Характеристика типов и видов взаимоотношений младших школьников со сверстниками и взрослыми

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 09:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью является изучение психологических особенностей общения младших школьников.
Задачи:
- Изучение психолого-педагогической литературы.
- Исследование особенностей общения.
- Изучение проблемы общения младших школьников.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
1Специфика межличностных отношений в группах сверстников младшего школьного возраста……………………………………………………………………….5
1.1 Развитие межличностных отношений младшего школьного возраста в группе сверстников………………………………………………………………………..5
1.2 Младший школьник и его положение в системе личных взаимотношений…………………………………………………………………………10
2 Характеристика типов и видов взаимоотношений младших школьников со сверстниками и взрослыми……………………………………………………………...17
Заключение………………………………………………………………………...28
Глоссарий………………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………………………………….32

Файлы: 1 файл

Калинина Е. С.,КР, Педагогическая психология.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

Для общей оценки уровня сформированности у младших школьников навыков общения со сверстниками ориентиром может служить развитие социальных отношений, разработанных А. Гезеллом. Для детей 6 и 9 лет приведены следующие профили социального поведения:

- 6 лет: явный интерес к заключению дружбы и дружеских отношений с соучениками.

Ребенок хорошо ладит с друзьями, но их игра не продолжается долго, если она происходит без надзора.

Ребенок спорит, физически борется. Каждый из детей хочет настоять на своем.

Часто жалуется.

По отношению к некоторым детям ребенок может быть очень властолюбивым. Он часто исключает третьего: «Ты играешь с Франтиком? Тогда я с тобой играть не буду!»

В игре он не умеет проигрывать и будет жульничать, если это нужно для выигрыша. Он думает, что и его друзья жульничают и не ведут себя как полагается.

- 9 лет: У большинства детей бывает хороший друг того же возраста и пола, ребенок входит в определенную группу детей. Он хорошо ладит с ними, несмотря на бывающие иногда ссоры и разногласия. Интерес в меньшей степени направляется на собственное отношение к другу, чем на то, что они делают вместе. Важны цели и сама деятельность. Присутствует действительно кооперативная деятельность.

Компания или клуб — это важно. Ребенок может подавить свои собственные интересы и требования, чтобы удовлетворить группу. Он старается соблюдать правила (стандарты) группы и критиковать тех, кто их не выполняет.

Девочки начинают с удовольствием проводить вечера вместе.

Начало обожания старшего ребенка или взрослого.

Начинается оценка, а не только обсуждение других.

Мальчики часто добродушно шумят и борются; в то время как мальчики кричат, девочки хихикают и шепчутся.

Как уже отмечалось, для установления дружеских отношений со сверстниками большое значение имеет наличие у ребенка таких качеств, как самостоятельность, уверенность в себе, инициативность. Их основой является позитивная самооценка. В младшем школьном возрасте у ребенка, как правило, складывается определенная самооценка, как в отношении своих учебных способностей, так и общих возможностей. Конечно, наиболее благополучный вариант — когда самооценка является достаточно высокой и адекватной. Условием этого является знание ребенком своих способностей и наличие возможности для их реализации. Очень важно, чтобы ребенок знал: я могу и умею это и это вот это я могу и умею лучше всех.

Способность делать что-то лучше всех принципиально важна для младших школьников. Не зря именно этот возрастной период характеризуется стремлением ребенка овладеть различными умениями, что определяет в случае успеха развитие чувства собственной умелости компетентности, полноценности или в случае неудачи, напротив, чувства неполноценности.

Умелость ребенка может проявляться в самых разных областях и носить самый разнообразный характер. Главное, чтобы это умение было ценным в глазах и взрослых, и сверстников. Так, кто-то лучше всех решает задачи по математике («наш математик»), кто-то быстрее всех бегает («он у нас спортсмен»), или лучше всех играет в «ножички», или умеет рисовать, или играет на музыкальном инструменте, или дольше всех может отбивать головой футбольный мяч, или шевелить ушами.

Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал свою ценность и неповторимость. И успеваемость здесь — уже не определяющий критерий, поскольку постепенно дети начинают видеть и ценить в себе и других такие качества, которые непосредственно не связаны с учебой.

