Формирование культуры семейных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:35, реферат

Краткое описание

Социальная значимость проблемы высока, ведь сегодня один из основополагающих общественных институтов – институт семьи – пребывает в растерянном переходном состоянии. Развитие культуры семьи необходимо для улучшения материального, нравственного и духовного состояния. В контексте данного утверждения необходимо отметить проблему отсутствия жилья, трудоустройства молодых специалистов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Исторический анализ формирования культуры семьи……………..5
Формирование культуры молодой семьи: состояние и перспективы……….11
Глава II. Технологии социально-культурной работы с молодой семьей……17
Технологии социально-культурной работы по формированию культуры молодой семьи……………………………………………………………….…17
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованной литературы………………………………………….23

Файлы: 1 файл

Реферат Кулагина.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

     Представления о культурной модели молодой семьи  сегодня есть нечто абстрактное. Н. Орлова в своем исследовании утверждает следующее: «Чтобы выявить очертания данной модели, необходимо ответить на основные вопросы: Есть ли сегодня семья? Необходима ли она? Важна ли? Выживет ли? Да и нужно ли ее выживание?»10 И такой многосложный вопрос автора неслучаен. Все больше вновь созданные семьи отходят от традиционного уклада культуры семейных отношений.

     Современную семью известный социолог-демограф А. Г. Вишневский охарактеризовал как «детоцентрическую», потому что с рождением ребенка жизнь семьи не просто меняется, она целиком подчиняется его интересам.11

     На  рубеже XIX-XX веков общество медленно шло по пути защиты интересов ребенка, удлиняя срок обязательного обучения, отодвигая момент его вступления в ряды профессиональных работников и устанавливая право подростка на плоды своего труда.12 Социальной эмансипации ребенка сопутствовало формирование нового типа семьи – детоцентрическая. Ему присуще возвышение роли частной жизни, интимности и ценности детей. Равноправие в отношениях мужа и жены приводят к осознанию того, что сексуальность, практикуемая в браке, не сводима только к прокреации. Это приводит к регулированию сроков и частоты зачатия. Обычай многодетности здесь себя исчерпывает. Социализация приобретает иной смысл. Во-первых, нарушаются горизонтальные отношения (нет брата/сестры), во-вторых, желанный ребенок превращается в объект родительской заботы и стойкой привязанности.13 Освобождение детей от родителей, женщин от мужчин содействовало возникновению постсовременного типа семьи. Обозначенная семья именуется супружеской. В этом типе стратегические отношения определяются не родством (как в патриархальном) и не порождением (как в детоцентрическом типе), а свойство́м. Супружеская семья – своеобразная кооперация, так как в границах одного семейного типа возникают богатые и разнообразные отношения между полами и поколениями, создаются широкие возможности для самореализации каждого индивида.14

     Но  существует еще один тип культуры супружеских отношений, характеризующийся  Э. Арутюнянц 15 как демократическая семья. Культура такой семьи основывается на взаимном доверии, принятии и автономности членов. Воспитательное воздействие – «горизонтальное», диалог равных – родителей и ребенка. В культуре такой семейной жизни всегда учитываются интересы ребенка, причем, чем старше ребенок, тем больше его интересы учитываются. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности. Вместе с тем, у этих детей возможно отсутствие навыка подчинения социальным требованиям, усвоенное как демократическая свобода, в различных его проявлениях. Этот тип представляет собой пример культуры семьи будущего, что являет собой отнюдь не положительный ее прообраз.

     Семейная  жизнь – культурно-исторический процесс, который разворачивается во времени и идёт в социальном окружении. Несмотря на смену семейных ролей в этом социальном институте в течении истории ее становления, семья остается одним из самых консервативных социально-культурных институтов. Она противится изменениям извне. Но формирование новой семьи для многих сегодня представляется сложным процессом, влекущим за собой множественные проблемы. Это отрицательно сказывается на воспитании детей, а также на моральном состоянии мужчин и женщин, их трудовой и общественной активности.

     Культура  семьи – это воспитание, образование, развитие морали, этики и нравственности в рамках малой социально-психологической  группы, члены которой связаны  общностью быта, взаимной помощью, нравственной ответственностью.

