Функции и динамика конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 15:34, лекция

Краткое описание

Функции конфликта. Периоды и этапы конфликта. Динамика различных видов конфликтов.

Файлы: 1 файл

Функции и динамика конфликтов.docx

— 26.62 Кб (Скачать)

Лекция 4.  Функции  и динамика конфликтов 

 

    Вопросы:  1. Функции конфликта. 

2. Периоды и этапы конфликта. 

3. Динамика различных  видов конфликтов. 

 

1. Функции конфликта

Функции конфликта имеют  двойственный характер. Один и тот же конфликт может играть положительную и отрицательную роль в жизни противоположных, конфликтующих сторон, от может быть конструктивен и деструктивен в разные моменты своего развития. Необходимо учитывать, для кого из участников этот конфликт конструктивен, а для кого деструктивен. Если целью одной из сторон может быть устранение противоречия, то целью другой стороны может быть  сохранение статус-кво, уклонение от конфликта или разрешение противоречия без противоборства.

 В конфликтах могут  быть заинтересованы не сами  оппоненты, а иные силы, провоцирующие  конфликт. Это необходимо учитывать,  давая собственную оценку ситуации.

Итак, по отношению к участникам конфликта, он может выполнять конструктивные и деструктивные функции.

Конструктивные функции:

·      Конфликт устраняет полностью или частично противоречия, возникающие в силу  несовершенства  организации  деятельности, ошибок управления, выполнения обязанностей и т.п. при разрешении конфликтов в более чем 65%  случаев удается полностью  или частично разрешить противоречия, лежащие в их основе.

·      Конфликт позволяет  более  полно  оценить  индивидуально-психологические особенности людей,  участвующих в нем. Конфликт высвечивает ценностные ориентации человека,  относительную силу его  мотивов,  выявляет  психологическую  устойчивость к стрессовым факторам трудной ситуации.  Он способствует раскрытию не только отрицательных, но и положительных сторон в человеке. Приблизительно в 10-15% конфликтных ситуаций взаимоотношения между оппонентами после завершения конфликта становятся лучше, чем были до него.

·      Конфликт  позволяет  ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию. Конфликтное взаимодействие,  сопровождаемое  бурными эмоциями, снимает у  человека  эмоциональную  напряженность,   приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций. Одним из финальных ощущений конфликта может быть катарсис, т.е. выход накопившейся энергии, которая давила на человека длительное время.

·      Конфликт служит источником развития  личности,  межличностных отношений.   При  условии  конструктивного  разрешения конфликт позволяет человеку подняться на новую высоту,  расширить сферу  и  способы взаимодействия с окружающими.  Личность приобретает социальный опыт решения трудных ситуаций.

·      Конфликт  может  улучшить  качество индивидуальной деятельности. После завершения конфликта по вертикали у руководителя качество  деятельности повышается в 28%  случаев, понижается в 17% случаев, качество деятельности подчиненного, напротив, чаще ухудшается.  Связано это, видимо, с тем, что руководитель в силу своего статуса чаще добивается своего.  Не конфликтуйте с начальством!

·      При отстаивании справедливых целей повышается авторитет одного из участников, заметно улучшается отношение сослуживцев к нему.  Независимо от результата конфликта это  происходит  в четыре раза  чаще  чем по отношению к оппоненту, отстаивающему сомнительные цели.

·      Межличностные  конфликты служат средством социализации человека, способствуют самоутверждению личности.

Деструктивные функции:

Выраженное негативное воздействие  большинства  конфликтов на  психическое  состояние участников.  Как правило, после завершения конфликта настроение в целом ухудшается в 31 случае из 100  и практически никогда не улучшается сразу после завершения конфликта.

Неблагополучно  развивающиеся  конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим  насилием,  травмированием оппонентов. По  статистике  большинство умышленных убийств совершается в результате эскалации конфликта.

Конфликт  сопровождается  стрессом.  При частых эмоционально напряженных  конфликтах  резко  возрастает  вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта.

Конфликт  формирует  негативный  образ другого - "образ врага" - который легко восстанавливается в случае  возникновения даже  незначительных осложнений отношений и нередко приводит к возникновению нового конфликта.

Если победа в конфликте  одержана с помощью насилия, велика вероятность того,  что впоследствии человек  прибегнет  в подобной ситуации  к  такому  же  способу  решения проблемы без достаточных  оснований.

Поражение  в конфликте  отрицательно влияет на Я-концепцию человека.

Таково влияние конфликта  на непосредственных участников. Но конфликт оказывает воздействие не только на участвующие в нем стороны, но иногда и на макро- и микросреду. Степень влияния конфликта на  группу  прямопропорциональна степени связи сторон с окружением,  в котором этот конфликт происходит, прямопропорциональна  рангу участников,  интенсивности противоборства.

Конструктивные функции:

     * Конфликт  выступает как средство активизации  социальной жизни группы или  общества (например, инновационный  конфликт).

     * Конфликт  высвечивает нерешенные проблемы. Межличностные конфликты в   организациях  почти  в три  раза чаще положительно влияют  на эффективность совместной  деятельности,  чем  отрицательно.

     * Конфликт  проявляет общественное мнение.

     * Конфликт  иногда способствует созданию  новых, более благоприятных условий  деятельности человека.

     * Конфликт  может  выполнять  функцию  сплочения группы (и даже целого  народа).

     * В  научных  коллективах конфликты создают  интеллектуально-эмоциональную напряженность,  которая сопутствует столкновению  различных стратегий исследования, что способствует продуктивному  поиску верного решения (В споре  рождается истина).

     * Завершение  конфликта  часто  сопровождается  повышением дисциплины работников,  ускорением реагирования сотрудников  на замечания и пожелания друг  друга, установлением более доброжелательной  обстановки.

     Деструктивные  функции:

·      Конфликт  всегда  сопровождается  временным  нарушением системы коммуникаций, взаимосвязей в коллективе

·      Если конфликт завершился принятием деструктивного решения, взаимоотношения в коллективе ухудшаются в 19-30% случаев.

·      Частые конфликты ведут к снижению  групповой  сплоченности.

·      Иногда ухудшается качество совместной  деятельности  во время конфликта. Если конфликт не разрешился, а медленно затухает или перевес на стороне того,  кто,  с точки зрения группы, неправ, качество совместной деятельности снижается и после завершения конфликта.

     Можно сделать  вывод: хорошего понемножку. Конфликт должен быть не слишком частым и умело управляемым. Только в этом случае он приносит максимальную пользу. 

 

2. Периоды и  этапы в развитии конфликта

     Любой конфликт  имеет временные границы - начало  и окончание конфликта.

     Начало конфликта   характеризуется  возникновением  первых актов противодействия.

     Конфликт считается   начавшимся  в  случае совпадения  трех условий:

     * один  участник  сознательно и активно действует  в ущерб другому участнику  (как физически, так и морально, информационно);

     * второй участник  осознает, что указанные действия  направлены против его интересов;

     * второй  участник  в связи  с этим предпринимает  активные действия по отношению  к первому участнику.

     Таким образом,  народная мудрость,  говорящая  о  том,  что спорят всегда  двое, вполне справедлива,  и ответственность  за конфликт несет не только  инициатор.

     Окончание  конфликта  -  прекращение  действий  друг против друга.

Информация о работе Функции и динамика конфликтов