Задача взрослых — помочь каждому ребенку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценность умений каждого школьника и для его одноклассников. Иллюстрацией может служить такой эпизод из школьной жизни. Один из второклассников отличался очень низкой успеваемостью по всем основным предметам. Неуспех его приобрел хронический характер, и перспектив на улучшение было немного: ребенок ходил в школу неохотно, на уроках был пассивен, домашние задания выполнял нерегулярно, в классе ни с кем не дружил. Но мальчик хорошо рисовал. И рисовал он везде: в альбоме, в тетрадях, иногда — на парте. И тогда его учительница, отчаявшись как-то повлиять на нерадивого школьника и его родителей, предприняла следующий шаг: она организовала в школе персональную выставку рисунков своего ученика и его родителей, которые были профессиональными художниками. Выставка имела большой успех, мальчик был очень горд. Это событие преобразило его. Он стал более внимателен к тому, что происходит в классе и в школе. Согласился на дополнительные занятия с учительницей. Отношение одноклассников к нему также изменилось в лучшую сторону. Маленький художник не стал отличником, его школьные успехи были довольно скромны, но отношение ребенка к школе и классу и его класса к нему во многом изменилось.

Таким образом, умелость ребенка, знание им своих сильных и слабых сторон являются основанием для формирования самостоятельности> уверенности в себе, личностной независимости, что позволяет быть более компетентным и в общении со сверстниками.

Перед школьным психологом нередко возникает задача развития и коррекции навыков социального взаимодействия у младших школьников. Хорошим ориентиром для подбора заданий, используемых на занятиях по развитию навыков социального взаимодействия, может служить обучающая программа.[30] Она направлена на развитие у детей способности представить себе и проиграть альтернативные решения реальных межличностных проблем. В ходе обучения у детей формируется три вида умений.

Предлагать как можно больше решений в трудной ситуации (пример: детям показывают картинки и говорят: «Джонни хочет поиграть с этой лопаткой, но Джимми все время играет с ней сам. Что может сделать Джонни, чтобы тоже поиграть с лопаткой?»).

Предвидеть последствия действий (пример: детям рассказывают о ребенке, который без спроса взял фонарик у взрослого, и просят представить себе, как поступит взрослый).

Понимать причины и следствия (пример: детям предлагается ситуация: «Дебби в слезах разговаривает с мамой». Нужно подумать, отчего все это происходит, и высказать свои предположения).

Исходный вариант данной программы разработан для детей дошкольного возраста. Однако принципы ее построения и типы заданий (при незначительной корректировке содержания предлагаемых ситуаций) адекватны и для занятий с младшими школьниками. Задания подобного типа могут быть использованы как в работе с детьми, имеющими проблемы в использовании навыков конструктивного общения, так и с благополучными в этом отношении школьниками, для которых обучение такого типа будет иметь развивающий эффект.

Таким образом, умелость ребенка, знание им своих сильных и слабых сторон является основанием для формирования самостоятельности, уверенности в себе, личностной независимости, что позволяет быть более компетентным и в общении со сверстниками.

Заключение

 

От 7 до 10 лет у ребенка начинается новая деятельность — учебная. Именно тот факт, что он становится учеником, человеком учащимся, накладывает совершенно новый отпечаток на его психологический облик и поведение. Ребенок не просто овладевает определенным кругом знаний. Он учится учиться. Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память.

Теперь его положение в обществе — положение человека, который занят важной и оцениваемой обществом работой. Это влечет за собой перемены в отношениях с другими людьми, в оценивании себя и других.

Ребенок осваивает новые правила поведения, которые являются общественно направленными по своему содержанию. Выполняя правила, ученик выражает свое отношение к классу, учителю. Не случайно первоклассники, особенно в первые дни и недели пребывания в школе, чрезвычайно старательны в выполнении этих правил.

В школе ребенок впервые встречается с новым для себя способом взаимодействия с взрослым человеком. Учитель является не временным “заместителем родителей”, а представителем общества, имеющим определенный статус, и ребенку приходится осваивать систему деловых отношений.

С поступлением в школу появляется необходимость постигать не только назначение предметов и явлений, но и их суть. От собственного представления об объекте он переходит к научному представлению о нем.

Когда ребенок начинает учиться, его общение становится более целенаправленным, поскольку появляется постоянное и активное воздействие учителя, с одной стороны, и одноклассников — с другой. Отношение ребенка к товарищам очень часто определяется отношением к ним взрослых, в первую очередь — учителя. Оценка учителя принимается учениками как главная характеристика личностных качеств одноклассника. Особенно значима личность учителя для налаживания межличностных отношений первоклассников, так как дети еще плохо знают друг друга, не умеют определить возможности, достоинства и недостатки как свои собственные, так и своих товарищей.

Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе, мальчики и девочки представляют, как правило, две независимые подструктуры. К концу начального обучения непосредственные эмоциональные связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой каждого из ребят, глубже осознаются те или иные качества личности.

