Функциональная специализация полушарий головного мозга человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 03:36, реферат

Краткое описание

Установление взгляда на головной мозг, как на орган психической деятельности можно причислить к величайшим научным открытиям человечества. За последние двадцать лет изучение организации и деятельности мозга продвигалось ускоренными темпами. В прошедшее десятилетие удалось найти методы, с помощью которых можно выявлять взаимоотношения между различными частями этого органа. Интеллектуальный и творческий потенциал личности зависит от бесконечного множества факторов, особая комбинация которых и даёт определённый результат. Одним из таковых факторов является функциональная асимметрия и специализация полушарий, а также их интегральное взаимодействие, которое определяет не только интеллект, но и многие функциональные особенности организма.

Оглавление

Введение 3
Основная часть:
1. Понятие межполушарной асимметрии 4
2. Доминантность полушарий 6
3. Сферы специализации левого и правого полушарий 8
4. Взаимодействие полушарий в психической деятельности человека 11
5. Половые особенности функциональной специализации полушарий 12
Заключение 14
Литература 15

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 33.87 Кб (Скачать)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение   3

 

Основная часть:

1. Понятие межполушарной  асимметрии   4

2. Доминантность полушарий   6

3. Сферы специализации  левого и правого полушарий   8

4. Взаимодействие полушарий  в психической деятельности человека  11

5. Половые особенности функциональной специализации полушарий   12

 

Заключение   14

 

Литература   15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 
Установление взгляда на головной мозг, как на орган психической деятельности можно причислить к величайшим научным открытиям человечества. За последние двадцать лет изучение организации и деятельности мозга продвигалось ускоренными темпами. В прошедшее десятилетие удалось найти методы, с помощью которых можно выявлять взаимоотношения между различными частями этого органа. Интеллектуальный и творческий потенциал личности зависит от бесконечного множества факторов, особая комбинация которых и даёт определённый результат. Одним из таковых факторов является функциональная асимметрия и специализация полушарий, а также их интегральное взаимодействие, которое определяет не только интеллект, но и многие функциональные особенности организма.

 
Достижения отечественной нейропсихологии, нашедшие отражение в многочисленных трудах её основателя, профессора Александра Романовича Лурии раскрыли функциональное значение многих мозговых структур. Они показали участие стволовых и подкорковых образований в поддержании оптимального тонуса коры, необходимого для осуществления психических процессов, роль затылочных, височных и теменных областей в получении, переработке и хранении внешней информации, вклад лобных долей в обеспечении программирования, регуляции и контроля протекающей деятельности. 
 
В настоящее время особенности функциональной специализации правого и левого полушария мозга хорошо исследованы. Накопленные факты характеризуют закономерности функционирования зрелого мозга, в котором системы связей, объединяющие мозг человека и психические процессы носят устойчивый, фиксированный характер.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: 
1. Понятие межполушарной асимметрии

Межполушарная асимметрия психических процессов – это функциональная характеристика полушарий головного мозга: при осуществлении одних психических функций ведущим является левое полушарие, других — правое. Организм человека в процессе приспособления к сложным условиям окружающей материальной среды использует в качестве одного из механизмов адаптации формирование собственных асимметрий, среди которых выделяют: 

  • моторные асимметрии - неодинаковость двигательной активности рук, ног, лица, половин тела, управляемая каждым полушарием мозга;
  • сенсорные асимметрии - неравнозначность восприятия каждым из полушарий объектов, расположенных слева и справа от средней плоскости тела;
  • психические асимметрии - специализация полушарий мозга в отношении различных форм психической деятельности.

 
Каждая конкретная форма функциональной асимметрии отличается своей степенью, мерой выраженности. Можно говорить о сильной или слабой асимметрии. 
 
У человека асимметричное развитие полушарий начинается уже на этапе эмбриогенеза. В конечном итоге формируется индивидуальный профиль межполушарной функциональной асимметрии, который представляет собой изменчивое в онтогенезе образование, имеющее половые различия и закономерную возрастную динамику. 
 
Функциональная асимметрия больших полушарий у взрослого человека есть продукт действия биосоциальных структур. Как показали исследования, проведённые на детях, основы функциональной специализации являются врождёнными, но по мере развития ребёнка происходит усовершенствование и усложнение механизмов межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. 
 
Более чем вековая история анатомических, морфофункциональных, биохимических, нейрофизиологических и психофизиологических исследований асимметрии больших полушарий головного мозга у человека свидетельствует о существовании особого билатерального принципа построения и реализации таких важнейших функций мозга, как восприятие, внимание, память, мышление и речь. 
 
Индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия отдельных полушарий мозга. Функциональная асимметрия полушарий известна давно: подавляющее большинство человечества делится на правшей и левшей, почти у всех у нас есть ведущий глаз и ведущее ухо.  
 
