Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 19:57, контрольная работа
1. Свойства памяти, ее разновидности.
2. Кривая забывания по Эббингаузу
3. Закономерности
Нижегородский институт менеджмента и бизнеса
Программированное задание
по
«Физиологии ВНД»
Проверила: Половинкина Е.О.
Нижний Новгород 2012г.
И.М. Сеченов считал память <основным условием психической жизни>, <краеугольным камнем психического развития>. Используя память, человек обучается движениям, речи, ориентировке в окружающем мире, познает опыт, накопленный предшествовавшими поколениями.
Память позволяет нам не только узнавать предметы и явления, но и участвует непосредственно в механизме восприятия. На разных этапах восприятия, переработки информации, воспринимаемой человеком, его головной мозг, как это показали исследования последних лет, использует механизм памяти (нарушение памяти см. на рис.).
Физиологической основой памяти являются <следы> происходящих в нервной системе процессов. При восприятии предметов и явлений окружающего мира возникает сложная деятельность многих нервных клеток в головном мозге человека, и между ними устанавливаются определенные связи. Важная роль в физиологическом механизме памяти принадлежит условным рефлексам, образованию временных связей, детально изученных И.П. Павловым и его школой.
Различают следующие основные процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Эти процессы тесно друг с другом связаны и разделяются в известной мере условно. Запоминание воспринимаемых предметов и явлений, действий, поступков, мыслей и чувств может быть непроизвольным и произвольным.
При непроизвольном запоминании мы не ставим себе определенной цели в отношении того, что надо запомнить, но тем не менее запоминание происходит как бы само собой. Особенно часто так запоминаются предметы и явления, вызывающие у человека большой интерес, затрагивающие его эмоции, связанные с переживаниями.
Произвольное запоминание
осуществляется преднамеренно и
имеет целенаправленный характер. Если
при произвольном запоминании человек
использует специальные приемы для
наилучшего усвоения знаний, то оно
называется заучиванием. При заучивании
перед человеком могут
Как произвольное, так и непроизвольное, запоминание в значительной мере зависят от активности и направленности интересов, внимания человека. Исключительное значение для процессов запоминания играет селекция, отбор того, что необходимо запомнить, существенного для человека материала от всего остального, несущественного. Непроизвольному и произвольному запоминанию способствует многократное повторение.
Способность запомнить воспринимаемые предметы и явления может ухудшаться в состоянии усталости, когда человеку трудно сосредоточиться на запоминаемом материале. В особенности выраженными бывают эти затруднения при астенических состояниях, когда вследствие истощения нервной системы, вызванного ее перенапряжением или болезнью, развиваются общая слабость, вялость, повышенная отвлекаемость и утомляемость. Расстройства запоминания возникают также часто при склерозе сосудов головного мозга.
Особенно резкие нарушения запоминания развиваются при своеобразном синдроме расстройств памяти, описанном впервые известным русским психиатром С.С. Корсаковым и получившем название корсаковского синдрома. Этот синдром наблюдается при хроническом алкоголизме, травмах, склерозе сосудов головного мозга. Одной из наиболее характерных особенностей корсаковского синдрома является расстройство запоминания текущих событий. Больные не могут запомнить, обедали ли они сегодня, был ли обход врача, посетили ли их в этот день родственники.
Даже при очень сильном снижении способности запоминать текущие события выявляется определенное влияние на запоминание особенностей эмоциональной сферы больных, хотя и измененной.
Одна из больных с резким снижением интеллекта и памяти, обеднением интересов и эмоций, вызванных атрофическим процессом в головном мозгу (болезнь Пика), никак не могла вспомнить, что у нее была и только что ушла родная сестра, но запомнила, что в тумбочке лежат яблоки, только что принесенные этой сестрой.
Объем материала, который
может запомнить человек, находится
в прямой зависимости от степени
связи друг с другом отдельных
частей, подлежащих запоминанию. Если
человек должен запомнить не связанные
друг с другом части материала, то
говорят о механическом запоминании.