     Социально-экономический кризис в стране, слабость государственной политики, которая не способствует укреплению брачно-семейных отношений, приводит к тому, что накопленный опыт культуры семейных взаимоотношений утрачивается.16

     Демографический кризис также можно наглядно проследить на примере отсутствия культуры молодой семьи: уменьшение количества заключённых браков, увеличение числа разводов, рост количества одиноких матерей, внебрачной рождаемости, рост количества несовершеннолетних матерей – все это следствие культурной безграмотности в отношении формирования семьи.

     Социальное  положение молодой семьи также  крайне плачевное. Эта малая группа – одна из самых незащищённых групп  населения. Высокий процент молодых  браков – следствие наступившей  беременности или даже рождения ребёнка. Среди молодёжи «бытует» искажённое представление о браке, семье, сексе. Каждый четвертый молодой человек готов на свободные отношения, без брака, но осуждает свободную сексуальную жизнь.17 Искаженные и неоднозначные представления о культуре семьи связаны с периодом перестроичного типа политики, с потерей прежних культурных ценностей и невыработкой новых.

     В настоящее время отмечается низкий процент студенческих семей в  связи с изменением социально-экономической ситуаций в стране, снижением уровня жизни, появлением платного образования, отсутствием финансирования для осуществления государственной политики в области семьи. Это также отражается на утере культурного опыта предшествующих поколений по формированию культуры семьи.

     Изменились  духовно-нравственные ориентиры молодежи на получение образования, престижную работу, отодвинулся возраст вступления в брак. С этим связано и расширение возрастных границ в понятии «молодежь». Повлияло также искажение культуры отношений между полами: личное счастье, удовлетворение семейными и интимными отношениями становятся жизненными приоритетами для молодежи. Возрастает ориентация на эмоциональную сферу личности, его чувства, настроения, стремления.

     Как считает Н.Орлова, в современном обществе происходит смена социально-культурных приоритетов в сторону ориентированности не на семью, а на индивида. Если раньше доминантными были интересы семьи, то теперь отдается предпочтение культурным потребностям индивида, что влечет неизбежное изменение ориентаций личности на внесемейные культурные ценности. Прослеживается одностороннее негативное влияние финансового состояния семьи на культуру отношений в целом. Большая экономическая самостоятельность супругов ведет к равноправию и большей личностной самостоятельности каждого из них. Отсутствие взаимозависимости в данном случае разрушает традиционные культурные связи супругов. А ослабление культурно-эмоциональных связей сопровождается ростом числа разводов, дети лишаются полноценного родительского воспитания, что, конечно же, ведет к возникновению новых социально-культурных проблем в обществе. Кроме того, отмечается увеличение внебрачных союзов, где семья предстает как отдельная ячейка общества, но в то же время не является правовым институтом.

     Развитие  молодой семьи - процесс становления  субъектно-объектных отношений молодой  семьи в государстве и обществе, в результате которого она получает необходимые условия и выполняет  социальные функции и репродуктивные установки.

     Главные ориентиры государственной политики в отношении молодой семьи определяются основными направлениями государственной семейной политики, закрепленными Указом Президента Российской Федерации от 14.05.96 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики».18 Исходя из положений этого документа, субъектами государственной политики в отношении молодой семьи выступают органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, работодатели, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные фонды, международные организации, юридические и физические лица. Сегодня мы наблюдаем попытки правительства благотворно повлиять на положение молодой семьи и на культуру семейных отношений в целом путем создания правовой и рекомендательной базы. Среди основополагающих сегодня: Федеральная целевая программа «Молодежь России (2001-2005 годы)», Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 865, в котором впервые была определена категория «молодая семья», Областная целевая программа «Семья и дети Прикамья» на 2006—2010 годы, Концепция государственной политики в отношении молодой семьи (2007 г.) и выработка Модели благополучной молодой семьи.

     Культура молодой семьи сегодня – понятие достаточно инертное. Ведущие специалисты в области социологии и культуры семьи сегодня едины в понимании зависимости семьи от общественного строя. Кризис семьи сегодня – это не крушение института воспроизводства человека вообще, а только одной из ее разновидностей – патриархального. Трансформация обозначенного типа отношений приводит к новым разновидностям семьи будущего, в основе которой гармонический союз супругов и поколений. Характерная черта такого союза – приоритет ценностей супружества. Постсовременные модели культуры семейных отношений, ведущие теоретики характеризуют по-разному, однако все они имеют под собой идею концентрации семейной жизни вокруг брака, а не вокруг детей, акцентируя тем самым рост значимости супружеских отношений.

