Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 20:40, реферат
Альфред Адлер родился в Вене в семье еврея-торговца в 1870 году. Всего в семье появилось шестеро детей – Адлер был третьим. Первые два года жизни большая часть материнской ласки и нежности доставалась Альфреду (как самому маленькому), но потом рождается младший брат и вся любовь и внимание матери обращаются на него. А Адлер становится любимцем отца и сохраняет это положение в течение всего детства.
Міністерство освіти і науки України
Харківський національний економічний університет
Кафедра менеджменту
Тема:
“Индивидуальная психология”
Альфред Адлер 40-е гг.
Выполнили:
Студенты 1 курса
Группа 6.03.35.14,02
Даниленко Владислава
Литвинова Алина
Харьков 2014
Содержание:
Введение
В своем реферате я хочу рассмотреть три вопроса, на которые мы можем ответить благодаря описанию некоторых положений индивидуальной психологии Адлера. Во-первых, нам важно понять, как формируется стиль жизни человека, что оказывает влияние на его формирование. Во-вторых, выяснить, что такое социальный интерес, каковы его предпосылки, что способствует его развитию. И, наконец, узнать, что является причиной неврозов и как их лечить.
Но вначале мне кажется целесообразным познакомиться с краткой биографией Адлера. Где он родился, где и на кого учился, кем работал. Это небольшое знакомство с основателем такого направления как индивидуальная психология позволит нам по-другому взглянуть на его учение. Мы будем видеть перед собой не просто какую-то сухую теорию, но будем чувствовать, что за всем этим стоит живой человек, проживший свою жизнь, имеющий свою историю.
Альфред Адлер родился в Вене в семье еврея-торговца в 1870 году. Всего в семье появилось шестеро детей – Адлер был третьим. Первые два года жизни большая часть материнской ласки и нежности доставалась Альфреду (как самому маленькому), но потом рождается младший брат и вся любовь и внимание матери обращаются на него. А Адлер становится любимцем отца и сохраняет это положение в течение всего детства.
В 1888 году Адлер поступает в Венский университет на медицинский факультет. По окончании университета он некоторое время работает врачом-офтальмологом, потом его интересы переходят в сферу неврологии и психиатрии.
В скором времени Адлер становится членом кружка, сформировавшегося вокруг З. Фрейда. Но его взгляды начинают все больше и больше расходиться с позицией Фрейда. Адлер отрицает сексуальную этиологию неврозов и других феноменов. По его мнению, центральное место в личности занимает чувство неполноценности и стремление компенсировать его, а не сексуальные влечения. Адлер выходит из кружка Фрейда и основывает свое собственное общество – Ассоциацию индивидуальной психологии.
После первой мировой войны Адлер начинает интересоваться вопросами образования и создает первую воспитательную клинику, а потом и экспериментальную школу, в которой реализует все свои идеи, касающиеся образования .
В 1935 году Адлер с женой переезжает в США в Нью-Йорк. Там он работает как врач-психиатр. В 1937 году Адлер внезапно умирает в городе Абердине в Шотландии (во время лекционного турне).
За всю свою жизнь Адлер написал множество книг и статей. Среди них «Практика и теория индивидуальной психологии», «Исследование физической неполноценности и ее психической компенсации», «Социальный интерес: вызов человечеству», «Невротическая конституция», «Смысл жизни»…
Теперь после краткого рассмотрения биографии Адлера можно приступить к изложению основных принципов его учения.
По мнению Адлера, истоки чувства неполноценности кроются в детстве. Каждый ребенок переживает достаточно долгий период зависимости, беспомощности, когда для выживания ему приходится опираться на родителей. Эта зависимость вызывает у ребенка переживания своей неполноценности по сравнению с другими и влечет за собой борьбу за достижение превосходства над окружающими людьми, способствует стремлению к безупречности и совершенству.
Адлер считает, что в основе всего того, что делают люди, лежит стремление преодолеть это чувство собственной неполноценности, укрепить чувство превосходства над другими людьми. Но у некоторых людей это ощущение неполноценности может быть чересчур сильным и перерасти в комплекс неполноценности, характеризующийся преувеличением чувства собственной слабости, несостоятельности.
Развитию комплекса неполноценности, по Адлеру, могут способствовать:
В ответ на появившееся чувство собственной неполноценности у человека может возникнуть гиперкомпенсация, ведущая к развитию комплекса превосходства, выражающегося в тенденции преувеличивать свои интеллектуальные, социальные и физические способности. Человек с таким комплексом кажется другим высокомерным, хвастливым и эгоцентричным, что он может чувствовать свою значимость, только принижая других людей.
