Функции семьи и их воплощение в реальной жизни. Чем семья хороша?

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:33, статья

Краткое описание

Эта функция семьи отвечает за поддержание здоровья партнеров и детей в семье, уход за престарелыми родственниками и младенцами, ведение домашнего хозяйства, приготовление пищи, поддержания красоты и порядка в доме, покупка новых вещей, одежды, бытовой техники.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 41.51 Кб (Скачать)

При демократическом стиле взаимоотношения характеризуются взаимной любовью и уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В семьях с взаимоотношениями демократического стиля дети являются полноценными участниками жизни семьи, ее труда и отдыха. Родители стараются глубже познать своих детей, выяснить причины их дурных и хороших поступков. Взрослые постоянно обращаются к чувствам и сознанию ребенка, поощряют его инициативу, уважают его мнение. Вместе с тем дети достаточно хорошо знают значения слов «нельзя», «нужно». Демократический стиль семейного воспитания дает наибольший эффект в формировании у детей сознательной дисциплины, заинтересованности в делах семьи, в событиях окружающей жизни. Постепенно у детей формируются инициатива, находчивость, творческий подход к порученному делу. Наказания в таких семьях обычно не применяются – достаточно порицания или огорчения родителей.

Однако бывает, что в семье  внешне сложился демократический стиль  воспитания, но он не дает нужного эффекта, так как родители нарушают важнейшие  педагогические принципы, например им не удается определить в той или  иной ситуации меру требовательности, организовать правильный режим дня  детей или создать условия  для посильного трудового вклада детей в жизнь семьи; они бывают непоследовательными в требованиях или у них нет единого подхода к каким-то семейным делам.

Отношения родителей и детей  с годами складываются в определенные типичные варианты.

 

ВАРИАНТ А. Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении.

Такие отношения характеризуются, прежде всего, общей нравственной атмосферой семьи: порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях, умением родителей чутко понять мир ребенка и его возрастные запросы, их глубокой родительской привязанностью, постоянной готовностью к взаимопомощи, сопереживанием, умением быть рядом  во время жизненных невзгод.

 

ВАРИАНТ Б. Родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними своими чувствами и переживаниями, но это не является взаимной потребностью.

Для этого варианта характерна менее  полная степень контактов. Внешне отношения  благополучны, но некоторые глубинные, сокровенные связи нарушены, наметилась еле ощутимая трещинка во взаимоотношениях родителей и детей. Наиболее типичными причинами такого явления могут быть следующие:

– некоторые расхождения между характером требований родителей и их личным поведением;

– недостаточные чуткость, душевная тонкость, такт родителей в некоторых конкретных ситуациях, недостаточная степень их объективности по отношению к своим детям;

– возможность того, что родители психологически не «поспевают» за динамизмом, быстротой развития детей.

Подобные, пока еще едва заметные признаки ухудшения во взаимоотношениях с  детьми дают родителям повод для  серьезных размышлений.

 

ВАРИАНТ В. Скорее родители стараются вникать в интересы и жизнь детей, чем дети сами делятся с родителями.

Это – наиболее странные, на первый взгляд, отношения между родителями и детьми. Родители стремятся вникать  в жизнь детей из самых добрых и искренних чувств любви и  внимания. Родители мечтают и надеются оградить детей от неприятностей, предостеречь от опасностей, осчастливить их. Дети это  понимают, но не принимают. Суть в том, что высокие помыслы родителей  разбиваются в этом случае о низкую педагогическую культуру их осуществления. Желания родителей помочь своим  детям, их искренний интерес к  ним не всегда сопровождаются умением  войти в мир детей без нажима и навязывания своих взглядов, без нервозности и предубеждений.

 

ВАРИАНТ Г. Скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем родители хотят вникнуть в интересы и заботы детей.

Такой вариант отношений возникает  при чрезмерной занятости родителей  собой, работой, увлечениями, своими взаимоотношениями. Нередко это выражается в недостаточном выполнении родительского долга, пассивности родителей в общении с детьми, что порождает у последних чувства обиды, одиночества. И все же естественная привязанность, любовь к родителям остаются, и дети испытывают желание делиться успехами и огорчениями, зная, что родители все же остаются их искренними доброжелателями.

 

ВАРИАНТ Д. Поведение, стремления детей воспринимаются родителями отрицательно, и при этом родители, скорее, правы.

