Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:46, реферат
Посвящена исследованию сущности характера и средствам выявления его типов. Особенно значительные исследования по характерологии были проведены в рамках немецкой психологии. Здесь индивид трактовался как душевно-телесная целостность. Считалось, что внешние проявления человека вполне соответствуют его внутреннему содержанию. В рамках характерологии работали, например Л.Клагес, Э.Кречмер и др.
Словообразование
Спецификация
История развития
Характерология
- Циклоид - сангвиник
- Психастеник
- Истерик
-Эпилептоид
-Шизотим, или шизоид, или аутист
-Полифонический, или мозаичный, характер
5. Теория черт личности
-Теория черт личности Рэймонда Кеттела
-Теория типов личности Ганса Айзенка
-Психология личности в теории Гордона Олпорта
6. Литература
Министерство
образования Республики Беларусь
Характерология
и теория черт
Пинск 2011
Содержание
- Циклоид - сангвиник
- Психастеник
- Истерик
-Эпилептоид
-Шизотим, или шизоид, или аутист
-Полифонический, или мозаичный, характер
5. Теория черт личности
-Теория черт личности Рэймонда Кеттела
-Теория типов личности Ганса Айзенка
-Психология личности в теории Гордона Олпорта
6. Литература
Словообразование
Происходит от греч. charakter - примета, черта, признак и logos - наука, учение.
Спецификация
Посвящена исследованию сущности характера и средствам выявления его типов. Особенно значительные исследования по характерологии были проведены в рамках немецкой психологии. Здесь индивид трактовался как душевно-телесная целостность. Считалось, что внешние проявления человека вполне соответствуют его внутреннему содержанию. В рамках характерологии работали, например Л.Клагес, Э.Кречмер и др.
История развития
Основателем характерологии считается древнегреческий учёный и писатель Теофраст, автор труда «Характеры». Трактат Теофаста содержал описание 31 типа, каждый из которых определялся на основе доминирования той или иной черты. С XIX в. начинаются систематичные попытки подвести научную базу под различия человеческих характеров, появляются различные классификации характеров и психологических типов — Л.Клагеса, К. Г. Юнга, Э.Кречмера, А. Ф. Лазурского и др. Большинство этих (и более ранних) классификаций строились по различным основаниям.
В СССР в 1920—1930 гг. учение о характерах развивалось в основном в рамках педологии. В конце 1930-х гг. все эти исследования были свёрнуты. В советской психологии получило распространение вульгарное толкование тезиса Выготского о раскрытии индивидуальных особенностей через взаимодействие с обществом: было принято считать, что характер есть результат воздействия общества, тогда как врождёнными можно считать только различия на уровне темперамента. В неоднократно переиздававшемся учебнике Ковалёва и Мясищева характерология объявляется «буржуазной лженаукой».
В
1960-е гг., по мере возрождения интереса
к индивидуальным особенностям человека,
в том числе
Учение о характере — характерология имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Так как характер является прижизненным образованием личности, большинство существующих его классификаций исходят из оснований, являющихся внешними, опосредованными факторами развития личности.
Характерология
- отрасль психологии личности (иногда
рассматривается как самостоятельная)
психологическая наука в стволе индивидуальной
психологии дерева психологической науки,
предмет которой характер.
Характерология - учение о характерах людей, основанное на исследовании соматических данных (строения тела). Основоположник клинически ориентированной характерологии - Эрнст Кречмер (основатели психоаналитической характерологии - Карл Абрахам и Вильгельм Райх).
Кречмер
различал три типа характера в зависимости
от строения тела: пикнический тип (приземистый,
с толстой шеей) - по характеру циклоид,
или сангвиник; астенический тип (худой,
маленький, лептосомный (узкий) - по характеру
шизотим, или шизоид; атлетический тип
- Кречмер считал его смешанным (позднее
П.Б. Ганнушкин определил его как эпилептоида).
Проведенные Кречмером эксперименты давали
явную картину зависимости типа характера
от строения тела. В дальнейшем его типология
была дополнена и скорректирована П.Б.
Ганнушкиным и М.Е. Бурно. В настоящее время
типология основных характеров выглядит
примерно так:
1. Циклоид-сангвиник - добродушный, реалистический экстраверт, синтонный (то есть находящийся в гармонии с окружающей его реальностью). Синтоник веселится, когда весело, и грустит, когда грустно. Когда-то этот образ играл большую роль в культуре - по-видимому, начиная с эпохи Возрождения. В художественной литературе сангвиники нарисованы особенно выпукло: это Гаргантюа, Ламме Гудзак, Санчо Панса, Фальстаф, мистер Пиквик - все добродушные толстяки. В ХХ в. от засилья добродушных героев остались только Кола Брюньон и Швейк. В целом такая в принципе здоровая жизнерадостная личность не характерна для ХХ в.
