Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:03, контрольная работа
Целью работы является исследование понятие характера и его влияния на профессиональную деятельность.
Для реализации цели необходимо решение следующих задач:
Рассмотреть черты характера.
Определить структуру характера.
Выявить способы оценки характера.
Рассмотреть тип личности и его влияние на выбор профессии
Введение 3
1.Классификация и типология характера 4
1.1 Характер. Черты характера 7
1.2 Характер и его структура 7
1.3 Оценка характера 9
2.Тип личности, и его влияние на выбор профессии 11
Заключение 21
Список использованной литературы 22
1.3 Оценка характера
Каждый характер индивидуален, но, несмотря на это, характерам можно давать некоторые общие оценки: по содержанию, силе, наличию или отсутствию тех или иных черт. Оценка по содержанию осуществляется указанием на особенности отношений человека к себе, другим людям, труду, окружающему. Это основная оценка, без которой нельзя конкретно и правильно судить о характере.
Оценка характера по силе. Сильными называют характеры тех людей, чьи поступки, поведение соответствуют их знаниям и убеждениями.
Человек с сильным характером - надежный человек. Если знать его взгляды, убеждения то можно уверенно предвидеть, как этот человек поступит в той или иной ситуации.
Оценка характера по свойственным ему чертам:
волевые - самостоятельность, самообладание, непреклонность, твердость, упорство;
эмоциональные - уравновешенность, порывистость, страстность, впечатлительность;
интеллектуальность - глубокомыслие, сообразительность, находчивость и др. Значение характера: характер, отражая жизнь, в свою очередь влияет на образ жизни. Человек с твердым и решительным характером может преодолеть любые препятствия и добиться осуществления поставленной цели, использовав все возможности и рационально организовав свою жизнь, свой труд.
Характер имеет большое значение не только для самой личности, но и для общества. Жизнь и работа коллектива, особенно настроение каждого человека, определяются качествами характеров индивидов. Случается так, что один человек с трудным характером мешает жить всему коллективу. Из-за такого человека в коллективе возникают нередко конфликтные отношения, склоки, которые отражаются на работе и жизнеощущениях всех людей. Чтобы изучить характер, необходимы длительные наблюдения в различных ситуациях.
2.Тип личности, и его влияние на выбор профессии
Логик (мыслительный по Юнгу, объективно оценивающий тип)-стремиться упорядочивать; Этик (чувствующий, субъективно оценивающий тип)- создает коммуникации между людьми;
Сенсорик (ощущающий, конкретно-мыслящий тип)- производит конкретные вещи; Интуит (интуитивный, абстрактно-мыслящий тип)- генерирует идеи. Правильное определение типа личности дает человеку ключ к пониманию собственных потенциальных возможностей, на основании которых можно сделать обобщенный прогноз деловой карьеры.
Группа с установкой
на логику и сенсорику. Практичный и целеустремленный,
потенциально обладает всеми необходимыми
качествами, чтобы стать хорошим менеджером
даже в нынешних трудных условиях переходного
периода, нужно делать ставку исключительно
на рассудок. Группа с установкой на логику
и интуицию. В своей деятельности предпочитает
делать ставку на инновации и перспективы,
не рассчитывать на мгновенную отдачу
в любом деле. Лучше работается в условиях
нормально функционирующего рынка с развитой
инфраструктурой. Группа с установкой
на этику и сенсорику. Преимущественно
делает ставку на людей и отношения между
ними и пользуетесь этим в своей работе.
Но в этом же и главная проблема - можно
пойти на поводу у своих чувств. Группа
с установкой на этику и интуицию. Нужно
хорошенько подумать прежде, чем выбирать
профессию менеджера. Довольно тонкая
и мечтательная натура, которой нелегко
привыкнуть к суровому прагматизму бизнеса.
Внутренние переживания придется подавлять,
на что уйдет много нервной энергии. Этот
подход, конечно, упрощенный. Тем не менее,
сочетание в менеджере указанных признаков
подсказывают ту оптимальную для него
сферу деятельности, которая позволит
ему полностью себя творчески реализовать.