Современные представления о функционировании целостного мозга определяют его как динамичную систему, способную к функциональным перестройкам своей текущей деятельности. Функциональные перестройки задают уровни приоритетов и веса связей между мозговыми структурами, вовлечёнными в текущую деятельность, таким образом, чтобы наиболее результативно, с точки зрения мотивации, и наиболее минимизировано – в плане энергетических затрат – реализовать текущую деятельность. Возможности для этого заложены в свойствах мозга сочетать жёстко закреплённые и пластичные формы структурной организации и функциональной активности. В результате при нормальном развитии организма в процессе взаимодействия с внешним миром складывается определенный тип внутримозговых и межполушарных взаимодействий, что, в свою очередь, формирует определенный тип функциональной асимметрии мозга. 
 
Н.Н. Брагина и Т.А. Доброхотова отмечают, что психические процессы, зависимые от правого полушария мозга по существу включают в себя сенсорные асимметрии, т.е. совокупность признаков функционального неравенства органов чувств. Психические процессы, зависимые от левого полушария тесно соотносятся с двигательными асимметриями - совокупностью признаков неравенства рук, ног, половин туловища и лица в формировании общего двигательного поведения и его выразительности. 
 
Таким образом, под функциональной асимметрией понимается различное по характеру и неравное по значимости участие левого или правого полушария мозга в осуществлении психических функций. Каждая конкретная форма межполушарной асимметрии характеризуется определенной степенью, мерой. Учитывая количественные показатели, можно говорить о сильной или слабой асимметрии.  

2. Доминантность полушарий

Все системы мозга, объединённые различными типами волокон, работают по принципу иерархической соподчинённости, благодаря которому одна из систем, доминирующая в конкретный период времени в той или иной психической деятельности, осуществляет управление другими системами, а также контролирует это управление на основе прямых или обратных связей. Головной мозг имеет как вертикально организованную структуру, работающую по принципу: «чем выше, тем пластичнее», так и организацию горизонтальную, представленную в основном ассоциативными процессами, как в рамках одного полушария, так и при взаимодействии двух полушарий. Наиболее ярко горизонтальный принцип проявляется в согласованной и взаимодополняющей работе двух полусфер мозга при их асимметрии, выражающейся в своеобразной специализации полушарий по отношению к ряду психических процессов. 
 
Концепция доминантности полушарий была сформулирована английским неврологом Х. Джексоном на основании многочисленных клинических наблюдений, свидетельствующих о том, что нарушения речи возникают только при поражении левого полушария, в то время как поражения правого полушария обычно не сопровождаются нарушениями речевых функций.  
 
В настоящее время хорошо известен тот факт, что доминантность полушарий головного мозга по речи значительно варьирует от субъекта к субъекту, обнаруживая высокую зависимость от очень многих факторов, среди которых решающая роль принадлежит мануальной доминантности, т.е. ведущей руке. Однако, Симерницкая Э.Г. отмечает, что сопоставление результатов нейропсихологических исследований левшей с результатами правшей показало, что влияние левшества на развитие и проявление нарушений высших психических функций при мозговых поражениях не является однозначным. Оно зависит от возраста возникновения мозгового заболевания, от его характера и локализации, от его общей длительности и многих других факторов. 
 
Представление о ведущей роли левого полушария в речевых процессах было распространено на все виды психической деятельности, в результате чего это полушарие получило название "ведущего, доминантного полушария". В результате проведённых исследований сформировалась теория тотального доминирования левого полушария человека в высших психических функциях, или она еще может быть обозначена, как "иерархическая теория полушарного доминирования". Левое полушарие признавалось доминирующим не только в отношении языка, но для концептуального мышления, определенных типов моторной деятельности и ориентации тела.  
 
Представление о доминировании левого полушария подразумевало, что правое полушарие является подчинённым, или субдоминантным, т.е. что оно не имеет каких-либо специфических свойств, как это отмечается по отношению к левому. Однако некоторые учёные отвергали эту одностороннюю формулировку природы доминантности мозговых полушарий и настаивали на том, что и правое полушарие имеет только ему одному присущие особенности. 
 
В настоящее время проблема межполушарной асимметрий рассматривается как проблема функциональной специфичности полушарий, как проблема своеобразия того вклада, который вносит каждое полушарие в организацию любой психической функции. В этом принимает участие как левое, так и правое полушарие, но при этом каждое вносит свой специфический вклад. 
 
Таким образом, теорию тотального доминирования левого полушария сменило мнение о неотъемлемом взаимодействии полушарий. Ни одно из них не может быть рассмотрено как доминирующее по отношению к какой-либо функции или деятельности. Каждое полушарие доминирует по свойственному ему принципу работы, по тому вкладу, которое оно вносит в организацию психической функции. 

