Характерология и теория черт

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:46, реферат

Краткое описание

Посвящена исследованию сущности характера и средствам выявления его типов. Особенно значительные исследования по характерологии были проведены в рамках немецкой психологии. Здесь индивид трактовался как душевно-телесная целостность. Считалось, что внешние проявления человека вполне соответствуют его внутреннему содержанию. В рамках характерологии работали, например Л.Клагес, Э.Кречмер и др.

Оглавление

Словообразование
Спецификация
История развития
Характерология
- Циклоид - сангвиник
- Психастеник
- Истерик
-Эпилептоид
-Шизотим, или шизоид, или аутист
-Полифонический, или мозаичный, характер
5. Теория черт личности
-Теория черт личности Рэймонда Кеттела
-Теория типов личности Ганса Айзенка
-Психология личности в теории Гордона Олпорта
6. Литература

Файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.docx

— 40.46 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь 
 
 
 
 

Характерология  и теория черт 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Пинск 2011

Содержание 

  1. Словообразование
  2. Спецификация
  3. История развития
  4. Характерология

      - Циклоид - сангвиник

      - Психастеник

      - Истерик

      -Эпилептоид

      -Шизотим, или шизоид, или аутист

         -Полифонический, или мозаичный, характер

  5.  Теория черт личности

            -Теория черт личности Рэймонда Кеттела

         -Теория типов личности Ганса Айзенка

         -Психология личности в теории Гордона Олпорта

    6. Литература 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Словообразование

     Происходит  от греч. charakter - примета, черта, признак  и logos - наука, учение.

               Спецификация

     Посвящена исследованию сущности характера и средствам выявления его типов. Особенно значительные исследования по характерологии были проведены в рамках немецкой психологии. Здесь индивид трактовался как душевно-телесная целостность. Считалось, что внешние проявления человека вполне соответствуют его внутреннему содержанию. В рамках характерологии работали, например Л.Клагес, Э.Кречмер и др.

История развития

     Основателем характерологии считается древнегреческий  учёный и писатель Теофраст, автор  труда «Характеры». Трактат Теофаста содержал описание 31 типа, каждый из которых определялся на основе доминирования той или иной черты. С XIX в. начинаются систематичные попытки подвести научную базу под различия человеческих характеров, появляются различные классификации характеров и психологических типов — Л.Клагеса, К. Г. Юнга, Э.Кречмера, А. Ф. Лазурского и др. Большинство этих (и более ранних) классификаций строились по различным основаниям.

     В СССР в 1920—1930 гг. учение о характерах развивалось в основном в рамках педологии. В конце 1930-х гг. все  эти исследования были свёрнуты. В  советской психологии получило распространение  вульгарное толкование тезиса Выготского о раскрытии индивидуальных особенностей через взаимодействие с обществом: было принято считать, что характер есть результат воздействия общества, тогда как врождёнными можно считать только различия на уровне темперамента. В неоднократно переиздававшемся учебнике Ковалёва и Мясищева характерология объявляется «буржуазной лженаукой».

     В 1960-е гг., по мере возрождения интереса к индивидуальным особенностям человека, в том числе конституциональным, смещается и акцент в их исследовании. Речь уже идёт не о «характерологии», а о дифференциальной психологии, в которой проводится различие между  психическими свойствами, состояниями  и процессами (в западной психологии эти понятия обозначаются как  психологические факторы, в нейронауке — как психические функции).

     Учение  о характере — характерология имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения  по его проявлениям с целью  прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Так как  характер является прижизненным образованием личности, большинство существующих его классификаций исходят из оснований, являющихся внешними, опосредованными  факторами развития личности.

     Характерология  - отрасль психологии личности (иногда рассматривается как самостоятельная) психологическая наука в стволе индивидуальной психологии дерева психологической науки, предмет которой характер. 

     Характерология - учение о характерах людей, основанное на исследовании соматических данных (строения тела). Основоположник клинически ориентированной характерологии - Эрнст Кречмер (основатели психоаналитической характерологии - Карл Абрахам и Вильгельм Райх).

     Кречмер различал три типа характера в зависимости от строения тела: пикнический тип (приземистый, с толстой шеей) - по характеру циклоид, или сангвиник; астенический тип (худой, маленький, лептосомный (узкий) - по характеру шизотим, или шизоид; атлетический тип - Кречмер считал его смешанным (позднее П.Б. Ганнушкин определил его как эпилептоида). Проведенные Кречмером эксперименты давали явную картину зависимости типа характера от строения тела. В дальнейшем его типология была дополнена и скорректирована П.Б. Ганнушкиным и М.Е. Бурно. В настоящее время типология основных характеров выглядит примерно так: 

1. Циклоид-сангвиник - добродушный, реалистический экстраверт, синтонный (то есть находящийся в гармонии с окружающей его реальностью). Синтоник веселится, когда весело, и грустит, когда грустно. Когда-то этот образ играл большую роль в культуре - по-видимому, начиная с эпохи Возрождения. В художественной литературе сангвиники нарисованы особенно выпукло: это Гаргантюа, Ламме Гудзак, Санчо Панса, Фальстаф, мистер Пиквик - все добродушные толстяки. В ХХ в. от засилья добродушных героев остались только Кола Брюньон и Швейк. В целом такая в принципе здоровая жизнерадостная личность не характерна для ХХ в.