На психологическом уровне основным определяющим
фактором для выбора будущей сферы деятельности
является доминирующий стиль мышления.
В целом, насчитывают четыре основных
стиля: производственно-
Соответственно, первую
группу социотипов можно назвать "производственниками",
вторую - "социалами", третью - "гуманитариями"
и четвертую - "инноваторами". Производственно-
Носители производственно-
Из ранее описанных нами юнговских психологических признаков конкретному мышлению соответствуют логика и сенсорика. Первый признак имеет дело с фактологическим материалом, его анализом и структурированием, а также отвечает за практичность, технологичность и целесообразность той деятельности, которым занимается личность с доминированием в типе логики и сенсорики.
Производственно-
Из представителей группы «производственников» получаются хорошие строители, ремонтники, эксплуатационники, технологи, работники ОТК и служб материально-технического снабжения, кадровые военные и работники правоохранительных органов. Им больше всего подходит административно-хозяйственная и практическая деятельность с производственным уклоном или в сфере материального производства, ремонт и эксплуатация технического оборудования.
К этой группе относятся типы Инспектор, Лидер, Управляющий, Мастер. Концептуальный стиль мышления больше ориентирован не на конкретику и реалиями сегодняшнего дня, а на перспективы и идеи. Генерация идей требует в качестве инструмента умения работать с абстрактными понятиями. Предметный анализ уступает место творческому синтезу, возникающему не на базе практического опыта, а благодаря способности предвидеть, прогнозировать события в окружающем нас мире, погружаться в состояние, называемое «инсайтом» или озарением – наподобие интуитивной вспышки. В данном случае роль подсознательного фактора иногда превалирует над сознательными поступками и прагматическим подходом.
Работа ученого-естественника или инженера-разработчика требует в качестве главного инструментария наличия таких психологических признаков, как логика и интуиция, необходимых для сбора, анализа и обобщения необходимых эмпирических данных и создания предпосылок для последующего синтеза – генерации новых идей, проектов, моделей и конструкций. Поэтому концептуальное мышление является необходимым атрибутом такой сферы деятельности, как инновационная. Ведь любой новый продукт – материальный или интеллектуальный – возникает исключительно как результат творческого процесса.
Человек с таким стилем мышления обычно устремлен к новым теоретическим знаниям, интересуется мало изученными явлениями, хотя в практических делах ему часто не хватает оперативности. Он стремится познавать законы природы, общества и мироздания. Часто размышляет над какой-либо идеей или законами бытия. Ценит смелые интуитивные прозрения, находки. Предпочитает экспериментировать, а не пользоваться известными методами.
Оптимальная сфера применения таких способностей носит название «человек - знаковая система» и «человек-природа», поскольку большинство явлений физического мира они облекают в форму символов – физических, математических, химических, экономических и т.д.
Инноваторы – интуитивно-
Им больше всего подходит
научно-исследовательская и
Все это сфера применения сил для таких типов, как Новатор, Аналитик, Экспериментатор и Критик.
Социальное мышление направлено на решение проблем, связанных с удовлетворением человеческих потребностей преимущественно материального плана, связанных с современным понятием «потребительская корзина». Это понятие вмещает целый комплекс потребностей как первой необходимости – в пище, жилье, одежде – так и в дополнительных, входящих в систему инфраструктуры, в том числе, коммунальные службы, сервис, транспорт, организации сферы досуга и развлечений, здравоохранения и рекреации (отдыха и оздоровления) и т.п.
С одной стороны, социальное мышление носит конкретный характер, т.к. имеет дело с реальными вещами, с другой же стороны оно направлено на человека с его индивидуальными или групповыми запросами, то есть ориентировано на отношения. Этим областям соответствуют такие психологические признаки, как сенсорика и этика, отражающие материальный и эмоциональный аспекты такого понятия как качество жизни, предполагающее наличие как физического, так и душевного комфорта.