3. Сферы специализации  левого и правого полушарий

Учёные исследовали различия между правым и левым полушариями головного мозга человека с помощью специальных психологических методов. В качестве испытуемых выступали не обычные люди, а пациенты, которые пережили электрошоковую терапию, "выключавшую" одно из полушарий мозга, или оперативное вмешательство, заключавшееся в пересечении нервных путей, связывающих полушария мозга друг с другом. Это позволило выяснить, как именно работают наши полушария по отдельности. В процессе этих исследований выяснилось, что правое полушарие мозга человека ответственно за восприятие информации и её эмоциональную окраску, а левое полушарие – за логический анализ и принятие решений. Проще говоря, правое полушарие воспринимает и переживает, а левое – размышляет и действует.

Основной сферой специализации правого полушария является образное мышление и интуиция. Оно отвечает за выполнение следующих функций: 

  • Обработка невербальной информации. Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.
  • Параллельная обработка информации. В отличие от левого полушария, которое обрабатывает информацию только в чёткой последовательности, правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа. Правое полушарие также распознает лица, и, благодаря ему, мы можем воспринимать совокупность черт как единое целое.
  • Пространственная ориентация. Правое полушарие отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом. Именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки. 
  • Музыкальность. Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария.
  • Метафоры. С помощью правого полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения. Благодаря ему, мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем.
  • Воображение. Правое полушарие даёт нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. 
  • Художественные способности. Правое полушарие отвечает за способности к изобразительному искусству.
  • Эмоции. Хотя эмоции и не являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано с ними более тесно, чем левое.
  • Мистика. За мистику и религиозность отвечает правое полушарие.
  • Мечты. Правое полушарие отвечает также и за мечты. 
  • Контролирует движения левой половины тела. Если поднять левую руку, это означает, что данная команда поступила из правого полушария.

 
Основной сферой специализации левого полушария является логическое мышление, оно доминирует при выполнении следующих функций: 

  • Обработка вербальной информации. Левое полушарие мозга отвечает за языковые способности. Это полушарие контролирует речь, а также способности к чтению и письму. Оно также запоминает факты, имена, даты и их написание.
  • Аналитическое мышление. Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты.
  • Буквальное понимание слов. Левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.
  • Последовательностное мышление. Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.
  • Математические способности. Числа и символы также распознаются левым полушарием. Логический аналитический подходы, которые необходимы для решения математических, проблем, тоже являются продуктом работы левого полушария.
  • Контроль движений правой половины тела. 

 
Таким образом, изучая полушария в  отдельности, исследователи получили возможность определить, за что отвечает каждое из них. В ходе тщательного изучения учёные установили, что каждое полушарие головного мозга имеет свою область специализации и обрабатывает информацию своим собственным способом. Способность к речи, анализу, детализированию, абстракции обеспечивается левым полушарием мозга. Оно работает последовательно, выстраивая цепочки, алгоритмы, оперируя с фактом, деталью, символом, знаком, отвечает за абстрактно-логический компонент в мышлении. Правое полушарие способно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям. С работой правого полушария принято соотносить творческие возможности, интуицию, этику, способность к адаптации. 
 

4. Взаимодействие  полушарий в психической деятельности  человека

В настоящее время проблема межполушарной асимметрии мозга  изучается, прежде, всего, как проблема функциональной специфичности полушарий, т. е. как проблема специфичности  того вклада, который делает каждое полушарие в любую психическую  деятельность. Долгое время считалось, что оба полушария мозга абсолютно  самостоятельны и представляют собой  такой же парный орган, как почки  или легкие.  
 
На сегодняшний день имеется большое количество данных о неравнозначности деятельности левого и правого полушарий головного мозга человека. Это касается не только анатомических и физиологических особенностей каждого из них, но и психологических проявлений, что было установлено, в том числе и в наблюдениях за больными со сходными поражениями левого и правого полушарий. У человека эти различия выражены более отчётливо. Так, зона Вернике (верхние отделы вторичных зон височной области) в левом полушарии на одну треть больше симметричной ей зоны правого полушария, нейроны левого полушария крупнее нейронов правого полушария и даже диаметр кровеносных сосудов в левом полушарии больше, чем в правом. Есть сведения о различиях в организации левого и правого таламуса, левого и правого хвостатого ядра в тех ядрах таламуса, которые связаны с речью.  
Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия - одна из наиболее актуальных проблем естествознания. Признаки асимметрии обнаруживаются в целостной психической деятельности, что подтверждают данные о различных изменениях в восприятии, эмоциональных переживаниях, двигательном поведении и т.п. при избирательном поражении правого и левого полушарий головного мозга. Между ними складываются сложные и противоречивые взаимоотношения. С одной стороны, они "дружески" участвуют в работе мозга, дополняя способности каждого, с другой стороны, "соперничают", как бы мешая друг другу заниматься своим делом.  Когда полушария функционируют правильно, то взаимодействие между ними выражается в идеальном "партнёрстве".

Информация о работе Функциональная специализация полушарий головного мозга человека