Функции и динамика конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 15:34, лекция

Краткое описание

Функции конфликта. Периоды и этапы конфликта. Динамика различных видов конфликтов.

Файлы: 1 файл

Функции и динамика конфликтов.docx

— 26.62 Кб (Скачать)

     В динамике  конфликта  можно выделить  следующие периоды и этапы:

     Латентный период (предконфликт) включает этапы:

     Возникновение  объективной проблемной ситуации - существует противоречие между  субъектами, но оно еще не осознано  и нет конфликтных действий.

     Осознание  объективной проблемной ситуации - восприятие реальности как проблемной  и понимание необходимости   предпринять какие-то действия.

     Попытки сторон  разрешить объективную ситуацию  неконфликтными способами (убеждением,  разъяснением, просьбами, информированием).

     Предконфликтная ситуация -  ситуация  воспринимается  как наличие угрозы  безопасности,  общественным интересам одной из сторон взаимодействия,  что провоцирует конфликтное поведение.

Важно понять,  что угроза воспринимается не как потенциальная, а как непосредственная.

     Открытый период часто называют собственно конфликтом.  Он включает следующие этапы:

     Инцидент -  первое столкновение сторон.  При значительной диспропорции сил конфликт может закончиться инцидентом.

     Эскалация (от лат.  scala - лестница) - резкая интенсификация борьбы оппонентов. Ее признаки:

     1) сужение   когнитивной  сферы в поведении  и деятельности, переход к более  примитивным способам отражения.

     2) вытеснение  адекватного восприятия другого  образом врага, акцентуация отрицательных  качеств (как реальных, так и  иллюзорных). Тревожные сигналы,  свидетельствующие  о  том,  что "образ врага" доминирует:

     * недоверие  (все, что исходит от врага, - либо плохо, либо, если это  разумно, преследует нечестные  цели);

     * возложение  вины на врага (враг ответственен  за все возникшие проблемы  и виноват во всем);

     * негативное  ожидание (все,  что делает враг, он делает с единственной целью  - нанести вам вред);

    *отождествление  со злом (враг воплощает  противоположное  тому, что вы есть и к чему  стремитесь, он хочет уничтожить  то, чем вы дорожите и поэтому  должен быть сам уничтожен);

     * представление  "нулевой  суммы" (все, что  выгодно врагу вредит вам и  наоборот);

     * деиндивидуализация  (всякий,  кто принадлежит к данной группе, автоматически является врагом);

     * отказ   в  сочувствии (вы не имеете  ничего общего с вашим врагом, никакая информация не смоет  побудить у вас проявлять   к нему гуманные чувства, руководствоваться  этическими критериями по отношению  к врагу опасно и неблагоразумно).

     3) рост эмоционального  напряжения.  Возникает как реакция  на рост угрозы возможного  ущерба;  снижение управляемости  противоположной стороной; невозможность  реализовать свои интересы в  желаемом объеме в короткое  время; сопротивление оппонента.

     4) переход   от  аргументов к претензиям  и личным выпадам. Конфликт  начинается обычно с высказывания  достаточно  разумных аргументов. Но  аргументы  сопровождаются  яркой эмоциональной окраской. Оппонент,  как правило,  реагирует не  на аргумент, а на окраску. Его  ответ уже воспринимается не  как контраргумент, а как оскорбление,  угроза самооценке личности. Конфликт  смещается с рационального плана  на уровень эмоций.

     5) рост иерархического  ранга нарушаемых и защищаемых  интересов и их поляризация.  Более интенсивное действие затрагивает  более важные интересы другой  стороны,  в связи с чем эскалация конфликта моет  рассматриваться как процесс углубления противоречий. При эскалации интересы конфликтующих как бы разводятся на два противоположных полюса.

     6) применение  насилия. Как правило, агрессия  связана с какой-либо внутренней  компенсацией,  возмещением ущерба.  Важно учитывать, что на этом  этапе значение имеет не только  реальная угроза, но  иногда  в  значительной степени больше - угроза  потенциальная.

7) потеря первоначального  предмета разногласий

8)  расширение границ  конфликта (генерализация) -  переход  к более глубоким противоречиям,  увеличение потенциальных точек  столкновения.

     9) может иметь  место увеличение числа участников.

     Если вы  захотите лучше представить себе  внешнюю  сторону конфликта,  рекомендую  вам воспользоваться  теорией "симметричного схимогенеза" Г.Бейтсона.