Все это – сферы, где успешно действуют сенсорно-этические и этико-сенсорные типы личности. Они предпочитает опираться на опыт - свой и других, а не экспериментировать, больше ориентированы на комфорт и благосостояние.
Им понятны повседневные нужды людей, которые они стремятся удовлетворить. Они с удовольствием заботятся о здоровье, удобствах, внешнем виде и отдыхе окружающих, умеют интересно организовывать досуг и праздничные мероприятия. Любят ручную работу, практичны, реалистичны, расчетливы в делах. Их очень интересуют чувства и взаимоотношения между людьми. Обычно они держатся демократично, стремятся быть в ладу со всеми, делать приятное, но часто бывают непримиримы в этических оценках плохих поступков людей.
Сфера деятельности, которая охватывает людей с их повседневными потребностями, может быть описана через взаимосвязь «человек-человек». К ней относится сервис, спорт, досуг и развлечения, торговля и посредничество, работа в хозяйственной сфере с коммуникациями, а также руководящая работа с практическим уклоном.
Наиболее эффективными в этой социальной нише социалы, к которым относятся Посредник, Коммуникатор, Политик, Хранитель.
И, наконец, гуманитарное мышление объединяет в себе способность работать с образами и эмоциями, категориями этики и эстетики, без которых невозможны понятия Добра и Зла, Красоты, Истины, Правды и Любви. Гуманитария интересуют, прежде всего, высшие духовные потребности, которые находят выражение в искусстве, религии, философии, психологии. Его также интересуют все области знания о человеке и обществе, путях его развития, ценностях и нормах, мировоззрении и идеалах, одним словом, все то, без чего человеческая жизнь была бы бездуховной, лишенной высшего смысла.
К людям гуманитарного мышления относятся этико-интуитивные и интуитивно-этические типы. Им лучше всего удается реализовать свой потенциал в сфере, которая может быть представлена взаимосвязью «человек-художественный образ».
Гуманитарии много размышляют о духовных интересах людей, их отношениях и чувствах. Они исследуют духовный мир людей и нравственные ценности, интересуются новыми общественными течениями, и путями развития культуры. Их привлекают литература, искусство, театр. Они много размышляют о задачах нравственного воспитания подрастающего поколения, о возможностях развития способностей каждого человека.
Они охотно помогают людям решать их этические проблемы. Им бывает трудно постоянно поддерживать дисциплину и порядок, контролировать выполнение заданий. Они склонны идти на компромисс в практических вопросах, но бескомпромиссны там, где дело касается идей и убеждений. Их мало интересуют материальные стимулы, контроль качества, улучшение условий труда и даже собственный комфорт.
Гуманитарии успешно решают проблемы, связанные с повышением духовного и культурного уровня людей, разрабатывают философские, психологические, художественные идеи и концепции. Им больше всего подходит гуманитарно-социальная сфера деятельности с творческой направленностью или с обязательным наличием творческой компоненты в области культуры, искусства. Их творческая индивидуальность с успехом находит применение в различных благотворительных фондах и организациях.
К гуманитариям относятся такие типы, как Наставник, Лирик, Вдохновитель, Гуманист.
Также общеизвестна классификация людей по типам темперамента. Она основывается на определении интенсивности процессов возбуждения и торможения, происходящих в коре головного мозга конкретного индивидуума и включает 4 типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.
Классифицируя личность по типу характера, многие используют именно эту классификацию по типу темперамента, что, однако, представляется в корне неверным. Действительно: темперамент зависит от неких биологических особенностей индивидуума; характер же формируется в результате социального взаимодействия личности и общества.
То есть, если темперамент является более-менее постоянным и не зависящим от желания личности, то характер допускает возможность изменения как у других людей (воспитание), так и у самого себя (самовоспитание).
В основе типологизации характера могут быть 2 признака: сила внутренних убеждений личности и активность взаимодействия с внешним миром. В соответствии с этими признаками выделяют 4 типа характера (табл.1).
Информация о работе Характер, его роль в профессиональной деятельности