     В современном обществе происходит смена социально-культурных приоритетов в сторону индивида, и, как следствие, ориентация личности на внесемейные культурные ценности. Термин «молодая семья» в российском политическом мире принят относительно недавно, что свидетельствует о появлении духовно-нравственных проблем именно у этой социальной группы. Это указывает на переходный характер понятия «культуры семьи» в целом. Попытка выработки новых семейных ценностей прослеживается в законодательных и проектных планах правительства страны.

 

Глава II. Технологии социально-культурной работы по формированию культуры молодой семьи.

 

     Глава предоставляет информацию о технологическом  процессе и системе технологий, применяемых  для работы с молодой семьей, по формированию культуры семейных отношений. Также в данной главе можно ознакомится с деятельностью Некоммерческой организации «Семейной корпорации «Фортуна» по реализации социокультурных технологий. Автором в главе предложено дополнение к технологии-программе «Школа родительской культуры» на базе Некоммерческой организации «Семейной корпорации «Фортуна». 

     1. Технологии социально-культурной работы с молодой семьей 

     В параграфе определена категория  «технология социально-культурной работы». Дана структура технологии социально-культурной работы исходя из специфики направленности работы. Представлена подробная классификация технологий и среди них выделены технологии наиболее подходящие для практической деятельности по формированию культуры семьи.

     Технологический процесс социально-культурной деятельности – это целостная система, в которой взаимодействуют все компоненты социально-культурной работы, преобразуясь согласно своему характеру, содержанию и структуре. Целостная система технологий социокультурной работы в учреждениях культуры понимается по-разному. Как отмечает А. Левинсон, «под технологией следует понимать набор приемов труда культпросветработника, организацию этого труда, использование инструментов и приспособлений. Как и везде здесь мы можем увидеть труд ручной, кустарный, индивидуальный, кооперативный, труд технически оснащенный и т.д.»19 Используя этот термин можно сравнить технологию социально-культурной работы в учреждениях культуры с технологией на производстве.

     Однако  технология социально-культурной работы достаточно специфична. Ее структура представляется как система, сама технология социально-культурной работы разбита на несколько подсистем. Они связаны между собой и представляют единство идеальных и предметных компонентов. Организационная подсистема включает в себя управление, финансирование, штатное расписание, должностные инструкции, отделы, сектора, участки работ. Существует также методическая подсистема, представляющая собой сценарий, сценарные разработки, методические рекомендации, описание опыта. Режиссерская подсистема состоит из режиссерского замысла, плана репетиций, прогона, показа мероприятия. Существует еще одна – психологическая подситема. Это мотивированная сфера, учитывающая структуру личности посетителя, особенности социокультурных предпочтений участников социально-культурной работы, а также совокупность отношений между сотрудниками, профессиональное знание, мастерство специалистов.20 Весь этот механизм – совокупность приемов и операций, необходимых для достижения цели. Последовательное их выполнение влияет на качество выполняемой работы.

     Технология  социально-культурной деятельности –  это сложный, многоплановый, противоречивый процесс, поскольку он решает основные задачи социально-культурной деятельности:

     – создание социокультурных программ;

     – поиск оригинальных решений в  традиционных формах социокультурной деятельности;

     – выдвижение новых форм на основе совместного  творчества специалистов и инициативных участников (посетителей, зрителей, членов клуба «Молодая семья» и т.д.)

     На  сегодняшний день существует широкий  спектр современных социально-культурных технологий. Их разнообразие связано со сменой социокультурной парадигмы, а также с обновлением содержания, подходов, менталитета социально-культурной работы с населением в целом.

     В связи с этим, классификация технологий социально-культурной деятельности достаточно распространенная. Выделяя основные технологии, следует отметить, что количество их увеличивается, а разнообразие возрастает с созданием новых. Характерной чертой всех технологий социально-культурной работы является многообразие средств, форм и методов и их комплексное использование в реализации технологии.

     Для оптимального осуществления социально-культурной работы по формированию культуры молодой  семьи, наиболее подходящими из существующих сегодня являются культуротворческие и социальные технологии. Они имеют воплощение в социокультурных программах, разрабатываемых и проводимых под патронажем органов местного самоуправления, или по заказу федерального правительства.

Информация о работе Формирование культуры семейных отношений