Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 18:45, реферат
Когда такое явление как социальный интеллект попадает в поле зрения и анализа учёных, тогда они возвращают в практику вполне осмысленные и понятные, технологичные его модели. Модели социального интеллекта позволяют разрабатывать технологии его развития. Нужно отметить, что понятие «социальный интеллект» в психологии относительно новое. Модели социального интеллекта продолжают разрабатываться и уточняться.
ФОРМАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
В.В.Смоляр
Когда такое явление как социальный интеллект попадает в поле зрения и анализа учёных, тогда они возвращают в практику вполне осмысленные и понятные, технологичные его модели. Модели социального интеллекта позволяют разрабатывать технологии его развития. Нужно отметить, что понятие «социальный интеллект» в психологии относительно новое. Модели социального интеллекта продолжают разрабатываться и уточняться.
Всё же в большинстве своём учёные сходятся на том, что социальный интеллект определяет уровень адекватности и успешности социально-коммуникативных взаимодействий. Таким образом, социальный интеллект — система социальных способностей, которая обеспечивает решение социально-коммуникативных задач. Основные функции, которые этот вид интеллекта позволяет нам реализовывать: социально-познавательная, коммуникативная, управленческая, социально-прогностическая, социально-рефлексивная и др.
Большинство моделей социального интеллекта, на сегодняшний момент, представляют собой системы социально-коммуникативных способностей. Социальный интеллект, конечно, не может быть только суммой этих способностей. Социально-коммуникативные способности, являясь условием решения задач на общение и взаимодействие, объединяются в системы и образуют новое явление — социальный интеллект. Социальный интеллект как системное образование, начинает обнаруживать свои собственные качества. Проявляется социальный интеллект в социальной адаптации, в социальном взаимодействии, в способности к управлению эмоциональным настроем взаимодействующих субъектов, в предвидении последствий поведения, в социальном прогнозировании и др. (2).
Поскольку понимание социального интеллекта требует осознания его составляющих — формально-динамических и психологических оснований, остановимся на них подробнее. Социально-коммуникативные способности как психологические основания социального интеллекта формируются в процессе общения и социального взаимодействия. Но эти способности имеют свои формально-динамические предпосылки в темпераменте. Точнее в такой стороне темперамента, которая проявляется со стороны своих динамических особенностей в общении, субъект-субъектном взаимодействии.
В.М.Русалов не только обосновал существование коммуникативного наряду с предметным аспекты темперамента, но и разработал методику диагностики структуры обеих сторон темперамента (1). Нас, прежде всего, интересует коммуникативный аспект темперамента. Этот аспект темперамента представлен следующими свойствами: социальной эргичностью (от греч. ergos — работа), социальной пластичностью, социальным темпом и социальной эмоциональной чувствительностью. Выделение этих свойств социального аспекта темперамента связано с обобщенным представлением о работе психических систем. Эргичность характеризуется степенью потребности человека в действиях, задачах. Пластичность — степенью гибкости его мышления, переключения, стремления к разнообразию задач, форм деятельности способов решения этих задач. Темп — скоростью психических и моторных действий человека, решения задач. Эмоциональная чувствительность — силой эмоциональной реакции на расхождение между задуманным и реальным действием и результатом решенной задачи.
Нас же интересует социальная специфика темперамента, которую проанализировал В.М.Русалов. Так социальная эргичность - связана у него с потребностью в социальных контактах, с желанием исследовать социальные формы деятельности, со стремлением к лидерству, общению, к приобретению высокого ранга при освоении мира через коммуникацию. Степень социальной эргичности человека определяет количество получаемого социального опыта.
Социальная пластичность обусловлена степенью простоты вступления в новые социальные контакты, широтой набора коммуникативных программ, уровнем коммуникативной импульсивности, лёгкостью переключения в процессе общения и даже расторможенностью в общении. Низкий уровень социальной пластичности как свойство социальной стороны темперамента проявляется в трудности подбора форм социального взаимодействия, низком уровне готовности к вступлению в социальные контакты, в стремлении к поддержанию стереотипных отношений и контактов. Высокий уровень определяется социальной пластичностю и характеризуется широким набор коммуникативных программ, автоматическим включением в социальные связи, легкостью вступления в социальные контакты, легкостью переключения в процессе общения, наличием большого количества коммуникативных заготовок, коммуникативной импульсивностью.