     Если же  вас  заинтересуют  внутренние  причины конфликта, обратитесь  к теории эволюционной эпистемологии  Г.  Вольмера  и К.Лоренца. Эта теория проводит интересные параллели между поведением человека в конфликте и поведением человека  в момент угрозы вообще,  такими  свойствами  человеческой  психики как, например, тяга к неизвестному.  По мере обострения  конфликта, согласно этой теории,  человек проходит все стадии онтогенеза, но только в обратном порядке.

     Два первых этапа отражают развитие предконфликтной ситуации. Возрастает  значимость  собственных желаний и аргументов. Возникает страх, что будет утеряна почва для совместного решения проблемы. Растет психическая напряженность.

     Третий этап - начало эскалации. Силовое действие (не обязательно физическое воздействие, но и любое усилие) замещает бесполезные дискуссии.  Ожидания участников парадоксальны: обе стороны надеются  путем нажима и твердости вызвать перемену позиций оппонента,  но никто не готов добровольно уступить.  Этот уровень психического реагирования, когда рассудочное поведение сменяется эмоциональным, соответствует возрасту 8-10 лет.

    Четвертый этап  - возраст 6-8 лет,  когда образ "другого" еще сохраняется,  но человек больше не  считается с мыслями, чувствами, положением  этого "другого".  В эмоциональной сфере доминирует черно-белый подход.  Все, что "не я" и "не  мы"  - плохо и отвергается.

    На пятом этапе происходит абсолютизация негативной оценки оппонента и позитивной  - себя.  На карту ставятся "священные ценности", все высшие формы убеждений и высшие моральные обязательства. Оппонент  становится  абсолютным  врагом  и только врагом, обесценивается до состояния вещи  и лишается  человеческих черт. Но параллельно с этим по отношению к другим людям человек продолжает вести себя как взрослый, что мешает неопытному наблюдателю понять суть происходящего.

В момент эскалации конфликта  человеком нередко руководит  агрессия - т.е. стремление принести вред или боль другому.

Выделяют два типа агрессии - агрессию-самоцель (враждебная агрессия) и агрессию-инструмент для достижения чего-либо (инструментальная агрессия.  

 

АГРЕССИЯ

í î  

 

ВРАЖДЕБНАЯ                                ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ

Спор о природе агрессии велся с незапамятных времен и  не утихает до сих пор. Что такое  агрессия. Ж.Ж.Руссо полагал, что  это следствие искажения человеческой природы. З.Фрейд говорил о естественности этого состояния и частично объяснял ее существованием инстинкта смерти  (Танатос), проявляющегося в прямом и сублимированном виде. Скорее всего, агрессия - это функция сложного взаимодействия между врожденными склонностями и усвоенными реакциями.

Следующий этап - сбалансированное противодействие -  стороны продолжают  противодействовать,  но интенсивность борьбы снижается.

     Завершение конфликта - переход к поиску решения проблемы.

Основные формы завершения конфликта - разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт.

Послеконфликтный период включает этапы - частичную и полную нормализацию отношений оппонентов.

     Частичная  нормализация наступает в случае, когда негативные эмоции  полностью  не исчезли и сопровождается переживаниями, осмыслением произошедшего,  коррекцией  оценок  оппонента, чувством вины за свои действия во время конфликта.

     Полная нормализация  отношений  наступает  при   осознании сторонами важности  дальнейшего конструктивного взаимодействия.

     Все эти  периоды и этапы могут  иметь   различную  длительность. Некоторые  этапы могут опускаться или  занимать настолько незначительный  промежуток времени, что практически  отсутствует возможность различить  их.

     Р. Валтон выделяет в конфликте этапы дифференциации и интеграции сторон.   Последний  наступает с момента осознания бессмысленности дальнейшей эскалации.

     Итак, конфликт  - это явление со сложной структурой  и динамикой, а поэтому тактики  его разрешения должны отличаться  в зависимости от этапа, периода  и их продолжительности.

Фаза конфликта

Этап конфликта

Возможности разрешения конфликта (%)

Начальная фаза

Возникновение и развитие конфликтной ситуации; осознание  конфликтной ситуации…

92%

эскалация

Начало открытого конфликтного взаимодействия

46%

Пик конфликта

Развитие открытого конфликта

Менее 5%

Фаза спада

-

Около 20%

Информация о работе Функции и динамика конфликтов