2. Психастеник - реалистический, тревожно-сомневающийся интроверт. Этот тип характерен для культуры конца ХIХ века, его олицетворяет Чехов в своих основных характерологических установках - психастевику свойственна повышенная порядочность, боль за других и тревожно-ипохондрическое переживание прошлого в своей душе. Чехов запечатлел психастеника в драматическом виде в образе профессора Николая Степановича ("Скучная история"), а в комическом виде - в образе Червякова ("Смерть чиновника"). Психастеник тревожно-мучительно, по многу раз прокручивает уже сделанные поступки, "пилит опилки", по выражению Дейла Карнеги. Тревожная психастеническая рефлексия показательна для начала ХХ в., она воплощена в таком художественном направлении, как постимпрессионизм (импрессионизм. считается в целом сангвиническим, синтонным направлением), в частности в творчестве Клода Моне. Самым знаменитым героем-психастеником в европейской культуре был, конечно, Гамлет.
3. Истерик. Для этого характера важен такой признак, как демонстративность. По выражению Карла Ясперса, истерик живет не для того, чтобы быть, а чтобы казаться быть. Самый знаменитый истерик в мировой литературе - это Хлестаков. Истерик - парадоксальный характер в том смысле, что это аутистический экстраверт, то есть, с одной стороны, это нереалистический характер, у него совершенно фантастическое представление о реальности, но, с другой стороны, он погружен не в свой внутренний мир, который у него достаточно беден, но в выдуманную им самим реальность.
4. Эпилептоид. Характер напряженно-авторитарный с атлетическим типом сложения. Реалист и прагматик до мозга костей, экстраверт. Из эпилептоидов рекрутируются воины и политики. Два знаменитых современных российских эпилептоида - Борис Ельцин и Александр Лебедь. Впрочем, эпилептоиды могут быть двух типов - примитивно-эксплозивные (Дикой в "Грозе" Островского) и утонченно-дефензивные (Кабаниха, Иудушка Головлев, Фома Фомич Опискин). Для эпилептоида характерна так называемая иудина маска - выражение льстивой угодливости, за которой прячетея злоба и стремление к власти. Эпилептоид - прекрасный организатор, но почти никогда не бывает литератором или философом. Есть великие художники-эпилептоиды, например Роден и Эрнст Неизвестный.
5. Шизотим, или шизоид, или аутист (см. также аутистическое мышление). Шизоид - замкнуто-углубленный аутистический интроверт. Он во всем замкнут на самого себя. Внешний мир, как его понимают и чувствуют сангвиник и психастеник, не существует для шизоида - его мир находится внутри его самого, а проявления внешнего мира суть лишь символы, еще глубже раскрывающие структуру мира внутреннего. Весь ХХ век может быть назван шизотимической эпохой. Практически все сколько бы ни было фундаментальные открытия в науке и философии, все важнейшие художественные направления носят шизотимный характер: это и аналитическая философия, и квантовая механика, и теория относительности, и психоанализ, и кино, и структурная лингвистика вместе с семиотикой и математической логикой, и многое другое; шизоидный характер присущ экспрессионизму, символизму, новому роману, постструктурализму, постмодернизму. Почти все великие художественные произведения ХХ в. аутистичны: "Доктор Фаустус" Томаса Манна, "Улисс" Джойса, "В поисках утраченного времени" Пруста, "Шум и ярость" Фолкнера, "Человек без свойств" Музиля, "Игра в бисер" Гессе, "Бледный огонь" Набокова. То же самое относится к музыке ХХ века (см. додекафония): Стравинский, Прокофьев, Шостакович, Булез, Штокгаузен - все это шизотимы. Вся реальность ХХ в. как бы попадает в воронку аутистического мышления, реальность насквозь символизирована, семиотизирована, концептуализирована. Важна логичность, непротиворечивость построения, а его отношение к реальности (которой, вероятней всего, как таковой вообще нет) имеет второстепенное значение. Известно, что когда Гегелю сказали, что некоторые его построения не соответствуют действительности, он холодно заметил: "Тем хуже для действительности". Вот классическая аутистическая установка.