Социальный темп характеризуется скоростью, лёгкостью и плавностью речи, уровнем речевой и двигательной активности, скоростью вербализации. Высокий уровень социального темпа проявляется в подвижности речевого аппарата, высокой скорости речи, социального поведения (мимике, пантомимике). Низкий уровень социального темпа проявляется в речевой и социомоторной медлительности, медленной вербализации, слабости развития всей речедвигательной системы.
Эмоциональная социальная чувствительность определяется степенью эмоциональной чувствительности к неудачам в общении, эмоциональной ранимостью, уровнем тревоги, беспокойства, неуверенности в процессе социального взаимодействия. Высокий уровень социальной эмоциональной чувствительности проявляется в чрезмерной вовлечённости эмоций и включённости в оценивание отношения задуманного к реализованному, эффективности общения. Низкий уровень социальной эмоциональной чувствительности связан с исключением эмоций из сферы оценивания результатов общения. Этот уровень проявляется в низкой эмоциональностью в коммуникативной сфере, нечувствительностью к оценкам партнёров по общению и взаимодействию, отсутствию чувствительности к неудачам в общении, уверенностью в себе в ситуациях общения (3).
Как показывает В.М.Русалов в своих работах, темперамент, в том числе и его социальная сторона могут влиять на развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей (4). А модель темперамента В.М.Русалова может быть положена в основу модели социального интеллекта (5).
Перейдём к способностям, которые могут являться основой социального интеллекта. В качестве эмоциональной основы социального интеллекта выделяют сопереживание или эмпатию (6). Эта способность обеспечивает установление эмоциональной связи с партнером по общению. Анализ этой способности обнаруживает её сложное строение. Во-первых, выделяют эмпатию эмоциональную (чувствую то, что Вы чувствуете), когнитивную (знаю, что Вы чувствуете) и предикативную (предсказываю то, что Вы будете чувствовать). Во-вторых говорят об уровнях эмпатических способностей (7). В эти уровни включают: рациональный, эмоциональный и интуитивный уровни эмпатии.
Рациональный уровень эмпатии проявляется в направленности внимания, восприятия и мышления эмпатирующего на сущность партнера по общению, на его состояние, проблемы, поведение. Этот спонтанный интерес открывает эмоциональное и интуитивное отражение партнера. В рациональном уровне нет логики или мотивации интереса к другому. Партнер привлекает внимание своей бытийностью, что позволяет эмпатирующему не предвзято выявлять его сущность.
Преобладание интуитивного уровня в эмпатии свидетельствует о способности воспринимать поведение партнера по общению в условиях дефицита исходной информации о нём, опираясь на неосознаваемый опыт. На внесознательном уровне обобщаются различные сведения о партнере по общению. Необходимо отметить, что интуиция менее зависит от оценочных стереотипах, чем осмысленное восприятие партнеров.
Эмоциональный уровень эмпатии характеризуется способностью человека входить в эмоциональный резонанс с окружающими — сопереживать (отражать чувства другого) или сочувствовать (испытывать собственные чувства по отношению к чувствам других). Эмоциональная отзывчивость становится средством вхождения во внутренний мир партнера по общению. Этот уровень эмпатии позволяет понять внутренний его внутренний мир, прогнозировать его поведение. Соучастие и сопереживание выполняют роль связующего звена, проводника между партнерами по общению.
В современной психологии появился новый термин «эмоциональный интеллект». Он позволяет по другому посмотреть на процессы эмпатии. И включить её в интеллектуальные структуры. В структуре социального интеллекта эмоциональный интеллект выполняет функцию осознания, понимания, управления и использования собственных эмоций и эмоций окружающих. В структуре эмоционального интеллекта Д.В.Люсин выделяет несколько аспектов: в межличностном эмоциональном интеллекте есть две стороны: понимание эмоций других людей и управление ими. Первая сторона объясняется как способность понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) или интуитивно, это может быть своеобразная чуткость к внутренним состояниям других людей. Вторая сторона определяется как способность вызывать у других людей необходимые эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций. Возможно эта сторона может проявляться как склонность к манипулированию людьми.
Во внутриличностном эмоциональном интеллекте им выделяется также две стороны: понимание собственных эмоций, управление ими. Первая - понимание своих эмоций. Способность к осознанию своих эмоций: их распознавание и идентификация, понимание причин, способность к вербальному описанию. Вторая - управление своими эмоциями. Способность и потребность управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные.
Отдельно он выделяет способность к пониманию своих и чужих эмоций в процессе взаимодействия, а также способность к управлению своими и чужими эмоциями в процессе общения и совместной деятельности. (8).
