Индивидуальные особенности японского народа

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 18:02, реферат

Краткое описание

Чем ближе знакомятся другие народы с японцами, чем пристальнее всматриваются в них, в склад и строй японской жизни, тем яснее становится им, что в лице Японии они имеют дело со страною, проникнутою совершенно своеобразным, вполне самостоятельным духом, зрелым и глубоко разработанным. Особенно поражает европейца, что на всем протяжении Японии, с крайнего севера и до крайнего юга, он встречает совершенно одинаковую форму семейного и общественного быта, совершенно одинаковый строй понятий, воззрении, наклонностей и желаний.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
Индивидуальные особенности японского народа……………... ....... 4
1.1 Характер японского человека.…………………………………… 4
1.2 Язык общения…………………………………………………..….5
1.3 «Амае» и чувство стыда...…………………………………………7
1.4 Роль женщины и мужчины в японской семье…...………………9
Этническая культура Японии……………………………………….. 11
2.1 Живопись…………………………………………………………. 11
2.2 Икэбана………………………..………………………………….. 12
2.3 Литература…...………………..…………………………………..13
2.4 Гейши……………………...…..………………………………….. 14
Заключение……………………………………………………………….16
Список литературы…………………………...………………………... 18

Файлы: 1 файл

Этнопсихология.docx

— 38.96 Кб (Скачать)

 Японское общество с его моралью не признает выдающихся личностей, тянет назад каждого, кто стремится опередить остальных. Самые умные и рассудительные японцы постигают это раньше других. Поэтому именно люди, талант которых мог бы сделать их яркими индивидуальностями, превращаются в наибольших приспособленцев и делают свою карьеру именно японским путем, как рядовые члены какой-то группы.

 

 1.4 Роль женщины и мужчины в японской семье

 

 Японская женщина живет  в обществе, в котором внешне  доминирует мужчина. Но создать  сердцевину общества помогла  она сама. В этом виноваты ее тяга к согласию, склонность к компромиссам, к объединению противоположных взглядов, тонкое чувство красоты и гармонии.

Еще с феодальных времен считалось, что до замужества японка должна подчинятся отцу, после свадьбы – мужу, а став вдовой – сыну. В последнее время становится все больше семей, где женщины верховодят не только домашним хозяйством, но и самими мужчинами.

 Во многих случаях  покорное поведение японских  женщин – это только иллюзия, только внешняя сторона установившейся  привычки. От женщин всегда требовалось, чтобы они именно так себя  и вели. И даже в прошлом  подчинение японских женщин никогда  не было столь безусловным. Японки  старшего поколения хотя и выглядят покорными и послушными, в большинстве своем обладают сильным характером и волей. Они умеют прекрасно владеть собой и своей дипломатичностью и настойчивостью добиваться от своих мужей намного больше, чем энергичные европейские женщины или американки. Что касается повседневной жизни, то все хозяйственные вопросы японки решают самостоятельно. Создается даже впечатление, что многие мужчины скрывают за маской хозяина положения нерешительность, неверие в себя, неспособность чего-либо добиться.

 Мужчины делают вид, что они все понимают, женщины  же наоборот, стремятся свои способности  скрыть и показывают, что все, что они делают и говорят, - свидетельство мудрости главы  семьи и что их успехи –  это, прежде всего, успехи мужа.

 Все японцы выращены  и воспитаны матерями. Значение  отца в воспитании детей ничтожно. Его имя не используется даже  в качестве угроз, поскольку в японской семье воспитание ведется не на их основе, , а на основе заботы и опеки. Японская мать неспроста пугает шалуна: «Смотри, в дом больше не войдешь». Она грозит ребенку отлучением от семьи – первой общины, по законам которой приучается он жить. Все материнские аргументы в той или иной степени подразумевают наказание общественным бойкотом.

 2.  Этническая культура Японии.

 

    1. . Живопись

 

Характер художественного мышления в Японии определялся буддийской традицией.

Отметим его основные черты:

- склонность к недосказанности, незавершенности, что подразумевало, символизировало продолжение, неостановимость жизни, бесконечный процесс Превращения. Красота как идеал очарования как попытка запечатлеть бесконечную ускользаемость, насладиться мгновением;

- некатегоричность – мир в своей изменчивости вмещает в себя все, ничего не отвергая и не исключая;

- cсозерцательность;

- знаки и символы – все закодировано, все надо расшифровывать;

- не изучение Мира, а его переживание;

- непрямое, иносказательное воспроизведение реальности через метафору, сравнение, гиперболу.