2. Психастеник - реалистический, тревожно-сомневающийся интроверт. Этот тип характерен для культуры конца ХIХ века, его олицетворяет Чехов в своих основных характерологических установках - психастевику свойственна повышенная порядочность, боль за других и тревожно-ипохондрическое переживание прошлого в своей душе. Чехов запечатлел психастеника в драматическом виде в образе профессора Николая Степановича ("Скучная история"), а в комическом виде - в образе Червякова ("Смерть чиновника"). Психастеник тревожно-мучительно, по многу раз прокручивает уже сделанные поступки, "пилит опилки", по выражению Дейла Карнеги. Тревожная психастеническая рефлексия показательна для начала ХХ в., она воплощена в таком художественном направлении, как постимпрессионизм (импрессионизм. считается в целом сангвиническим, синтонным направлением), в частности в творчестве Клода Моне. Самым знаменитым героем-психастеником в европейской культуре был, конечно, Гамлет.

3. Истерик. Для этого характера важен такой признак, как демонстративность. По выражению Карла Ясперса, истерик живет не для того, чтобы быть, а чтобы казаться быть. Самый знаменитый истерик в мировой литературе - это Хлестаков. Истерик - парадоксальный характер в том смысле, что это аутистический экстраверт, то есть, с одной стороны, это нереалистический характер, у него совершенно фантастическое представление о реальности, но, с другой стороны, он погружен не в свой внутренний мир, который у него достаточно беден, но в выдуманную им самим реальность.

4. Эпилептоид. Характер напряженно-авторитарный с атлетическим типом сложения. Реалист и прагматик до мозга костей, экстраверт. Из эпилептоидов рекрутируются воины и политики. Два знаменитых современных российских эпилептоида - Борис Ельцин и Александр Лебедь. Впрочем, эпилептоиды могут быть двух типов - примитивно-эксплозивные (Дикой в "Грозе" Островского) и утонченно-дефензивные (Кабаниха, Иудушка Головлев, Фома Фомич Опискин). Для эпилептоида характерна так называемая иудина маска - выражение льстивой угодливости, за которой прячетея злоба и стремление к власти. Эпилептоид - прекрасный организатор, но почти никогда не бывает литератором или философом. Есть великие художники-эпилептоиды, например Роден и Эрнст Неизвестный.

5. Шизотим, или шизоид, или аутист (см. также аутистическое мышление). Шизоид - замкнуто-углубленный аутистический интроверт. Он во всем замкнут на самого себя. Внешний мир, как его понимают и чувствуют сангвиник и психастеник, не существует для шизоида - его мир находится внутри его самого, а проявления внешнего мира суть лишь символы, еще глубже раскрывающие структуру мира внутреннего. Весь ХХ век может быть назван шизотимической эпохой. Практически все сколько бы ни было фундаментальные открытия в науке и философии, все важнейшие художественные направления носят шизотимный характер: это и аналитическая философия, и квантовая механика, и теория относительности, и психоанализ, и кино, и структурная лингвистика вместе с семиотикой и математической логикой, и многое другое; шизоидный характер присущ экспрессионизму, символизму, новому роману, постструктурализму, постмодернизму. Почти все великие художественные произведения ХХ в. аутистичны: "Доктор Фаустус" Томаса Манна, "Улисс" Джойса, "В поисках утраченного времени" Пруста, "Шум и ярость" Фолкнера, "Человек без свойств" Музиля, "Игра в бисер" Гессе, "Бледный огонь" Набокова. То же самое относится к музыке ХХ века (см. додекафония): Стравинский, Прокофьев, Шостакович, Булез, Штокгаузен - все это шизотимы. Вся реальность ХХ в. как бы попадает в воронку аутистического мышления, реальность насквозь символизирована, семиотизирована, концептуализирована. Важна логичность, непротиворечивость построения, а его отношение к реальности (которой, вероятней всего, как таковой вообще нет) имеет второстепенное значение. Известно, что когда Гегелю сказали, что некоторые его построения не соответствуют действительности, он холодно заметил: "Тем хуже для действительности". Вот классическая аутистическая установка.