В современной диагностической психологии принято выделять следующие элементы социального интеллекта: социальное знание, социальное восприятие, социальную память, социальное понимание, социальный инсайт (или социальную интуицию), социальную креативность, социальную пластичность и социальное поведение как действенный компонент социального интеллекта (9).
Социальные знания — имплицитные модели социальной действительности, социальных типов людей, отношений, способов взаимодействий, моделей коммуникативного поведения. Социальное знание в широком смысле — знание социальных процедур. В социальном знании опыт оказывается основанием для правильного решения социальных задач. Социальный опыт непосредственно связан со способностями, поскольку является их содержательной стороной.
Социальное восприятие – способность направлять своё внимание на социальные объекты и воспринимать социально-релевантную информацию в более или менее сложных ситуациях с различной степенью точности и дифференцированности. Близким социальному восприятию по смыслу является термин социальная перцепция - восприятие, оценка и понимание социальными субъектами (отдельными личностями, группами разного типа) социальных объектов (самих себя, других личностей, групп разного типа, социальных явлений и т.д.). В способности восприятия социальных объектов проявляются разнообразные эффекты. Во-первых, воспринимаемые стремятся создать о себе необходимое впечатление, во-вторых, при восприятии мы отражаем не реальный социальный объект, а оценочно его интерпретируем, в-третьих, восприятие социальных объектов характеризуется большой слитностью познавательных эмоциональных и мотивационно-смысловых компонентов в воспринятом образе
Ещё одна способность, которую включают в социальный интеллект — социальная память. Хотя этот термин вызывает разнообразные ассоциации, порой иные смысловые ассоциации. Но исследователи социального интеллекта понимают под этим понятием сознательное запоминание, хранение и воспроизведение объективно данной социальной информации, это индивидуальная социально-коммуникативная память. Это, например, память на имена, лица, события жизни,ориентированные во времени, темы разговоров и др. Эта информация может хранится в эпизодической и семантической видах памяти, сложность, организованность и доступность которых может индивидуально варьироваться.
Следующая способность, выделяемая исследователями социального интеллекта — социальное понимание. Социальное понимание — способность понимать и интерпретировать социальные стимулы в терминах последствий для человека или ситуации. Это ключевой компонент социального интеллекта, Он аналогичен способности к умозаключениям в структуре общего интеллекта. Социальная среда может быть различной степени сложности. Она может обладать различным потенциалом стимулирования понимания эмоций, чувств, намерений, мотивации или личностных особенностей собеседников. Сам субъект может быть склонен размышлять о людях, причинах их поступков, ситуациях общения и взаимодействия. Как всегда критерием истинности понимания социальных объектов остается практика — т.е. эффективность взаимодействия с партнерами по общению.
Социальный инсайт иногда включают в структуры социального понимания, иногда рассматривают отдельно как социальную интуицию. Объясняют социальную интуицию как оценку чувств, определение настроения, понимание мотивов поступков других людей, способность адекватно воспринимать наблюдаемое поведение в рамках социального контекста в условиях недостатка информации. Это наши спонтанные умозаключения относительно качеств человека.
Социальная интуиция – интегральная социально-психологическая характеристика личности, включающая в себя способность эффективно прогнозировать развитие социальных ситуаций, обусловленная рядом психологических детерминант. Она представляет собой комплекс бессознательно-интуитивных и рационально-прогностических процессов, направленных на эффективное моделирование и разрешение психологических ситуаций. В результате оценивания социальной ситуации и выработки интуитивного решения, у нас формируются интуитивные стратегии. Осуществление данных стратегий происходит, на этапе реализации интуитивных решений.
В результате исследования выявлены интуитивные стратегии прогнозирования воспринимаемых социальных ситуаций:
- творческая или художественная стратегия прогнозирования.
- прагматическая или рациональная социально-направленная стратегия.
- социально-абстрактная стратегия прогнозирования (9).
Интуитивные стратегии, зависимы от профессиональной направленности и от типов социальных ситуаций, в которых требуется осуществить прогноз. Эффективность прогноза определяется, в том числе, специфичным сочетанием индивидуально- и социально-психологических качеств личности (9). Социальная интуиция преодолевает субъективную неопределенность и помогает предвосхищать развитие социальной ситуации, позволяет формировать более точные и эффективные прогнозы в форме суждений о будущих событиях и людях.
Информация о работе Формально-динамические и психологические основания социального интеллекта