Эстетическая категория для японцев заключается в мимолетности, неповторимости. Движение души, взгляд, игра света и тени, игра красок. Красота по-японски – не в вещах самих по себе, а в их комбинациях, плетущих узор светотени. Японский художник может рисовать на песке, на воде, на асфальте. Такой рисунок живет недолго, но он вполне удовлетворяет и художника, и зрителя, которые успели увидеть и насладиться изображенным мгновением. Яркому, цветущему предпочитается темное, скрытое. “Некрасивое недопустимо”, только красивая вещь (не сама по себе, а в сочетании с другими вещами, поставленная в нужном месте в нужное время суток) может быть истинной. По мнению японцев, в природе нет некрасивого, надо просто научиться разглядеть красоту. Красота есть добро, она есть во всем и везде, а что красиво – то хорошо.

2.2 Икэбана

Стремление к гармонии с природой — главная черта японского искусства. Поэтому  появление искусства аранжировки цветов – икэбана вполне  предсказуемо.

Создатели икэбаны стремятся выявить в ней не свои пристрастия и вкусы, не свою индивидуальность, а природную сущность представленных в икэбане растений, глубинный смысл их сочетаний и расположения — композиции в целом. Японские мастера икэбаны стремятся к предельной строгости, даже лаконизму в форме, ограничиваясь порой двумя-тремя веточками и уделяя особое внимание самым простым и скромным растениям.

Этот вид искусства, зародившийся в Индии и проникший в Японию вместе с буддизмом из Китая, получил широкое распространение в этой стране и стал играть значительную роль в культурной жизни ее общества. Именно в Японии икэбана, выйдя за рамки ритуального обряда подношения символически значимых цветов Будде, а также почитаемым предкам, стала особым видом искусства, широко внедрившимся в самые различные сферы общественной жизни. Простота как знак оригинальности и единичное как знак целого — вот кредо истинных художников икэбаны.

Искусство икэбаны в современной Японии является одним из самых популярных, оно осознается как символ национального своеобразия и как воплощение высокого художественного вкуса, признанного во всем мире.

Растительный материал — собственно аранжировка ветвей, цветов и трав — конструируется в икэбане по строгим нормам, стилистическое своеобразие икэбаны выражено наиболее ярко тем или иным соотношением основных конструктивных элементов — «ветвей». Обычно их три, но бывает и от двух до девяти. Особенности стиля икэбаны находят воплощение и в характере геометрической фигуры, которую она образует, и в организации пространства, в абрисе пустот между основными конструктивными элементами.

Эстетический смысл имеет не только созданная композиция икэбаны, но и процесс обучения этому искусству, да и не только этому. Школа икэбаны, процесс обучения этому искусству предстают в контексте японской культуры как особая, во многом изолированная от всего прочего «педагогическая провинция», где процесс обучения весьма длителен и где мудрые наставники главным образом кропотливо трудятся над выявлением и всесторонним культивированием природных дарований своих подопечных. Здесь господствует атмосфера своеобразного благочестия, почтительного вживания в космический ритм бытия, что облекается в форму особой обрядности: жесты и позы учителя, а затем и учеников исполнены глубокого смысла.

Сама природа учит японца ценить мгновение, поэтому важна не техника построения икэбаны, а душевная тренировка.

 

2.3  Литература

 

Самыми известными видами  литературного искусства Японии являются хокку и  танка.

Появились они в средние века. Все эти формы японского стихосложения родились из народных песен и… слоговой азбуки.

Японская поэзия основана на чередовании определенного количества слогов. Рифмы нет, но большое внимание уделяется звуковой и ритмической организации стихотворения. Хокку, или хайку (начальные стихи), – жанр японской поэзии: нерифмованное трехстишие из 17 слогов (5+7+5). Искусство писать хокку – это прежде всего умение сказать многое в немногих словах. Генетически этот жанр связан с танка.

Танка (короткая песня) – древнейший жанр японской поэзии (первые записи – 8-й век). Нерифмованные пятистишия из 31 слога (5+7+5+7+7). Выражает мимолетное настроение, полно недосказанности, отличается поэтическим изяществом, зачастую – сложной ассоциативностью, словесной игрой.

С течением времени танка (пятистишие) стала четко делиться на две строфы: трехстишие и двустишие. Случалось, что один поэт слагал первую строфу, второй – последующую. В двенадцатом веке появились стихи-цепи, состоящие из чередующихся трехстиший и двустиший. Эта форма получила название "рэнга" ("нанизанные строфы"); первое трехстишие называлось "начальной строфой", по-японски "хокку".

