Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 03:36, реферат
Установление взгляда на головной мозг, как на орган психической деятельности можно причислить к величайшим научным открытиям человечества. За последние двадцать лет изучение организации и деятельности мозга продвигалось ускоренными темпами. В прошедшее десятилетие удалось найти методы, с помощью которых можно выявлять взаимоотношения между различными частями этого органа. Интеллектуальный и творческий потенциал личности зависит от бесконечного множества факторов, особая комбинация которых и даёт определённый результат. Одним из таковых факторов является функциональная асимметрия и специализация полушарий, а также их интегральное взаимодействие, которое определяет не только интеллект, но и многие функциональные особенности организма.
Введение 3
Основная часть:
1. Понятие межполушарной асимметрии 4
2. Доминантность полушарий 6
3. Сферы специализации левого и правого полушарий 8
4. Взаимодействие полушарий в психической деятельности человека 11
5. Половые особенности функциональной специализации полушарий 12
Заключение 14
Литература 15
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Основная часть:
1. Понятие межполушарной асимметрии 4
2. Доминантность полушарий 6
3. Сферы специализации левого и правого полушарий 8
4. Взаимодействие полушарий в психической деятельности человека 11
5. Половые особенности функциональной специализации полушарий 12
Заключение 14
Литература 15
ВВЕДЕНИЕ
Установление взгляда на головной мозг,
как на орган психической деятельности
можно причислить к величайшим научным
открытиям человечества. За последние
двадцать лет изучение организации и деятельности
мозга продвигалось ускоренными темпами.
В прошедшее десятилетие удалось найти
методы, с помощью которых можно выявлять
взаимоотношения между различными частями
этого органа. Интеллектуальный и творческий
потенциал личности зависит от бесконечного
множества факторов, особая комбинация
которых и даёт определённый результат.
Одним из таковых факторов является функциональная
асимметрия и специализация полушарий,
а также их интегральное взаимодействие,
которое определяет не только интеллект,
но и многие функциональные особенности
организма.
Достижения отечественной
В настоящее время особенности функциональной
специализации правого и левого полушария
мозга хорошо исследованы. Накопленные
факты характеризуют закономерности функционирования
зрелого мозга, в котором системы связей,
объединяющие мозг человека и психические
процессы носят устойчивый, фиксированный
характер.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
1. Понятие межполушарной
асимметрии
Межполушарная асимметрия
психических процессов – это функциональная характеристика
полушарий головного мозга: при осуществлении
одних психических функций ведущим является
левое полушарие, других — правое. Организм
человека в процессе приспособления к
сложным условиям окружающей материальной
среды использует в качестве одного из
механизмов адаптации формирование собственных
асимметрий, среди которых выделяют:
Каждая конкретная форма функциональной
асимметрии отличается своей степенью,
мерой выраженности. Можно говорить о
сильной или слабой асимметрии.
У человека асимметричное развитие полушарий
начинается уже на этапе эмбриогенеза.
В конечном итоге формируется индивидуальный
профиль межполушарной функциональной
асимметрии, который представляет собой
изменчивое в онтогенезе образование,
имеющее половые различия и закономерную
возрастную динамику.
Функциональная асимметрия больших полушарий
у взрослого человека есть продукт действия
биосоциальных структур. Как показали
исследования, проведённые на детях, основы
функциональной специализации являются
врождёнными, но по мере развития ребёнка
происходит усовершенствование и усложнение
механизмов межполушарной асимметрии
и межполушарного взаимодействия.
Более чем вековая история анатомических,
морфофункциональных, биохимических,
нейрофизиологических и психофизиологических
исследований асимметрии больших полушарий
головного мозга у человека свидетельствует
о существовании особого билатерального
принципа построения и реализации таких
важнейших функций мозга, как восприятие,
внимание, память, мышление и речь.
Индивидуальность личности во многом
определяется спецификой взаимодействия
отдельных полушарий мозга. Функциональная
асимметрия полушарий известна давно:
подавляющее большинство человечества
делится на правшей и левшей, почти у всех
у нас есть ведущий глаз и ведущее ухо.
