Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 10:24, реферат
Человек – существо биосоциальное, то есть одновременно биологическое и социальное. Не следует забывать, что он часть природы, ее продукт и является предметом изучения различных отраслей естественных и общественных наук. Хотя специфически биологические признаки опосредованы социальным бытием, это нельзя понимать как отказ от рассмотрения его биологических характеристик, тем более что они имеют огромное значение в его социальной жизни.
Введение…………………………………………………………… 3
Феномен человека в современных представлениях ..……………4
Структура природы человека…………..………………………….6
Проблема соотношений биологического, социального
и духовного в человеческом поведении.…………………………9
Заключение…………………………………………………………13
Библиография………………………………………………………14
Московский
институт экономики, менеджмента и
права (МИЭМП)
Кафедра
гуманитарной социальной дисциплины.
Реферат
По дисциплине «Психология и педагогика»
На
тему: «Феномен человека: проблема соотношения
биологического, социального и духовного
в человеке»
Выполнил: студентка
группы УС 10.1/0-10. Бакланова И.С.
Проверил:
профессор Горбачев В.Т.
Москва,2010
Содержание:
Введение……………………………………………
Феномен
человека в современных представлениях
..……………4
Структура
природы человека…………..……………………
Проблема соотношений биологического, социального
и
духовного в человеческом поведении.…………………………9
Заключение………………………………………
Библиография…………………………………
Введение
Интереснее, чем сам человек, ничего в мире нет1.
В. А. Сухомлинский
Человек – существо биосоциальное, то есть одновременно биологическое и социальное. Не следует забывать, что он часть природы, ее продукт и является предметом изучения различных отраслей естественных и общественных наук. Хотя специфически биологические признаки опосредованы социальным бытием, это нельзя понимать как отказ от рассмотрения его биологических характеристик, тем более что они имеют огромное значение в его социальной жизни.
Биологические характеристики человека не включаются в понятие личности. В этом понятии фиксируются специфические общественные характеристики человека.
Раскрывая
содержание социальной среды как
определяющего фактора развития
личности, необходимо вычленить из
нее «микросреду», или среду ближайшего
окружения личности. Именно она играет
большую роль в формировании индивидуальности.
Феномен
человека в современных представлениях
Характерное для нынешнего периода развития человечества, растущее его влияние на окружающую среду приводит к существенным её изменениям. Изменяющиеся условия обитания человека, в свою очередь, влияют на него самого, ускоряя его эволюцию. Оба этих взаимосвязанных процесса породили уже немало проблем, существенно влияющих на перспективы развития Человечества. Главная проблема выражается в возникшем противоречии между быстро изменяющимися условиями существования и свойствами самого человека.
Отмечается, что в настоящее время наблюдаются признаки формирующегося нового человека, позволяющие быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям среды. Это проявляется в таких явлениях как акселерация, всё чаще встречаются случаи сенситивных возможностей, повышается интеллект, наблюдаются случаи воздействия на собственный организм и организм других людей с целью лечения, придания ему более совершенных функций и т.д. Подобные проявления особенно выражены у лиц, практикующих различные методы самореализации.
Приобретение новых качеств и свойств и дальнейшее развитие существовавших ранее сопровождается очень серьезными переменами и событиями, чреватыми тяжелыми потерями. Формирование нового биологического вида приводит к возникновению принципиально новых общественных структур, взаимоотношений между их членами. И все это неизбежно отражается на самом человеке.
Таким образом, речь идет о зарождении новой цивилизации и это происходит с нарастающим ускорением. Человечество должно правильно оценивать происходящее и влиять на него, чтобы формирование нового биологического вида и новых общественных структур происходило с наименьшими потерями.
Учитывая
колоссальные возможности, которыми будет
располагать человек уже недалекого будущего,
важно, чтобы он был высокодуховным. Актуальным
в связи с этим является воздействие на
современного человека с целью максимального
развития его духовного потенциала. Иначе
говоря, сейчас должен произойти переход
от человека разумного к человеку духовному.
Особый смысл в связи с этим приобретает
обращение к практикам и духовным школам,
позволяющим обеспечивать этот переход.
Структура
природы человека
В структуре природы человека можно обнаружить три составляющие её части: природа биологическая, природа социальная и природа духовная.
В
биологической природе человека
генетически закладывается
Биологическая природа - это та единственная реальная основа, на которой рождается и существует человек. Каждый отдельный индивид, каждый человек существует с того времени и до тех пор, пока существует и живёт его биологическая природа. Но со всей своей биологической природой человек принадлежит животному миру. И рождается человек только как животный вид Homo Sapiens; рождается не человеком, а только кандидатом на человека. Новорождённому биологическому существу Homo Sapiens ещё только предстоит стать человеком в полном смысле этого слова.
Описание социальной природы человека начнём с определения общества. Общество - это объединение людей для совместного производства, распределения и потребления материальных и духовных благ; для воспроизводства рода своего и своего образа жизни. Такое объединение осуществляется, как и в животном мире, для поддержания индивидуального существования особи и для воспроизводства Homo Sapiens как биологического вида. Но в отличие от животных поведение человека - как существа, которому присуще сознание и способность к труду - в коллективе себе подобных управляется не инстинктами, а общественным мнением. В процессе усвоения элементов общественной жизни кандидат на человека превращается в настоящего человека. Процесс приобретения новорожденным элементов общественной жизни называется социализацией человека. Огромное влияние на формирование мировоззрения человека оказывает воспитание. Оно осуществляется системой семейного, общественного и государственного воспитания через детские ясли и садики, школу, детские и юношеские организации. Именно здесь закладываются основы общения личности, выработка общественных идеалов, формируется идеал смысла жизни, идеал героизма, самопожертвования.
