказывается против такого смешения различных по существу клинических форм, ограничивая инфантилизм теми случаями, в которых остановка развития на детском стадии и задержка роста сопровождаются недоразвитием половых органов, лимф, аппарата, замедленным развитием ядер окостенения, незаращением эпифизарных зон, сохранением детских пропорций членов и психической отсталостью.

Современные авторы, такие как Молчанов относят к инфантилизму лишь случаи отсталости общего развития, выделяя отсталость роста в особую форму нанизма и требуя, чтобы для диагноза инфантилизма были налицо по крайней мере главнейшие симптомы отсталости общего развития, а именно — задержка роста, психики и полового созревания.[5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологический инфантилизм

Психологический инфантилизм - детские  черты в мышлении, поведении и эмоциональных реакций притом, что с психикой у этого якобы взрослого человека в порядке. У детей - поведение и реакции, не соответствующие возрастным требованиям к нему - снова притом, что психическая база для того, чтобы возрастным требованиям соответствовать - есть.

Можно сказать что, прежде всего инфантилизм как личностная незрелость (инфантильность) проявляется в несформированности на достаточном для данного конкретного возраста уровне эмоционально-волевой сферы личности. Как правило, инфантильность в качестве устойчивой личностной характеристики высоко коррелирует с такими личностными особенностями, как внешний локус контроля, завышенные самооценка и уровень притязаний, эгоцентризм, готовность при любых обстоятельствах атрибутировать ответственность за неудачу другим, обостренное, порой болезненное чувство психологической незащищенности. При этом основным компенсаторным механизмом в данном случае оказываются попытки во что бы то ни стало уйти от необходимости хотя бы более или менее адекватно оценивать объективную социальную реальность, в том числе и путем личностного погружения в реальность виртуальную (например, интернет-аддикция и т. п.). Следует специально отметить, что инфантилизм может сочетаться как с нормальным интеллектуальным развитием, так и с отставанием и опережением в этой сфере. В этом плане личностный инфантилизм вполне правомерно оценивать в качестве своеобразного проявления гетерохронности собственно личностного развития индивида. Это вполне оправдано, конечно, если саму гетерохронность развития личности, переживающей восхождение к социальной зрелости, рассматривать как фактор, который нередко приводит к тому, что в связи с заметным отставанием или наоборот, с явным опережением какой-либо линии развития по сравнению с общим темпом личностного становления, возникает ситуация, при которой ожидания социума, базирующиеся на принятом в рамках конкретного культурно-исторического контекста понимания возрастных норм, не совпадают с характером предъявляемой субъектом активности.[6]

Как отмечает Н. Мак-Вильямс, «социальное и эмоциональное развитие никогда не идет строго прямым путем: в процессе роста личности наблюдаются колебания, которые с возрастом становятся менее драматичными, но никогда полностью не проходят. Практически каждый человек в состоянии сильной усталости начинает хныкать. Подфаза воссоединения в процессе сепарации-индивидуации, которую Миллер описал как универсальную особенность, проявляющуюся в конце второго года жизни каждого ребенка (когда ребенок, начинающий ходить и только что провозгласивший свою независимость от матери, возвращается обратно и прячется под ее юбкой), становится одной из тенденций, присущих каждому человеку. Это возвращение к знакомому способу действия после того, как был достигнут новый уровень компетентности»

 

 

 

 

 

 

 

 

Патологический  инфантилизм

Из сказанного ясно, что инфантилизм  представляет собой универсальное  психическое явление и в определенной степени присущ каждому человеку. Откровенно девиантные формы его проявления, как правило, связаны с тотальной фиксацией личности на таком виде психологической защиты как регрессия. В психоаналитической традиции регрессию обычно относят к вторичным защитам, действие которых направлено главным образом на снижение тревоги, связанной с интрапсихическими процессами. Однако, поскольку «регрессия является относительно простым защитным механизмом, знакомым каждому родителю, который наблюдал, как ребенок соскальзывает к прежним привычкам», формирующимся в достаточно раннем возрасте, целесообразно и оправданно, если не с теоретической, то с практической точки зрения, рассматривать ее как промежуточную между первичными и вторичными защитами.[7]

В абсолютном большинстве случаев  регрессия означает, что индивид  пребывает не просто в эго-состоянии ребенка, но ребенка депривированного, активно ищущего поддержки и заботы со стороны любящего родителя. И если в ответ на подобный стимул, он получает реакцию Родителя директивного, отдающего жесткие приказы и инструкции, то ощущение депривации, связанное с отвержением, брошенностью, беззащитностью, собственной «малостью» только усиливается. Тем самым создаются реальные предпосылки для дальнейшей регрессии с одновременным усилением инфантильных поведенческих реакций, направленных на то, чтобы «достучаться» в конце концов, до «хорошего» родителя. Если же в ответ на стимул, направленный от эго-состояния ребенка к эго-состоянию родителя, следует реакция в логике взрослый - взрослый, налицо пересекающаяся трансакция, которая чаще всего приводит к конфликту. Оказавшись же втянутым в открытое столкновение, индивид в состоянии регрессии опять вынужденно использует инфантильные формы борьбы, к которым прибегают маленькие дети в попытках противопоставить себя взрослым.

Информация о работе Инфантилизм