6. Полифонический, или мозаичный, характер. Он тоже характерен для ХХ века. Мозаика возникает в том случае, когда человек переносит тяжелую психическую болезнь, например параноидальный психоз или эпилепсию. В этом случае характер человека как будто раскалывается на куски, становится многорадикальным, сочетает в себе несочетаемые черты. Эпилептическими мозаиками были во многом определившие ХХ в. Лев Толстой и Достоевский. Франц Кафка, перенесший серьезную эндогенную депрессию (возможно, психоз), сочетает в своей личности и в своем творчестве черты дефензивно-психастенические и шизотимные. Его романы, особенно "Замок", не укладываются в чисто шизотимную схему экспрессионистического творчества, он подрывает экспрессионизм своей характерологической полифонией. Отсюда двойственность, идущая от сочетания обыденного стиля с фантастичностью происходящего.

  Мозаичен в целом сюрреализм, для которого выражение "сочетание несочетаемого" входит в определение. Картины Рене Магритта и Сальвадора Дали, фильмы Луиса Бунюэля - это явная мозаика.

       Разобранная здесь характерология  является нефрейдистски и даже антипсихоаналитически ориентированной. Это не означает, что психоанализ не предложил своей характерологии Она была разработана в трактате В. Райха "Анализ характера". Психоаналитики в соответствии со своей установкой все объяснять через травмы раннего детства делят человеческие характеры на оральный (примитивно говоря, те люди, которых мать слишком рано отняла от груди), анальный (те, которых слишком унижали в том, что касается личной гигиены) и генитальный (те, которые пережили достаточно серьезные эдиповские проблемы). Психоаналитическая характерология носит также "телесный" характер, концепция психотерапии у Райха и его последователя Александра Лоуэна представляет собой работу с телом и называется биоэнергетической.

     Основное  отличие психоаналитической концепции  от Кречмеровской заключается в том, что первая имеет не чисто медицинский, а абстрактно-экзистенциальный характер. Второе отличие - в том, что если у психоаналитиков терапия направлена на преодоление характера, то кречмерианская характерология считает характер чем-то врожденным и неустранимым, и терапия ориентирована на адаптацию имеющегося характера, на выявление его творческих потенций.

Теория  Черт Личностных

     Теория  черт личности - теория личности, основанная на научно определенном понятии черты  личностной. Рассматривает строение, происхождение, формирование и развитие личности как системы черт личностных.

1. Теория черт личности  Р. Кеттела

     Теория  черт личности Рэймонда Кеттела стремится объяснить сложные взаимодействия между системой личности и более объемной социокультурной матрицей функционирую-щего орга-низма. Он убежден в том, что адекватная теория личности должна учитывать многочисленные черты, составляющие индивидуальность, степень обусловленнос-ти этих черт наследственностью и влиянием окружающей среды, а также то, каким образом генетические факторы и факторы окружающей среды взаимодействуют между собой, влияя тем самым на поведение. Несмотря на утверждение Кеттела о том, что поведение определяется взаимодей-ствием черт и ситуационных переменных, его главная организующая концепция личности содержится в описаниях различных типов выявленных им черт. Со-гласно Кеттелу черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях и в разное пора. Спектр действия этих тенденций чрезвычайно велик. Черты личности отражают ус-тойчивые и предсказуемые психологические характеристики и, безусловно, явля-ются наиболее важными в концепции Кеттела. Он выделял: 1) Поверхностные черты - исходные черты. Поверхностная черта представля-ет собой совокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении вы-ступают в "неразрывном" единстве. Исходные черты, напротив, представляют собой основополагающие структуры, которые, как считает Кеттел, образуют блоки самого здания личности. Проведя обширную исследовательскую работу с использованием факторного анализа, Кеттел пришел к выводу о том, что основополагающая структура личности образована примерно шестнадцатью исходными чертами. Эти факторы черт личности известны в связи со шка-лой, которая теперь используется для их измерения: опросник Кеттела "Шестна-дцать личностных факторов" (16PF). 2) Конституциональные черты - черты, сформированные окружающей сре-дой. Конституциональные черты развиваются из био-логических и физиологических данных индивидуума. Черты, сформированные окружающей средой, наоборот, обусловлены влия-ниями в социальном и физическом окружении. 3) Способность, темперамент и динамические черты. Способности как черты определяют умения человека и его эффективность в достижении желаемой цели. Черты темперамента относятся к другим эмоциональ-ным и стилистическим качествам поведения. Например, люди могут работать над каким-то заданием либо быстро, либо медленно; они могут реагировать на какой-то кризис спокойно или истерично. Кеттел рассматривает черты темперамента как конституциональные ис-ходные черты, определяющие эмоциональность человека. Наконец, динамические черты отражают мотивационные элементы поведения человека. 4)Общие черты - уникальные черты. Как и Олпорт, Кеттел убеж-ден в том, что имеет смысл классифицировать черты на общие и уникальные. Общие черты - это такие, которые присутствуют в различной степени у всех представителей одной и той же культуры. Например, самооценка, интеллект и интроверсия относятся к общим чертам. И напротив, уникальные черты - это такие, которые имеются лишь у немногих или вообще у кого-то одного. Кеттел предполагает, что уникальные черты особенно часто проявляются в сферах инте-ресов и установок.

Информация о работе Характерология и теория черт