Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 20:40, реферат
Альфред Адлер родился в Вене в семье еврея-торговца в 1870 году. Всего в семье появилось шестеро детей – Адлер был третьим. Первые два года жизни большая часть материнской ласки и нежности доставалась Альфреду (как самому маленькому), но потом рождается младший брат и вся любовь и внимание матери обращаются на него. А Адлер становится любимцем отца и сохраняет это положение в течение всего детства.
наследственности и окружающей среды. Человек использует наследственность и окружающую среду «как строительный материал для формирования здания личности, однако в архитектурном решении отражается его собственный стиль».
Творческая сила человека выступает как результат «долгой истории эволюции». Люди, говорит Адлер, обладают творческой силой, «потому что они являются людьми».
На формирование стиля жизни оказывает влияние порядок рождения в семье. Так, первенец, по мнению Адлера, имеет достаточно завидное положение. Вся любовь и нежность родителей направлена на него. Однако при появлении второго ребенка первенец лишается своего привилегированного положения, что ведет к изменению его взгляда на мир. Такое положение Адлер называет положением «монарха, лишенного трона». Этот опыт может быть достаточно травматичным для ребенка. Первенец начинает бороться за верховенство в семье, но все его попытки изначально обречены на неудачу. Со временем он «приучает себя к изоляции». Научается выживать в одиночку, не нуждаясь в чьем-либо одобрении или привязанности. Адлер считает, что старший ребенок стремится к власти и лидерству, достаточно консервативен, и поэтому обычно становится хранителем моральных стандартов и семейных установок.
Главной особенностью единственного ребенка в семье является зависимость и эгоцентризм. Он привыкает быть центром сосредоточения в своей семье, и, оказываясь в кругу сверстников, он может испытывать трудности во взаимоотношениях с ними, так как теряет свою позицию «пупа Земли».
Второй (средний) ребенок в семье изначально поставлен в такие условия, что ему приходится побивать рекорды старших братьев или сестер. Поэтому темп его развития может опережать темп развития старших детей. Например, он может начать раньше ходить, разговаривать. Результатом такого постоянного «соревнования» выступает то, что ребенок вырастает соперничающим, честолюбивым, ориентированным на достижения. Такой ребенок может ставить перед собой слишком высокие цели, и поэтому возрастает вероятность возможных неудач.
В отличие от старших или средних детей младший ребенок является «баловнем» семьи, его любят и уделяют ему внимание не только родители, но и старшие сиблинги. Но в тоже время такому ребенку часто приходится донашивать одежду за старшими детьми, пользоваться чужими вещами. У старших детей может быть больше привилегий, чем у малыша, что ведет к тому, что он испытывает чувство собственной неполноценности.
Наряду с этим у него отсутствует чувство независимости. Поэтому у младшего ребенка возникает сильная мотивация превзойти старших братьев и сестер. Он часто становится «самым быстрым», «самым лучшим».
Идея Адлеровской концепции фикционного финализма заключается в том, что поведение человека подчинено целям, намеченным им самим, в отношении будущего.
Основные цели человека – это фиктивные цели, соотнесенность которых с реальностью нет возможности ни проверить, ни подтвердить. Так, например, некоторые люди, строя свою жизнь, исходят из представления о том, что напряженная работа помогает достичь практически всего. Однако Адлер считает это утверждение фикцией, так как многие напряженно работающие люди часто не получают ничего того, чего заслуживают.
Выбранная человеком фиктивная цель, по мнению Адлера, управляет его стремлением к превосходству. Стремление к превосходству как к фиктивной цели является субъективно понимаемым идеалом.
Фиктивные цели выполняют функцию ориентира в жизни, помогают наиболее эффективно решать возникающие жизненные проблемы. Но фиктивные цели могут быть и опасными для человека (например, идея Гитлера о превосходстве арийской нации над остальными, не имеющая под собой никакой реальной почвы).
Заключение
Итак, основными понятиями индивидуальной психологии Адлера являются: комплекс неполноценности, стиль жизни, социальный интерес.
Люди, по мнению Адлера, стараются компенсировать чувство собственной недостаточности, появляющееся еще в детстве, вырабатывая свой уникальный и неповторимый стиль жизни. В рамках этого стиля они стремятся к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство других людей. Складывается стиль жизни в возрасте четырех-пяти лет и проявляется в поведении, направленном на решение трех жизненных задач: любви, дружбы, работы. Стиль жизни в психологии Адлера приравнивается к личности, к Я.
Некоторые неблагоприятные ситуации детства могут способствовать перерастанию чувства собственной недостаточности в комплекс неполноценности, заключающийся в преувеличении собственной несостоятельности и слабости. Такими неблагоприятными ситуациями могут быть: неполноценность органов, чрезмерная опека родителей, отвержение и пренебрежение со стороны родителей.
Социальный интерес определяется Адлером как «стремление к сотрудничеству с другими людьми для достижения общих целей». Он имеет врожденные задатки, однако окончательно формируется благодаря воспитанию.
С недостаточным развитием социального интереса и ошибочным стилем жизни может быть связано возникновение неврозов. Лечение неврозов основывается на выявлении ошибочных суждений пациента о себе и других (1), устранении ложных целей (2), формировании новых целей (3). Достигнуть всего этого можно лишь через понимание пациента, углубления его собственного самопонимания и усиление социального интереса.
Гениальная и уникальная теория Адлера оказала достаточно большое влияние на гуманистическую психологию, психотерапию и психологию личности!
Список литературы: