Феномен человека: проблема соотношения биологического, социального и духовного в человеке

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 10:24, реферат

Краткое описание

Человек – существо биосоциальное, то есть одновременно биологическое и социальное. Не следует забывать, что он часть природы, ее продукт и является предметом изучения различных отраслей естественных и общественных наук. Хотя специфически биологические признаки опосредованы социальным бытием, это нельзя понимать как отказ от рассмотрения его биологических характеристик, тем более что они имеют огромное значение в его социальной жизни.

Оглавление

Введение…………………………………………………………… 3
Феномен человека в современных представлениях ..……………4
Структура природы человека…………..………………………….6
Проблема соотношений биологического, социального
и духовного в человеческом поведении.…………………………9
Заключение…………………………………………………………13
Библиография………………………………………………………14

Файлы: 1 файл

реферат психология и педагогикаdoc.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

       В свое время английский священник  и экономист Т. Мальтус2 выдвинул  тезис о том, что общественная жизнь является ареной борьбы за существование между отдельными индивидами и что успеха в этой борьбе должны добиваться  наиболее приспособленные.

     Особо надо сказать о тех концепциях, к которых при всем внешнем  признании важности биологическою фактора высказываются оптимистические  утверждения о возможности быстрого и необратимого изменения человеческой природы в нужную сторону за счет одних только внешних воспитательных воздействий. История знает много примеров того, как с помощью мощных социальных рычагов менялась общественная психология (вплоть до массовых психозов), но всегда эти процессы были кратковременны и, главное, обратимы. Человек после временного исступления всегда возвращается к своему исходному состоянию, а иной раз и теряет при этом даже достигнутые рубежи. Культурологическая штурмовщина и краткосрочные изматывающие рывки не  имеют никакого исторического и социального смысла — они  только дезориентируют политическую волю и ослабляют действенность самих социальных рычагов.

     Характерное для социологизаторских трактовок  пренебрежение к биологическому в человеке отчасти коренится в христианской традиции, в которой духовное резко противопоставлялось телесному, плотскому как возвышенное — низменному. И хотя в целом различения социального и биологического, с одной стороны, духовного и телесного—с другой, не совпадают, однако между ними есть и определенные пересечения. Например, влияние этой традиции явственно ощущается, когда в социологизаторских трактовках человека социальное не только противопоставляется биологическому, но и оценивается как нечто более высокое, более «благородное».

     Какова  же позиция марксизма в вопросе  о соотношении социального и биологического в человеке? К. Маркс, подчеркивал, что определяющим в человеке является социальное. Человек и общество неразрывны: только в  обществе, в рамках конкретных социальных образований, он реализуется как человек, всегда оставаясь «сущностью всех этих социальных образований, но эти образования выступают также и как его действительная всеобщность, поэтому также и как общее  всем людям». Сознание и мышление человека возникают как общественный продукт и, следовательно, оказываются вторичными по  отношению к его общественному бытию. На этой основе формируются и специфически человеческие материальные и духовные потребности, которые наряду с другими характеристиками также определяют сущность человека.

     Определяя социальную сущность человека, подчеркивая значение его общественных связей и характеристик, марксизм отнюдь не нивелирует особенностей отдельных индивидов, не принижает их специфических качеств как личностей, наделенных характером, волей, способностями и страстями.

     Напротив, обращая внимание на общие закономерности, он стремится  рельефнее оттенить, научно объяснить эти личностные качества людей. И здесь важно обращение не только к социальной сущности, но и к биологической природе. Не случайно Маркс придавал очень большое значение рассмотрению человека как предметного, чувственного существа, характеризуя отдельные  особенности и влечения которого (страсть и т. п.) также как его «сущностные  силы».

     «Человек,— писал он, — является непосредственно природным  существом. В качестве природного существа он наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом; эти силы существуют в нем  в виде задатков и способностей, в виде влечений...».

     Такой подход нашел разностороннее обоснование  и развитие в трудах Энгельса, подчеркивавшего, что мы не властвуем над природой, «наоборот, нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим ей и находимся внутри ее...».

     Биологическая природа человека принималась Энгельсом  как нечто  исходное, хотя, безусловно, недостаточное для объяснения истории и самого человека. В письме К. Марксу он отмечал, что «мы должны исходить из «я», из эмпирического, телесного индивида, но не для того, чтобы застрять на этом... а чтобы от него подняться к «человеку».3 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Биологическая и социальная формы движения материи  «соседствуют» в эволюционной картине  мира: в ходе поступательного развития материи на базе ее биологической формы возникает качественно новое явление — общество. Поэтому взаимодействие закономерностей этих уровней действительности создает сложный комплекс проблем, касающихся роли и места каждого из них в различных сферах социального.

     Будучи  биосоциальным существом, человек  испытывает на себе взаимодействие генетической и социальной программ. Носителем генетических свойств служат молекулы ДНК, носителем же социальной программы является опыт человечества, который передается новым поколениям путем обучения и воспитания.

     Естественный  отбор уже давно не имеет решающего  значения в жизнедеятельности людей. Это обстоятельство погасило для них биологическую эволюцию в виде расо - и видообразования. Генетика свидетельствует о том, что  наследственный потенциал человека неисчерпаем и может сохраняться неограниченно долгое время. В то же время социальные условия существования людей стали все больше определять их развитие и развитие общества.

     Человек представляет собой целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из  двух: природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид это не простая арифметическая  сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени – человеческой личности. 
 
 
 
 

     Библиография.  

  1. Каримский А.М. Социальный биологизм: природа  и идеологическая  направленность.—М.: Мысль, 1984.
  2. Карпинская Р.С., Никольский С.А. Социобиология: критический анализ. Мысль, 1988.
  3. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию.— М.: Аспект Пресс,  1996.
  4. Спиркин А.Г. основы философии.—М.: Политиздат, 1988.
  5. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура.—М.: Ренессанс, 1992.
  6. Становление человечества. Ж. Карбонье. М., Прогресс, 1996.
  7. Сызранов С.П. Общая психология. М., 1999.
  8. Биологическое и социальное в человеке. М., 2000.

Информация о работе Феномен человека: проблема соотношения биологического, социального и духовного в человеке