Ещё большее влияние на формирование того или иного типа мировоззрения оказывает социальное положение человека. Социальное положение рабочего, бизнесмена, служащего, а также более узко - инженера, военного, санитара и так далее диктует каждому свои социальные интересы, которые вытекают из их социального положения и места в обществе. На эти социальные интересы, как бы на стержень, нанизываются все личностные вкусы, привычки, стремления и действия. Исходя из своего социального положения человек, всегда принимает одни элементы мировоззрения и отбрасывает другие.
Духовная природа человека. Биологическая природа человека в условиях социальной жизни способствуют превращению его в человека, биологического индивида - в личность. Существует множество определений личности, выделения её признаков и характеристик. Личность - это совокупность духовного мира человека в неразрывной связи с его биологической природой в процессе общественной жизнедеятельности. Личность - это существо, которое со знанием дела (сознательно) принимает решения и несёт ответственность за свои поступки и поведение. Содержанием личности человека является его духовный мир, центральное место в котором занимает мировоззрение.
Благодаря полученным от природы особенностям своей психики человек в состоянии отразить и понять всё разнообразие окружающей действительности и в тоже время не свести всю свою духовную жизнь к отражению и познанию. В результате - духовный, субъективный мир человека, а вернее всего человечества так же неисчерпаем, как неисчерпаем и мир материальный, объективный. Таким образом, для человека существует мир материальный и мир духовный, как два качественно различные, но оба мира - безграничные и неисчерпаемые по своему содержанию и объёму. Правда, в мире материальном есть то, что ещё не нашло своего отражения в мире духовном. Но все это полностью компенсируется тем, что в духовном мире есть то, чего нет и не может быть в мире материальном, а именно - продуктов фантазии, художественного творчества, в том числе и заблуждений.
Духовный
мир человека непосредственно рождается
в процессе деятельности его психики.
А в психике человека различаются
три составные части: Ум, Чувства
и Воля. Следовательно, в духовном
мире человека нет ничего другого, кроме
элементов интеллектуальной и эмоциональной
деятельности и волевых побуждений.
Проблема
соотношений биологического, социального
и духовного в человеческом поведении.
Включенность человека сразу в два мира — в мир общества и в мир органической природы — порождает немало проблем, касающихся как актуального существования людей, так и связанных с объяснением самой природы человека.
Признавая, что каждый человек уникален, своеобразен, неповторим, в практической жизни мы, однако, группируем людей по различным признакам, из которых одни (скажем, пол, возраст) определяются биологически, другие — социально, а некоторые взаимодействием биологического и социального. Возникает вопрос, какое же значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и группами людей?
Участниками дискуссий вокруг этих проблем, имеющих многовековую историю, являются не только философы, но и представители специальных наук о человеке, а также общественные деятели. Мировоззренческая значимость таких дискуссий очевидна. Ведь в ходе их не только выдвигаются, подвергаются критике и переосмысливаются теоретические концепции, но и вырабатываются новые линии практического действия, способствующие совершенствованию взаимоотношений между людьми.
Уникальность каждого человека—факт первостепенной философско-мировоззренческой важности. Признание бесконечного многообразия рода человеческого, а, следовательно, и бесконечного разнообразия способностей и дарований, которыми могут обладать люди, есть один из основополагающих принципов гуманизма. Во времена культа личности Сталина в нашей стране, как известно, было в ходу утверждение: «Незаменимых людей нет».Оно использовалось для обоснования отношения к отдельному человеку как «винтику» громадной машины, для оправдания попрания прав и достоинства человека. Признание же уникальности и самоценности каждого человеческого существа прямо противоположно такому пониманию человека и такой антигуманной практике.
Приведенные примеры говорят о трудности, если не невозможности однозначной расшифровки словосочетания «соотношение биологического и социального». Очевидно, лишь конкретные предмет и цель исследования могут задать границы его точных значений. Для предупреждения смысловой путаницы следует, прежде всего, различать конкретно-научный и философский аспекты проблемы биологического и социального.
Биологическая и социальная формы движения материи «соседствуют» в эволюционной картине мира: в ходе поступательного развития материи на базе ее биологической формы возникает качественно новое явление — общество. Поэтому взаимодействие закономерностей этих уровней в действительности создает сложный комплекс проблем, касающихся роли и места каждого из них в различных сферах социального. Вследствие этого образуется богатейшая гносеологическая почва для метафизических и идеалистических ошибок, которые подкрепляются и закрепляются классовым интересом и включаются в идеологическое обращение. Наиболее распространенная из ошибок связана с таким сведением (редуцированием) социального к биологическому, которое ведет к подмене первого вторым. Она-то часто и лежит в основе свойственного буржуазной философии неисторического подхода к человеку и социальной действительности. Поучительно проследить истоки этой концепции.