Такого рода ситуации обычно связаны  с возрастными особенностями  детей, когда те еще не могут в  полной мере оценить опыт родителей, их усилия, направленные на благо семьи. Справедливые огорчения родителей  вызывают односторонние, идущие во вред учебе, здоровью, временные увлечения  детей, а в некоторых случаях  – аморальные поступки. Вполне естественно, что родители бывают крайне обеспокоены  всем, что может нанести детям  моральный и физический вред. Исходя из своего жизненного опыта, взглядов они стараются объяснить возможные  последствия такого поведения, но наталкиваются  нередко на непонимание, неверие, сопротивление. Важно, чтобы родители всегда стремились глубоко разобраться в стремлениях  детей, проявляли терпение, уважение к их доводам и аргументам, так  как дети, даже будучи неправыми, обычно бывают искренне убеждены, что правы именно они, а родители не могут или не хотят их понять.

 

ВАРИАНТ Е. Поведение, стремления детей воспринимаются родителями отрицательно, и при этом, скорее, правы дети.

В этом случае родители занимают конфликтную  позицию из лучших побуждений, из искреннего желания добра детям. Но эти ситуации вызываются личными недостатками родителей, которые не имеют возможности  или не считают нужным подавлять  их в себе, в своих отношениях друг с другом и с детьми. Это  часто проявляется в нервозности, вспыльчивости, нетерпимости к иному  мнению. Особенно болезненно реагируют  дети на тягу родителей к пьянству. Это вызывает резкий протест со стороны  детей. Острые ситуации вызываются также  педагогической бестактностью родителей, которая усугубляется часто отсутствием  общей культуры. Острые конфликты  могут возникать из-за эмоциональной  глухоты родителей, так как дети всех возрастов особенно ранимы в  минуты тонких эмоциональных переживаний, душевного подъема, возвышенных  устремлений, не понятых взрослыми. Конфликты, в которых правы дети, чреваты особыми последствиями  – многолетней детской обидой, способной вызвать разобщенность  детей и родителей.

 

ВАРИАНТ Ж. Обоюдная неправота родителей и детей.

Накопившиеся обиды раннего  детства и младшего подросткового  возраста переходят из стадии «хранения  в себе» сначала в эпизодические  столкновения, а затем, если родители не понимают суть происходящего, не изменяют тактики своего отношения к детям, – в постоянные, все более расширяющиеся конфликты. Обе стороны устают от бесполезных дебатов и взаимных упреков, постепенно утрачивают способность слушать и понимать друг друга.

 

ВАРИАНТ 3. Различные взаимоотношения с отцом и матерью, или «кого ты больше любишь?»

В большинстве семей у родителей  нет необходимости в полном единстве действий в воспитании детей. Это касается и содержания общения, и содержания требований, и тона ихвыражения, и характера поощрений и наказаний, и выражения своих чувств, и т. д. Когда отношения у отца и матери к детям складываются совсем по-разному, то суть и характер их взаимоотношений с детьми могут быть самыми различными: от потребности ребенка в общении с одним из родителей до полной отчужденности с другим. Это тот случай, когда необходимо вспомнить, что единство установок и отношений – это азбучная истина педагогической культуры родителей.

 

ВАРИАНТ И. Полное взаимное отчуждение и враждебность.

Можно выделить несколько наиболее типичных причин этой семейной трагедии.

1. Педагогическая несостоятельность родителей. Значительное число родителей приступает к воспитанию, не имея об этом сложнейшем и ответственном деле ни малейшего педагогического представления. И поскольку они сами воспитывались в семье, в школе и других учебных заведениях, то у них создается иллюзия осведомленности касательно процесса воспитания. Об этом парадоксе К. Д. Ушинский писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иногда даже делом легким».

2. Жесткие, почти варварские методы «псевдовоспитания», в результате которых дети начинают бояться, ненавидеть, презирать родителей и любыми способами стараются спастись от них.

3. Сотворение из ребенка кумира семьи, задобренного, заласканного, капризного, плаксивого эгоиста и в результате – эгоцентричного и бессовестно-равнодушного человека.

Проблемы семейного  воспитания

Проблемы семейного воспитания отражаются со временем на психике  ребенка. Воспитание, образование и  становление личности каждого человека во многом зависит от воспитания, полученного  им в семье. Многие называют семейное воспитание фундаментом, основой, на которой  строится вся дальнейшая жизнь человека. И естественно, от крепости и добротности  фундамента, в будущем будет зависеть течение жизни и судьба каждого  человека.

