Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 23:46, реферат
Игра как средство гарантирует позитивное эмоциональное состояние, повышает трудоспособность, заинтересованность педагогов и учащихся, в отличие от монотонного исполнения определенных заданий, что приводит к полусонной обстановке в классе.
В целом, на всех этапах развития личности, игра воспринимается как интересное, яркое, необходимое для жизнедеятельности занятие и ребенок чувствует развивающее и воспитывающее значение игры.
Введение
Глава 1. ИГРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 Теории происхождения игры
1.2 Типология учебных игр
1.3 Условия эффективности игры как воспитательного средства
Выводы по Главе 1
Глава 2. РОЛЕВЫЕ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
2.1 Определение и методическая структура ролевой игры
2.2 Воспитательный и обучающий потенциал
2.3 Методика практического использования ролевой игры
Выводы по Главе 2
Глава 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА)
3.1 Констатирующий эксперимент
3.2 Формирующий эксперимент
3.3 Контрольный эксперимент
Выводы по Главе 3
Заключение
Литература
На основании полученных данных был составлен рейтинг предметов:
ИЗО
Английский язык
Математика
Русский язык
История
Физкультура
Исследование показало, что английский язык остался на прежнем месте.
Что бы выявить, насколько изменился уровень ЗУН учащихся, и как повлияло введение игры в урок, детям был предложен тест-опросник
Любите ли вы игру?
Каким играм вы отдаете предпочтение?
Где чаще всего вы играете?
С кем вы играете?
Часто ли вы обмениваетесь мнениями об игре?
Хотелось бы вам, чтобы на уроках присутствовала игра?
Вы больше любите работать в группе или поодиночке?
Как бы вы изменили урок английского языка, включили бы игру в урок?
Вывод: не смотря на то, что английский язык остался на том же месте, пассивные дети смогли проявить себя, раскрыть свои способности. Не малую роль сыграло сплочение коллектива при групповом взаимодействии.
Беседа с учителем
При беседе с учителем был сделан вывод, что игровые элементы на уроках английского языка необходимо использовать более часто. Подтверждением были положительные результаты учащихся. Но возникла проблема с временными рамками урока, так как игра занимает много времени на объяснение правил и распределение ролей учащихся, что не позволяет в полной мере охватить весь объем пройденного материала.
Беседа с учащимися
При разговоре с учащимися можно было сделать вывод, что им понравилось разнообразие в уроке. Увеличился темп восприятия материала, уроки проходили динамичнее. Дети стали самостоятельно готовить отдельные элементы урока: «Я в роли учителя». Не малую роль сыграло сплочение коллектива при работе в группах. Дети стали более общительными, раскрепощенными.
Выводы к главе 3
В ходе опытно-экспериментальной работы мной было проведено 3 эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный. В ходе констатирующего эксперимента мной были использованы такие методики как ранжирование, тест-опросник, беседа и наблюдение.
Использование данных методик было направлено на изучение состояния вопроса об игровых методах обучения в 5 «А» классе, а так же на определение уровня мотивации к изучению английского языка. В результате было выявлено, что интерес на уроках английского языка находится на среднем уровне.
На основе результатов констатирующего эксперимента я спроектировала 3 урока с игровыми элементами.
В ходе формирующего эксперимента были использованы уроки с игровыми элементами. Введение игр в урок было затруднено отсутствием мотивации, желания учащихся включиться в работу, так же неумением работать в группах. Но по ходу уроков учащиеся изменили свое отношение, те, что были уверены, что у них ничего не получится, попробовали свои силы и убедились в обратном. В результате можно сказать, что формирующий эксперимент прошел успешно.
Основной целью контрольного эксперимента являлось дублирование констатирующего эксперимента и сравнение результатов двух экспериментов, подтвердив или опровергнув гипотезу, в которой утверждается, что формирование познавательного интереса школьников к изучению иностранных языков будет более эффективным, если построить обучение на основе последовательного введения в учебный процесс игровых технологий.
Сравнение результатов двух экспериментов позволило сделать следующий вывод, подтверждающий гипотезу: в ходе уроков с игровыми элементами учащиеся были активны, возрос интерес к урокам английского языка, повысилась эффективность обучения, усвоение материала. В то же время судить об изменении уровня мотивации достаточно тяжело, т.к. за столь краткое время сложно что-либо изменить, но в свете наметившихся тенденций в поведении учащихся, в свете появившейся активности и заинтересованности можно считать гипотезу подтвержденной.
Заключение
Неоспоримо игровая деятельность занимает не последнюю роль в учебном процессе. Сочетание элементов игры и учения во многом помогают учителю в процессе передачи необходимой информации детям. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Однако все зависит от конкретных условий работы учителя. Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо знать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.
