Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 18:45, реферат
Когда такое явление как социальный интеллект попадает в поле зрения и анализа учёных, тогда они возвращают в практику вполне осмысленные и понятные, технологичные его модели. Модели социального интеллекта позволяют разрабатывать технологии его развития. Нужно отметить, что понятие «социальный интеллект» в психологии относительно новое. Модели социального интеллекта продолжают разрабатываться и уточняться.
Социальная креативность или социально-когнитивная гибкость – способность к генерированию максимально возможного количества разнообразных решений или объяснений социальной ситуации или проблемы (10). «Профессиональное социономическое пространство предполагает социальное творчество и обеспечивающую его социальную креативность»(11). Социальная креативность связана с чрезвычайно выраженной значимостью социальной активности для человека, с его стремлениями к активности во всех сферах социальной жизни. Высокая социальная креативность определяется сознательным стремлением человека к самообразованию, совершенствованию знаний, низкий уровень социальной креативности обусловлен излишней концентрацией личности на профессиональной деятельности, чрезмерной включённостью в производственный процесс, с ориентацией на нормы и требования профессии (11).
Проявления социального интеллекта в социальной активности стали исследоваться диагностами только в 80-х годах XX в.. Социальный интеллект «в действии» был обнаружен (12). Затем поведенческий компонент социального интеллекта исследовался на примере взаимодействия с незнакомыми людьми, где одним из критериев социального интеллекта в действии была «эффективность взаимодействия» (13). Более впечатляющий, хотя также неоднозначный, успех в поисках социального интеллекта был связан с обращением к методикам, предполагающим оценку реального социального интеллекта, проявляющегося в поведении. В связи с новыми диагностическими задачами разрабатываются новые диагностические процедуры и методики, средства. Используются видео материалы, экспертная оценка реального социального поведения (ситуация интервью) и др..
Последние исследования свойств социального интеллекта связаны с его вербальной и невербальной представленностью. Социальный интеллект может быть представлен в двух типах репрезентации знания – вербальной и невербальной. Вербальная репрезентация позволяет осуществлять коммуникацию между людьми. Слово является одним из инструментов социального интеллекта. Однако, считается, что в некоторых случаях вербальная репрезентация приводит к уменьшению точности социального познания (14). Это неудивительно, ведь слово не отражает социальный объект, а обозначает, хотя социальный объект в слове может быть представлен. А в образе социальный объект не только отражён, но и представлен во всех модальностях (15), но только не в вербальной форме.
Проявления социального интеллекта в действии: в адаптации, саморегуляции, социальном взаимодействии, понимании социальной реальности ещё недостаточно изучены. Несмотря на то, что научные психологи и диагносты ещё не справились с этими задачами, практики успешно их решают.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Русалов, В.М. Предметный и коммуникативный аспект темперамента человека / Психологический журнал. № 1. 1989. с. 10-22.; Русалов В. М. Опросник структуры темперамента. М., 1990.
2. Савенков, А.И. Концепция социального интеллекта // А.И.Савенков. http://www.den-za-dnem.ru/
3. Русалов, В.М. Предметный и коммуникативный аспект темперамента человека / Психологический журнал. № 1. 1989. с. 10-22.;
4. Русалов, В.М., Дудин С.Н. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы развития / В.М.Русалов. Психологический журнал № 5. 1995. с. 12-23.; Русалов В.М., Наумова Е.Р. О связях общих способностей с "интеллектуальными" шкалами темперамента / В.М.Русалов. Психологический журнал № 1. 1999. с.
5. Шадрина, В.В. (Смоляр, В.В.) Социальный и теоретический виды интеллекта как цели и условия дополнительного профессионального образования / В.В.Шадрина (В.В.Смоляр) // Современное качество высшего дополнительного профессионального образования: теория, эксперименты, опыт, условия обеспечения: материалы региональной научно-практической конференции (Волгоград, 17 мая 2007 г.). - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2008. - С.153-158.
6. Савенков, А.И. Концепция социального интеллекта // А.И.Савенков. http://www.den-za-dnem.ru/
7. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении / В.В.Бойко - М.:Информационно-издательский дом "Филинъ". 1996. - с.76-79
8. Люсин, Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн / Д.В. Люсин. Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3 – 22; http://www.gurutestov.ru/test/
9. Семенец, О.В. Психологические детерминанты социальной интуиции личности в прогнозировании ситуаций. Специальность 19.00.05 – социальная психология. Автореферат дис... кандидата психологических наук / О.В.Семенец Саратов, 2010.
10. Белова, С.С. В психометрических поисках социального интеллекта // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / Под редакцией Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М., Издательство ИП РАН, 2009. С. 187-215.
11. Чичук, Е.Ю. Социальная креативность как компонент самореализации личности в социономической деятельности // Научно-информационный журнал "Человек. Сообщество. Управление". – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2006. – Специальный выпуск № 1. – стр. 64-70.; Чичук Е.Ю. Побудительные основания социальной креативности личности на материале социономических профессий. Специальность 19.00.01. Автореферат дис... кандидата психологических наук: 19.00.01 / Е.Ю.Чичук -Краснодар, 2007.
12. Ford, M. E., Tisak, M. S. A further search for social intelligence // Journal of Educa-tional Psychology. 1983. V. 75. P. 196–206.
13. Wong, C.-M. T., Day, J. D., Maxwell, S. E., Meara, N. M. A multitrait-multimethod study of academic and social intelligence in college students // Journal of Educational Psychology. 1995. V. 87. P. 117–133.
14. Белова, С.С. Социальный интеллект: проблема оперирования вербализованным и невербализованным знанием // Психология образования: проблемы и перспективы. (Москва, 16-18 декабря 2004 г.): Материалы Первой международной научно-практической конференции. – М.: Смысл, 2004. с. 109.; Белова, С.С. Вербализованный и невербализованный компоненты социального интеллекта: автореферат дис.... кандидата психологических наук: 19.00.01 / С.С.Белова. - Ин-т психологии РАН.- М., 2004.- 20 с.; http://creativity.ipras.ru/
15. Смоляр, В.В. Формально-динамические и психологические основания социального интеллекта // Социализация обучающихся в образовательном пространстве учебного заведения: мат. Межд. науч.-практ. Конф. (26 апр. 2011 г.). - Волгоград: изд-во ВГАПК РО, 2011. - С.142
Информация о работе Формально-динамические и психологические основания социального интеллекта