В Древней Руси была очень тесная взаимосвязь между образовательной  системой и церковью – в процессе обучения читалось и даже заучивалось  наизусть церковное писание, церковно-богослужебные  книги, такие как Апостол, Часослов, Псалтырь или Евангелие. Проблемы семейного  воспитания заключались в том, что  именно по этим книгам дети учились  читать, а кроме чтения преподавали  еще церковное пение. Книга, по которой  учились считалась священной, церковным предметом, который был перенесен в дом. В роли учителей выступали представители духовенства: монахи, дьяконы, священники, дьячки. Мастера, преподававшие грамоту были кандидатами в дьячки, и практически не было разницы между дьячками и мастерами грамоты, подьячим и школяром, все это были наименования видоизменений одной профессии. Обучались в домах церковнослужителей, были организованы школы при церквях и монастырях, откуда и появилась русская поговорка «Школа – церковный угол». Но это создавало некоторые проблемы семейного воспитания.

В те времена проблемы семейного  воспитания были следующими. Общество было поделено на классы, и каждая семья  принадлежала к определенному классу. Соответственно, их дети оставались в  том же классе. Дети рабочих становились  рабочими, сын крестьянина оставался  крестьянином. Сегодня же эти проблемы семейного воспитания исчезли, перед  детьми открыты широкие возможности, и они зависят не от финансовых возможностей семьи, как в те времена, а в большей степени от уровня подготовки и способностей ребенка. То есть, у детей сегодня есть возможность использования широчайших просторов. И это сегодня осознают как родители, так и дети. И  сегодня практически сводится на нет воспитание, основанное исключительно  на отцовском усмотрении. Родителям  же рекомендуется выбирать более  тонок и осторожное руководство своим ребенком.

Сегодня исчезли такие проблемы семейного воспитания - перестал быть актуальным культ отцовской семьи, так как у женщины появились  права наравне с мужчинами. Семья  перестала подчиняться единовластию отца, а больше стала походить на сплоченный коллектив, поэтому проблемы семейного воспитания приобери другой характер.

Родительская забота и любовь могут  иметь характер нормального только в семье, в которой воспитывается несколько детей. Проблемы семейного воспитания отсутствуют ввиду того, что в такой ситуации родительская забота распределена равномерно между всеми детьми. Это дает возможность с малых лет приучить ребенка к коллективу, приобщая его к приобретению опыта взаимосвязи и общения. Если дети в семье разного возраста (старшие и младшие), то они в общении приобретают опыт дружбы и любви в различных ее проявлениях. Такие отношения в семье дают ребенку возможность «потренироваться» в различных видах отношений между людьми, что важно для решения проблемы семейного воспитания. Он может оказаться в ситуациях, которые были бы недоступны одному ребенку в семье: любовь к старшему или младшему брату (сестре), умение поделиться, посочувствовать и другие. И не говоря уже о том, что в такой семье буквально каждый шаг ребенка соприкасается с коллективом, а это играет чрезмерно важную роль в воспитательном процессе, корректирует проблемы семейного воспитания.

Однако неполная семья может  иметь различные проявления и  проблемы семейного воспитания. Для  ребенка достаточно болезненным  считается ситуация, когда его  родители живут порознь. В подобных ситуациях ребенок становится предметом  споров между родителями, которые  относятся друг к другу неуважительно  и даже не пытаются скрывать свои чувства  от ребенка.

В подобных ситуациях, определяющих такие  проблемы семейного воспитания - когда  по каким-либо причинам родители расходятся, им можно порекомендовать, чтобы  в ссоре и расхождении они  не забывали о детях. Любые разногласия  и ссоры нужно стараться решить деликатным образом, не показывать детям  свою неприязнь к бывшему супругу.

Мужу, который оставил семью, намного  труднее принимать участие в  воспитании детей и решать проблемы семейного воспитания. И если его  влияние на данную семью оказывается  неблаготворным, то будет лучше, если бывшая семья вообще забудет о  нем. Это не касается материальных обязательств, которые он несет по отношению  к покинутым детям.

Структура семьи достаточно важный и серьезный вопрос, поэтому к  ней необходимо относиться с полной серьезностью, не игнорируя проблемы семейного воспитания.

Если супруги любят друг друга  и своих детей, и хотят воспитать  их наилучшим образом, то они будут  стараться налаживать взаимные несогласия на начальных стадиях, не провоцируя проблемы семейного воспитания и  не доводя их до разрыва отношений, тем самым ставя ребенка в  трудное положение.

Информация о работе Функции семьи и их воплощение в реальной жизни. Чем семья хороша?