Успех использования игр зависит, прежде всего, от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно, что бы учащиеся привыкли к такому общению, увлеклись и стали вместе с учителем участниками одного процесса.
Конечно, урок английского языка - это не только игра. Доверительность и непринужденность общения учителя с учениками, возникшего благодаря общей игровой атмосфере и собственно играм, располагают ребят к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций.
В школьную практику обучения иностранному языку желательно внедрить следующие положения:
Процесс обучения иностранному языку в школе должен включать в себя как традиционные, так и нетрадиционные приемы обучения, к которым относятся и обучающие игры;
Обучающая игра должна учитывать индивидуальные психологические особенности каждого обучаемого;
Для большей эффективности обучающую игру следует вводить постепенно (от простого к сложному) на всех периодах обучения иностранному языку;
Само обучение в целом должно быть преимущественно проблемным, активно-игровым, в котором каждый ученик решает интересные коммуникативно-познавательные учебные задачи, т.е. все фокусируется вокруг школьника как субъекта учебной деятельности.
Следует учитывать тот факт, что игровой намного облегчает процесс учебный; более того, умело разработанная игра неотделима от учения.
Игра как средство гарантирует позитивное эмоциональное состояние, повышает трудоспособность, заинтересованность педагогов и учащихся, в отличие от монотонного исполнения определенных заданий, что приводит к полусонной обстановке в классе.
В целом, на всех этапах развития личности, игра воспринимается как интересное, яркое, необходимое для жизнедеятельности занятие и ребенок чувствует развивающее и воспитывающее значение игры
Таким образом, гипотеза, поставленная в начале работы: формирование познавательного интереса школьников к изучению иностранных языков будет более эффективным, если построить обучение на основе последовательного введения в учебный процесс игровых технологий подтвердилась. С помощью игры нам удалось доказать, что игра действительно является методом обучения и воспитания в школе. Все показатели были зафиксированы и проанализированы в экспериментальной части данной курсовой работы.
Литература
Конституция Российской Федерации. - М.: Проспект, 2006. - 50 с.
Адлер, А. Постижение человеческой природы / А. Адлер. - М.: Знание, 1985. - 289 с.
Воловик, А.Ф. Педагогика досуга / А.Ф. Воловик. - М.: Флинта, 1998. - 232 с.
Выготский, Л.С. Игра и ее роль психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1997. - №6. - С. 61-64.
Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез - М.: Академия, 2005. - 336 с.
Деркач, А.А., Щербак, С.Ф. Педагогическая эвристика. Искусство овладения иностранным языком./ А.А. Деркач, С.Ф. Щербак. - М: Педагогика, 1991. - 224 с.
Занько, С.Т., Тюников, Ю.С., Тюнникова, С.М. Игра и учение. / С.Т. Занько, Ю.С. Тюников, С.М. Тюнникова. - М.: Логос, 1992. - Ч. 1. - 125 с.
Зимняя, И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: пособие для учителей средней школы / И. А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1978. - 159 с.
Имедадзе, Н.В. Психологические основы обучения неродному языку / Н.В. Имедадзе. - М.: Юристъ, 1997. - 217 с.
Коменский Я.А. Законы хорошо организованной школы / Я.А. Коменский. - М.: Академия, 1984. - 266 с.
Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Ч. Куписевич. - М.: Флинта, 1986. - 218 с.
Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры / А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1989. - 320 с.
Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1985. - 250 с.
Павлов О. Юрий Нагибин. Дневник / О. Павлов - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 220 с.
Соловова, Е.В. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е.В. Соловова. - М.: Просвещение, 2005. - 239 с.
Спенсер, А. Образование умственное, моральное и физическое / А. Спенсер. - СПБ.: ВЕИП, 1999. - 270 с.
Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М.Ф. Стронин. - М.: Просвещение, 1984. - 112 с.
Утехина, А.Н. Иностранный язык в дошкольном возрасте: Теория и практика / А.Н. Утехина - Ижевск: Удмуртский университет, 2000. - 246 с.
Ушинский К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский - М.: Академия, 1989. - Т.6. - 340 с.
Филатов, В.М., Лившиц, О.Л. Ролевые игры на уроках английского языка в 6 классе / В.М. Филатов, О.Л. Лившиц // Иностранный язык в школе. - 1981. - №1. - С. 38-41.
Филатов, В.М. Ролевые игры на занятиях по иностранному языку в начальных классах школы / В.М. Филатов // Класс, 1995. - №4. - С. 12-15.
Фрейд, З. Собрание сочинений / З. Фрейд. - СПБ.: ВЕИП, 2005. - Т.21. - 340 с.
Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1987. - 350 с.