Общение младшего школьника с окружающими людьми вне школы также имеет свои особенности, обусловленные его новой социальной ролью. Он стремится четко обозначать свои права и обязанности и ожидает доверия старших к своим новым умениям.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Младший школьный возраст

англ. midchildhood – среднее детство – возраст 6/7– 10-летних детей, обучающихся в 1–3 4 классах современной отечественной начальной школы

2

Ведущий вид деятельности

 

Такая деятельность, которая соответствует основным потребностям ребенка и определяет характер его психического развития на том или ином этапе детства

3

Дидактогения

Нарушения психогенного характера, вызванные непедагогическими поступками учителя

4

Сюжет

Та сфера действительности, которая отражается в игре дошкольника

5

Творческая деятельность

(от лат actualis - деятельный) - воспроизведение индивидуального опыта, который может быть представлен мыслями, представлениями, движениям, эмоциональными состояниями

6

Наблюдение

 

Восприятие  того или иного процесса, имеющее целью выявление инвариантных признаков этого процесса без активного включения в сам процесс

7

Общение

Процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.

8

Эгоцентризм

Неспособность или неумение индивида встать на чужую точку зрения. Восприятие своей точки зрения как единственной существующей. Термин введён в психологию Жаном Пиаже для описания особенностей мышления, характерного для детей в возрасте до 8—10 лет. По различным причинам такая особенность мышления в разной степени выраженности может сохраняться и в более зрелом возрасте.

9

Коммуникативность

это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Коммуникативность предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями.

10

Межличностные отношения

совокупность взаимодействий между индивидами, составляющими общественную иерархическую лестницу.

Список использованных источников

1

Раттер М. Помощь трудным детям. [текст] / Раттер Р. – М. : Просвещение, 1987.  - 423 с. - ISBN – 5-89357-118-5

2

Марцинская Т.Д. Психология развития: учебник для студентов высших педагогических  и психологических учебных заведений. [текст] / Марцинкая Т.Д. – М.: Академия, 2001. – 352 с. - ISBN - 5-699-13728-9

3

Сапагова Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие. [текст] / Сапагова Е.Е. – М.: Аспект пресс, 2001. – 460 с. - ISBN - 5-77790737-7

4

Коломинский Я.Л. Социально-педагогическая психология. [текст] / Коломинский Я. Л. – П.: Птб, 2000. – 227 с. - ISBN - 5-17-017567-1

5

Волков Б.С. Возрастная психология. В 2-х частях. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям. [текст] / Волков Б.С. - М.: ВЛАДОС, 2005. – 343 с. - ISBN - 5-900601-99-6

6

Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти. [текст] / Реана А. А. - П.: СПб, 2002. – 544 с. - ISBN - 5-77790803-2

7

Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов. [текст] / Мухина В. С. – М.: Академия, 1999. – 456 с. - ISBN - 5-98527-024-6

8

Киричук  А.В. Проблемы общения и воспитания. [текст] / Киричук А.В. – М.: Просвещение, 1974. – 375 с. - ISBN - 5-09-003932-1

9

Немов Р.С. Психология: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. [текст] / Немов Р.С. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 688 с. - ISBN - 5-691-00911-7

10

Крутецкий В.А. Психология: учебник для учащихся педагогических училищ. [текст] / Крутецкий В. А. – М.: Просвещение, 1986. – 336 с. - ISBN - 5-7695-0034-4

11

Амельков А.А. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия. [текст] / Амельков А.А. – М.: Просвещение, 2006. – 108 с. - ISBN - 5-9989-0410-3

12

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. [текст] / Божович Л. И. – М.: Просвещение, 1968. – 296 с. - ISBN - 5-09-0034281

13

Цукерман Г.А. Безлюдное образование. Культурно - историческая психология развития. [текст] / Цукерман Г.А. – М.: Смысл, 2000. – 218 с. - ISBN - 987-5-17-049975-5

14

Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов педагогических институтов. [текст] / Гамезо М.В.  – М.: Просвещение, 1984. – 256 с. - ISBN - 5-89357-169-5

15

Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. [текст] / Спиваковская А.С.— М.: Просвещение, 1988. – 213 с. - ISBN - 5-87604-097-5

16

Коломинский Я. Л. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. [текст] / Коломинский Я.Н. — М.: Смысл, 1977. – 146 с. - ISBN - 5-04-004708-8

17

Славина Л. С. Дети с аффективным поведением. [текст] / Славина Л.С. — М.: Просвещение, 1966. – 184 с. - ISBN - 5-222-00256-5

18

Бабич Н. И. Особенности первого впечатления о другом человеке у младших школьников. [текст] / Бабич Н. И. – М.: Смысл, 1990. – 367 с. - ISBN - 978-5-17-044338-3

19

Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. [текст] / Берне Р. — М.: Просвещение, 1986. – 213 с. - ISBN - 5-89357-118-5

Информация о работе Характеристика типов и видов взаимоотношений младших школьников со сверстниками и взрослыми