Современные представления о функционировании
целостного мозга определяют его как динамичную
систему, способную к функциональным перестройкам
своей текущей деятельности. Функциональные
перестройки задают уровни приоритетов
и веса связей между мозговыми структурами,
вовлечёнными в текущую деятельность,
таким образом, чтобы наиболее результативно,
с точки зрения мотивации, и наиболее минимизировано
– в плане энергетических затрат – реализовать
текущую деятельность. Возможности для
этого заложены в свойствах мозга сочетать
жёстко закреплённые и пластичные формы
структурной организации и функциональной
активности. В результате при нормальном
развитии организма в процессе взаимодействия
с внешним миром складывается определенный
тип внутримозговых и межполушарных взаимодействий,
что, в свою очередь, формирует определенный
тип функциональной асимметрии мозга.
Н.Н. Брагина и Т.А. Доброхотова отмечают,
что психические процессы, зависимые от
правого полушария мозга по существу включают
в себя сенсорные асимметрии, т.е. совокупность
признаков функционального неравенства
органов чувств. Психические процессы,
зависимые от левого полушария тесно соотносятся
с двигательными асимметриями - совокупностью
признаков неравенства рук, ног, половин
туловища и лица в формировании общего
двигательного поведения и его выразительности.
Таким образом, под функциональной асимметрией
понимается различное по характеру и неравное
по значимости участие левого или правого
полушария мозга в осуществлении психических
функций. Каждая конкретная форма межполушарной
асимметрии характеризуется определенной
степенью, мерой. Учитывая количественные
показатели, можно говорить о сильной
или слабой асимметрии.
2. Доминантность полушарий
Все системы мозга, объединённые
различными типами волокон, работают по принципу иерархической
соподчинённости, благодаря которому
одна из систем, доминирующая в конкретный
период времени в той или иной психической
деятельности, осуществляет управление
другими системами, а также контролирует
это управление на основе прямых или обратных
связей. Головной мозг имеет как вертикально
организованную структуру, работающую
по принципу: «чем выше, тем пластичнее»,
так и организацию горизонтальную, представленную
в основном ассоциативными процессами,
как в рамках одного полушария, так и при
взаимодействии двух полушарий. Наиболее
ярко горизонтальный принцип проявляется
в согласованной и взаимодополняющей
работе двух полусфер мозга при их асимметрии,
выражающейся в своеобразной специализации
полушарий по отношению к ряду психических
процессов.
Концепция доминантности полушарий была
сформулирована английским неврологом
Х. Джексоном на основании многочисленных
клинических наблюдений, свидетельствующих
о том, что нарушения речи возникают только
при поражении левого полушария, в то время
как поражения правого полушария обычно
не сопровождаются нарушениями речевых
функций.
В настоящее время хорошо известен тот
факт, что доминантность полушарий головного
мозга по речи значительно варьирует от
субъекта к субъекту, обнаруживая высокую
зависимость от очень многих факторов,
среди которых решающая роль принадлежит
мануальной доминантности, т.е. ведущей
руке. Однако, Симерницкая Э.Г. отмечает,
что сопоставление результатов нейропсихологических
исследований левшей с результатами правшей
показало, что влияние левшества на развитие
и проявление нарушений высших психических
функций при мозговых поражениях не является
однозначным. Оно зависит от возраста
возникновения мозгового заболевания,
от его характера и локализации, от его
общей длительности и многих других факторов.
Представление о ведущей роли левого полушария
в речевых процессах было распространено
на все виды психической деятельности,
в результате чего это полушарие получило
название "ведущего, доминантного полушария".
В результате проведённых исследований
сформировалась теория тотального
доминирования левого полушария человека
в высших психических функциях, или
она еще может быть обозначена, как "иерархическая
теория полушарного доминирования".
Левое полушарие признавалось доминирующим
не только в отношении языка, но для концептуального
мышления, определенных типов моторной
деятельности и ориентации тела.
Представление о доминировании левого
полушария подразумевало, что правое полушарие
является подчинённым, или субдоминантным,
т.е. что оно не имеет каких-либо специфических
свойств, как это отмечается по отношению
к левому. Однако некоторые учёные отвергали
эту одностороннюю формулировку природы
доминантности мозговых полушарий и настаивали
на том, что и правое полушарие имеет только
ему одному присущие особенности.