Как показали результаты ряда экспериментально-
Сходные результаты получаются
при предъявлении для запоминания
слогов, цифр. Это число запоминаемых
при однократном предъявлении частей
материала оказалось довольно устойчивым,
независимо от способа предъявления
материала для запоминания - на слух,
зрительно или с помощью
Объем запоминаемого материала
в значительной мере возрастает, если
вместо механического заучивания, основанного
на простых ассоциациях, человек
использует для запоминания логические,
смысловые связи между
При психических и нервных
заболеваниях расстройства механической
и логической памяти могут наблюдаться
в известной мере изолированно друг
от друга. Так, у некоторых больных
с распространенным, но не грубо
выраженным склерозом сосудов головного
мозга нередко больше всего страдает
механическая память. В то же время
использование смысловых связей
помогает этим больным компенсировать
дефекты механического
Различают два основных типа
сохранения материала в памяти: кратковременную
и долговременную память. Для кратковременной
памяти считается характерным
В опытах Эббингауза было показано, что при заучивании в памяти осталось только 44% этого материала, а через двое суток - лишь 28%. В последующие дни снижение <кривой забывания> происходило очень медленно (см. рис.). Большая часть материала, заучивавшегося в опытах Эббингауза, сохранялась лишь в кратковременной памяти.
В клинике ухудшение
Особенно часто антероградная
амнезия наблюдается при
Воспроизведение может быть произвольным и непроизвольным. Непроизвольное воспроизведение осуществляется без специальной цели что-либо вспомнить, оно возникает как бы само по себе, непреднамеренно. Так, идя по улице и рассматривая знакомые места, человек начинает представлять себе давно прошедшие события, в его памяти непроизвольно возникают образы людей, связанные с этими событиями. Произвольное воспроизведение вызывается сознательной постановкой задачи вспомнить что-либо. При этом типе воспроизведения человек преднамеренно стремиться вспомнить определенные сведения, события, обстоятельства.
В случае, если произвольное
воспроизведение требует
Важной чертой воспроизведения, особенно произвольного, является его избирательный характер. Воспроизведение одних и тех же событий разными людьми отличается в зависимости от их интересов, эмоционального состояния, жизненного опыта, отношений личности.
С воспроизведением тесно
связано узнавание
Наблюдаются и противоположные случаи, когда больные испытывают ощущение <никогда не виденного> (Jamais vue) в хорошо знакомых им ситуациях. Близким к ощущению <никогда не виденного> является расстройство воспроизведения, получившее название криптамнезии. Так, один известный английский поэт, страдавший в глубокой старост кригггамнезией, читал друзьям свои давно написанные стихи, считая, что он их только что сочинил. Следовательно, воспроизводя свои ранние стихи, поэт испытывал ощущение <никогда не виденного>, ему представлялось, что эти стихи он читает впервые.
Нарушения воспроизведения могут быть связаны как непосредственно с дефектами процесса извлечения из памяти тех сведений, которые в ней хранятся, так и вызываться вторично - в результате расстройств сохранения материала памяти. С этих позиций следует понимать гипомнезии и гипермнезии.
При гипомнезиях отмечается ослабление памяти на текущие и давно прошедшие события (при амнезиях - полное выпадение определенного периода жизни из памяти). Для гипермнезии, встречающихся в клинике довольно редко, характерным является резкое обострение способности воспроизводить сведения, которые до болезни, казалось бы, не сохранились в памяти. Так, И.Ф. Случев-ский описал студентку медицинского института, которая в состоянии кратковременного психоза малярийного происхождения цитировала дословно большие разделы учебника по анатомии, хотя до заболевания преподаватели считали, что у нее имеются <довольно посредственные> знания по анатомии.
Повышение способности воспроизведения отмечается также иногда во время гипноза. Находящиеся в гипнотическом состоянии люди могут вспомнить события своей жизни, включая раннее детство, которые представлялись им прочно забытыми.
К расстройствам воспроизведения
относятся парамнезии - кон-фабуляции
и псевдореминисценции. При конфабуляциях
больные резко искажают и замещают
основное содержание воспроизводимого
материала, заполняют его большим
числом ложных деталей. Особенно часто
конфабуляции наблюдаются у больных
с поражением лобных долей мозга.
Конфабуляции считаются также одним
из характерных признаков
Псевдореминисценции отличаются от конфабуляции большей устойчивостью, повторно высказываются больными. Конфабуляции преимущественно относятся к настоящему, а псевдореминисценции - к прошлому.
Способность воспроизведения может нарушаться под влиянием патологических установок личности, например при так называемых реактивных состояниях (функциональные изменения психики под влиянием тяжелых переживаний). Амнезия распространяется на отдельные системы событий, например на все, что связано со смертью дорогого человека, и обычно отличается кратковременностью.
Закономерности
Памяти объем - это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации. Объем памяти - это число единиц, немедленно воспроизводимых после предъявления.
Эффект Б.В. Зейгарник (1927) - лучшее воспроизведение в памяти незавершенных действий по сравнению с завершенными. Свидетельствует о роли личностно-мотивационного компонента в структуре мнемической деятельности.