Стихотворение рэнга не имело тематического единства, но его мотивы и образы чаще всего были связаны с описанием природы, причем с обязательным указанием на время года. Начальная строфа (хокку) часто бывала лучшей строфой в составе рэнги. Так стали появляться отдельные сборники образцовых хокку. Трехстишие прочно утвердилось в японской поэзии во второй половине семнадцатого века. Хокку обладает устойчивым метром.

 

2.4  Гейши

 

Особое внимание в культуре Японии отводят Гейшам.

Они были очень популярны – красавиц приглашали на чайные церемонии. Районы, в которых располагались общины гейш, назывались «цветочными улицами» (ханамати). Руководили гейшами «матушки» – Ока-сан. Гейши-ученицы назывались майко. Переход из майко в гейши обычно сопровождался потерей девственности, которая продавалась наиболее значительным клиентам ханамати за огромные деньги. Чем больше платил мужчина за то, чтобы «сорвать цветок невинности», тем выше были шансы майко стать востребованной и высокооплачиваемой гейшей. Популярность и красота гейши стали измеряться статусом приглашающего её чайного дома.

Несмотря на то, что гейши являли собой элиту чувственных наслаждений, они ни в коем случае не были девушками лёгкого поведения. Немаловажно, что с момента появления профессии гейши, им было законодательно запрещено оказывать сексуальные услуги за деньги. Золотой век гейш продолжался с 60-х годов XIX и до начала XX века. Именно в этот период была разработана сложная и утонченная система воспитания гейши, которая включала в себя литературу, рисование, музыку и искусство быть неотразимой – Коконо-токоро (девять рецептов красоты), которое позволяло женщинам – цветам выглядеть безупречно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Японцы — странно противоречивый народ. При очевидной самоуверенности они становятся смиренными в своей готовности и своем стремлении учиться у других. Они копируют смиренно, но с внутренним убеждением, что могут улучшить перенятое. То, что делают другие, кажется им, они способны делать лучше.

 Японская вежливость  — это прежде всего стремление людей при любых контактах блюсти достоинство друг друга; это искусство избегать ситуаций, способных кого-либо унизить. Раз мораль требует от человека хранить свою репутацию незапятнанной и мстить за нанесенные оскорбления, он, по логике японцев, должен всячески остерегаться случаев, когда в этом может возникнуть необходимость.

 Японское общество - это  общество групп. Каждый человек  постоянно чувствует себя частью  какой-то группы, то ли семьи, то  ли фирмы, то ли общины. Он приник  мыслить и действовать сообща, приучен подчиняться воле группы  и нести себя соответственно  своему положению в ней.

 В основе развития  японского характера лежат «амае» и чувство стыда. «Амае» зарождается как зависимость ребенка от матери, а затем пронизывает все ступени социальной структуры и позволяет управлять любыми формами общественного, политического и культурного поведения. «Амае» поощряет зависимость и безусловную лояльность по отношению ко всем, кто занимает более высокое положение, невзирая на его способности.

 Японец отдает много  сил тому, что может быть потенциальным  источником стыда как для самого  человека, так и для той социальной  группы с которой он контактирует: семьи, школы, фирмы. Лояльность по отношению к группе столь же сильна, как и обязанность поддерживать и укреплять ее престиж.

 Японская мораль предписывает  избегать прямой конфронтации, не  допускать положений, когда одна  из сторон всецело одерживала  бы верх над другой. Нельзя доводить дело до того, чтобы побежденный «потерял лицо», предстал перед окружающими униженным и оскорбленным. Это означало бы задеть такую болезненную струну, как «гири», или долг чести, то есть нажить себе смертельного врага.

Национальные особенности заслуживают изучения не только ради познавательного, этнографического интереса. Знание этих особенностей помогает глубже вникать в суть современных проблем, лучше понимать подоплеку явлений и процессов, механику взаимодействия общественных и политических сил. Словом, поняв, что за люди японцы, легче понять, что за страна Япония.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

    1. Мельникова Е.В. Культура и традиции народов мира  
      // этнопсихологический аспект. – М.: Диалог культур, 2006. – 304 с.
    2. Кон И.С. К проблеме национального характера //история и психология. – М.: Политиздат, 1997. – 350 с.
    3. Платонов Ю.П. Этнопсихология. – СПб: Речь, 2001.
    4. Гореляд В.Н., Гривнин В.С. Япония: идеология, культура, литература. – М.,1989.
    5. Искусство стран Востока / Под ред. Р.С. Василевского. - М.: Просвещение, 1986.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Индивидуальные особенности японского народа