В настоящее время проблема межполушарной
асимметрий рассматривается как проблема
функциональной специфичности полушарий,
как проблема своеобразия того вклада,
который вносит каждое полушарие в организацию
любой психической функции. В этом принимает
участие как левое, так и правое полушарие,
но при этом каждое вносит свой специфический
вклад.
Таким образом, теорию тотального доминирования
левого полушария сменило мнение о неотъемлемом
взаимодействии полушарий. Ни одно из
них не может быть рассмотрено как доминирующее
по отношению к какой-либо функции или
деятельности. Каждое полушарие доминирует
по свойственному ему принципу работы,
по тому вкладу, которое оно вносит в организацию
психической функции.
3. Сферы специализации левого и правого полушарий
Учёные исследовали различия между правым и левым полушариями головного мозга человека с помощью специальных психологических методов. В качестве испытуемых выступали не обычные люди, а пациенты, которые пережили электрошоковую терапию, "выключавшую" одно из полушарий мозга, или оперативное вмешательство, заключавшееся в пересечении нервных путей, связывающих полушария мозга друг с другом. Это позволило выяснить, как именно работают наши полушария по отдельности. В процессе этих исследований выяснилось, что правое полушарие мозга человека ответственно за восприятие информации и её эмоциональную окраску, а левое полушарие – за логический анализ и принятие решений. Проще говоря, правое полушарие воспринимает и переживает, а левое – размышляет и действует.
Основной сферой специализации правого
Основной сферой специализации левого
Таким образом, изучая полушария в
отдельности, исследователи получили
возможность определить, за что отвечает
каждое из них. В ходе тщательного изучения
учёные установили, что каждое полушарие
головного мозга имеет свою область специализации
и обрабатывает информацию своим собственным
способом. Способность к речи, анализу,
детализированию, абстракции обеспечивается
левым полушарием мозга. Оно работает
последовательно, выстраивая цепочки,
алгоритмы, оперируя с фактом, деталью,
символом, знаком, отвечает за абстрактно-логический
компонент в мышлении. Правое полушарие
способно воспринимать информацию в целом,
работать сразу по многим каналам и, в
условиях недостатка информации, восстанавливать
целое по его частям. С работой правого
полушария принято соотносить творческие
возможности, интуицию, этику, способность
к адаптации.
4. Взаимодействие
полушарий в психической
В настоящее время проблема
межполушарной асимметрии мозга
изучается, прежде, всего, как проблема
функциональной специфичности полушарий,
т. е. как проблема специфичности
того вклада, который делает каждое
полушарие в любую психическую
деятельность. Долгое время считалось,
что оба полушария мозга
На сегодняшний день имеется большое количество
данных о неравнозначности деятельности
левого и правого полушарий головного
мозга человека. Это касается не только
анатомических и физиологических особенностей
каждого из них, но и психологических проявлений,
что было установлено, в том числе и в наблюдениях
за больными со сходными поражениями левого
и правого полушарий. У человека эти различия
выражены более отчётливо. Так, зона Вернике
(верхние отделы вторичных зон височной
области) в левом полушарии на одну треть
больше симметричной ей зоны правого полушария,
нейроны левого полушария крупнее нейронов
правого полушария и даже диаметр кровеносных
сосудов в левом полушарии больше, чем
в правом. Есть сведения о различиях в
организации левого и правого таламуса,
левого и правого хвостатого ядра в тех
ядрах таламуса, которые связаны с речью.
Проблема межполушарной асимметрии и
межполушарного взаимодействия - одна
из наиболее актуальных проблем естествознания.
Признаки асимметрии обнаруживаются в
целостной психической деятельности,
что подтверждают данные о различных изменениях
в восприятии, эмоциональных переживаниях,
двигательном поведении и т.п. при избирательном
поражении правого и левого полушарий
головного мозга. Между ними складываются
сложные и противоречивые взаимоотношения.
С одной стороны, они "дружески" участвуют
в работе мозга, дополняя способности
каждого, с другой стороны, "соперничают",
как бы мешая друг другу заниматься своим
делом. Когда полушария функционируют
правильно, то взаимодействие между ними
выражается в идеальном "партнёрстве".
Информация о работе Функциональная специализация полушарий головного мозга человека