Рассуждая о конечной цели человеческой жизни, Адлер, вначале предполагал, что эта цель – быть агрессивным. Потом появилось предположение о том, что цель человеческой жизни состоит в том, чтобы быть могущественным. И, наконец, Адлер пришел к тому, что фундаментальным законом человеческой жизни является ни что иное, как стремление к превосходству.
Адлер считает, что это стремление к превосходству является врожденным, что «это стремление и есть сама жизнь». Вначале это чувство присутствует у человека лишь в виде теоретической возможности, но с пятого года жизни начинается процесс осуществления этой возможности, когда у ребенка начинает формироваться жизненная цель – стремление к превосходству. Со временем эта жизненная цель (еще совсем неясная в детстве) становится источником мотивации человека, организуя его жизнь и придавая ей смысл.
Стремление к превосходству, по Адлеру, может приобретать как негативное, так и позитивное направление. Негативное направление может наблюдаться у людей плохо приспосабливающихся. Такие люди озабочены достижением славы за счет других, борются за превосходство посредством своего эгоистического поведения. Позитивное же направление обнаруживается у людей, хорошо приспосабливающихся. Эти люди соотносят сое стремление к превосходству с благополучием других людей.
Стремление к превосходству может проявляться не только на уровне индивида, но и на общественном уровне – в стремлении совершенствовать саму культуру человеческого общества.
Стиль жизни, по Адлеру, включает в себя «уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума».
Стиль жизни основывается на усилиях человека, направленных на преодоление
чувства неполноценности и укрепляющих чувство собственного превосходства.
Основная структура стиля жизни закладывается в возрасте четырех-пяти лет. Стиль жизни является главным стержнем поведения человека на протяжении всей его жизни, он не подается каким-то сильным изменениям. Все аспекты поведения человека вытекают, по мнению Адлера, из его стиля жизни.
Зная, какие пути и способы человек использует при решении жизненных проблем, мы можем распознать форму его стиля жизни.
Классификация типов стилей жизни.
Адлер выделяет типы стилей жизни на основании того, как решаются основные жизненные проблемы (работа, дружба, любовь). В классификации представлено два измерения: социальный интерес и степень активности. Социальный интерес может проявляться в сотрудничестве с другими ради общего успеха, нежели своей личной выгоды. Степень активности заключается в том, что каждый человек имеет некоторый энергетический уровень, в рамках которого подходит к решению своих жизненных проблем.
Суть социального интереса заключается в том, что люди способны подчинять свои
личные потребности социально-полезному делу. Предпосылки социального интереса, по Адлеру, являются врожденными, но социальный интерес вовсе не возникает автоматически – его надо развивать.
Развивается же социальный интерес в социальном окружении. Прежде всего, его развитию способствует мать, задача которой состоит в том, чтобы воспитать в ребенке чувство сотрудничества, стремление к установлению взаимосвязей и творческих отношений. Нежность матери по отношению к мужу и другим людям может служить ролевой моделью для ребенка, способствовать его пониманию того, что помимо семьи существуют и другие значимые люди, расширению круга социального интереса.
Вторым по важности влияния на развития у ребенка социального интереса является отец. Отец должен стараться избегать двух вещей: эмоциональной отгороженности и родительского авторитаризма. Обе эти ошибки могут привести к формированию дефектного стиля жизни, когда человек более ориентирован на превосходство личное, нежели социальное.
Немаловажны для развития социального интереса у ребенка и отношения между его родителями. В случае плохих отношений (недостаточной эмоциональной поддержке, открытой критике друг друга) вероятность развития социального интереса у ребенка очень низка.
Выраженность социального интереса может быть удобным критерием для оценки психического здоровья человека. Нормальные, здоровые люди, по Адлеру, стремятся к благополучию других людей, беспокоятся о них. Стремление к превосходству у таких людей позитивно. Люди же плохо приспособленные имеют недостаточно выраженный социальный интерес. Они поглощены лишь своими интересами, своей самозащитой, эгоцентричны. Их стремление к превосходству деструктивно.
Адлер считает, что стиль жизни человека формируется под влиянием его творческих способностей, т.е. каждый имеет возможность создавать свой собственный стиль жизни. По мнению Адлера, люди сами ответственны за то, как они себя ведут и кем становятся. Творческая сила способна влиять на восприятие, память, сны и фантазии, делая человека свободным и самоопределяющимся.
Люди для Адлера являются нечто большим, чем просто результат действия