6. Полифонический, или мозаичный, характер. Он тоже характерен для ХХ века. Мозаика возникает в том случае, когда человек переносит тяжелую психическую болезнь, например параноидальный психоз или эпилепсию. В этом случае характер человека как будто раскалывается на куски, становится многорадикальным, сочетает в себе несочетаемые черты. Эпилептическими мозаиками были во многом определившие ХХ в. Лев Толстой и Достоевский. Франц Кафка, перенесший серьезную эндогенную депрессию (возможно, психоз), сочетает в своей личности и в своем творчестве черты дефензивно-психастенические и шизотимные. Его романы, особенно "Замок", не укладываются в чисто шизотимную схему экспрессионистического творчества, он подрывает экспрессионизм своей характерологической полифонией. Отсюда двойственность, идущая от сочетания обыденного стиля с фантастичностью происходящего.
Мозаичен в целом сюрреализм, для которого выражение "сочетание несочетаемого" входит в определение. Картины Рене Магритта и Сальвадора Дали, фильмы Луиса Бунюэля - это явная мозаика.
Разобранная здесь
Основное отличие психоаналитической концепции от Кречмеровской заключается в том, что первая имеет не чисто медицинский, а абстрактно-экзистенциальный характер. Второе отличие - в том, что если у психоаналитиков терапия направлена на преодоление характера, то кречмерианская характерология считает характер чем-то врожденным и неустранимым, и терапия ориентирована на адаптацию имеющегося характера, на выявление его творческих потенций.
Теория Черт Личностных
Теория черт личности - теория личности, основанная на научно определенном понятии черты личностной. Рассматривает строение, происхождение, формирование и развитие личности как системы черт личностных.
1. Теория черт личности Р. Кеттела
Теория черт личности Рэймонда Кеттела стремится объяснить сложные взаимодействия между системой личности и более объемной социокультурной матрицей функционирую-щего орга-низма. Он убежден в том, что адекватная теория личности должна учитывать многочисленные черты, составляющие индивидуальность, степень обусловленнос-ти этих черт наследственностью и влиянием окружающей среды, а также то, каким образом генетические факторы и факторы окружающей среды взаимодействуют между собой, влияя тем самым на поведение. Несмотря на утверждение Кеттела о том, что поведение определяется взаимодей-ствием черт и ситуационных переменных, его главная организующая концепция личности содержится в описаниях различных типов выявленных им черт. Со-гласно Кеттелу черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях и в разное пора. Спектр действия этих тенденций чрезвычайно велик. Черты личности отражают ус-тойчивые и предсказуемые психологические характеристики и, безусловно, явля-ются наиболее важными в концепции Кеттела. Он выделял: 1) Поверхностные черты - исходные черты. Поверхностная черта представля-ет собой совокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении вы-ступают в "неразрывном" единстве. Исходные черты, напротив, представляют собой основополагающие структуры, которые, как считает Кеттел, образуют блоки самого здания личности. Проведя обширную исследовательскую работу с использованием факторного анализа, Кеттел пришел к выводу о том, что основополагающая структура личности образована примерно шестнадцатью исходными чертами. Эти факторы черт личности известны в связи со шка-лой, которая теперь используется для их измерения: опросник Кеттела "Шестна-дцать личностных факторов" (16PF). 2) Конституциональные черты - черты, сформированные окружающей сре-дой. Конституциональные черты развиваются из био-логических и физиологических данных индивидуума. Черты, сформированные окружающей средой, наоборот, обусловлены влия-ниями в социальном и физическом окружении. 3) Способность, темперамент и динамические черты. Способности как черты определяют умения человека и его эффективность в достижении желаемой цели. Черты темперамента относятся к другим эмоциональ-ным и стилистическим качествам поведения. Например, люди могут работать над каким-то заданием либо быстро, либо медленно; они могут реагировать на какой-то кризис спокойно или истерично. Кеттел рассматривает черты темперамента как конституциональные ис-ходные черты, определяющие эмоциональность человека. Наконец, динамические черты отражают мотивационные элементы поведения человека. 4)Общие черты - уникальные черты. Как и Олпорт, Кеттел убеж-ден в том, что имеет смысл классифицировать черты на общие и уникальные. Общие черты - это такие, которые присутствуют в различной степени у всех представителей одной и той же культуры. Например, самооценка, интеллект и интроверсия относятся к общим чертам. И напротив, уникальные черты - это такие, которые имеются лишь у немногих или вообще у кого-то одного. Кеттел предполагает, что уникальные черты особенно часто проявляются в сферах инте-ресов и установок.